Судья: Данилова О.Н. № 33А-9885
Докладчик: Бегунович В.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» сентября 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Бегуновича В.Н.,
судей Пронченко И.Е., Копыловой Е.В.
при секретаре Новиковой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску прокурора г. Новокузнецка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Новокузнецка о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации г.Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новокузнецка обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Новокузнецка о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в рамках осуществления надзора за исполнением законов органами местного самоуправления Новокузнецкого городского округа, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов прокуратурой г. Новокузнецка выявлено неисполнение администрацией г. Новокузнецка требований законодательства РФ в области обращения с отходами.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию захоронению твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлены ФЗ № 89 «Об отходах производства» и потребления».
Статьей 8 ФЗ № 89 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, кроме прочего: - создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ в случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; - определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 13.4 ФЗ № 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно Уставу Новокузнецкого городского округа указанные полномочия предоставлены администрации г. Новокузнецка, полномочия главы администрации г. Новокузнецка исполняет Глава г. Новокузнецка. До настоящего времени решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа администрацией г. Новокузнецка не принято, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Новокузнецкого городского округа не определена.
Прокуратурой г. Новокузнецка в адрес Главы г. Новокузнецка было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами от 22.02.2019 г. № 7-82019, которое получено администрацией г. Новокузнецка 26.02.2019 г. По результатам рассмотрения представления администрацией г. Новокузнецка дан ответ, в котором указано, что в настоящее время проводятся мероприятия по устранению нарушений закона. Однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Административный истец указывает, что отсутствие решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы их размещения препятствуют исполнению на территории Новокузнецкого городского округа требований ФЗ № 89 ФЗ и принятых во исполнение данного закона нормативных правовых актов, касающихся обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе их накопления.
Бездействием администрации г. Новокузнецка нарушен режим законности, а также конституционные права человека и гражданина на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации г. Новокузнецка, выразившееся в непринятии решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, неопределении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Новокузнецкого городского округа. Также возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность принять решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Новокузнецкого городского округа.
В процессе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Новокузнецка, о чем вынесено определение.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2019 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Новокузнецка ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает в жалобе, что обязанность по организации мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) возложена на потребителей. Создание мест накопления ТКО может быть возложено на орган местного самоуправления только для обеспечения организации накопления ТКО на общественных территориях городского округа. Настаивает, что администрация Новокузнецкого городского округа в лице Управления дорожно-коммунального хозяйства, организовала и определила места накопления ТКО, что подтверждено договорами от 27.11.2018 и 21.05.2019, также определены уполномоченные органы для определения схем и ведения реестра. Считает, что ФЗ «Об отходах производства и потребления» не устанавливает обязанность отражать, указанные выше решения, в виде постановления органа местного самоуправления.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Антипов А.А. возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители администрации г. Новокузнецка, Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Новокузнецка, не явились, были извещены надлежаще, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г. Новокузнецка было допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; неопределении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Новокузнецкого городского округа.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра (далее также – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Приведенные выше правовые нормы вступили в силу с 01.01.2019.
В соответствии с п.3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 11 и 15 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов и включает в себя, в числе прочих, раздел: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16 Порядка).
В силу ст. 44 Устава Новокузнецкого городского округа администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского округа - наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области. Администрацией города руководит Глава города на принципах единоначалия.
Согласно ст. 45 Устава Новокузнецкого городского округа администрация города в пределах своих полномочий - участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; создает и содержит места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определяет схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведет реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организует экологическое воспитание и формирует экологическую культуру в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой г. Новокузнецка в адрес Главы г. Новокузнецка было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами от 22.02.2019 г. № 7-82019. Представление получено администрацией г. Новокузнецка 26.02.2019 г.
По результатам рассмотрения представления администрацией г.Новокузнецка дан ответ, в котором указано, что в настоящее время проводятся мероприятия по устранению нарушений закона.
Распоряжением администрации г. Новокузнецка от 21.11.2018 № 1727 была создана рабочая группа по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа.
Администрацией г. Новокузнецка 10.06.2019 был направлен в прокуратуру города проект постановления администрации г. Новокузнецка «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа» для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.
В заседании суда первой инстанции представлено заключение прокурора города Новокузнецка от 18.06.2019 г., согласно которому прокуратурой был изучен проект постановления администрации г.Новокузнецка «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа». По результатам проведенной проверки было установлено, что проект содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой проведения антикоррупционной экспертизы ненормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Таким образом, судом было установлено, и не оспаривалось ответчиком, что на момент рассмотрения спора решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, администрацией г. Новокузнецка принято не было; схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Новокузнецкого городского округа не определена. То есть не выполнены приведенные выше и действующие с 01.01.2019 положения федерального законодательства, регулирующего порядок обращения с твердыми коммунальными отходами.
С учетом приведенных положений закона и обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии незаконного бездействия ответчика.
Доводы апелляционной жалобы о наличии договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не свидетельствуют о соблюдении ответчиком федерального закона, поскольку, как было указано выше, соответствующие решения администрацией города не приняты. Другие доводы жалобы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм права и не влекут отмену правильного судебного решения.
При таком положении обжалуемое решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: