ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-2113/2021 от 07.07.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июля 2021 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

Председательствующего Дружинина О.В.,

судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре Семеновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации г.Тынды, мэру г.Тынды о признании незаконными действий Администрации г.Тынды, мэра города Тынды ФИО2, об отмене распоряжения Администрации города Тынды, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тындинского районного суда от 4 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения ФИО1, представителя администрации г.Тында – ФИО3, действующего на основании доверенности от 5 апреля 2021 года №31, участвующих в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском Администрации г.Тынды, мэру г.Тынды о признании незаконными действий Администрации города Тынды, мэра г.Тынды ФИО2, об отмене распоряжения Администрации города Тынды, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что стороны состоят в трудовых отношениях. 7 декабря 2020 года по выходу из отпуска её ознакомили с распоряжением Администрации города Тынды от 3 декабря 2020 года № 269/4-к «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тынды от 25 декабря 2019 года № 279/4-к, согласно которому ей, как начальнику юридического отдела Администрации г.Тынды, полностью отменили ежемесячную надбавку за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в размере 50 %. Также указанным распоряжением данную надбавку установили руководителю сектора Администрации г.Тынды ФИО3 в размере 50 %.

Истец полагала данное распоряжение Администрации г.Тынды незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с ч.3 ст.2 Закона 74-03 муниципальному служащему, замещающему должность в юридической службе, в основные обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проекте правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя имеющему высшее юридическое образование, устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается положениями об этих выплатах, утверждаемыми представительным органом муниципального образования Амурской области. Ежемесячная надбавка за правовую экспертизу начисляется за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием. Должностной инструкцией 2014 года, как и ранее выданными должностными инструкциями, на начальника юридического отдела Администрации города Тынды возложены были обязанности: осуществлять проверку соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю проектов постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визирование их(п.2.1.1); дача заключений по соответствию требованиям законодательства проектов постановлений, распоряжений Администрации города Тынды, проектов решений Тындинской городской Думы и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением законодательства. Считала, что её незаконно лишили части денежного содержания, чем нарушили её трудовые права.

На основании изложенного, уточнив заявленные исковые требования, просила суд признать незаконными действия Администрации г.Тынды, Мэра г.Тынды ФИО2, выразившиеся в издании распоряжения Администрации г.Тынды от 3 декабря 2020 года № 269/4-к «О внесении изменений в распоряжение Администрации г.Тынды от 25 декабря 2019 года № 279/4-к», регулирующего вопросы в сфере трудовых отношений ФИО1; признать незаконным распоряжение Администрации города Тынды от 3 декабря 2020 года № 269/4 «О внесении изменений в распоряжение Администрации г.Тынды от 25 декабря 2019 года № 279/4-к» со дня его издания; взыскать с Администрации г.Тынды в её пользу недоначисленную и невыплаченную часть заработной платы в виде надбавки за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов в размере 50% должностного оклада начальника юридического отдела администрации г.Тынды с учётом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера за период с декабря 2020 года по февраль 2021 года в размере 16.064 рубля; взыскать с Администрации г.Тынды в еёпользу компенсацию морального вреда 30.000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объёме.

Представитель администрации г.Тында - ФИО3 просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.

Решением Тындинского районного суда от 4 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г.Тынды, мэру г.Тынды о признании незаконными действий Администрации г.Тынды, мэра г.Тынды ФИО2, об отмене распоряжения Администрации города Тынды, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда отказано.

На решение суда от ФИО1 поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, поскольку выводы суда об отсутствии правовых оснований для заявленного иска, являются несостоятельными, путём лишения истца премий, работодатель проявляет к ней дискриминацию, надбавка за проведение правовых экспертиз включена в систему оплаты труда, действительно, истец не занималась подготовкой проектов правовых актов, однако она занималась проведением правовых экспертиз, судом первой инстанции необоснованно отказано в принятии в качестве доказательства диска с записью проведённого мэром г.Тында совещания, а также неверно отказано в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.

Письменных возражений на апелляционный жалобы не поступило.

Иные участвующие в деле лица, извещавшиеся о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, дали согласие на рассмотрение настоящего гражданского дела в своё отсутствие. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело при данной явке.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 настаивала на удовлетворении поданной жалобы и отмене судебного решения.

Представитель администрации г.Тында – ФИО3 указал на законность судебного решения и на отсутствие правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов дела, между муниципалитетом г. Тынды и ФИО1 заключён трудовой договор, которым предусмотрено, что ФИО1 принимается на муниципальную службу старшей муниципальной должности ведущего специалиста юридического отдела муниципалитета. Согласно трудовому договору муниципальный служащий обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной документацией, производственную и финансовую дисциплину, добросовестно относиться к исполнению своих должностных обязанностей.

Должностной инструкцией муниципального служащего ведущей должности муниципальной службы – начальника юридического отдела Администрации г.Тынды, утвержденного мэром г.Тынды 21 апреля 2014 года предусмотрены обязанности, в том числе дача заключений по соответствию требованиям законодательства проектов постановлений, распоряжений Администрации г.Тынды, проектов решений Тындинской городской Думы и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением законодательства.

25 декабря 2019 года Администрацией г.Тынды было вынесено распоряжение № 279/4-к «О дополнительных выплатах муниципальным служащим», которым было установлена начальнику юридического отдела ФИО1 ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в размере 50% от должностного оклада.

24 ноября 2020 года мэром г. Тында была утверждена должностная инструкция начальника юридического отдела Администрации г.Тынды, которой не предусмотрена обязанность начальника юридического отдела проводить правовую экспертизу правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование. С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена и не согласна.

3 декабря 2020 года вынесено распоряжение Администрацией г.Тынды, согласно которому внесены изменения в распоряжение № 279/4-к «О дополнительных выплатах муниципальным служащим» - в пункте «-ежемесячную надбавку за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование» слова «начальник отдела – ФИО1 50%» исключить, в пункте «-ежемесячную надбавку за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование» дополнить словами «руководитель сектора по труду – ФИО3 50%».

Не согласившись с указанными действиями работодателя, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, применив положения ст.ст.21, 57, 74, 129, 132, 135, 144 ТК РФ, ст.22 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим, предусмотренных приложением №3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 года №45-НПА), оценив представленные сторонами в обоснований своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении заявленного иска, поскольку в должностной инструкции начальника юридического отдела отсутствуют обязанности по проведению правовой экспертизы, за которые предусмотрена выплата премий.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ч.1 ст.21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данной статье корреспондирует ст.22 ТК РФ, согласно ч.2 которой работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

В соответствии со ст.ст.129, 135 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, и включает в себя компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, зафиксированными в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, которую работодатель обязан выплачивать работнику в силу ст.ст.21, 22 ТК РФ.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды от 14 декабря 2017 года № 45-НПА установлен порядок выплаты муниципальным служащим города Тынды следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат: ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; ежемесячной надбавки за правовую экспертизу; доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего без освобождения от работы, определенной трудовым договором (контрактом) (л.д.101).

Разделом IX указанного Положения ежемесячная надбавка за правовую экспертизу устанавливается муниципальному служащему, имеющему высшее юридическое образование, в размере до 50 процентов должностного оклада. Критериями, определяющими право муниципального служащего на установление надбавки, являются определение должностной инструкцией одной из основных обязанностей: проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов; подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя. Ежемесячная надбавка за правовую экспертизу устанавливается на календарный год распоряжением (приказом) Работодателя. Работодатель по собственной инициативе и (или) по предложению непосредственного руководителя муниципального служащего в течение календарного года может снизить размер надбавки (в случае уменьшения объема работы, определенной пунктом 9.2 настоящего раздела) или отменить ее установление (в случае если основные обязанности не отвечают критериям, определенным пунктом 9.2 настоящего раздела). Ежемесячная надбавка за правовую экспертизу начисляется за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием (л.д.106).

Согласно условиям оплаты труда, предусмотренным трудовым договором от 2 декабря 2002 года, заключённым между сторонами, в заработную плату ФИО1 входят следующие составляющие: оклад, ежемесячная надбавка за сложность и напряжённость, премия, надбавка за работу в районе, приравненном к району Крайнего Севера, районный коэффициент, материальная помощь (л.д.139 (об.)-140).

Таким образом из материалов дела следует, что надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов не входит в систему оплаты труда ФИО1

Из должностной инструкции муниципального служащего ведущей должности муниципальной службы – начальника юридического отдела администрации г.Тында, утверждённой мэром г. Тында 24 ноября 2020 года следует, что на ФИО1 возложены обязанности по подготовке проектов правовых актов администрации г.Тында, мэра города, Тындинской городской Думы по поручению мэра города, заместителя главы администрации города (л.д.136 (об.).

При этом из возражений администрации г.Тында следует, что в спорный период ФИО1 не поручалось проведения правовый экспертизы (л.д.99 (об).

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, не предусмотрена трудовым договором, заключенным с ФИО1, обязанность по проведению правовой экспертизы была установлена в соответствии с должностной инструкцией, также ежегодно распоряжением работодателя устанавливалась надбавка к заработной плате истца, впоследствии обязанность была исключена из должностной инструкции истца, работодатель воспользовался своим правом согласно Положению о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды от 14 декабря 2017 года №45-НПА, так как изменение и отмена надбавки за проведение правовой экспертизы относится к исключительной компетенции работодателя.

Кроме того, в силу положений ст.74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, не предусмотрена трудовым договором, заключенным с истцом. Проведение правовой экспертизы была установлена в соответствии с должностной инструкцией, также ежегодно распоряжением работодателя устанавливалась надбавка к заработной плате истца ежегодно. Впоследствии обязанность была исключена из должностной инструкции истца, работодатель воспользовался своим правом согласно Положению о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды от 14 декабря 2017 года №45-НПА, поскольку изменение и отмена надбавки за проведение правовой экспертизы относится к исключительной компетенции работодателя.

Несмотря на то, что надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов, и их визирование в качестве исполнителя выплачивается ежемесячно, устанавливается ежегодно на основании распоряжения администрации г.Тынды, она не является обязательной составляющей заработной платы работника. Изменение её размера не является изменением условий трудового договора, заключенного с истцом, а, следовательно, не требует согласия работника и заключения в письменной форме какого-либо соглашения об изменении условий трудового договора.

Доводы ФИО1 о предвзятом отношении мэра города Тынды к ней обоснованно были отклонены судом на том основании, установление, отмена или изменение размера надбавки является правом работодателя.

Действия работодателя в указанной части не свидетельствуют о предвзятом отношении работодателя к истцу и проявлении дискриминации.

Ссылки истца на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в принятии в качестве доказательства диска с записью проведённого мэром г.Тында совещания, не влекут отмены судебного акта, поскольку, как верно указал суд, указанное доказательство касаются только межличностных отношений (л.д.171).

Поскольку при рассмотрении настоящего спора не установлено нарушений трудовых прав истца, у суда правомерно отсутствовали правовые основания для взыскания с работодателя в пользу ФИО1 компенсации морального вреда.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения. При принятии решения суд руководствовался нормами материального права, подлежащими применению при рассмотрении дел данной категории, исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, так же отразил в решении мотивы, по которым пришёл к соответствующим выводам. Выводы суда основаны на исследованных материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Тындинского районного суда от 4 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

1версия для печатиДело № 33АП-2113/2021 (Определение)