ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9847/17 от 28.07.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Борисова Е.А. адм. дело № 33а-9847/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 28 июля 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шилова А.Е.,

судей Лазаревой М.А., Черкуновой Л.В.,

при секретаре Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кирсанова А.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 8 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кирсанов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства Самарской области об оспаривании действий должностного лица.

В обоснование заявленных требований указал, что 20.12.2016 г. он обратился в министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в очередь участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированном в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403, которым необходимо предоставить жилые помещения вне соответствующих многоквартирных домов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов вне соответствующих многоквартирных домов согласно постановлению Правительства Самарской области от 25.10.2016 № 610.

09.01.2017 г. административным истцом получено письмо министерства строительства Самарской области за подписью руководителя департамента государственной политики в области строительства Атановой Е.В., из содержания которого следует, что министерство не вправе принять заявление Кирсанова А.В., поскольку им пропущен срок обращения в министерство с указанным заявлением.

Действия руководителя департамента государственной политики в области строительства административный истец считает незаконными, поскольку сообщений из министерства строительства Самарской области о необходимости предоставления сведений до 01.12.2016 г. ему не поступало.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кирсанов А.В. просил суд признать незаконными действия руководителя департамента государственной политики в области строительства Атановой Е.В., выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления о включении в очередь участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированном в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403, которым необходимо предоставить жилые помещения вне соответствующих многоквартирных домов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов вне соответствующих многоквартирных домов согласно постановлению Правительства Самарской области от 25.10.2016 № 610, и обязать министерство строительства Самарской области включить Кирсанова А.В. в очередь участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированном в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403, которым необходимо предоставить жилые помещения вне соответствующих многоквартирных домов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов вне соответствующих многоквартирных домов согласно постановлению Правительства Самарской области от 25.10.2016 № 610.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 8 июня 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Кирсанова А.В. отказано.

В апелляционной жалобе Кирсанов А.В. просит решение суда отменить, указав, что в результате незаконного бездействия должностных лиц министерства строительства Самарской области, связанного с неисполнением пункта 3 постановления Правительства Самарской области от 25.10.2016 № 610, нарушены его имущественные права на получение государственной поддержки по обеспечению жилым помещением, принять по административному делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Кирсанов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Представитель министерства строительства Самарской области Сливина Е.А. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения, возражала относительно доводов апелляционной жалобы.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что 24.01.2014 г. на основании заявления Кирсанова А.В. внесена запись № МС-64 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Самарской области о праве требования Кирсанова А.В. доли в объекте долевого строительства: Самарская область, г. Самара, ул. Советской Армии/Антонова-Овсеенко.

20.12.2016 г. Кирсанов А.В. обратился в министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в очередность участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты с условием обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства вне проблемных объектов.

09.01.2017 г. заявление Кирсанова А.В. рассмотрено и в его адрес направлено сообщение, в котором заявителю разъяснено, что министерство не вправе принять его заявление о включении в очередность участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов, поскольку заявление им подано после 01.12.2016 г.

В целях формирования списка граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обеспечение которых в дальнейшем возможно вне проблемных объектов юридическими лицами, участвующими в программных мероприятиях, предусмотренных подпрограммой «Оказание государственной поддержки гражданам – участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2017 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года» разработаны требования к определению и порядку ведения очередности участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированным в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403, которым необходимо предоставить жилые помещения вне соответствующих проблемных объектов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов вне соответствующих многоквартирных домов.

Согласно пункту 2.2 прилагаемых к Подпрограмме Требований к определению и порядку ведения очередности участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированном в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 403, которым необходимо предоставить жилые помещения вне соответствующих многоквартирных домов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов вне соответствующих многоквартирных домов, - общая очередность участников долевого строительства включает в себя четыре очереди участников долевого строительства. Участники долевого строительства каждой очереди определяются по каждому проблемному объекту.

Сначала жилые помещения вне проблемных объектов предоставляются за счет инвесторов, которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты с условием обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства вне проблемных объектов, участникам долевого строительства первой очереди по всем проблемным объектам с учетом даты включения проблемного объекта в перечень (либо в случае, если проблемный объект не был включен в перечень, - с учетом даты включения участника долевого строительства в реестр), затем соответственно участникам долевого строительства второй, третьей и четвертой очередей по всем проблемным объектам в рамках каждой очереди с учетом даты включения проблемного объекта в перечень (либо в случае, если проблемный объект не был включен в перечень, - с учетом даты включения участника долевого строительства в реестр). При этом раньше предоставляются жилые помещения участникам долевого строительства одной очереди того проблемного объекта, который был включен в перечень раньше других проблемных объектов, или участникам долевого строительства объекта, не включенного в перечень, которые были включены в реестр раньше других. В случае единой даты включения в перечень (реестр) очередность участников долевого строительства по таким объектам в рамках одной очереди определяется в соответствии с пунктом 2.10 настоящих Требований.

В зависимости от установленных в Требованиях критериев, участник долевого строительства, подавший заявление до 01.12.2016 г., включается в одну из четырех предусмотренных очередей.

В случае подачи участником долевого строительства указанного в настоящем абзаце заявления в министерство после 1 декабря 2016 года предоставление жилого помещения такому участнику долевого строительства вне проблемного объекта может быть осуществлено лишь после предоставления жилых помещений участникам долевого строительства четвертой очереди, подавшим соответствующие документы в министерство до 1 декабря 2016 года – пункт 2.9 названных Требований.

Как видно из материалов дела, Кирсанов А.В. обратился в министерство с заявлением о включении в очередность участников долевого строительства за пределами установленного срока, то есть 20.12.2016 г. Следовательно, требования Кирсанова А.В. могут быть обеспечены только после удовлетворения требований участников долевого строительства четвертой очереди.

Доводы административного истца о том, что причиной просрочки обращения с заявлением о включении в очередность участников долевого строительства является бездействие министерства строительства Самарской области, которое не проинформировало его о необходимости обращения с данным заявлением в срок до 01.12.2016 г., суд обоснованно не принял во внимание.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Самарской области от 25.10.2016 № 610, министерству строительства Самарской области (Гришину) в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Постановления необходимо обеспечить информирование участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов, подпадающих под действие настоящего Постановления, о необходимости представления в министерство строительства Самарской области до 1 декабря 2016 года документов, предусмотренных пунктами 3.1 и 3.2 прилагаемых к Подпрограмме Требований к определению и порядку ведения очередности участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированном в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 403, которым необходимо предоставить жилые помещения вне соответствующих многоквартирных домов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов вне соответствующих многоквартирных домов.

Предусмотренное настоящим пунктом информирование обеспечить всеми доступными способами (почтовое сообщение, телефон, электронная почта) в зависимости от имеющейся в министерстве строительства Самарской области информации о контактных данных участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов.

Установлено, что предусмотренное пунктом 3 постановления Правительства Самарской области № 610 от 25.10.2016 г. информирование было обеспечено размещением информации на официальном сайте министерства строительства Самарской области 03.11.2016 г. и в официальном издании «Волжская коммуна» № 287(29833) от 27.10.2016 г.

Разрешая заявленные Кирсановым А.В. требования, суд оценив установленные по делу обстоятельства, учитывая положения пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска Кирсанова А.В. об оспаривании действий должностного лица.

Доводы апелляционной жалобы Кирсанова А.В. о том, что министерство строительства Самарской области не обеспечило информирование участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов, подпадающих под действие постановления Правительства Самарской области от 25.10.2016 № 610, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и получившую надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы о незаконном бездействии должностных лиц министерства строительства Самарской области, связанном с неисполнением пункта 3 указанного выше постановления, не могут быть приняты во внимание, поскольку установленное данным пунктом информирование о необходимости представления в министерство строительства Самарской области до 1 декабря 2016 года документов, предусмотренных пунктами 3.1 и 3.2 прилагаемых к Подпрограмме названных выше Требований, министерством обеспечено.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного, основания для отмены решения суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 8 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирсанова А.В. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи