Судья 1 инстанции Исакова Н.Н. УИД 38RS0032-01-2020-001656-18
Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а /7014/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2020 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Девятериковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2200/2020 по административному исковому заявлению Иркутской региональной общественной организации развития детского и молодежного туризма «Юность без границ» к Прокуратуре Иркутской области, первому заместителю прокурора Иркутской области Николаеву Максиму Владимировичу о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха в части,
по апелляционной жалобе Иркутской региональной общественной организации развития детского и молодежного туризма «Юность без границ» на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 июля 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного искового заявления указано, что административный истец - ИРОО РДИМТ «Юность без границ», совместно с Иркутской областной общественной организации Объединение родительских комитетов, педагогического и школьного сообществ «Диалог» (ИООО ОРКПШС «Диалог»), Главным штабом всероссийского детско-юношеского военно-патриотического Движения «Юнармия», при информационной поддержке Агентства по туризму Иркутской области, оказывал организационную и информационную помощь педагогам образовательных учреждений Иркутской области и родителям учеников в организации поездок на детских железнодорожных поездах по различным маршрутам в целях патриотического, культурного и исторического развития детей.
В январе 2020 г., при подготовке очередной поездки, директору ИООО ОРКПШС «Диалог» Б. поступил отказ министерства образования Иркутской области об информировании родителей и педагогов Иркутской области о военно-патриотической, историко-культурной экспедиции на специальном детском поезде «Сибирский эшелон Победы» в год 75-летия Великой Победы.
Согласно ответу Министерства образования, в информационной поддержке было отказано на основании того, что в июне 2019 г. в Правительство Иркутской области поступило представление прокуратуры Иркутской области «Об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха» по итогам рассмотрения обращения К. по факту нарушения законодательства в части отдыха и оказания туристических услуг детям при организации поездки в г. Сочи по проекту «Моя Россия: Олимпийский Сочи».
По тексту представления следуют выводы, что административный истец нарушает законодательство в сфере организации туризма, а также нарушает права лиц, участвующих в поездках. Административный истец, совместно с ИООО ОРКПШС «Диалог» 13 марта 2020 г. обратился к административному ответчику с просьбой отменить представление.
22 апреля 2020 г. из Прокуратуры Иркутской области поступил ответ за № 21-177-19, датированный 9 апреля 2020 г., из которого следует, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отмены представления прокурора, а требования прокуратуры не возлагали на общественную организацию «Юность без границ» каких-либо обязанностей и не препятствует реализации её прав.
Административный истец полагает, что представление Прокуратуры Иркутской области № 21-0919/23167 от 21 июня 2019 г. об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха является незаконным в части, поскольку вынесено на основании недостоверных обстоятельств и при ошибочных выводах. Оспариваемое представление по своему содержанию затрагивает права и интересы административного истца. В представлении указано, что административный истец, как организатор поездки по программе «Моя Россия: Олимпийский Сочи», ввел участников поездки в заблуждение о том, что указанная программа реализуется в соответствии с Национальной Программой детского образовательного, культурно-познавательного туризма «МОЯ РОССИЯ», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также допустило обман участников поездки, не представив им достоверную информацию о фактическом исполнителе, который непосредственно предоставлял потребителям услуги в ходе всей поездки, в том числе страхования.
По существу какое-либо нарушение административным истцом законодательства при организации поездки детей, а также прав детей и их законных представителей не установлено.
Сама поездка детей по программе «Моя Россия: Олимпийский Сочи» производилась в порядке реализации мероприятий по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений во исполнение Поручения Президента Российской Федерации Пр-2705 от 11 октября 2012 г. В соответствии со своими уставными целями и задачами административный истец принимал участие в реализации национальной и государственной программ по развитию детского и молодежного туризма.
Между Агентством по туризму Иркутской области и ИРОО РДИМТ «Юность без границ» 1 марта 2016 г. было заключено соглашение, в соответствии с которым стороны взаимодействуют в координации проектов, направленных на развитие военно-патриотического, культурного и образовательного туризма, которые реализуются Министерством культуры РФ, Министерством образования и науки РФ, Министерством транспорта РФ для школьников Иркутской области. Согласно приложению к соглашению поездка на детском поезде «Моя Россия: Олимпийский Сочи», была включена в правительственный проект для школьников Иркутской области на 2017/2018. Административный истец, осуществляя координацию поездки по программе «Моя Россия: Олимпийский Сочи», действовал в рамках закона. Выводы в представлении прокурора об обратном не основаны на фактических обстоятельствах. Также не соответствуют действительности выводы о том, что административный истец не предоставил участником поездки достоверную информацию об услугах страхования.
Из представления прокуратуры невозможно сделать вывод о том, какие именно права несовершеннолетних и законных представителей детей нарушены. У прокуратуры отсутствовали основания для включения в представление выводов о наличии в действиях административного истца нарушений закона без проведения прокуратурой проверочных мероприятий в отношении истца.
Вынесенное административным ответчиком представление нарушает права административного истца, поскольку препятствует совместной работе с Правительством Иркутской области, Министерством образования Иркутской области и образовательными учреждениями по организации детских поездок. Само, содержание в представлении ложных утверждений о нарушении общественной организацией законодательства создает впечатление о недобросовестности административного истца, порочит его доброе имя и репутацию.
Иркутская региональная общественная организация развития детского и молодежного туризма «Юность без границ» просила суд признать незаконным представления Прокуратуры Иркутской области № 21-0919/23167 от 21 июня 2019 г. об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха в части:
- абзаца первого «Прокуратурой области проведена проверка по обращению К. по факту организации поездки несовершеннолетних лиц Иркутской региональной общественной организацией развития детского и молодежного туризма «Юность без границ» (далее общественная организация) в г. Сочи в рамках образовательного проекта «Моя Россия» в ходе которой установлены нарушения законодательства в части отдыха, оказания туристических услуг детям»;
- третьего абзаца третьей страницы: «Указанные нарушения законодательства образовательной организацией стали возможны ввиду ненадлежащего оказания туристических услуг общественной организацией, которая как организатор поездки по программе «Моя Россия: Олимпийский Сочи» ввела в заблуждение участников поездки о том, что программа «Моя Россия: Олимпийский Сочи» реализуется в соответствии с Национальной программой детского образовательного, культурно-познавательного туризма «Моя Россия», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
- четвертого абзаца третьей страницы: «Более того, общественная организация не представила участникам поездки достоверную информацию о фактическом исполнителе, который непосредственно предоставлял им услуги в ходе всей поездки, в т.ч. услуги страхования»;
- последнего абзаца третьей страницы: «Таким образом, нарушения прав несовершеннолетних и законных представителей детей стали возможны, в том числе, в связи с распространением в муниципальные образования непроверенной информации по организаций поездки Иркутской региональной общественной организацией развития детского й молодёжного туризма «Юность без границ» в г. Сочи в рамках образовательного проекта «Моя Россия» министерствами по образованию области и Агентством по туризму Иркутской области. Кроме того, ненадлежащая организация отдыха детей породила обоснованное обращение граждан в органы прокуратуры».
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 14 июля 2020 г. административный иск Иркутской региональной общественной организации развития детского и молодежного туризма «Юность без границ» оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы административный истец указывает, что не согласен с выводами суда первой инстанции, что оспариваемое представление не нарушает прав истца, на него не возложены какие-либо обязанности и он не привлечен к ответственности. Кроме того, из решения следует, что оспариваемое представление вынесено на основании результатов проведенной проверки. Однако материалами дела подтверждается, что административный ответчик не выносил решение о проведении проверки в отношении административного истца и не доводил до его сведения, что в отношении него проводится проверка. Поскольку в самом представлении содержатся сведения и выводы по итогам проверки в отношении общественной организации, о проведении которой решение не принималось, такое представление принято с нарушением процедуры, установленной п. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Приказом Генпрокуратуры России от 17 марта 2017 г. №172.
О фактах и обстоятельствах проведенной прокуратурой проверки административный истец узнал только из оспариваемого решения суда первой инстанции.
Также административный ответчик не доказал законность сделанных им выводов о виновности общественной организации. Материалы прокурорской проверки, проведенной с нарушением закона, надлежащим доказательством служить не могут.
Выводы, содержащиеся в представлении о том, что административный истец нарушил нормы закона и допустил обман граждан, то есть совершил противоправные действия, нарушают права и интересы административного истца.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Валеева Ю.Р. просит решение Кировского районного суда города Иркутска от 14 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Иркутской региональной общественной организации детского и молодежного туризма «Юность без границ» оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика прокурора Валееву Ю.Р., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что 9 апреля 2019 г. К. обратилась в прокуратуру Иркутской области с заявлением о проведении проверки и выявлении организатора поездки для школьников в период с 23 марта 2018 г. по 5 апреля 2018 г. в рамках образовательного проекта «Моя Россия: Олимпийский Сочи».
По результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Ангарска во исполнение поручения прокуратуры Иркутской области от 22 апреля 2019 г. № 21-177-2019 по факту организации поездки учащихся МБОУ «СОШ № 29» в г. Сочи в рамках образовательного проекта «Моя Россия: олимпийский Сочи» в марте 2018 г. составлена справка от 7 мая 2019 г..
По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Иркутской области Николаевым М.В. 21 июня 2019 г. в адрес заместителя председателя правительства Иркутской области ФИО2 вынесено представление № 21-0919/23167 об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха.
Из оспариваемого представления от 21 июня 2019 г. № 21-0919/23167 следует, что прокуратурой области проведена проверка по обращению К. по факту организации поездки несовершеннолетних лиц Иркутской региональной общественной организацией развития детского и молодёжного туризма «Юность без границ» (далее общественная организация) в г. Сочи в рамках образовательного проекта «Моя Россия», в ходе которой установлены нарушения законодательства в части отдыха, оказания туристических услуг детям. Проверкой установлено, что общественная организация, являясь координатором федеральных и региональных проектов в области детского туризма на территории области на основании соглашения, заключенного с агентством по туризму области в 2016 г. организовала с 23 марта по 5 апреля 2018 г. поездку несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Ангарска» в г. Сочи.
В ходе прокурорской проверки по обращению гражданина установлены незаконные действия исполнительных органов государственной власти, образовательных организаций, выразившиеся в распространении предложений о поездках, проведении родительских собраний, получении денежных средств, которые повлекли за собой введение граждан в заблуждение по вопросам организации поездки несовершеннолетних.
В связи с этим 21 июня 2019 г. по результатам выявленных нарушений в деятельности органов государственной власти области, образовательных организаций первым заместителем прокурора области Николаевым М.В. внесено представление заместителю председателя правительства Иркутской области ФИО2
Как следует из ответа заместителя Правительства Иркутской области ФИО2 от 15 сентября 2019 г. исх. № 02-40-35-14/19 об итогах рассмотрения представления, сообщено следующее, что Правительство Иркутской области поддерживает позицию прокуратуры Иркутской области по необходимости упорядочить взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций, осуществляющих подготовку и проведение туристических поездок детей за пределы Иркутской области в рамках образовательно - туристических программ.
В связи с тем, что органы исполнительной власти Иркутской области не обладают полномочиями по проверке деятельности общественных организаций, принято решение о разработке порядка взаимодействия органов исполнительной власти Иркутской области с общественными организациями при реализации туристических проектов с участием несовершеннолетних. Для разработка порядка будут привлечены специалисты Министерства образования Иркутской области, главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. Разработанный порядок будет предоставлен в прокуратуру Иркутской области в сентябре 2019 г.
Согласно письма заместителя Правительства Иркутской области ФИО2 от 27 сентября 2019 г. исх. № 02-40-54-33/19 о разработке порядка следует, что в соответствии с п. 2 протокола совещания по рассмотрению представления прокуратуры Иркутской области № 06-40-340/19 от 9 июля 2019 г. «Об устранении нарушений законодательства о соблюдении правил и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха» Министерством образования Иркутской области совместно с агентством по туризму Иркутской области и министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области разработан порядок взаимодействия органов исполнительной власти Иркутской области с общественными организациями при реализации туристических проектов с участием несовершеннолетних. Порядок проходит установленную процедуру согласования и будет представлен в Прокуратуру Иркутской области в IV квартале 2019 г.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что факты, указанные в представлении основаны на результатах проведенной прокуратурой проверки и соответствующими доказательствами не опровергнуты. Требования, изложенные в обжалуемом представлении прокуратуры области, не возлагали и не возлагают на административного истца какие-либо обязанности и не препятствуют реализации его прав, не влекут для него каких-либо неблагоприятных последствий. Доказательств того, что оспариваемым решением нарушена права и законные интересы административного истца и на него незаконно возложены обязанности материалы дела не содержат.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии со статьей 1 Закона о прокуратуре Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (пункт 3 статьи 22, статьи 24, 28 названного Закона).
В силу положений п. 1 ст. 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено, из чего следует, что, только орган или должностное лицо, в отношении которых вынесено представление, если они считают, что это представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иркутская региональная общественная организация детского и молодежного туризма «Юность без границ» не является стороной публичного правоотношения, возникшего в связи с проведением прокурорской проверки и внесением по ее результатам представления об устранении нарушений закона. Права, свободы и законные интересы административного истца внесенным представлением не затрагиваются. Прокурорская проверка проводилась по факту организации поездки несовершеннолетних лиц Иркутской региональной общественной организацией развития детского и молодёжного туризма «Юность без границ» (далее общественная организация) в г. Сочи в рамках образовательного проекта «Моя Россия», в ходе которой установлены нарушения законодательства в части отдыха, оказания туристических услуг детям, установлены незаконные действия исполнительных органов государственной власти, образовательных организаций, которые повлекли за собой введение граждан в заблуждение по вопросам организации поездки несовершеннолетних.
Проверка самой общественной организации прокуратурой не проводилась.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку права, свободы и законные интересы административного истца внесенным представлением не затрагиваются и не нарушаются, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Судебная коллегия, установив указанные обстоятельства, приходит к выводу о законности решения суда.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, занимаемую в суде первой инстанции, и по существу направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и исковое заявление по существу разрешено верно.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Иркутска от 14 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи: Л.В. Гусарова
Н.М. Усова