ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АА-1411/17 от 12.12.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Зацепина А.Н. Дело № 33аа-1411/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 12 декабря 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда

в составе: председательствующего Фомина М.В.,

судей Строчкиной Е.А., Луневой С.П.,

при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2017 года

дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ессентуки по доверенности ФИО1

на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2017 года

по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Ессентуки к администрации города Ессентуки о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от разработки и непринятии административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции и возложении обязанности по их разработке и утверждению

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора города Ессентуки обратился в суд с административным иском, указав, что прокуратурой города в рамках осуществления нормотворческой деятельности и надзора за законностью нормативных правовых актов, по результатам проведения мониторинга действующего муниципального законодательства установлен факт бездействия ответчика, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции.

Постановлением администрации города Ессентуки Ставропольского края от 24.09.2013 года № 2048 утвержден перечень организаций и объектов на территории муниципального образования города-курорта Ессентуки, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Этим же постановлением установлены минимальные значения расстояний от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, розничных рынков, вокзалов, объектов военного назначения, мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, определенных до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

Таким образом, на территории муниципального образования органом местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с Законом № 381-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

29.06.2017 года в адрес главы города Ессентуки направлено предложение о разработке и принятии нормативного правового акта в целях реализации полномочий муниципалитета, защите прав субъектов предпринимательской деятельности и законодательства о противодействии коррупции.

Из содержания письма заместителя главы города Ессентуки от 15.07.2017 года следует, что разработка нормативного правового акта по осуществлению муниципального контроля в области продажи алкогольной продукции нецелесообразно связи с отсутствием таких полномочий в органе местного самоуправления, что противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства.

До настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции должностными липами администрации города не приняты, вследствие чего, в случае проведения муниципальными инспекторами проверок в отношении юридических лип, и индивидуальных предпринимателей, данные проверки будут осуществляться с нарушением требований норм закона, соответственно, приведут к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, затруднят возможность обжалования действий должностных лиц органа местного самоуправления.

Просил признать незаконным бездействие администрации города Ессентуки, выразившееся в уклонении от разработки и непринятии административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции. Обязать администрацию разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативный правовой акт - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2017 года административное исковое заявление заместителя прокурора города Ессентуки удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Ессентуки по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, мотивируя тем, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется, поскольку действующее законодательство не содержит полномочий органов местного самоуправления по муниципальному контролю в области розничной продажи алкогольной продукции.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

Прокурор города Ессентуки, представитель администрации города Ессентуки в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), об отложении судебного заседания не просили, об уважительности причин неявки не сообщили.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе ФИО2, полагавшую решение суда законное и отмене не подлежит, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок разработки и принятия административных регламентов предоставления муниципальных услуг, административных регламентов исполнения государственных контрольных (надзорных) функций утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 25 июля 2011 года № 295-п.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и следует из материалов административного дела, что постановлением администрации города Ессентуки Ставропольского края от 24.09.2013 № 2048 утвержден перечень организаций и объектов на территории муниципального образования город-курорт Ессентуки, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, установлены минимальные значения расстояний от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, розничных рынков, вокзалов, объектов военного назначения, мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, определенных до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

На предложение заместителя прокурора города Ессентуки о разработке соответствующего нормативного акта в целях соблюдения федерального законодательства и реализации полномочий муниципалитета, заместителем главы администрации города Ессентуки сообщено о нецелесообразности утверждения административного регламента.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, исходя из того, что в городе Ессентуки отсутствует административный регламент осуществления муниципального контроля в указанной области, необходимость разработки которого обусловлена вышеприведенными положениями федерального законодательства, пришел к выводу об обоснованности требований прокурора.

При этом исходя из содержания административного иска прокурора, свои требования он основывает на нормах права, определяющих полномочия органов местного самоуправления в области контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции (статья 7 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Таким образом, имеется неточность в формулировке заявленных прокурором требований, которая может быть устранена путем разъяснения решения суда.

Вывод суда о том, что отсутствие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, которое, в свою очередь, может привести к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, судебная коллегия находит правильным.

Аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: