ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9824/2016 от 27.09.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело а-9824-2016

Судья Буйлук А.А.

Докладчик Разуваева А.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Галиной В.А.

судей Разуваевой А.Л., Курановой Л.А.

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 27 сентября 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе ТСЖ «Революции 7» на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 07 июня 2016 г., которым отказано в удовлетворении требований административного иска ТСЖ «Революции 7» к прокурору Железнодорожного района г. Новосибирска о признании представления прокурора незаконным и его отмене.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., объяснения представителя ТСЖ «Революции 7» Максимовой В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ТСЖ «Революции 7» обратилось в суд с иском о признании незаконным и отмене представления прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска от 16.03.2016.

В обоснование административного иска указано, что прокурором Железнодорожного района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства ТСЖ «Революции 7», по результатам которой 16.03.2016 внесено представление об устранении выявленных нарушений, а именно: о принятии в члены товарищества собственников жилья С. на основании ее заявления и договора на передачу квартиры в собственность № 44512 от 14.01.1993.

По мнению административного истца, при вынесении представления прокурором не были учтены положения ст. 143 Жилищного кодекса РФ, согласно которым правом на членство в товариществе обладают только собственники помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, согласно п. 4.2 Устава ТСЖ «Революции 7» членство в ТСЖ возникает у собственника помещения на основании заявления о вступлении в ТСЖ, которое подается на имя председателя ТСЖ с приложением свидетельства о государственной регистрации права собственности и технического паспорта на занимаемое жилое и/или нежилое помещение.

В соответствии с нормами действующего законодательства документом, подтверждающим право собственности, является свидетельство о государственной регистрации права. С. в ТСЖ представлен договор на передачу квартиры в собственность № 44512 от 14.01.1993, не содержащий сведений о государственной регистрации права, технический паспорт на жилое помещение не представлялся.

Таким образом, у ТСЖ «Революции 7» отсутствовали достоверные сведения о наличии у С.. права собственности на объект недвижимости по адресу: <адрес>, а, следовательно, и основания для принятия Санниковой O.K. в члены ТСЖ.

В целях соблюдения положений ст. 48, 143 Жилищного Кодекса РФ требования ТСЖ о предоставлении С. достоверных сведений, подлежащих включению в реестр членов ТСЖ и учету при подсчете голосов при принятии решения членами ТСЖ являются законными. Исполнение представления прокурора приведет к невозможности исполнения ТСЖ обязанности по надлежащему ведению реестра членов ТСЖ, к нарушениям при подсчете голосов при голосовании на общих собраниях членов ТСЖ, нарушению прав иных членов ТСЖ.

ТСЖ «Революции 7» просило признать незаконным и отменить представление прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска от 16.03.2016 об устранении ТСЖ «Революции 7» нарушений жилищного законодательства.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось ТСЖ «Революции 7».

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 07 июня 2016 г. и постановлении нового решения об удовлетворении требований административного иска.

В обоснование апелляционной жалобы, со ссылкой на положения ст. 143 Жилищного Кодекса РФ указано, что членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления и отсутствует законодательно закрепленная процедура принятия собственника жилого помещения в члены ТСЖ, в связи с чем требования прокурора о принятии С. в члены ТСЖ не основаны на законе. Представленные С. документы, содержащие сведения об общей площади жилого помещения С., составлены на основании ранее действовавших норм, устанавливающих перечень составных частей жилого помещения, подлежащих включению в общую площадь, в том числе, включая балконы, лоджии. Между тем, актуальные нормы не включают балконы в общую площадь жилого помещения. Кроме того, изменились методики измерения.

Указанное, по мнению апеллянта, не позволяет с полной уверенностью судить о достоверности сведений об общей площади жилого помещения С., в связи с чем требования ТСЖ о предоставлении С. актуального технического паспорта основано на законе и не нарушает прав и законных интересов С.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой Железнодорожного района г. Новосибирска проведена проверка по обращению С.. о нарушении ТСЖ «Революции 7» жилищного законодательства, связанного с отказом в принятии в члены товарищества.

В ходе проверки установлено, что на основании договора на передачу (продажу) квартиры в совместную собственность № 44512 от 14.01.1993 г. С. приобрела в собственность <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>. С. обратилась в ТСЖ «Революции 7» с заявлением о вступлении в ТСЖ и представила указанный договор от 14.01.1993 в подтверждение права собственности на квартиру. Однако ей было отказано в принятии в члены ТСЖ.

Основанием для внесения прокурором представления от 16.03.2016 явилось выявленное в ходе проверки нарушение жилищного законодательства, а именно незаконный отказ С. в принятии в члены ТСЖ «Революции 7».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 143 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из того, что С. обратилась в ТСЖ «Революции 7» с заявлением о принятии в члены ТСЖ и в подтверждение права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме представила договор на передачу (продажу) квартиры в совместную собственность № 44512 от 14.01.1993, который в установленном законом порядке зарегистрирован в городском агентстве по приватизации жилья и сохраняет юридическую силу в настоящее время. Оснований для отказа С. в принятии в члены ТСЖ не имелось. Требования ТСЖ «Революции 7» о необходимости представления С. также технического паспорта жилого помещения излишне, поскольку в договоре приватизации параметры занимаемого жилого помещения указаны.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности оспариваемого представления, а доводы апелляционной жалобы считает необоснованными в силу следующего.

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Таким образом, прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 24.02.2005 N 84-О по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Оспариваемое представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, внесено прокурором района в рамках реализации предоставленных законом полномочий, права и законные интересы заявителя не нарушает.

Доказательства нарушения процедуры прокурорской проверки и внесения представления либо выход при этом за пределы предоставленных прокурору полномочий отсутствуют.

Последствий, перечисленных в статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, оспариваемое представление прокурора само по себе не влечет.

Доводы жалобы о том, что требование представления о принятии в члены ТСЖ С. противоречит требованиям закона и не может быть исполнено, поскольку у ТСЖ отсутствуют соответствующие полномочия, не могу служить основанием для признания незаконным представления прокурора, так как указанная в представлении формулировка предоставляет ТСЖ возможность в соответствии с действующим законодательством и Уставом инициировать решение вопроса о принятии С. в члены товарищества на основании ее заявления. Каким способом будут совершены товариществом вышеуказанные действия прокурором оставлено на усмотрение ТСЖ.

Ссылка в жалобе на представление собственниками жилого помещения в многоквартирном доме при вступлении в члены ТСЖ технического паспорта помещения основана на неправильном толковании норм Жилищного кодекса РФ, поэтому судебной коллегий отклоняется.

Часть 5 статьи 143 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается представитель ТСЖ в апелляционной жалобе, возлагает обязанность на члена товарищества собственников жилья предоставить правлению товарищества достоверные сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи (позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме), и своевременно информировать правление товарищества об их изменении.

Таким образом, данная обязанность возлагается на собственника, который уже является членом ТСЖ.

Согласно части 1 статьи 143 Жилищного кодекса РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

По смыслу данной нормы для возникновения членства в ТСЖ ничего не требуется, кроме заявления о вступлении в члены товарищества собственников жилья.

Таким образом, положения Жилищного кодекса РФ наделяют каждого собственника помещения правом стать членом ТСЖ, созданного в многоквартирном доме, при этом Устав ТСЖ не может изменить данного положения закона и ввести какие-либо ограничения, дополнения на вступление в ТСЖ собственника помещения в многоквартирном доме.

Собственнику достаточно подать заявление в ТСЖ и подтвердить свое право собственности на помещение в многоквартирном доме. Предоставление технического паспорта помещения не требуется.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм представление прокурора соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено в пределах предоставленных прокурору законом полномочий, не нарушает права и законные интересы ТСЖ.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, для отмены решения суде не установлено.

Руководствуясь ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 07 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Революции 7» – без удовлетворения.

Председательствующий В.А. Галина

Судьи А.Л. Разуваева

Л.А. Куранова