ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-992/2022 от 22.03.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

Судья Сычева О.А.                                                                 Дело № 33а-992/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                   22 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 11 октября 2021 года по делу № 2а-2010/2021, по которому постановлено:

административный иск Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в неорганизации надлежащего водоснабжения в границах поселка Дубовая Роща г. Ульяновска.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность организовать надлежащее водоснабжение в границах поселка  Дубовая Роща г. Ульяновска в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

установила:

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации города Ульяновска о  признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства по обращениям жителей п.Дубовая Роща г.Ульяновска и в связи с репортажем на центральном телевизионном канале в программе «Вести24» было установлено, что  администрацией города Ульяновска не принимаются должные меры по организации надлежащего водоснабжения в поселке Дубовая Роща г.Ульяновска. В частности, установлено, что на протяжении нескольких лет в точках водоразбора у потребителей холодной воды в п.Дубовая Роща г.Ульяновска наблюдается значительное снижение ее давления, в некоторых случаях полное ее отсутствие, что подтверждается обращениями граждан. Со стороны администрации г.Ульяновска должных мер по устранению проблем с водоснабжением поселка не принято. Согласно информации Главы города Ульяновска, необходимо строительство водопроводно-повысительного узла, но бюджетные средства на это не предусмотрены. По сведениям УМУП ВПХ «Ульяновскводоканал» для организации соответствующих работ необходимо выполнение геодезических, геологических и гидрометеорологических изысканий, кроме того, отсутствует  обновленная картографическая подоснова части города от пр.Гая до ул.Декоративная.  По сведениям УМУП ВПХ «Ульяновскводоканал» предполагаемая точка присоединения проектируемого водопровода возможна  к находящимся в его эксплуатации муниципальным сетям.

Поскольку существующая система водоснабжения недостаточна для удовлетворения потребностей населения поселка Дубовая Роща в холодном водоснабжении, то для обеспечения надежного водоснабжения поселка необходимо строительство нового водопровода, что  администрацией города не выполняется. Сложившаяся ситуация существенно нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих и планирующих проживать в п.Дубовая Роща, на обеспечение коммунальной услугой холодного водоснабжения надлежащего качества, что недопустимо.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ульяновск», выраженное в не организации надлежащего водоснабжения в п.Дубовая Роща  в г.Ульяновске; обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обеспечить организацию надлежащего водоснабжения в п.Дубовая Роща в г.Ульяновске путем строительства нового водопровода.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, Финансовое управление администрации города Ульяновска,  УМУП «Ульяновскводоканал», Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что водопроводные сети, обеспечивающие водоснабжение жилых домов по улице Декоративной, не числятся в реестре муниципального имущества и на балансе УМУП «Ульяновскводоканал» не состоят. Указывает, что на данный момент сети запитаны от внутренних сетей котельной, расположенной на территории предприятия «Декоративные культуры», через сети Ульяновской кондитерской фабрики «Волжанка» и построены за счет собственников коттеджей. Ссылается на то, что УМУП «Ульяновскводоканал» не сможет выполнить работу по полной реконструкции системы водоснабжения, поскольку в тарифах на водоснабжение не предусмотрены средства на строительство новых частных сетей. Согласно постановлению администрации г.Ульяновска от 02.07.2013 №2874 УМУП «Ульяновскводоканал» наделяется статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

В судебное заседание все лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из п. 4 ч.1 ст. 16 ФЗ  от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ст.6 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В силу ч.9 ст.7 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ч.1, 2 ст.23 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст.8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

При отсутствии у участка водопроводной сети законного владельца действующим законодательством установлена обязанность администрации определить организацию, которая будет содержать и обслуживать данный участок.

Согласно п.4 ст. 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Перечень вопросов местного значения относящихся к полномочиям администрации города Ульяновска поименован в п.18 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск».

Как следует из материалов дела и установлено судом,  по обращениям жителей п.Дубовая Роща г.Ульяновска и в связи с телевизионным репортажем о проблемах с водоснабжением данного поселка прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства в данной области со стороны Администрации г.Ульяновска.

Как видно из обращения жителей поселка, их силами построен водопровод, но давления воды не хватает на обеспечение потребностей в воде всех проживающих. Жители п.Дубовая Роща оплачивают коммунальную услуги по водоснабжению. В зимнее время водопровод промерзает. Они обращались с просьбой в УМУП «Водоканал» принять водопровод на баланс, но было отказано по мотиву несоответствия  водопровода обязательным требованиям.

Материалами дела подтверждаются и иные многочисленные обращения жителей п.Дубовая Роща в различные инстанции по вопросу обеспечения водоснабжения поселка.

По информации УМУП «Ульяновскводоканал» для принятия водопровода поселка на баланс необходима полная реконструкция системы водоснабжения. Сети водоснабжения в п.Дубовая Роща в г.Ульяновске не состоят в реестре муниципального имущества и не обслуживаются данной организацией.

По сообщению Главы города Ульяновска от 23.12.2020 в адрес прокуратуры указано, что водопроводные сети, обеспечивающие водоснабжение жилых домов по улице Декоративной, на балансе УМУП «Ульяновскводоканал» не состоят и являются собственностью застройщиков. Водопровод, обеспечивающий индивидуальные дома по улице Декоративной, запитан от внутренних сетей котельной, расположенной на территории предприятия МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению города Ульяновска», через сети ОАО «Милан» городского молочного завода, ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка». Напор воды обеспечивает водопроводная повысительная станция, принадлежащая ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка». По вопросу принятия в муниципальную собственность водопроводных сетей по улице Декоративной сообщено, что необходима полная реконструкция системы водоснабжения. Для этого требуется выполнить проектно-сметную документацию для строительства нового водопровода. Протяжённость трассы составит приблизительно 700 п.м., от проспекта Гая до улицы Декоративной. Для обеспечения нормативного давления необходимо предусмотреть водопроводно- повысительный узел. На проведение работ потребуется около 7 млн. рублей. В бюджете муниципального образования «город Ульяновск» данные средства не предусмотрены.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе показаниям свидетеля, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции  пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Администрации города Ульяновска имеет место неправомерное бездействие в виде  не организации надлежащего водоснабжения в границах поселка Дубовая Роща г.Ульяновска, и частично удовлетворил административный иск прокурора.

С  выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, вопросы организации надлежащего водоснабжения относятся к полномочиям органов местного самоуправления, а отсутствие надлежащего водоснабжения в границах поселка Дубовая Роща ущемляет права граждан, в том числе несовершеннолетних на доступ к коммунальной услуге, нарушает условия их жизнедеятельности, лишает их возможности комфортного проживания.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии достаточного финансирования не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, основанием для освобождения муниципалитета от возложенной на них законом обязанности не являются.

Довод апелляционной жалобы о том, что водопроводные сети поселка запитаны от внутренних сетей котельной, расположенной на территории предприятия «Декоративные культуры», через сети Ульяновской кондитерской фабрики «Волжанка» и построены за счет собственников коттеджей, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не нашел своего подтверждения. Указанному доводу районным судом дана соответствующая правовая оценка, основанная на имеющихся в деле доказательствах.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 11 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Председательствующий                                        

Судьи