ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-1899/2022 от 25.05.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АП–1899/2022 Судья первой инстанции:

Докладчик: Кузько Е.В. Юркова Н.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Амурского областного суда: Кузько Е.В.,

при секретаре: Перепелициной Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке представление прокурора Амурской области на определение Благовещенского городского суда Амурской области от 29 декабря 2021 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

УСТАНОВИЛА:

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2012 г. разрешены исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному Агентству лесного хозяйства РФ, Управлению лесного хозяйства Амурской области о возложении обязанности спроектировать мероприятия по охране и защите леса, финансирования работ по лесоустройству в лесничествах Амурской области. Судом постановлено признать незаконным бездействие Управления лесного хозяйства Амурской области и Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации в Белогорском, Благовещенском, Бурейском, Джелтулакском, Завитинском, Зейском, Магдагачинском, Мазановском, Норском, Урушинском (территория бывшего Амурского лесхоза), Экимчанском, Верхнезейском, Дипкунском, Дугдинском лесничествах Амурской области. Обязать Управление лесного хозяйства Амурской области, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации устранить нарушения лесного законодательства путем возложения на них обязанности принять меры по обеспечению проведения лесоустройства в Белогорском, Благовещенском, Бурейском, Джелтулакском, Завитинском, Зейском, Магдагачинском, Мазановском, Норском, Урушинском (территория бывшего Амурского лесхоза), Экимчанском, Верхнезейском, Дипкунском, Дугдинском лесничествах Амурской области в срок до 01 января 2015 г..

22 ноября 2021 г. в Благовещенский городской суд поступило заявление от представителя Федерального агентства лесного хозяйства - ФИО1 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 29 октября 2012 г. на 2 года. В обоснование указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах своих полномочий предпринимает все необходимые меры для исполнения обязанности, возложенной на него решением Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2012 г. и исполнило судебное решение в рамках имеющихся полномочий. Ссылается на отсутствие возможности в настоящее время исполнить решение суда иным образом, чем предоставление бюджетного обязательства. Лесоустройство было проведено за счет собственных средств арендаторов на площади 705,0 тыс.га. Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области 16 апреля 2018 г. проведен открытый конкурс на выполнение работ по лесоустройству. Победителем открытого конкурса стало АО «Кадастрсъемка», заключен государственный контракт № 2418 от 27 апреля 2018 г.. Согласно заключенного контракта в 2018 г. проведено лесоустройство за счет средств субвенций на площади 30 188,82 га на сумму 4,09 млн. руб.. Лесоустройство проводилось на территории ГАУ Амурской области «Бурейское лесничество» в Бахиревском участковом лесничестве на площади 4222 га, ГАУ Амурской области «Бурейское лесничество» в Бурейском участковом лесничестве на площади 5096 га, ГАУ Амурской области «Мазановское лесничество» в Мазановском участковом лесничестве на площади 20870,82 га. В 2020 г. проведен открытый конкурс на выполнение работ по лесоустройству. Победителем открытого конкурса стало ООО «ГеоГИС», заключен государственный контракт от 20 апреля 2020 г. № 10 на выполнение работ по лесоустройству эксплуатационных лесов, защитных лесов. Согласно заключенного контракта в 2020 г. проведен первый этап лесоустройства (подготовительные работы) на территории ГКУ АО «Благовещенское лесничество» в Городском участковом лесничестве на площади 5437 га, в Натальинском участковом лесничестве на площади 34522 га, в Сергеевском участковом лесничестве на площади 33583 га, согласно пункта 32 приказа Минприроды России от 29 марта 2019 года № 122 в 2021 году проводится второй этап лесоустроительных работ (полевые и камеральные работы, окончание работ: по 01 декабря 2021 года). По информации Рослесхоза акт выполнения второго этапа лесоустроительных работ будет подписан 27 декабря 2021 г.. В рамках защиты бюджетных проектировок на 2021-2023 годы запланировано проведение лесоустроительных работ на территории Магдагачинского лесничества, Урушинского участкового лесничества на площади 172,3 тыс.га. Лесоустройство (подготовительные работы) будут проведены в 2021 г. за счет средств субвенций в размере 6,9 млн. рублей, в 2022 г. полевые и камеральные работы - 18,64 млн. рублей. Выполнение решения Благовещенского городского суда Амурской области от 29 октября 2012 г. возможно будет осуществить после вступления в силу Федерального закона от 02 июля 2021 г. № 304-ФЗ с учетом утверждения Рослесхозом плана проведения лесоустройства в рамках установленного лимита финансирования. С целью реализации положений Федерального закона № 304-ФЗ Рослесхозом в Минприроды России направлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаях, порядке и периодичности внесения в него изменений». В настоящее время указанный Порядок не утвержден. Вместе с тем, осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, Рослесхозу необходимо реализовывать с 01 января 2022 г., в связи, с чем подготовлен проект плана проведения лесоустроительных работ без соответствующего Порядка. Так, согласно указанному плану на 2022 г. планируется проведение лесоустройства Зейского лесничества Амурской области.

Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 29 декабря 2021 года заявление представителя Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 об отсрочке исполнения решения суда удовлетворено. Судом постановлено предоставить отсрочку исполнения решения Благовещенского городского суда от 29 октября 2012 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному Агентству лесного хозяйства РФ, Управлению лесного хозяйства Амурской области о возложении обязанности спроектировать мероприятия по охране и защите леса, финансирования работ по лесоустройству в лесничествах Амурской области на срок 2 года (до 29 декабря 2023 года).

В представлении прокурор Амурской области с определением суда не согласен, просит его отменить. Указывает, что судом не исполнено требование о сохранении баланса интересов участников гражданского судопроизводства, не нарушении конституционных прав граждан. Длительная отсрочка предоставлена необоснованно, без наличия к тому исключительных и не устранимых обстоятельств, существенно отдаляет реальную защиту прав граждан от устранения нарушений лесного законодательства. Утверждает, что Рослесхоз, осуществляя функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, выделяемых ему на реализацию, возложенных на него функций, обязан обеспечить эффективное управление государственным имуществом, которым являются лесные насаждения, государственного лесного фонда, в том числе и по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства, охране, защите и воспроизводству лесов. Приводит доводы о том, что Рослесхоз лишь частично принял меры на проведение лесоустройства. Указывает, что на момент вынесения судом определения и в настоящее время опубликован лишь проект Постановления Правительства РФ, план проведения лесоустройства не утвержден. Рослесхозом не представлено доказательств, подтверждающих возникновение препятствий для исполнения судебного акта, которые имеют исключительный характер. Считает, что доказательств добросовестности принятия мер к исполнению решения суда и необходимость дополнительного времени для конкретных действий со стороны ответчика не представлено, сроков исполнения не указано. Полагает, что срок, до которого Рослесхозу предоставлена отсрочка исполнения решения – ничем не мотивирован.

Письменных возражений на представление не поступило.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, доводы представления, проверив законность и обоснованность определения в пределах указанных доводов по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене принятого судом определения.

Разрешая заявленные требования, исходя из того, что ответчиком принимались реальные действия для исполнения судебного решения, учитывая наличие объективных обстоятельств, по которым не имеется возможности исполнить решение суда в полном объеме в установленный срок, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для предоставления отсрочки исполнения вышеуказанного судебного решения на 2 года (до 29 декабря 2023 г.), полагая указанный срок разумным и достаточным для дальнейшего исполнения решения суда в полном объеме.

При этом суд первой инстанции указал, что Федеральным законом от 02 июля 2021 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено внесение изменений в Лесной кодекс в части реализации на федеральном уровне полного объема полномочий по лесоустройству на землях лесного фонда в соответствии с планом проведения лесоустройства, подготавливаемым с учетом планируемого освоения лесов и зон такого освоения, определяемых документами лесного планирования, что позволит эффективно использовать целевое бюджетное финансирование проведения лесоустроительных работ, создать четкую систему планирования проведения лесоустроительных работ на федеральном уровне, проводить таксацию лесов одновременно с проектированием эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.

Между тем, суд апелляционной инстанции с приведенными выводами согласиться не может.

Статьей 203 ГПК РФ закреплено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Аналогичные положения содержатся в ст. 32 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

По смыслу приведенных правовых положений основаниями для отсрочки исполнения решения суда могут выступать конкретные обстоятельства, имеющие исключительный характер.

Заявляя требования об отсрочке исполнения решения суда представитель Федерального агентства лесного хозяйства ссылался на то, что в рамках защиты бюджетных проектировок на 2021-2023 годы запланировано проведение лесоустроительных работ на территории Магдагачинского лесничества, Ушумунского участкового лесничества на площади 172,3 тыс.га. С целью реализации положений Федерального закона № 304-ФЗ Рослесхозом в Минприроды России направлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаях, порядке и периодичности внесения в него изменений».

Также представитель указывал на отсутствие возможности исполнить решение суда иным образом, кроме как путем предоставления бюджетных обязательств.

В соответствии с пунктами 36, 42 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и иные установленные данным Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 данного Кодекса.

При этом в силу ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 837, субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Подпунктом «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 г. № 1074 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Федеральному агентству лесного хозяйства переданы функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В соответствии с п.п. 5.4.17, 5.4.31, 5.17 Положения № 736 Рослесхоз осуществляет контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции; контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочий; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Таким образом, Рослесхоз, осуществляя функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, выделяемых ему на реализацию возложенных на него функций, обязан обеспечить эффективное управление государственным имуществом, которым являются лесные насаждения государственного лесного фонда, в том числе и по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства, охране, защите и воспроизводству лесов.

Из материалов дела следует, что 16 апреля 2018 г. министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области проведен открытый конкурс, в соответствии с нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, на выполнение работ по лесоустройству. По результатам проведения конкурса, был заключен государственный контракт № 2418 от 27 апреля 2018 г. с АО «Кадастрсъемка». Согласно заключенного контракта в 2018 году проведено лесоустройство за счет средств субвенций на площади 30 188,82 га на сумму 4,09 млн. рублей. Лесоустройство проводилось на территории ГАУ Амурской области «Бурейское лесничество» в Бахиревском участковом лесничестве на площади 4222 га, ГАУ Амурской области «Бурейское лесничество» в Бурейском участковом лесничестве на площади 5096 га, ГАУ Амурской области «Мазановское лесничество» в Мазановском участковом лесничестве на площади 20870,82 га.

В 2020 г. проведен открытый конкурс в порядке установленным Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на выполнение работ по лесоустройству. По результатам проведения конкурса, был заключен государственный контракт № 10 от 20 апреля 2020 г. на выполнение работ по лесоустройству эксплуатационных лесов, защитных лесов. Согласно заключенному контракту в 2020 г. проведен первый этап лесоустройства (подготовительные работы) на территории ГКУ АО «Благовещенское лесничество» в Городском участковом лесничестве на площади 5437 га, в Натальинском участковом лесничестве на площади 34522 га, в Сергеевском участковом лесничестве на площади 33583 га, согласно пункту 32 приказа Минприроды России от 29 марта 2019 г. № 122 в 2021 г. проводится второй этап лесоустроительных работ (полевые и камеральные работы, окончание работ: по 01 декабря 2021 года). 27 декабря 2021 г. подписан акт выполнения второго этапа лесоустроительных работ.

Федеральным законом от 02 июля 2021 г. № 304-Ф3 в ЛК РФ введена ст. 67.2, согласно которой, лесоустройство проводится в соответствии с планом проведения лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 10 ст. 19 ЛК РФ.

План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготавливается с учетом существующего и планируемого освоения лесов и зон такого освоения (в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов), определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, предусмотренным ст. 86 ЛК РФ.

Планы проведения лесоустройства в отношении лесов, не указанных в ч. 3 настоящей статьи, утверждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.

При вынесении обжалуемого определения, суд первой инстанции сослался на план 2022 года, согласно которому планируется проведение лесоустройства на территории Зейского лесничества Амурской области.

Между тем, до настоящего времени План проведения лесоустройства на территории Амурской области не утвержден, соответствующие доказательства не представлены.

Учитывая изложенное, в данном случае исключительные обстоятельства, препятствующие исполнению судебного акта, отсутствуют.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает длительность неисполнение судебного акта, принятого 10 лет назад - в 2012 г..

Отсрочка исполнения решения суда приведет к дальнейшему нарушению прав граждан по устранению нарушений лесного законодательства.

Более того, по смыслу разъяснений п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки юридически значимым признается возможность исполнения судебного акта по ее истечении.

Между тем доказательств возможности исполнить указанное решение в полном объеме по окончании отсрочки заявителем не представлено. Таким образом, оспариваемое определение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене, а представление прокурора Амурской области, удовлетворению.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Благовещенского городского суда Амурской области от 29 декабря 2021 года отменить.

В удовлетворении заявления представителя Федерального агентства лесного хозяйства - ФИО1 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 29 октября 2012 года – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья

Амурского областного суда Кузько Е.В.

Дело № 33АП–1899/2022 Судья первой инстанции:

Докладчик: Кузько Е.В. Юркова Н.С.