ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-1710/2021 от 17.06.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0008-01-2020-001879-95

Дело № 33АПа-1710/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Диких Е.С. Куприянова С.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 июня 2021 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Никитина В.Г.,

судей коллегии Диких Е.С., Костыревой Е.Л.,

при секретаре Копыциной Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Зеи о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении переданных государственных полномочий, о возложении обязанности в организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев по апелляционному представлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора и апелляционной жалобе администрации города Зеи на решение Зейского районного суда Амурской области от 24 декабря 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Диких Е.С., выслушав объяснения помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Ковальчук В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Зейский районный суд Амурской области с настоящим административным исковым заявлением, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства об ответственном обращении с животными было установлено, что администрации города Зеи Амурской области на 2020 год была предоставлена субвенция из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 350 476 рублей. Согласно информации предоставленной административным ответчиком муниципальные контракты на проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не заключены, отлов животных не производился, приюты для животных отсутствуют. Просил признать бездействие администрации города Зеи, выраженное в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; создание приюта для животных без владельцев; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; возложить на администрацию города Зеи обязанность организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; создание приюта для животных без владельцев; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца заявленные требования поддержала в полном объеме.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 24 декабря 2020 года требования административного искового заявления Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично; признано незаконным бездействие администрации города Зеи, выразившееся в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных в рамках выделенных субвенций, путём не определения подведомственной организации, реализующей мероприятия по осуществлению вышеуказанных государственных полномочий; на администрацию города Зеи возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать в пределах предоставленных субвенций мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с требованиями части 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 2 Закона Амурской области от 07 ноября 2019 года № 428-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»; в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.

В апелляционном представлении административный истец Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований административного иска и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора. В обоснование представления приводит доводы о том, что администрацией города Зеи допущено бездействие, которое не соответствует требованиям закона и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Полагает, что организация мероприятий по созданию приютов является неотъемлемым мероприятием по осуществлению государственных полномочий, которые осуществляются органами местного самоуправления. Указывает, что судом первой инстанции сделан неверный вывод об отсутствии полномочий у административного истца по созданию приютов для животных. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Судом неправильно применены нормы материального права.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация города Зеи ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Органы местного самоуправления вправе привлекать в качестве исполнителей мероприятий подведомственные им организации, что не влечет обязанности администрации города Зеи по установлению подведомственной организации, таким образом, несоответствие бездействия нормативным правовым актам как одно из условий признания бездействия незаконным отсутствовало. Реализация мероприятий по осуществлению переданных государственных полномочий практически осуществима только специализированной организацией. Вопрос об определении подведомственной организации реализующей мероприятия по осуществлению государственных полномочий судом не исследовался, документация не истребовалась. Единственная подведомственная организация – <данные изъяты> не обладает достаточной материально-технической базой и квалифицированным персоналом, что не позволяет ей в соответствии с действующими нормативными правовыми актами оказывать услуги по отлову, транспортировке и передаче в приюты для животных в рамках средств выделенных субвенций. Полагает, что решение суда первой инстанции фактически неисполнимо, поскольку по вступлении решения в законную силу в трехмесячный срок с момента его вынесения, не представляется возможным проведение требуемого комплекса мероприятий, поскольку на территории Амурской области отсутствуют приюты для животных без владельцев, отвечающих требованиям нормативно-правовых актов и в которые возможна передача отловленных животных с их последующим содержанием в приюте.

В письменных возражениях на апелляционное представление администрация города Зеи считает доводы представления необоснованными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца помощник Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО1 поддержал доводы, изложенные в апелляционном представлении, просил решение суда первой инстанции отменить, административные исковые требования удовлетворить.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела по апелляционным представлению и жалобе извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не поступало. В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное дело судебной коллегией рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, выслушав лицо, участвующее в деле, изучив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, возражения, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 18 приведенного Федерального закона мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Аналогичные требования приведены в статье 2 Закона Амурской области от 07 ноября 2019 года № 428-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон Амурской области от 07 ноября 2019 года № 428-ОЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Амурской области от 07 ноября 2019 года № 428-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Амурской области (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия).

Из материалов дела следует, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено, что администрации города Зеи Амурской области на 2020 год предоставлена субвенция из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 350 476 рублей. Однако согласно информации администрации города Зеи от 26 ноября 2020 года муниципальные контракты на проведение мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев не заключались, отлов животных в 2020 году не производился, приюты для животных на территории города Зеи отсутствуют.

Разрешая заявленные прокурором требования административного искового заявления, и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком при наличии неизрасходованных средств выделенной субвенции не была определена и привлечена подведомственная организация для проведения мероприятий по отлову животных без владельцев, их транспортировке и передаче в приюты для животных. В связи с чем, суд признал незаконным бездействие администрации города Зеи только в части неисполнения переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных в рамках выделенных субвенций путём не определения подведомственной организации, реализующей мероприятия по осуществлению вышеуказанных государственных полномочий. В остальной части, суд первой инстанции, не усмотрев бездействие администрации города Зеи, исходил из того, что для заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову, транспортировке, учету, содержанию отловленных животных без владельцев на территории города Зеи и возврату содержащихся животных без владельцев на прежнее место их обитания администрация города Зеи в 2020 году 5 раз размещала соответствующие извещения в порядке, определённом Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при этом заявки на участие в аукционах не поступали. В отношении создания приютов суд пришел к выводу о том, что в полномочия городского округа данная обязанность не входит.

Между тем с выводами суда об отказе в удовлетворении остальной части административных исковых требований, за исключением требования организации мероприятий, которое включает в себя создание приютов для животных без владельцев, судебная коллегия согласиться не может.

Перечень мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, приведен в части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ и статье 2 Закона Амурской области от 07 ноября 2019 года № 428-ОЗ.

Из материалов дела следует, что организация указанных мероприятий в нарушение приведённых требований закона администрацией города Зеи не осуществлялась и не осуществляется. При этом суд первой инстанции не принял во внимание, что привлечение подведомственных организаций, на что указано в пункте 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Амурской области, утвержденном постановлением правительства Амурской области от 26 декабря 2019 года 770, является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью. Комплекс действий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев органом местного самоуправления определяется самостоятельно.

Между тем, каких-либо иных действий, помимо проведения электронных аукционов, подтверждающих совершение административным ответчиком действий, направленных на исполнение переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, материалы дела не содержат, что указывает на незаконное бездействие со стороны администрации города Зеи.

Доводы администрации города Зеи об отсутствии с ее стороны какого-либо бездействия не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что со стороны администрации города Зеи усматривается незаконное бездействие по неисполнению переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, перечень который приведен в части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ и статье 2 Закона Амурской области от 07 ноября 2019 года № 428-ОЗ. В указанной части решение Зейского районного суда от 24 декабря 2020 года не может быть признано законным и обоснованным и на основании статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене.

Относительно требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации города Зеи по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которое включает в себя создание приютов, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения, а доводы апелляционного представления находит основанными на неправильном толковании норм материального права.

Часть 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ и статья 2 Закона Амурской области от 07 ноября 2019 года № 428-ОЗ не предусматривает в перечне мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приюта для животных без владельцев.

Анализ действующего законодательства позволяет выявить два основных уровня правового регулирования деятельности приютов для животных: федеральный и региональный.

Федеральный уровень представлен Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года № 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них».

Региональный уровень представлен законами и другими правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ, включая полномочие по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них.

При этом Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ подробно детализируя в статьях 5, 7 полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в части соответствующих полномочий органов местного самоуправления в статье 8 содержит лишь отсылочную норму к законодательству Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления. С учетом этого регулирование на уровне правовых актов органов местного самоуправления предусматривает в основном закрепление в уставах муниципальных образований общих положений об осуществлении на территории соответствующего муниципального образования деятельности по обращению с животными без владельцев.

Указанные положения представлены как права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Данная оговорка имеет, по мнению судебной коллегии, значение в контексте вопроса о возможности создания муниципальных приютов и их финансирования за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ могут быть образованы следующие виды приютов: государственные, муниципальные и частные, но вместе с тем этот закон не требует, чтобы в каждом субъекте Российской Федерации в обязательном порядке создавались все три вида приютов.

Анализ норм Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приютов все же является их правом, а не обязанностью, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия: это могут быть только государственные приюты, только частные, государственные и муниципальные приюты или государственные и частные приюты.

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципальных образований, определено статьями 14.1 и 16.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ как право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований (городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений). Тем не менее соответствующее право, непосредственно не относящееся к вопросам местного значения, с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством, может быть реализовано не всеми муниципальными образованиями. На основании статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года.

Таким образом, правовая возможность создания муниципальных приютов, предусмотренная Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ, напрямую зависит от бюджетной обеспеченности конкретного муниципального образования в части выполнения приведенных требований бюджетного законодательства Российской Федерации.

Ссылку прокурора на Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Амурской области на создание муниципальных приютов для животных, утв. постановлением правительства Амурской области от 03 декабря 2020 года № 812, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку из материалов дела не следует, что городу Зеи предоставлен межбюджетный трансферт на создание муниципального приюта для животных.

С учетом вышеизложенного, на основании статьи 310 КАС РФ решение Зейского районного суда Амурской области от 24 декабря 2020 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения, подлежит признанию незаконным бездействие администрации города Зеи Амурской области, выраженное в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; на администрацию города Зеи Амурской области подлежит возложению обязанность организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; административные исковые требования прокурора к администрации города Зеи Амурской области о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении переданных государственных полномочий при организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которое включает в себя создание приютов для животных без владельцев, соответственно о возложении указанной обязанности удовлетворению не подлежат.

Согласно требованиям статьи 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений

Судебная коллегия полагает возможным определить срок исполнения решения суда в 6 (шесть) месяцев, что с учётом социального значения данного вопроса, времени необходимого для проведения соответствующих административных процедур, является разумным и достаточным для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Зейского районного суда Амурской области от 24 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным бездействие администрации города Зеи Амурской области, выраженное в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Возложить на администрацию города Зеи Амурской области обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В удовлетворении административных исковых требований Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Зеи о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении переданных государственных полномочий при организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которое включает в себя создание приютов для животных без владельцев, соответственно о возложении указанной обязанности отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, т.е. через Зейский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

28RS0008-01-2020-001879-95

Дело № 33АПа-1710/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Диких Е.С. Куприянова С.Н.