ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-981/2022 от 07.04.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Щербина И.С. 57RS0023-01-2021-006086-35

дело № 33а-981/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 апреля 2022 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Чуряева А.В., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Р.В.А., Р.И.А. к Орловскому областному Совету народных депутатов, председателю Орловского областного Совета народных депутатов М.Л.С. о признании решения органа государственной власти незаконным,

по частной жалобе представителя административных истцов - Р.В.А., Р.И.А.П.С.А. на определение Советского районного суда г. Орла от 31 января 2022 года, которым производство по административному делу прекращено.

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав представителей административного ответчика- Орловского областного Совета народных депутатов М.Ю.Н., К.Ю.В., возражавших против удовлетворения частной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административные истцы – Р.В.А., Р.И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Орловскому областному Совету народных депутатов о признании решения органа государственной власти незаконным.

В обоснование заявленных требований указывалось на то, что они являются депутатами Орловского областного Совета народных депутатов.

Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 06.10.2021 №2/11-ОС «О составе комитетов Орловского областного Совета народных депутатов» были утверждены составы комитетов Орловского областного Совета народных депутатов, в том числе комитет по бюджету, налогам и финансам.

По мнению административных истцов постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 06.10.2021 №2/11-ОС «О составе комитетов Орловского областного Совета народных депутатов» не соответствует Закону Орловской области «Об Орловском областном Совете народных депутатов» и Постановлению Орловского областного Совета народных депутатов №43/1292-ОС «О Регламенте Орловского областного Совета народных депутатов», нарушает их права в части включения в состав комитета по бюджету, налогам и финансам Г.А.В., Ж.Н.А., К.С.А., П.Н.М., П.С.Г., а также не включения их в состав указанного комитета.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ФИО1; в качестве заинтересованных лиц привлечены П.С.Г., Ф.А.А., Г.А.В., Ж.Н.А., К.С.А., П.Р.В., П.Н.М.

Судом постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе представитель административных истцов – Р.В.А., Р.И.А.П.С.А. ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции и направлении дела в районный суд для рассмотрения по существу.

Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что намерение депутатов быть включенными именно в комитет по бюджету, налогам и финансам не имеет правового значения, так как депутаты вправе свободно осуществлять одну из форм депутатской деятельности.

Указывает на то, что административные истцы, не являясь членами комитета по бюджету, налогам и финансам, лишены права голосовать на его заседаниях, а могут лишь присутствовать на заседаниях с правом совещательного голоса. При этом, ограничение в осуществлении одной формы депутатской деятельности не может быть обосновано наличием права осуществлять эту деятельность в иных формах.

Ссылается на то, что суд первой инстанции, в нарушение требований КАС РФ, не рассмотрев дело по существу, сделал вывод о наличии у административных истцов неисполненной обязанности по подаче заявления о включении в состав иного комитета.

Полагает, что прекращая производство по данному делу, суд первой инстанции нарушил право административных истцов на судебную защиту.

Административные истцы Р.В.А., Р.И.А., представитель административных истцов П.С.А., административный ответчик – председатель Орловского областного Совета народных депутатов ФИО1, заинтересованные лица Г.А.В., Ж.Н.А., К.С.А., П.Р.В., П.С.Г., П.Н.М., Ф.А.А. о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 315 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда.

В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно пункту 2 статьи 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в части 6 статьи 39, части 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении дела судом установлено, что административные истцы Р.В.А. и Р.И.А. являясь депутатами Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, обратились в суд за защитой своих прав как депутатов на участие в работе комитета по бюджету, налогам и финансам.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона Орловской области от 6 июня 2001 года № 201-ОЗ «Об Орловском областном Совете народных депутатов» органами Орловского областного Совета народных депутатов являются Президиум Орловского областного Совета народных депутатов; комитеты по основным направлениям законодательной деятельности Орловского областного Совета народных депутатов.

Согласно части 1 статьи 14 названного Закона комитеты Орловского областного Совета народных депутатов формируются из числа депутатов. Каждый депутат, за исключением Председателя Орловского областного Совета народных депутатов, должен входить в один из комитетов Орловского областного Совета народных депутатов.

Комитеты Орловского областного Совета народных депутатов формируются по основным направлениям законодательной деятельности Орловского областного Совета народных депутатов в соответствии с Регламентом Орловского областного Совета народных депутатов.

Частью 1 статьи 20 Регламента областного Совета, принятого постановлением областного Совета от 29 октября 2010 года № 43/1292-ОС «О Регламенте Орловского областного Совета народных депутатов» (далее-Регламент областного Совета), установлено, что областной Совет на срок, не превышающий срока полномочий областного Совета текущего созыва, формирует из депутатов областного Совета комитеты областного Совета, являющиеся постоянно действующими органами областного Совета.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Регламента областного Совета областной Совет образует, в том числе, комитет по бюджету, налогам и финансам.

Согласно части 3 статьи 20 Регламента областного Совета в случае необходимости областной Совет может образовывать и другие комитеты. Образование или упразднение комитета, а также изменение его названия осуществляются путем принятия постановления областного Совета о внесении изменений в часть 2 указанной статьи.

В соответствии со статьей 21 Регламента областного Совета комитеты областного Совета формируются из числа депутатов областного Совета на основании их письменных заявлений и, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений.

Как видно из материалов дела, 6 октября 2021 года состоялось второе заседание Орловского областного Совета народных депутатов.

Административные истцы Р.В.А. и Р.И.А. принимали участие в указанном заседании Орловского областного Совета народных депутатов.

Согласно протоколу второго заседания Орловского областного Совета народных депутатов от 6 октября 2021 года при решении вопроса о принятии проекта постановления Орловского областного Совета народных депутатов «О составе комитетов Орловского областного Совета народных депутатов» проголосовало: «за» - 42, «против» - 2, «воздержалось»-1 (л.д.81-100).

По итогам голосования было принято постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 06.10.2021 №2/11-ОС «О составе комитетов Орловского областного Совета народных депутатов», которым утвержден состав комитетов областного Совета на срок полномочий областного Совета созыва 2021 - 2026 годов, в том числе комитета по бюджету, налогам и финансам, куда вошли Г.А.В., Ж.Н.А., К.С.А., П.Р.В., П.С.Г., П.Н.М., Ф.А.А.(л.д.28).

Указанное постановление было подписано Председателем Орловского областного Совета народных депутатов ФИО1 по окончании процедуры голосования (л.д.68).

Учитывая, что оспариваемое постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 06.10.2021 №2/11-ОС «О составе комитетов Орловского областного Совета народных депутатов» принято большинством голосов представительного органа муниципального образования в пределах предоставленных полномочий, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу, так как действующее законодательство не предусматривает право депутата на оспаривание решений и действий органа представительной власти, членом которого он является, принятых в сфере осуществления этими органами властных полномочий, а также депутат, входящий в состав представительного органа местного самоуправления, не вправе оспаривать в порядке, предусмотренном КАС РФ, принятые при его участии решения данного представительного органа.

Из существа административного иска следует, что фактически, административные истцы пытаются разрешить между ними, как депутатами Орловского областного Совета народных депутатов, и Орловским областным Советом народных депутатов процедурный вопрос, возникший из внутренней деятельности Орловского областного Совета народных депутатов и не связанный с наличием отношений «власть-подчинение».

Следовательно, в данном случае по обращению депутатов в порядке, предусмотренном КАС РФ, не может осуществляться судебный контроль в отношении оспариваемого постановления Орловского областного Совета народных депутатов от 06.10.2021 №2/11-ОС «О составе комитетов Орловского областного Совета народных депутатов».

Вопреки доводам частной жалобы о нарушении права административных истцов на судебную защиту, прекращение производства по данному административному делу не может быть расценено как ограничение права на доступ к правосудию, поскольку заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке КАС РФ.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда.

Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

определение Советского районного суда г. Орла от 31 января 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя административных истцов Р.В.А., Р.И.А.П.С.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи