судья Иголкин А.А.дело № 33а-996/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Волгоград7 февраля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
судей Тертышной В.В. и Балашовой И.Б.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игнатьева Николая Александровичао признании недействующим в части постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 22 декабря 2016 года№ 129 «Об установлении постоянного публичного сервитута на части земельных участков» по апелляционной жалобе Игнатьева Н.А. на решение Алексеевского районного суда Волгоградской области от 3 ноября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ждановой С.В., объяснения представителя административного истца Игнатьева Н.А. - Бубновой А.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области Иставлетовой Е.И.,заключение прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Бережного А.И. о законности судебного акта,судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда
установила:
22 декабря 2016 года администрацией Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области принято постановление № 129 «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> по адресу: <адрес> и часть земельного участка с кадастровым номером 34:01:040001:783, площадью 220,66 кв.м. по адресу: <адрес><адрес>», которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в спецвыпускеофициального издания «<.......>».
Игнатьев Н.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......>, с видом разрешённого использования - размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (ресторанов, кафе, столовые, закусочные, бары), на котором находится нежилое здание - кафе, общей площадью <.......>, обратился в суд с административным исковым заявлением (с учётом дополнений) о признании поименованного постановления недействующим в части установления постоянного публичного сервитута в отношении принадлежащего ему земельного участка.В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что оспариваемая норма противоречитстатье 23 Земельного кодекса Российской Федерации, принята с нарушением процедуры её принятия и нарушает его права собственника земельного участка.
Решением Алексеевского районного суда Волгоградской области от 3 ноября 2017 года административное исковое заявление Игнатьева Н.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе (с учётом дополнений) Игнатьев Н.А. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы администрацией Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области поданы возражения о необоснованности указанных в ней доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание Игнатьев Н.А., представитель заинтересованного лица - ООО «<.......>» не явились.
На основании статьи 213 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и представленные на неё возражения, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, проанализировав положения статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 1и 2 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), части 6 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»,пунктов 1 и 2 статьи 11, пункта 1 статьи 17, подпункта 16 пункта 1, пунктов 2 и 4 статьи 19Устава Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области (далее - Устав), принятого решением Думы Алексеевского сельского поселения от 17 октября 2014 года № 2/8, пункта 4 статьи 4.1 и пункта 1 статьи4.2 Устава, принятого решением Думы Алексеевского сельского поселения от 21 сентября 2015 года № 14/52, Положения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, утверждённого решением Думы Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 15 июня 2016 года № 24/84 (далее -положение об установлении сервитута), Положения оборганизации и проведении публичных слушаний в Алексеевском сельском поселении, утверждённого решением Думы Алексеевского сельского поселения от 30 ноября 2010 года № 17/64 (далее - положение о проведении публичных слушаний),сделал верное заключение о том, что постановление об установлении сервитута является нормативным правовым актом,принятым уполномоченным органом, в пределах предоставленной ему компетенции и с соблюдением порядка принятия, требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Позиция суда основывается на правильном применении норм материального права.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из положений статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешённым использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (часть 1).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (часть 2).
Статьёй 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков; установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний (пункт 2). К целям установления публичного сервитута относится, в том числе, проход или проезд через земельный участок (пункт 3). Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (пункт 5). Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 8). Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 9).
Специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами, и оно не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.
Земельный кодекс закрепляет возможность согласования интересов собственника земельного участка и будущих пользователей этим участком на стадии общественных слушаний.
Процедура созыва и проведения схода граждан установлена законодательно в Федеральном законе № 131-ФЗ(статья 25).
О необходимости проведения публичных слушаний при решении вопроса об установлении публичного сервитута указано в положении об установлении публичного сервитута.
В соответствии с указанным положением публичный сервитут на территории Алексеевского сельского поселения устанавливается постановлением администрации Алексеевского сельского поселения с учётом результатов общественных слушаний; с инициативой об установлении публичного сервитута может выступить Дума Алексеевского сельского поселения (пункт 2.2); установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний, проводимых в соответствии с Положением об организации и проведении публичных слушаний в Алексеевском сельском поселении; вопрос о необходимости проведения общественных слушаний включается в повестку дня Думы Алексеевского сельского поселения по инициативе администрации Алексеевского сельского поселения; информация о проведении общественных слушаний опубликовывается (обнародуется) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов; публичные слушания проводятся не ранее чем через 15 дней после официального опубликования (обнародования) указанного решения (пункт 2.7).
Порядок проведения публичных слушаний установлен в положении о проведении публичных слушаний.
Так, согласно указанному выше положению, публичные слушания, проводимые по инициативе Думы Алексеевского сельского поселения,назначаются Думой Алексеевского сельского поселения (пункт 1 статья 4); инициатива Думы Алексеевского сельского поселения о проведении публичных слушаний осуществляется в порядке, предусмотренном регламентом Думы Алексеевского сельского поселения (пункт 3 статья 4); решение (резолютивная часть протокола) публичных слушаний подлежит опубликованию (обнародованию) в срок, установленный Уставом муниципального образования для опубликования (обнародования) нормативных правовых актов (пункт 5 статьи 9).
Из материалов дела усматривается, что Игнатьеву Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участокс кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <.......>.
На земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> расположен остановочный комплекс, принадлежащий на праве собственности Алексеевскому сельскому поселению Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и Устава, 6 июля 2016 года Думой Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области принято решение № 25/85 о назначении публичных слушаний по установлению публичного сервитута, в том числе, на часть земельного участка, принадлежащего Игнатьеву Н.А., для остановки пассажирского автотранспорта и высадки пассажиров на территории Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, а также о проведении публичных слушаний 1 августа 2016 года, по адресу, указанному в упомянутом решении. Названное решение опубликовано в общественно-политической газете Алексеевского муниципального района «<.......>» ДД.ММ.ГГГГ№ <...> и на официальном сайте администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 1 августа 2016 года публичные слушания по названному выше вопросу были проведены в указанный день - 1 августа 2016 года, по результатамкоторых принято решение: рекомендовать к принятию проект постановления администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района по установлению публичного сервитута.
Из заключения о результатах публичных слушаний по установлению публичного сервитута, подготовленного комиссией по проведению публичных слушаний,также следует, что инициатором публичных слушаний является Дума Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района; публичные слушания проведены 1 августа 2016 года;по окончании установленного срока для направления в комиссию по проведению публичных слушаний от Игнатьева Н.А. (в публичных слушаниях участия не принимал) поступили письменные возражения на установление публичного сервитута, без указания достаточных оснований возражений; по результатам публичных слушаний проект постановления об установлении публичного сервитута рекомендован к принятию.
Распоряжением администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> утверждён отчёт комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по установлению публичного сервитута, а ДД.ММ.ГГГГ принято оспариваемое постановление.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований не согласиться с суждением суда о том, что принятие оспариваемого постановления об установлении публичного сервитута на часть земельного участка, принадлежащего Игнатьеву Н.А., обусловлено необходимостью обеспечения беспрепятственной и безопасной остановки пассажирского автотранспорта, высадки пассажиров, то есть для прохода пассажиров через земельный участок; постановление принято уполномоченным органом, в пределах предоставленной ему компетенции, с соблюдением порядка принятия, действующему законодательству не противоречит, права и свободы административного истца не нарушает.
При этом, отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание пояснения допрошенных в судебном заседании специалистов, о том, что без установления публичного сервитута, в том числе на часть земельного участка Игнатьева Н.А., невозможна безопасная остановка пассажирского транспорта в ст.Алексеевской для высадки и посадки пассажиров, а также невозможен подъезд автобусов к остановочному павильону, из-за их размеров; на части земельного участка Игнатьева Н.А. проходит пешеходная дорожка, необходимая для безопасного прохода людей; в ином месте в ст.Алексеевскойвозможность оборудовать место для высадки и посадки пассажиров общественного транспорта отсутствует.
Поскольку статьёй 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия по установлению публичного сервитута определяются, в том числе, нормативным правовым актом органов местного самоуправления, суд пришёл к правильному выводу о принятии оспариваемого постановления администрацией Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области в пределах её компетенции.
Утверждения административного истца о нарушении процедуры установления постоянного публичного сервитута являются несостоятельными и сводятся к несогласию с принятым постановлением об установлении сервитута.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой была дана правильная оценка, они не опровергают позицию суда, следовательно, не могут повлечь отмену законного решения суда.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда, руководствуясь статьями 308 - 311Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алексеевского районного суда Волгоградской области от 3 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатьева Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи