ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9786/18 от 10.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Двирнык Н.В.

дело № 33а-9786/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 10 декабря 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Хожаиновой О.В.,

судей Терентьевой Н.А., Кучеренко Н.В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щиголевой Татьяны Филипповны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Елене Александровне, заинтересованные лица: Администрация города Ялты Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ялты, Управление земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты Республики Крым, о признании решения незаконным, обязании совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 июня 2018 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Щиголева Т.Ф. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Е.А., в котором просила признать незаконным решение государственного регистратора Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Е.А. от 9 января 2018 г. № 90/021/102/151/2017-6429 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность в срок 7 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу осуществить государственную регистрацию права собственности Щиголевой Т.Ф. на указанный выше жилой дом.

Требования мотивированы тем, что приведённый жилой дом принадлежит Щиголевой Т.Ф. на основании нотариально удостоверенного договора дарения, и расположен на земельном участке, площадью 215 кв.м., также принадлежащем административному истцу на праве собственности на основании государственного акта. На протяжении нескольких лет в связи с ветхостью строения до 2008 г. Щиголева Т.Ф. реконструировала дом, вследствие чего его площадь увеличилась до 185,3 кв.м. 22 ноября 2017 г. Щиголева Т.Ф. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом. Однако, оспариваемым решением в осуществлении государственной регистрации было отказано по тем основаниям, что в Единый государственный реестр недвижимости внесено обременение на основании Закона Республики Крым от 7 июля 2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», Постановления Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 г. № 582 «О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории». Согласно указанных нормативных актов в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта создана зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории. Административный истец считает оспариваемый отказ незаконным, поскольку указанные в сообщении основания отсутствуют в перечне оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 июня 2018г. административный иск удовлетворён частично: признано незаконным решение государственного регистратора Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 9 января 2018 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – <адрес>; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Щиголевой Т.Ф. о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – <адрес>; с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым взыскана в пользу Щиголевой Т.Ф. сумма государственной пошлины в размере 300,00 рублей. В иной части в удовлетворении административного иска Щиголевой Т.Ф. отказано.

В апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принято во внимание, что при проведении правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором было установлено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, обременён в соответствии со статьёй 56 Земельного кодекса Российской Федерации. Такое обременение внесено в Единый государственный реестр недвижимости на основании Закона Республики Крым от 7 июля 2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», постановления Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 г. № 582 «О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории». Согласно указанных нормативных актов в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта создана зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории. Исходя из особенностей правового режима в границах архитектурно-планировочной зоны, предусмотренной частью 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 7 июля 2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 9 января 2018 г. принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности в соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Щиголева Т.Ф. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Е.А., представители Администрации города Ялты Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства г. Ялты, Управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно которому основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.

Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании договора дарения Щиголевой Т.Ф. принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Также административному истцу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок, серия . Целевое назначение указанного земельного участка – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.

Сведения о данном земельном участке, как о ранее учтённом, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с указанием вида разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административным истцом был представлен оригинал решения Ялтинского городского совета АР Крым от 17 марта 2000 г. № 91 (1), которым Щиголевой Т.Ф. разрешено в течение одного года производство проектно-изыскательских работ на реконструкцию домовладения по <адрес>.

22 ноября 2017 г. Щиголева Т.Ф. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

К указанному заявлению административным истцом было предоставлено, в том числе, заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, технический план здания, декларацию об объекте недвижимости от 20 ноября 2017 г., государственный акт на право собственности на земельный участок, договор дарения

7 декабря 2017 г. в адрес Щиголевой Т.Ф. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на срок до 9 января 2018 г. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В указанном уведомлении сообщено о направлении межведомственных запросов, в том числе в Службу государственного строительного контроля Республики Крым.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Е.А. от 9 января 2018 г. № 90/021/151/2017-6429 Щиголевой Т.Ф. было отказано в государственной регистрации права собственности на объект, расположенный по адресу: <адрес>, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Данное сообщение мотивировано тем, что при проведении правовой экспертизы было установлено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, обременён в соответствии со статьёй 56 Земельного кодекса Российской Федерации. Обременение было внесено на основании Закона Республики Крым от июля 2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», Постановления Совета министров Республики Крым от 11 октября 2017 г. № 532 «Об утверждении Порядка определения размера и внесения платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка, расположенного в границах зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории». Согласно указанным актам на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, имеющий особую историко-культурную, экологическую и рекреационную ценность, создана зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории. При этом, в силу части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от июля 2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; 2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нормы Закона Республики Крым от 7 июля 2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» не распространяются на уже существующую постройку, реконструкция которой осуществлена до вступления его в законную силу. В связи с чем, у государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности в связи с наличием обременения на основании Закона Республики Крым от 7 июля 2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», Постановления Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 г. № 582 «О создании зон с особой с особой архитектурно-планировочной организацией территории».

Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

К заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом, в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 26 названного закона, осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).

Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьёй (часть 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2016 г. № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.

В соответствии со статьёй 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на объект незавершённого строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершённого строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершённого строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Частью 7 статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что до 1 марта 2018 года основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются только технический план указанного объекта индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при её наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Согласно статье 8-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) положения части 10 статьи 40, части 7 статьи 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» применяются на территории Республики Крым с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.

Основаниями для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности физического лица на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, в срок до 1 марта 2018 года, а также на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешённого использования которого соответствует видам разрешённого использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», «Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)» (расположенном в границах населённого пункта), «Объекты гаражного назначения (код 2.7.1)», «Ведение садоводства (код 13.2)», «Ведение дачного хозяйства (код 13.3)», предусмотренным классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.

Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующий объект не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке (часть 2 статьи 8-1).

В силу части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Законом Республики Крым от 7 июля 2017 г. № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно -планировочной организацией территории» (далее Закон № 409-ЗРК) установлены особенности создания в Республике Крым зон с особой архитектурно- планировочной организацией территории.

Сведения об архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 4 статьи 2 Закона № 409-ЗРК/2017).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 07 июля 2017 года № 409-ЗРК в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; 2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.

Согласно части 3 указанной статьи запрет, указанный в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, не распространяется:1) на объекты, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым или местного бюджета, а также объекты, реализуемые в рамках инвестиционных соглашений, при условии наличия документации по планировке территории, утверждённой в соответствии с требованиями настоящего Закона; 2) на объекты и территории, для которых требуется проведение срочных противоаварийных и (или) аварийно-восстановительных работ по решению соответствующей комиссии о ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций; 3) на объекты, имеющие особое социальное значение для Республики Крым.

Указанный Закон вступил в силу 23 июля 2017 г.

8 ноября 2017 г. принято Постановление Совета министров Республики Крым № 582 «О создании зон с особой архитектурно – планировочной организацией территории», согласно которому указанная зона создана на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, имеющей особую историко-культурную, экологическую и рекреационную ценность.

Как следует из кадастровой выписки на жилой дом, кадастровый , год ввода в эксплуатацию (завершение строительства) -2008 г.

Согласно части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, поскольку в Законе № 409-ЗРК прямо не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, при этом, жилой дом принадлежит административному истцу на основании договора дарении, проверка законности которого не подлежит проведению на основании статьи 59 Федерального закона № 218-ФЗ, а реконструкция указанного дома была осуществлена на основании решения органа местного самоуправления и завершена в 2008 г., то есть до вступления в силу Закона № 409-ЗРК, а также с учётом того, что жилой дом расположен на земельном участке, принадлежащем административному истцу на праве собственности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права на жилой дом ввиду наличия обременения земельного участка, на котором он расположен.

В связи с указанным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации на основании статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ.

С учётом изложенного выше и обстоятельств, установленных по делу, оспариваемый отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности, оформленный сообщением от 9 января 2018 г. № 90/021/102/151/2017-6429, правомерно признан судом первой инстанции незаконным.

Признав незаконными оспариваемый отказ Государственного комитета по государственной регистрации Республики Крым, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления, поскольку разрешение вопросов о проведении регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 июня 2018г. по административному делу № 2а-1070/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: О.В. Хожаинова

Судьи: Н.А. Терентьева

Н.В. Кучеренко