ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-991/2018 от 17.05.2018 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Н.С. Николаева Дело №33а-991/2018

Докладчик Г.К. Екония

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Г.К. Екония,

судей О.С. Михеева и С.И. Филимонова,

при секретаре Е.С. Бобровой,

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционному представлению прокурора Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 марта 2018 г.

Заслушав доклад председательствующего Г.К. Екония, судебная коллегия

установила:

УМВД России по го Саранск обратилось в суд с административным иском к ФИО1 об установлении административного надзора.

В обоснование административного иска указало, что приговором Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 февраля 2014 г. ФИО1 осуждён к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, предусмотренного частью первой статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.

12 августа 2016 г. ФИО1 освобождён из мест лишения свободы и решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2016 г. в отношении него установлен административный надзор.

Приговором Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 августа 2017 г. ФИО1 осуждён к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести, предусмотренного частью второй статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и административный надзор прекращён.

30 января 2018 г. ФИО1 освобождён из мест лишения свободы.

15 и 16 февраля 2018 г. ФИО1 совершил административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

УМВД России по го Саранск просило суд установить в отношении административного ответчика административный надзор (л.д. 1-2).

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 марта 2018 г. административный иск удовлетворён (л.д. 37-43).

Прокурор Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия принёс апелляционное представление на решение суда, приведя доводы, что суд неправильно установил срок административного надзора. Просил решение суда изменить (л.д. 48-50).

В судебное заседание представитель административного истца УМВД России по го Саранск и административный ответчик ФИО1 не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 61, 63), сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. Необходимости в личном участии административного ответчика в судебном заседании не имеется.

Препятствий к рассмотрению дела не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Ю.В. Межевова доводы апелляционного представления поддержала и в заключении полагала, что решение суда подлежит изменению.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, приговором Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 февраля 2014 г. гражданин Российской Федерации ФИО1 <дата> осуждён к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, предусмотренного частью первой статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Он осуждён за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека (л.д. 7-8).

12 августа 2016 г. ФИО1 отбыл наказание за совершение тяжкого преступления и на основании пункта «г» части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации его судимость за это преступление погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, то есть погашается 12 августа 2024 г.

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2016 г. в отношении ФИО1 установлен административный надзор сроком на два года с административными ограничениями, приведёнными в решении суда. Административный надзор установлен по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы». Административный надзор установлен в связи с тем, что ФИО1, отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющий непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершил в течение одного года два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (л.д. 9-11).

В период нахождения под административным надзором ФИО1 совершил преступление небольшой тяжести, предусмотренное частью второй статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, при рецидиве преступлений, и за совершение этого преступления был осуждён приговором Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 августа 2017 г. к лишению свободы. Он осуждён за неоднократное несоблюдение установленных судом административных ограничений, и ранее установленный в отношении него административный надзор прекращён (л.д. 25, 67-73).

30 января 2018 г. ФИО1 отбыл наказание за совершение преступления небольшой тяжести, и на основании пункта «в» части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации его судимость за это преступление погашается по истечении трёх лет после отбытия наказания, то есть погашается 30 января 2021 г.

Согласно характеризующему материалу, после освобождения из мест лишения свободы ФИО1 проживает по адресу: <адрес> официально не трудоустроен, по месту жительства характеризуется отрицательно, систематически злоупотребляет спиртными напитками, ведёт антиобщественный образ жизни и склонен к совершению административных правонарушений (л.д. 1-2, 15).

Постановлениями от 16 февраля 2018 г<№> от 17 февраля 2018 г. <№> ФИО1 привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (мелкое хулиганство). Административные правонарушения совершены 15 и 16 февраля 2018 г., то есть в течение одного года, и посягали на общественный порядок и общественную безопасность. Постановления вступили в законную силу (л.д. 13, 14).

Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к обоснованному и правильному выводу, что в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор.

Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее также – Федеральный закон). Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, указаны в статье 3 Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления (пункт 1); преступления при рецидиве преступлений (пункт 2). При этом в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктом 2 части 3 настоящей статьи, в отношении указанного лица административный надзор устанавливается, если это лицо совершает в течение одного года два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

По приговору суда от 14 февраля 2014 г. совершеннолетний административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. После отбытия уголовного наказания в виде лишения свободы ответчик в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона.

По приговору суда от 31 августа 2017 г. совершеннолетний административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение преступления небольшой тяжести при рецидиве преступлений. После отбытия уголовного наказания в виде лишения свободы ответчик в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона. При этом преступление совершено в период нахождения под административным надзором, за преступление ответчик осуждён к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, и имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона.

Таким образом, одновременно имеется нескольких оснований для установления административного надзора.

Суд первой инстанции установил в отношении административного ответчика административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона. Административный надзор установлен в связи с тем, что ответчик, отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющий по приговору суда от 14 февраля 2014 г. непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершил в течение одного года два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. При этом суд установил в отношении ответчика административный надзор сроком на два года, исчисляемым со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд правильно выбрал основание для установления административного надзора, но неправильно установил срок административного надзора.

При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона). Об этом судам даны разъяснения в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

В отношении лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона).

В отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона). То есть, по общему правилу, в отношении этих лиц устанавливается более длительный срок административного надзора по сравнению с лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона.

В отношении административного ответчика может быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона, в связи с наличием у него, по приговору суда от 14 февраля 2014 г., непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления и совершением административных правонарушений. В этом случае административный надзор может быть установлен на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока погашения судимости. Указанная судимость ответчика погашается 12 августа 2024 г., и максимальный срок административного надзора в связи с наличием у ответчика такой судимости может составлять три года.

В отношении административного ответчика может быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона, в связи с наличием у него, по приговору суда от 31 августа 2017 г., непогашенной судимости за совершение преступления небольшой тяжести при рецидиве преступлений и совершением административных правонарушений. В этом случае административный надзор может быть установлен на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока погашения судимости. Указанная судимость ответчика погашается 30 января 2021 г., и с учётом времени рассмотрения дела максимальный срок административного надзора в связи с наличием у ответчика такой судимости не может составлять три года, поскольку в противном случае он превысит срок погашения судимости.

В отношении административного ответчика может быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона, в связи с наличием у него, по приговору суда от 31 августа 2017 г., непогашенной судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, за которое он осуждён к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания. В этом случае административный надзор устанавливается на срок погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Указанная судимость ответчика погашается 30 января 2021 г., и с учётом времени рассмотрения дела срок административного надзора в связи с наличием у ответчика такой судимости составит менее трёх лет.

Исходя из этого, в отношении административного ответчика должен был быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона, в связи с наличием у него, по приговору суда от 14 февраля 2014 г., непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления и совершением административных правонарушений.

Данное основание влечёт установление в отношении административного ответчика более длительного срока административного надзора – административного надзора сроком на три года, исчисляемым в соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора. К тому же в этом случае в силу части 6 статьи 9 Федерального закона при прекращении административного надзора не будет исключаться установление судом административного надзора повторно при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока погашения судимости за тяжкое преступление.

Доводы апелляционного представления заслуживают внимания, и решение суда в части срока административного надзора подлежит изменению с установлением административному ответчику административного надзора сроком на три года.

Такой срок административного надзора учитывает характер и степень общественной опасности совершённого административным ответчиком преступления и другие обстоятельства дела, отрицательно характеризующие личность, поведение ответчика в период отбывания наказания в местах лишения свободы и свидетельствующие о необходимости установления максимального срока административного надзора.

Административный ответчик совершил тяжкое преступление – умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека. Согласно характеризующему материалу, после освобождения из мест лишения свободы ответчик официально не трудоустроен, по месту жительства характеризуется отрицательно, систематически злоупотребляет спиртными напитками, ведёт антиобщественный образ жизни и склонен к совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.

Принимая решение об установлении административного надзора, суд установил в отношении административного ответчика административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время.

Этот вид административного ограничения предусмотрен пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона.

С учётом указанных выше обстоятельств дела в их совокупности установление этого административного ограничения направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений в ночное время, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и отвечает задачам административного надзора.

Установление этого административного ограничения отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Принимая решение об установлении административного надзора, суд также установил в отношении административного ответчика административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Этот вид административного ограничения предусмотрен пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, и в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 настоящей статьи установление судом такого вида ограничения является обязательным.

Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырёх раз в месяц) и с учётом указанных выше обстоятельств дела является разумным.

Выбор административных ограничений в решении суда мотивирован и не носит произвольного характера.

Оснований для установления административному ответчику других административных ограничений при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 марта 2018 г. в части срока административного надзора изменить.

Установить в отношении ФИО1 административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий Г.К. Екония

судьи О.С. Михеев

С.И. Филимонов