ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А от 23.03.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0040-02-2021-002630-34

Дело № 33а Р 1066 судья Панасюк Т.Я. 2022 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Алиевым М.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Сергуненко П.А.

административное дело по апелляционной жалобе администрации города Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Центрального районного суда города Твери от 14 декабря 2021 года, которым постановлено:

Зв удовлетворении заявленных административных исковых требований Администрации города Твери к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконными действий по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, возложении обязанности по произведению государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности - отказатьИ.

Судебная коллегия

установила:

05 апреля 2021 года Администрация города Твери обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, с требованием о признании незаконными действий административного ответчика по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, указанное в приложении к Распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19.01.2021 №2-р ЗО безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской областиИ; возложении на административного ответчика обязанности по истечении трёх дней с момента вступления в силу решения суда произвести государственную регистрацию прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, указанное в приложении к указанному Распоряжению от 19.01.2021 №2-р.

В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную, что требует согласованных действий между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ. Данные нормы не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности - принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации №828-0-П от 04.12.2007). Положения о волеизъявлении сторон и договоренности в случаях передачи имущества следуют также из Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 №8-П и должны быть положены в основу при применении п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Таким образом, волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность федерального имущества является необходимым условием передачи. В соответствии с Положением о порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности, утвержденным решением Тверской городской Думы № 2 от 15.01.2004, волеизъявление на прием в муниципальную собственность федерального имущества оформляется соответствующим решением Тверской городской Думы, при соблюдении необходимых условий, указанных в данном решении.

Вместе с тем, Администрации города Твери стало известно о принятии в одностороннем порядке Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19.01.2021 № 2-р ЗО безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской областиИ в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: <данные изъяты> Управлением Росреестра в Тверской области зарегистрировано право муниципальной собственности города Тверь на жилые помещения, в которых проживают граждане на условиях договора социального найма, расположенные в многоквартирном жилом доме, находящемся в аварийном состоянии. Являясь собственником имущества, Территориальное управление Росимущества в Тверской области, зная об аварийном состоянии многоквартирного жилого дома, доведя его до такого состояния, приняло решение передать дом в муниципальную собственность города Твери. При этом, финансовых средств муниципальному образованию город Тверь, на восстановление данного имущества Территориальным управлением Росимущества в Тверской области не передано.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ. В указанных в оспариваемом распоряжении жилых помещениях проживают граждане, в связи с чем, они не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 вопросов местного значения, а именно для предоставления малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, по договору социального найма. При этом, ст. 19 ЖК РФ допускает нахождение жилищного фонда в собственности Российской Федерации.

Процедура безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность в рассматриваемом случае нарушена, поскольку волеизъявление органов местного самоуправления на прием в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества по адресу: <данные изъяты> не получено, равно как и нарушена процедура принятия в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества установленная Порядком. Документы, подтверждающие фактическое использование указанного имущества муниципальным образованием город Тверь отсутствуют (нарушены положения Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374).

В силу п. 2 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 ЗОб объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской ФедерацииИ право собственности возникает со дня государственной регистрации. Таким образом, п. 6 оспариваемого распоряжения содержит иную редакцию и является незаконным.

Аналогичным образом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области уже пыталось передать имущество в собственность города Твери, минуя его волеизъявление, соответствующие распорядительные акты в 2007 году признавались недействительными, как противоречащие нормам федерального закона (решение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2007 № А66- 5621/2007).

В связи с изложенным, по мнению административного истца, регистрирующему органу в соответствии с положениями п.п. 5, 7, 14 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ ЗО государственной регистрации недвижимостиИ, надлежало приостановить государственную регистрацию прав ввиду непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; не соответствия формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации; не свидетельствование представленных в силу закона для государственной регистрации прав документов о факте возникновения права в силу закона.

В нарушение прав муниципального образования город Тверь переход прав на недвижимое имущество зарегистрирован в нарушение норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 08.04.2021, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

Представитель административного истца Администрации города Твери на основании доверенности Ковалёва И.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Дополнительно указала, что административным ответчиком, исходя из представленных на регистрацию документов, при принятии решения о государственной регистрации прав на их основании, нарушены требования законодательства. Представленные документы не соответствовали нормативно-правовым актам, в том числе требованиям Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374, Приказа Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 № 270 (п.п. 2.4.2, 3.4). Государственная регистрация прав на их основании подлежала приостановлению.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области на основании доверенности Румянцев А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылаясь п.1 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, согласно которому основанием для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права. Представленных документов было достаточно для государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества.

В дополнительно представленных письменных возражениях указал, что заявления о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, указанные в Распоряжении ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р, поданы в отношении каждого объекта недвижимости в электронном виде. Государственная регистрация права собственности произведена в течение семи рабочих дней в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери Тарасов В.В. в судебном заседании полагал заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, полностью поддержал позицию административного истца. Дополнительно указал, что представленных документов было не достаточно для осуществления на их основании государственной регистрации права муниципальной собственности.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц ТУ Росимущества в Тверской области, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, извещённые судом о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, письменных возражений по административному иску не представили.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В совместной апелляционной жалобе Администрации города Твери и Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, поданной 02 февраля 2022 года представителем по доверенности Ковалёвой И.И., ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд, вынося обжалуемое решение, обосновывает его исключительно вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Твери от 13 августа 2021 года по делу № 2а-811/2021, которым Распоряжение Территориального управления Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р признано законным. Судом не учтено, что Управление Росреестра по Тверской области, принимая решение о регистрации права муниципальной собственности на оспариваемое имущество, не руководствовалось указанным решением Центрального районного суда города Твери от 13 августа 2021 года, поскольку на тот момент решение по делу № 2а-811/2021 принято не было, и Управление в рамках статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ ЗО государственной регистрации недвижимостиИ обязано было провести экспертизу представленных для государственной регистрации права муниципальной собственности, документов.

Регистрация права муниципальной собственности производилась Управлением в период с 12.03.2021 по 15.03.2021, когда имелось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2007, которым подобное Распоряжение признано недействительным, как противоречащее пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Исходя из изложенного, полагает, что аналогично позиции суда в оспариваемом решении, Управление Росреестра по Тверской области не должно было регистрировать право муниципальной собственности на оспариваемое имущество, поскольку имелось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области.

Также указано, что в данном случае администрацией обжалуются действия Управления по регистрации права муниципальной собственности, а не действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, т.е. абсолютно разные административные процедуры.

Ссылаясь на положения Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции ЗОсуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственностьИ, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 №270, апеллянт указывает, что Управлением Росреестра по Тверской области при получении заявления в силу ст. 29 Закона № 218-ФЗ, обязано было проверить документ, предоставляющий право Управлению на принятие Распоряжения, а также документ, послужившие основанием для принятия Распоряжения, чего сделано не было, и что не отрицалось представителем Управления в судебных заседаниях. В силу ст.ст. 14 и 18 Закона № 218-ФЗ для регистрации права одного акта государственного органа не достаточно.

Кроме того, <данные изъяты> 1908 года постройки является региональным объектом культурного наследия № 310, который приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 08 июня 2004 года включен в список объектов культурного наследия.

В силу пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ Зоб объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской ФедерацииИ право собственности возникает со дня государственной регистрации. В силу казанного обстоятельства пункт 6 (шестой) Распоряжения содержит иную редакцию и соответственно является незаконным.

Если бы Управление Росреестра по Тверской области исполнило бы свою обязанность по правовой экспертизе, установленную ст. 29 Закона №218-ФЗ, то согласно нормам пп. 5, 7, 14 п. 1 ст. 26 настоящего Федерального закона, Управлению надлежало приостановить государственную регистрацию права ввиду непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Ковалёва И.И. доводы апелляционной жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.

Представитель Управления Росреестра по Тверской области Румянцев А.А. полагал решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Иные участвующие в деле лица о дне и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети ЗИнтернетИ заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судебный акт подлежит безусловной отмене апелляционным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 310 КАС РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТУ Росимущества в Тверской области 19 января 2021 года принято Распоряжение № 2-р ЗО безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской областиИ.

Из текста данного распоряжения следует, что оно принято в соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432 ЗО Федеральном агентстве по управлению государственным имуществомИ, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тверской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 №282, во исполнение поручения Росимущества от 02.11.2020 № ЕГ-07/34703.

Данным распоряжением утверждён перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области (п. 1); передано в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно приложению, к настоящему распоряжению (п. 2); Территориальному управлению Росимущества в Тверской области поручено в трехдневный срок со дня издания настоящего распоряжения направить передаточный акт в Муниципальное образование город Тверь Тверской области для подписания (п. 3), а Муниципальному образованию город Тверь Тверской области, в свою очередь, - представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи в течение трёх недель с момента получения настоящего распоряжения (п. 4).

В силу п. 5 оспариваемого распоряжения, в случае если в установленный абз. 24-26 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и настоящим распоряжением срок акт приема-передачи не подписан и не представлен муниципальным образованием город Тверь Тверской области в Территориальное управление, акт приема-передачи утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке.

Настоящее распоряжение в силу п. 6 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению. Право собственности муниципального образования город Тверь Тверской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Согласно п. 7 распоряжения, право муниципальной собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Территориальному управлению, согласно п. 8 распоряжения, поручено в течение 15 дней с момента предоставления выписки из ЕГРН подготовить акт приема-передачи на имущество по форме ОКУД 0504101 и направить муниципальному образованию город Тверь Тверской области для подписания. Подписанный экземпляр акта приема-передачи вернуть в Территориальное управление. Территориальному управлению поручено внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества (п. 9).

Приложением к указанному распоряжению является перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области. В указанный перечень включены комнаты <данные изъяты>

Вышеуказанное распоряжение для исполнения и акты приёма-передачи имущества направлены административным ответчиком Главе города Твери письмом от 21.01.2021 за № 69-ЛА-03/237 от 21.01.2021.

Письмом от 15.02.2021 № 01/727-и Глава города Твери вернул руководителю Территориального управления Росимущества в Тверской области без подписания акт приема-передачи в отношении жилых помещений по адресу: <данные изъяты>. В обоснование возврата актов указано, что передаваемые объекты не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ вопросов местного значения. Решение о намерении принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность города Твери уполномоченным органом - Тверской городской Думой не принималось, следовательно, распоряжение Территориального управления Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 № 2-р издано без учета мнения уполномоченного органа местного самоуправления в нарушение положений Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

В период с 12.03.2021 по 15.03.2021 представителем заинтересованного лица ТУ Росимущества в Тверской области в отношении каждого из объектов недвижимости, указанных в приложении к Распоряжению ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 № 2-р, в Управление Росреестра по Тверской области в электронном виде путём заполнения специальной формы поданы заявления о государственной регистрации права собственности на основании приложенных к заявлению документов, а именно указанного распоряжения и акта приема-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области от 11.02.2021.

Заявления ТУ Росимущества в Тверской области, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, право Российской Федерации на которое подлежало прекращению в связи с вынесением Распоряжения от 19.01.2021 №2-р, в силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ являлись основаниями для государственной регистрации прав.

Представленными в материалы дела копиями выписок из ЕГРН, а также сведениями, представленными Управлением Росреестра по Тверской области 13.12.2021, подтверждается, что комнаты <данные изъяты> поставлены на кадастровый учёт как жилые помещения и зарегистрированы в период с 18.03.2021 по 24.03.2021 на праве собственности за муниципальным образованием город Тверь. Ранее указанные объекты в период с 30.12.2015 по 26.02.2016 были зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, ссылаясь на нормы ст.ст. 1, 3, 14, 15, 16, 18, 26, 27, 29, 65 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ ЗО государственной регистрации недвижимостиИ; Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457; п. 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2017 № 278; пришёл к выводу, что оспариваемые действия по государственной регистрации права на недвижимое имущество совершены уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленные сроки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, Распоряжение ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 № 2-р являлось предметом обжалования со стороны Администрации г. Твери. При этом, в административном иске административный истец ссылался на аналогичные изложенным в рассматриваемом иске основания, по которым он считает указанное распоряжение незаконным и необоснованным. Решением Центрального районного суда г. Твери от 13.08.2021 по делу № 2а-811/2021 в удовлетворении требования администрации г. Твери отказано. Решение обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, оставлено без изменения.

Поскольку при рассмотрении административного дела № 2а-811/2021 участвовали те же лица, которые являются участвующими в деле лицами по рассматриваемому делу, установленные вступившим в силу решением суда от 13.08.2021 обстоятельства, связанные с соблюдением со стороны ТУ Росимущества в Тверской области требований нормативных правовых актов, устанавливающих: его полномочия на принятие оспариваемого распоряжения, порядок принятия оспариваемого распоряжения, основания для принятия оспариваемого распоряжения, а также связанные с установлением соответствия содержания оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не подлежат повторному установлению при рассмотрении данного административного дела.

Не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не усматривает.

Порядок передачи имущества из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность определен также частью 11 статьи 154 Федерального закона ЗО внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов ЗО внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ЗОб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской ФедерацииИ и ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ.

В соответствии с положениями приведённой нормы закона решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Как видно из материалов дела, передаточный акт в отношении спорного имущества был направлен ТУ Росимущества в Тверской области административному истцу.

Письмом от <данные изъяты> Глава города Твери вернул руководителю Территориального управления Росимущества в Тверской области без подписания акт приема-передачи в отношении жилых помещений по адресу<данные изъяты> В обоснование возврата актов указано, что передаваемые объекты не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ вопросов местного значения. Решение о намерении принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность города Твери уполномоченным органом - Тверской городской Думой не принималось, следовательно, распоряжение Территориального управления Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 № 2-р издано без учета мнения уполномоченного органа местного самоуправления в нарушение положений Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

В период с 12.03.2021 по 15.03.2021 представителем заинтересованного лица ТУ Росимущества в Тверской области в отношении каждого из объектов недвижимости, указанных в приложении к Распоряжению ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 № 2-р, в Управление Росреестра по Тверской области в электронном виде путём заполнения специальной формы поданы заявления о государственной регистрации права собственности на основании приложенных к заявлению документов, а именно указанного распоряжения и акта приема-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области от 11.02.2021, подписанного руководителем ТУ Росимущества в Тверской области в одностороннем порядке.

Отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на принятие такого имущества, выраженного в отсутствие подписи уполномоченного лица в соответствующем акте приема-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области от 11.02.2021, основанием для принятия административным ответчиком иного решения, не связанного с осуществлением государственной регистрации перехода права, не является.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, от 07 февраля 2012 года № 234-О-Р, положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации.

По смыслу данной правовой позиции, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

Суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.

Вместе с тем, отказ органа местного самоуправления от подписания акта приёма-передачи спорного имущества обусловлен необходимостью принятия Тверской городской Думой решения о намерении принять объекты недвижимости в муниципальную собственность на основании Положения ЗО порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственностиИ, что не соответствует положениям части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ ЗО государственной регистрации недвижимостиИ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (п.п. 1 и 6 ч. 2).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подп. 1 и 2 п. 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. № 278).

Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: вид, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).

Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение недвижимым имуществом.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что представленные на государственную регистрацию документы соответствовали вышеуказанным требованиям законодательства, оспариваемые действия по государственной регистрации права на недвижимое имущество совершены уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленные сроки. Правовые основания для приостановления государственной регистрации права, отсутствовали.

Ссылка административного истца на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2007 правового значения не имеет, как принятое на основании ранее действовавшего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о принадлежности <данные изъяты> к региональным объектам культурного наследия, право собственности на которые, в силу пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ Зоб объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской ФедерацииИ возникает со дня государственной регистрации, в связи с чем пункт 6 (шестой) Распоряжения содержит иную редакцию и соответственно является незаконным, не влияет на существо принятого судебного акта. Как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель Администрации города Твери Ковалёва И.И., до настоящего времени административный истец никаких затрат, связанных с содержанием переданного имущества, не понёс. Оформлением спорного имущества истец фактически не занимался. С учетом изложенного, пункт 6 (шестой) Распоряжения прав администрации г. Твери не нарушает.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи