судья: Вильховый И.Н. | дело № 33а-9789/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 14 декабря 2017 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В.,
судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А-В.,
при секретаре Колесник Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, о признании постановления незаконным, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2017 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
ФИО2 обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просила признать незаконным постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 12 декабря 2016 г. № 3366-п «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>»; обязать администрацию города Евпатории Республики Крым в месячный срок со дня вступления в силу решения суда утвердить и выдать ФИО2 схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи ФИО2 принадлежит квартира № в доме № по ул. <адрес>, Республики Крым. На территории домовладения расположены хозяйственно-бытовые строения - сараи, гаражи. В октябре 2016 г. ФИО2 обратилась в администрацию города Евпатории Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 398,00 кв.м., на кадастровом плане территории в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утверждённым постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 30 июня 2016 г. № 1678-п. Однако, 12 декабря 2016 г. администрацией города Евпатории Республики Крым было принято оспариваемое постановление, мотивированное нарушением предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, ввиду того, что образование земельного участка осуществляется с нарушением требований, установленных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с расположенной на образуемом земельном участке самовольной постройкой, возведённой, созданной без получения на это необходимых разрешений, при этом лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности, что приводит также и к нарушению требований к образуемым земельным участкам, установленных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Данный отказ ФИО2 считает незаконным, нарушающим её права.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2017 г. ФИО2 отказано в удовлетворении требований административного искового заявления.
Не согласившись с постановленным решением, административный истец ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции ошибочны и не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО2, представители администрации города Евпатории Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ФИО2 является собственником квартиры №, расположенной в доме № по ул. <адрес>, жилой площадью 16,6 кв.м., общей площадью 21,5 кв.м., которая состоит из помещений №1-прихожая, № 2-кухня, № 3 - жилая комната, на основании договора купли-продажи, удостоверенного частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа АР Крым ФИО1 24 декабря 2012 г. (реестр №).
6 сентября 2016 г. ФИО2 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, с предварительным согласованием, площадью 398,00 кв.м, по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 12 декабря 2016 г. № 3366-п «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>» административному истцу было отказано в утверждении приведённой схемы.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО2, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком правомерно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований, послуживших для принятия такого решения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон № 66-ЗРК).
Согласно статье 15 Закона № 66-ЗРК подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до 1 января 2019 года.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определённых Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются:
1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации;
2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 г. № 44 утверждён Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории (далее Порядок № 44).
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 30 июня 2016 г. № 1678-п утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте» в новой редакции (далее Административный регламент).
Согласно пункту 2.8.2 Административного регламента заявителю отказывается в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям:
1) наличия в заявлении, предоставленных документах подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных, не оговоренных в них исправлений, наличие документов, текст которых не поддаётся прочтению, несоответствие прилагаемых, в том числе в электронной форме, копий документов оригиналам;
2) предоставления неполного комплекта документов;
3) на земельный участок (часть земельного участка) оформлены права других лиц, проводятся работы по предоставлению земельною участка либо работы по формированию земельного участка, за исключением схем расположения земельных участков, занимаемых линейными сооружениями;
4) отсутствия положительного технического заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений, в целях утверждения схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации (пункт 2.8.3 Административного регламента).
Оспариваемое постановление, со ссылками на статьи 11, 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Конституцию Республики Крым, Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Закон Республики Крым от 21 августа 2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», статьи 15, 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», постановление Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 г. № 44 «Об утверждении Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории», Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 30 июня 2016 г. № 1678-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте» в новой редакции, мотивировано тем, что в нарушение предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, требований к образуемым земельным участкам, ввиду того, что образование земельного участка осуществляется с нарушением требований, установленных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с расположенной на образуемом земельном участке самовольной постройкой, возведённой, созданной без получения на это необходимых разрешений, при этом, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности, что приводит также и к нарушению требований к образуемым земельным участкам, установленных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду того, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При принятии оспариваемого постановления администрацией города Евпатории Республики Крым была принята во внимание информация отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым от 26 сентября 2016 г. № 2661/01-09, управления муниципального контроля администрации города Евпатории Республики Крым от 17 ноября 2016 г. № УМК-1538/16.
Из материалов дела следует, что 17 июня 2016 г. должностными лицами управления муниципального контроля администрации города Евпатории Республики Крым был составлен акт осмотра (обследования) соблюдения земельного и градостроительного законодательства, в ходе которого было установлено, что собственником квартиры № по ул. <адрес>, ФИО2 на территории указанного домовладения осуществляются работы по реконструкции сарая лит «Е» и гаража лит. «З» с увеличением площади застройки в одно строение. Также в ходе осмотра и при изучении представленной технической документации с текущей регистрацией от 13 ноября 1969 г., 27 марта 2002 г., 4 июня 2013 г., было установлено, что ФИО2 выполнены работы по реконструкции части жилого дома лит «А» с надстройкой третьего этажа. Сараи лит. «Д», лит. «Ж», лит. «Б», лит «И» и уборная лит. «Уб» демонтированы. Также собственником квартиры № ФИО2 выполнено ограждение земельного участка капитальным забором, который разделяет территорию домовладения на 2 части.
В связи с выявленными нарушениями 22 июня 2016 г. ФИО2 было выдано предписание № 79.
Также информация о самовольно построенных: 2-х этажном жилом доме лит. «М» с подвалом, нежилом строении лит. «Н» (для использования под магазин), по ул. по адресу, <адрес> содержится в письме филиала ГУП Республики Крым «Крым БТИ» в городе Евпатории от 29 августа 2016г. № ЕВ/16/3986-1.
Изучив указанные обстоятельства, предоставленные доказательства в их совокупности, с учётом приведённых выше законоположений, судебная коллегия пришла к выводу, что материалами дела подтверждается наличие оснований и обоснованность отказа административного ответчика в утверждении схемы размещения испрашиваемого административным истцом земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2.8.3 Административного регламента, пунктом 3 части 16 статьи 11.10, и части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
Как разъяснено в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым решением не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию, изложенную в административном исковом заявлении, были предметом оценки суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2017 г. по административному делу № 2а-599/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: О.В. Хожаинова
Судьи: Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова