УИД 28RS0004-01-2022-012885-10 Судья первой инстанции
Дело № 33АПа-1587/2023 Морозкина М.В.
Докладчик Диких Е.С.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 мая 2023 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Диких Е.С., Палатовой Т.В.,
при секретаре Габриелян Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оленчука Юрия Ивановича к министерству сельского хозяйства Амурской области о признании незаконными действий по предъявлению избыточных требований к заявителю при участии в конкурсном отборе на получение гранта, по проставлению нулевой оценки по критерию оформления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, признании соответствия факта оформления в безвозмездное пользование земельного участка по апелляционной жалобе Оленчука Юрия Ивановича на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 01 февраля 2023 года.
Заслушав дело по докладу судьи Диких Е.С., выслушав пояснения представителя административного ответчика министерства сельского хозяйства Амурской области Туз М.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Оленчук Ю.И. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим административным исковым заявлением, указав, что в 2020 году министерство сельского хозяйства Амурской области предоставило ему заключение к протоколу результатов второго этапа конкурса по отбору заявителей для предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (грант «Агростартап») от 21 августа 2019 года № 5/1, из которого ему стало известно, что по критерию «Оформление в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ему присвоена оценка 0 баллов в связи с отсутствием в договоре подписей и отметки о государственной регистрации. Министерством сделан вывод, что оформление земельного участка в безвозмездное пользование им не произведено. Между тем, Правила предоставления субсидий, утвержденные постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2019 года, таких требований к форме договора не содержат, им были соблюдены все предусмотренные законом процедуры по получению в собственность земельного участка с кадастровым номером <номер>, что в том числе подтверждается выпиской из ЕГРН. В случае сомнений у министерства была возможность проверить прохождение государственной регистрации договора путем направления запроса в уполномоченный орган. Просил суд признать незаконными действия министерства сельского хозяйства Амурской области по предъявлению избыточных требований к Оленчуку Ю.И. о предоставлении договора с подписью и отметкой о государственной регистрации; признать соответствие факта оформления Оленчуком Ю.И. в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <номер> требованиям Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; признать незаконными действия министерства сельского хозяйства Амурской области по проставлению Оленчуку Ю.И. оценки 0 баллов по критерию «Оформление в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязать министерство сельского хозяйства Амурской области внести изменения в протокол с начислением Оленчуку Ю.И. 2 конкурсных балла.
В судебном заседании суда первой инстанции Оленчук Ю.И. требования административного искового заявления поддержал.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 01 февраля 2023 года административное исковое заявление Оленчука Ю.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец Оленчук Ю.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования административного искового заявления удовлетворить в полном объеме. Не соглашается с выводами суда об отсутствии нарушений прав административного истца. Приводит доводы о том, что судом не исследовался вопрос оформления административным истцом в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, а также что все необходимые и предусмотренные законом процедуры по получению в безвозмездное пользование земельного участка были выполнены. Информационная система ФИС «На Дальний Восток» не предоставляет возможности получить копию договора с печатями, подписями и отметкой о государственной регистрации. Также судом не исследовался тот факт, что в числе документов представленных на конкурс, имеется выписка из похозяйственней книги № 12, где в разделе 2 указана площадь земельного участка, в разделе 3.3 - что данная земля находится в пользовании, в разделах 2.2.1., 2.2.2. - о посадке на земле картофеля и овощей открытого грунта.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика министерства сельского хозяйства Амурской области Туз М.М., полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Административный истец Оленчук Ю.И., его представитель Оленчук Г.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не поступало. В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело по апелляционной жалобе судебной коллегией рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, выслушав лицо, участвующее в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы административного дела № 2а-1234/2020, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 308 КАС РФ, оснований к его отмене не находит.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2019 года № 476 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации» постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 утверждены Правила предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)) (приложение № 1) (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) настоящие правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)) в рамках реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - Грант).
Исходя из пунктов 1.5, 1.6, 1.8 Правил грант предоставляется однократно главным распорядителем средств областного бюджета - министерством по результатам конкурсного отбора.
Для участия в конкурсном отборе заявитель представляет в министерство заявку по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам с приложением документов согласно пункту 2.3.1 Правил.
Конкурсный отбор заявок конкурсной комиссией осуществляется в два этапа (пункт 2.10 Правил).
На первом этапе конкурсного отбора конкурсная комиссия в течение 15 рабочих дней со дня передачи министерством заявок и прилагаемых к ним документов осуществляет проверку представленных заявок и документов на соответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 1.7, 2.3 настоящего Порядка, и принимает решение о допуске (об отказе в допуске) заявителя к участию во втором этапе конкурсного отбора.
Согласно пункту 2.10.2 Правил на втором этапе конкурсного отбора осуществляются очное собеседование (презентация заявителем проекта «Агростартап» с обоснованием основных экономических показателей), а также оценка конкурсной комиссией заявок.
Оценка каждой заявки осуществляется в следующем порядке: 1) члены конкурсной комиссии присваивают количество баллов по каждому из критериев отбора и оформляют заключение по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам; 2) секретарь конкурсной комиссии на основании заключений членов конкурсной комиссии по каждой заявке заполняет итоговую ведомость согласно приложению № 4 к настоящим Правилам, в которой по показателям оценки выводит средний, а также итоговый баллы.
Прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, итоговый балл заявки которых составил 16 и более баллов в соответствии с итоговой ведомостью.
Заявители, итоговый балл заявки которых составил менее 16 баллов, признаются не прошедшими конкурсный отбор. Независимо от суммы набранных баллов не прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, которым по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов.
Победителями конкурсного отбора признаются заявители, прошедшие конкурсный отбор и набравшие при этом наибольшее количество баллов (пункт 2.11).
Критерии оценки заявок, поданных участниками конкурса, утверждены Приложением № 3 к Правилам, одним из которых является оформление в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (дальневосточный гектар): оформлен - 2 балла; не оформлен - 0 баллов.
Решением Амурского областного суда от 5 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2020 года, признан недействующим с момента принятия абзац 8 пункта 2.10.2 Правил предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)), являющихся приложением № 1 к постановлению правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», в части слов «Независимо от суммы набранных баллов не прошедшими конкурсный отбор признаются заявители, которым по результатам очного собеседования каждый из членов конкурсной комиссии, присутствовавший на очном собеседовании, поставил 0 баллов». В удовлетворении требований Оленчука Ю.И. о признании недействующим приложения № 3 к Правилам предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Агростартап»)), являющимся приложением № 1 к постановлению правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» отказано.
Из материалов административного дела следует, что 10 июля 2019 года Оленчуком Ю.И. подана заявка в министерство сельского хозяйства Амурской области на участие в конкурсном отборе для предоставления гранта «Агростартап» по форме согласно приложению № 1 к Правилам предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденным постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2019 года № 271.
Согласно протоколу результатов первого этапа конкурса по отбору заявителей от 31 июля 2019 года № 4/1 Оленчук Ю.И. предоставил полный пакет документов и подтвердил свое соответствие условиям, установленным пунктами 1.7, 2.3 Правил, допущен конкурсной комиссией к участию во втором этапе конкурсного отбора.
В соответствии с протоколом результатов второго этапа конкурса по отбору заявителей от 21 августа 2019 года № 5/1 членами комиссии была проведена оценка заявки Оленчука Ю.И. по балльной системе, по результатам которой заявитель набрал 16 баллов, а также проведено очное собеседование, за которое Оленчук Ю.И. получил 0 баллов.
Как следует из итоговой ведомости на конкурсанта Оленчука Ю.И., заключений членов конкурсной комиссии, по критерию оформление в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заявитель от всех членов комиссии получил 0 баллов, поскольку в представленном им договоре отсутствуют подписи сторон и отметка о государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Разрешая заявленные Оленчуком Ю.И. административные исковые требования и оставляя их без удовлетворения, суд первой инстанции, верно применив нормы материального права, в том числе положения Федерального закона № 119-ФЗ от 1 мая 2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что у конкурсной комиссии имелись основания для проставления заявителю отметки 0 баллов по критерию оформления в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, поскольку представленный Оленчук Ю.И. договор № 212 от 3 апреля 2017 года безвозмездного пользования земельным участком сторонами не подписан, отметки о регистрации в Едином государственном реестре недвижимости не содержит. Административным истцом пропущен срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.
Из содержания Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности статьи 5, следует, что проект договора подлежит подписанию заявителем (заявителями) и направлению в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения этого проекта договора. В течение пяти рабочих дней со дня поступления подписанного гражданином проекта договора безвозмездного пользования земельным участком уполномоченный орган обеспечивает его подписание и обращается с заявлением о государственной регистрации договора безвозмездного пользования земельным участком.
Представленный заявителем договор № 212 от 3 апреля 2017 года безвозмездного пользования земельным участком указанным критериям не соответствовал, поскольку не был подписан сторонами и не содержал сведения о государственной регистрации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при разрешении дела не было принято во внимание, что информационная система ФИС «На Дальний Восток» не предоставляет возможности получить копию договора с печатями, подписями и отметкой о государственной регистрации, в документах, предоставленных на конкурс, имеется выписка из похозяйственней книги № 12, где в разделе 2 указана площадь земельного участка, в разделе 3.3 - что земельный участок находится в пользовании, в разделах 2.2.1., 2.2.2. - о посадке на земле картофеля и овощей открытого грунта, выводы суда первой инстанции о том, что у конкурсной комиссии имелись основания для проставления заявителю отметки 0 баллов по критерию оформления в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, не опровергают. Выводы суда первой инстанции мотивированные, основаны на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод административного истца о наличии у конкурсной комиссии в случае возникновения сомнений возможности запросить необходимые сведения посредством межведомственного запроса в соответствии с пунктом 2.8 Правил предоставления субсидий, поскольку такое право предоставлено министерству только в отношении определенного перечня документов, перечисленных в пункте 2.5, к которым договор безвозмездного пользования земельным участком не относится.
Кроме того, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, представленной по запросу суда апелляционной инстанции от 29 марта 2023 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> значится только зарегистрированное право 11 января 2022 года, собственность, правообладатель Оленчук Ю.И.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Из материалов административного дела № 2а-1234/2020 следует, что 6 ноября 2019 года Оленчук Ю.И. обратился в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением к министерству сельского хозяйства Амурской области об оспаривании отказа в представлении субсидии и снятии его с конкурса «Агростартап». В материалы дела министерством были представлены документы, в том числе протокол результатов второго конкурса № 5/1 от 21 августа 2019 года, итоговая ведомость и заключения членов комиссии. 16 января 2020 года от административного истца поступило заявление об отказе от административного искового заявления, который был принят судом определением от 16 января 2020 года.
Таким образом, с указанного времени административному истцу было известно о нарушенном, по его мнению, праве, однако с настоящим административным исковым заявлением он обратился в суд только 8 декабря 2022 года, т.е. со значительным пропуском, предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ, срока на обращение в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, обоснованно не усмотрел уважительности причин пропуска административным истцом срока на обращение в суд, с чем судебная коллегия соглашается, поскольку заявление Оленчука Ю.И. об отсутствии возможности обратиться в суд в 2020-2021 г. материалами дела не подтверждается, таких доказательств административным истцом не предоставлено. Введение в 2019 году на территории Амурской области чрезвычайной ситуации, пандемии в 2020 г., на что ссылается Оленчук Ю.И., об уважительности причин пропуска срока не свидетельствуют с учетом того обстоятельства, что в ноябре-декабре 2019 года Оленчук Ю.И. обращался в Благовещенский городской суд Амурской области по вопросу оспаривания решения министерства об отказе в предоставлении субсидии, а также в Амурский областной суд об оспаривании нормативно-правового акта, регламентирующего порядок предоставления субсидии. Наличие в производстве Амурского областного суда дела об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта, не препятствовало административному истцу обратиться в суд с настоящим иском. Кроме того, решение Амурского областного суда от 5 декабря 2019 года вступило в законную силу 27 февраля 2020 года, тогда как с настоящим административным иском Оленчук Ю.И. обратился в суд по истечении более 2,5 лет.
Судом первой инстанции принято решение при правильном применении норм материального права. Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено. Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют представленным доказательствам, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, значимые по делу обстоятельства установлены правильно.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 01 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Оленчука Юрия Ивановича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) через суд первой инстанции, т.е. через Благовещенский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии