ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-1867/2022 от 24.05.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0<номер>-90

Дело <номер>АПа-1867/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Воронин И.К. Ф.И.О.2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Хробуст Н.О.,

судей коллегии Воронина И.К., Диких Е.С.,

при секретаре Варанкиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к главе Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.1 о прекращении полномочий главы Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.1 досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных действующим законодательством, обращении решения суда к немедленному исполнению, по апелляционным жалобам административного ответчика Ф.И.О.1, представителя административного ответчика Поярковского сельского совета народных депутатов <адрес>Ф.И.О.6, представителя заинтересованного лица администрации Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.19. на решение Михайловского районного суда <адрес> от <дата>.

Заслушав дело по докладу судьи Воронина И.К., выслушав пояснения представителя административного истца – прокурора отдела прокуратуры <адрес>Ф.И.О.7, административного ответчика главы Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.1, представителя административного ответчика Поярковского сельского совета народных депутатов <адрес> и заинтересованного лица – администрации Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.8,

судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес>., обратился в Михайловский районный суд <адрес> с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в марте 2021 года прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, трудового, бюджетного законодательства в администрации Поярковского сельсовета, в ходе которой установлены нарушения. На основании распоряжения <номер> от <дата>Ф.И.О.1 вступил в должность главы Поярковского сельсовета <адрес> и является лицом, замещающим муниципальную должность Поярковского сельского поселения.

Проверкой установлено, что начисление заработной платы главе Поярковского сельсовета на протяжении 2019-2020 г.г. осуществлялось в соответствии с Положением «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в Поярковском сельсовете» от <дата><номер>. В апреле 2019 года главой Поярковского сельсовета, являющимся подконтрольным Поярковскому сельскому Совету народных депутатов, вынесено распоряжение <номер> от <дата> «О выплате премии к Дню местного самоуправления», в котором указано, в том числе о поощрении денежной выплатой за счет экономии по фонду оплаты труда Ф.И.О.9 в сумме – 1 000 рублей и в декабре 2019 главой Поярковского сельсовета вынесено распоряжение <номер> от <дата> «О выплате премии» в сумме 23 000 рублей, за счет экономии по фонду оплаты труда, которые впоследствии бухгалтером перечислены Ф.И.О.1 В соответствии с пунктом 3 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в Поярковском сельсовете, утвержденного Решением Поярковского сельского Совета народных депутатов от <дата><номер>, экономия по фонду оплаты труда остается в распоряжении органов местного самоуправления и используется в соответствии с положениями разработанными ими, на выплату премий, дополнительного поощрения и на другие выплаты, носящие единовременный характер. Вместе с тем, Положение на выплату премий, дополнительного поощрения и на другие выплаты, носящие единовременный характер лицам, замещающим муниципальные должности в Поярковском сельсовете, не разработано. Таким образом, премии главе Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 в общей сумме 24000 рублей начислены и выплачены незаконно.

Кроме того, в августе 2019 года незаконно произведена выплата главе Поярковского сельсовета за работу в выходные и праздничные дни в сумме 32424 рублей 35 копеек. В ходе проверки предоставлено распоряжение главы Поярковского сельсовета <номер> от <дата> «О рабочем режиме работников администрации Поярковского сельсовета в связи с ЧС на территории <адрес>», которое послужило основанием для начисления суммы 32424 рублей 35 копеек. В распоряжении главы <номер> от <дата> отсутствует информация об оплате за работу в выходные и праздничные дни.

Также установлено, что на имя Ф.И.О.1 оформлены путевые листы на служебный автомобиль марки «Nissan Laurel», гос. номер <номер>/рус от <дата> (пробег 70 км), от <дата> (пробег 70 км) по <адрес>. В данном периоде глава Поярковского сельсовета находился в отпуске по уходу за ребенком. Главой Поярковского сельсовета составлен авансовый отчет на приобретение ГСМ в количестве 40 л. на сумму 1 700 руб., который впоследствии предоставлен в бухгалтерию <дата> (выходной день). <дата> на основании платежного поручения <номер> главе Поярковского сельсовета произведен возврат денежных средств за приобретение ГСМ в сумме 1700 рублей, что также является незаконной выплатой и привело к неосновательному обогащению.

Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, за работу в выходные и праздничные дни, использование служебного автомобиля в неслужебное время в личных целях, возмещение затрат за ГСМ, влекущее получение им доходов в виде денег, является проявлением неосновательного обогащения, личной заинтересованностью, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Однако главой Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 меры по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов приняты не были. В связи неосновательным обогащением главой Поярковского сельсовета средства в сумме 58124 рублей подлежат возврату в бюджет Поярковского сельсовета.

Для устранения выявленных нарушений <дата> прокурором района в адрес председателя Поярковского сельского Совета народных депутатов внесено представление <номер>, в котором ставился вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Поярковского сельсовета. Согласно решению Поярковского сельского Совета народных депутатов от <дата><номер> «О рассмотрении представления прокурора от <дата><номер> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» представление прокурора оставлено без удовлетворения. Данное решение не содержит оснований и мотивов отказа в удовлетворении представления, отсутствует мотивированное заключение комиссии по урегулированию конфликта интересов, вследствие чего невозможно дать оценку законности принятого решения. Вместе с тем, ситуация конфликта интересов главой Поярковского сельсовета не урегулирована и требования по устранению нарушений Поярковским сельским Советом народных депутатов в установленном порядке надлежащем образом не исполнено, вопрос об отставке главы муниципального образования Поярковский сельсовет Ф.И.О.1, который отнесен к исключительной компетенции Поярковского сельского Совета народных депутатов, не решен.

Решением Михайловского районного суда <адрес> от <дата> удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> к Поярковскому сельскому Совету народных депутатов о признании незаконным данного решения Поярковского сельского Совета народных депутатов, возложена обязанность повторно рассмотреть представление прокурора. В установленном порядке решение не исполнено.

В связи с бездействием Поярковского сельского Совета народных депутатов, выразившемся в непроведении сессии о повторном рассмотрении представления прокурора <адрес> от <дата> и непринятия решения об удалении главы муниципального образования Поярковский сельсовет Ф.И.О.1 в отставку, фактически отсутствует возможность наступления ответственности главы сельсовета за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <дата><номер> «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На основании вышеизложенного, с учетом уточнения требований, прокурор <адрес>, просил суд прекратить полномочия главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», немедленно после вступления решения суда в законную силу; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Михайловского районного суда <адрес> от <дата> административные исковые требования прокурора <адрес> были удовлетворены, решение обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе административный ответчик Ф.И.О.1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что решение о досрочном прекращении полномочий главы сельсовета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Поярковский сельский Совет народных депутатов является единственным компетентным органом, который может оценить тяжесть допущенного нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств и, соответственно, принять решение о досрочном прекращении полномочий главы Поярковского сельсовета. В связи с чем полагает, что возлагать обязанность по принятию конкретного решения, находящегося в исключительной компетенции депутатов, прокурор и суд не уполномочены. Кроме того, считает, что судом нарушены нормы процессуального права, а именно суд надлежащим образом заблаговременно не известил его о времени и месте рассмотрения дела, указав, судебное извещение он получил утром <дата>, в день судебного заседания, в связи с чем, не имел возможности ознакомится с делом до судебного заседания. Также считает, что в данном случае, в связи с тем, что им было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью приглашения представителя, суд должен был отложить судебное разбирательство. Также суд первой инстанции не мотивирован и незаконно отказал ему в отложении судебного заседания для подготовки позиции по уточненным требованиям. Кроме того, не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что премии в общей сумме 24000 рублей были выплачены ему незаконно, поскольку отсутствовал утвержденный им нормативно-правовой акт о единовременных выплатах из экономии фонда заработной платы. В решении суда не содержится выводов о том, имел ли он право на получение данных премий с учётом результатов своей работы. Кроме того, указывает, что при проверках деятельности администрации Поярковского сельсовета специалистом ФЭУ администрации <адрес> не установлено фактов произведения ему неправомерных выплат.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Поярковского сельского совета народных депутатов <адрес>Ф.И.О.10 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование приведены доводы аналогичные доводам апелляционной жалобы административного ответчика Ф.И.О.1 и дополнительно указано, что Поярковским сельским Советом народных депутатов <дата> при проведении сессии сельского Совета народных депутатов, в результате голосования, против удаления главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 проголосовали все депутаты. Суд первой инстанции сослался на норму права, не подлежащую применению, так как административный иск не содержит доводов, а материалы дела доказательств указывающих на нарушение ответчиком ч. 4.4 ст. 12.1 Федерального закона <номер>-Ф3 «О противодействии коррупции». Также считает, что судом не принято во внимание и не дана оценка заключению временной комиссии, которая была создана для проверки обстоятельств, изложенных в представлении, согласно которой большая часть доводов прокурора не нашла своего подтверждения. Также не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что проверки, проводимые в рамках соглашений, осуществлялись в рамках бюджетного законодательства и не были связаны с проверкой исполнения законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства, поскольку исполнение (расходования бюджета) производится на основании документов, которые проходят проверку соответствии с заключенными соглашениями. Так, в соответствии с пунктами <дата>., <дата>. Соглашения администрация района осуществляет контроль за целевым использовавшем бюджетных средств, проверяет подтверждающие документы, на основании которых осуществляется расход за счёт средств бюджета поселения. Помимо прочего, суд первой инстанции удовлетворил ходатайство административного истца об обращении к немедленному исполнению посчитав, что так как решение об ответственности главы Поярковского сельсовета за несоблюдение ограничений, запретов, установленных антикоррупционным законодательством не принималось длительное время (с апреля 2021 года), замедление исполнения судебного решения может нанести значительный ущерб публичным интересам. Между тем, проверка прокуратуры <адрес>, признавшая Распоряжения главы о выдаче премий проявлением коррупции, была проведена в 2019 году, то есть с момента нарушения ответчиком норм коррупционного законодательства прошло более двух лет. Доказательств того, что в течении этих двух лет был нанесёт значительный ущерб публичным интересам, административным истцом не представлено.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица администрации Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.20 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование приведены доводы аналогичные доводам апелляционных жалоб административных ответчиков Ф.И.О.1 и Поярковского сельского совета народных депутатов <адрес>. В дополнении к апелляционной жалобе указано, что на требование прокурора <номер> от <дата> в адрес прокуратуры были направлены документы, подтверждающие возврат денежных средств. Ссылка в решении на необходимость обращения лица, замещающего муниципальную должность, в комиссию по урегулированию конфликта интересов, в целях недопущения нарушений законодательства о противодействии коррупции является несостоятельной, поскольку глава Поярковского сельсовета является высшим должностным лицом Поярковского сельсовета, замещающим выборную муниципальную должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы, в связи с чем на него не распространяются требования Положения о комиссии по конфликту интересов. В случае обращения главы Поярковского сельсовета в комиссию по конфликту интересов не представляется возможным исполнение требований п. 45 указанного Положения о комиссии по конфликту интересов, согласно которому глава Поярковского сельсовета обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть, в пределах своей компетенции, содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к муниципальному служащему (в данном случае к самому себе) мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. В соответствии с решением Поярковского сельского Совета народных депутатов от <дата><номер> «О передаче имущества в оперативное управление МБУ «Поярковское» у главы Поярковского сельсовета отсутствует служебный транспорт. Данный факт свидетельствует о том, что главой Поярковского сельсовета принимаются все меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В письменных возражениях на апелляционные жалобы административного ответчика Ф.И.О.1, представителя административного ответчика Поярковского сельского совета народных депутатов <адрес>Ф.И.О.10, представителя заинтересованного лица администрации Поярковского сельсовета <адрес> Хмелёва А.А. – представитель административного истца – помощник прокурора <адрес>Ф.И.О.11 указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает, что оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмене решения суда не имеется. При вынесении решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным материалам. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения. Считает решение суда от <дата> законным, обоснованным, мотивированным, а потому оснований к его отмене или изменению по довода апелляционных жалоб не имеется. Так указывает, что Поярковским сельским Советом народных депутатов дважды рассматривалось представление прокурора <адрес> от <дата><номер> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и дважды решение об удалении главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 в отставку дважды принято не было. При таких обстоятельства, Поярковский сельский Совет народных депутатов своими решениями фактически исключил возможность наступления ответственности главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от <дата><номер>-Ф3 «О противодействии коррупции». Учитывая, что урегулирование конфликта интересов является превентивной антикоррупционной мерой, выявленные нарушения антикоррупционного законодательства влекут негативные правовые последствия, выражающиеся в нарушении прав жителей <адрес>, которые в соответствии с положениями Федерального закона от <дата> №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления депутатами, надлежащим образом соблюдающими законодательство Российской Федерации. Продолжение деятельности главы Поярковского сельсовета, нарушившим закон, влечет угрозу соблюдения прав, свобод и законных интересов избирателей. Допущенные нарушения представительного органа местного самоуправления влекут за собой негативные последствия в виде неисполнения одной из важнейших задач государства по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры <адрес>Ф.И.О.7 выразила несогласие с доводами апелляционных жалоб, просила оставить их без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения. Поддерживала доводы, изложенные в возражениях прокуратуры <адрес>. Указала, что все доводы, изложенные в апелляционных жалобах, аналогичны доводам, которые были приведены административными ответчиками в суде первой инстанции. Указанным доводам Михайловским районным судом <адрес> дана надлежащая оценка в решении от <дата>. Доводы административного ответчика об отмене распоряжения о премировании и возврате денежных средств в бюджет являются несостоятельными, так как данные действия административного ответчика не могут свидетельствовать о том, что они направлены на урегулирование конфликта интересов. Кроме того, возврат денежных средств состоялся уже после проведения проверки прокуратурой <адрес> и принятия мер реагирования. Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не мог своевременно ознакомиться с материалами административного дела, подготовить свою позицию, является несостоятельным по тому основанию, что при направлении материалов дела в суд прокуратура <адрес> также направляла в администрацию Поярковского сельсовета административное исковое заявление. Административный ответчик был надлежаще уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания. Доводы апелляционной жалобы о том, что прокуратура не наделена правом инициировать вопрос об удалении главы в отставку, несостоятельны по тем основанием, что Михайловским районным судом <адрес> по указанному вопросу уже выносилось решение от <дата>, которое было оставлено без изменений судом апелляционной инстанции. Нарушение конфликта интересов влечет безусловное удаление главы в отставку в связи с его неурегулированием. Нормы законодательства Российской Федерации не предусматривают альтернативной дисциплинарной ответственности должностных лиц. Уставом Поярковского сельсовета предусмотрено, что глава администрации Поярковского сельсовета в целях урегулирования конфликта интересов должен обращаться в Поярковский сельский Совет народных депутатов.

Административный ответчик глава Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.1 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В дополнение указал, что в связи со сложившимися у него неприязненными отношениями с прокурором <адрес> только за 2021 год поступило 133 представления.

Представитель административного ответчика Поярковского сельского совета народных депутатов <адрес> и заинтересованного лица – администрации Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.12 поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, в дополнение указал, что в решении Михайловского районного суда <адрес> содержится противоречие, заключающееся в том, что в одном случае, Положение о дополнительных выплатах муниципальным служащим администрации Поярковского сельсовета от <дата><номер> в полной мере не может быть распространено на лиц, замещающих муниципальные должности, в тоже время в вину административному ответчику ставится тот факт, что он не обратился в комиссию по урегулированию конфликта интересов, созданную в соответствии с Положением, касающимся муниципальных служащих. Незаконная выплата в размере 32424,35 рублей произведена не на основании распоряжения главы <номер> от <дата> «О рабочем режиме работников администрации Поярковского сельсовета в связи с ЧС на территории <адрес>», а на основании распоряжений от <дата><номер>, <номер> «Об оплате за работу в выходные дни», подписанных и.о. главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.13, а не Ф.И.О.1 В суде первой инстанции ими указывалось на то, что была создана временная комиссия для выяснения всех обстоятельств несоблюдения ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных действующим законодательством главой администрации Поярковоского сельсовета. В частности, была отобрана объяснительная у Ф.И.О.13, из которой следует, что распоряжение о выплате премии в размере 24000 рублей было издано в связи со сложившейся ранее практикой. Также отметил, что данное распоряжение было отменено, в ответ на представление прокурора <адрес> был произведен перерасчет на основании решения Совета народных депутатов, в отношении работника, вынесшего распоряжение, было применено дисциплинарное взыскание. В табеле учета рабочего времени за <дата> имеется ошибка, возникшая в связи с некомпетентностью сотрудников администрации Поярковского сельсовета. Авансовые путевые листы заполнены бухгалтером администрации Поярковского сельсовета и подписаны главой администрации Поярковского сельсовета, который не перепроверил достоверность вписанных в них сведений. Суд первой инстанции в своем решении указывает, что согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. До настоящего времени нормативными правовыми актами такой порядок не определен, в связи с чем являются необоснованными доводы административного истца о наличии вины административного ответчика в неисполнении обязанностей, установленных указанной статьей.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения главы Поярковского сельсовета <адрес><номер> от <дата> «Об исполнении полномочий главы Поярковского сельсовета с <дата> года» в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 25 Устава Поярковского сельсовета, утвержденного решением сессии Поярковского сельского Совета народных депутатов от <дата><номер>, на основании решения муниципальной избирательной комиссии <номер> от <дата>Ф.И.О.1 приступил к исполнению полномочий главы Поярковсокого сельсовета с <дата>, то есть Ф.И.О.1 вступил в должность главы Поярковского сельсовета <адрес> и является лицом, замещающим муниципальную должность Поярковского сельского поселения.

<адрес> в период с <дата> по <дата> проведена проверка соблюдения в администрации Поярковского сельсовета <адрес> требований законодательства о противодействии коррупции, трудового, бюджетного законодательства, Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что начисление заработной платы главе Поярковского сельсовета на протяжении 2019 года - 2020 года осуществлялось в соответствии с Положением «Об оплате труда лиц замещающих муниципальные должности в Поярковском сельсовете от <дата><номер>» (изменения от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, <дата><номер>). <дата> главой Поярковского сельсовета, подконтрольным Поярковскому сельскому Совету народных депутатов, вынесено распоряжение <номер> «О выплате премии ко Дню местного самоуправления» в котором указано, в том числе о поощрении денежной выплатой за счет экономии по фонду оплаты труда Ф.И.О.1 в сумме 1000 рублей. <дата> главой Поярковского сельсовета вынесено распоряжение <номер> «О выплате премии», согласно которому Ф.И.О.1 был премирован на сумму 23000 рублей за счет экономии по фонду оплаты труда. Денежные средства были перечислены бухгалтером перечислены Ф.И.О.1 В соответствии с пунктом 3 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в Поярковском сельсовете, утвержденного решением Поярковского сельского Совета народных депутатов от <дата><номер> экономия по фонду оплаты труда остается в распоряжении органов местного самоуправления и используется в соответствии с положениями разработанным ими на выплату премий, дополнительного поощрения и на другие выплаты носящие единовременный характер. Вместе с тем, Положение на выплату премий, дополнительного поощрения и на другие выплаты, носящие единовременный характер лицам, замещающим муниципальные должности в Поярковском сельсовета, не разработано. Таким образом, премии главе Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 в общей сумме 24000 рублей начислены и выплачены незаконно. Кроме того, в августе 2019 года незаконно произведена выплата главе Поярковского сельсовета за работу в выходные и праздничные дни в сумме 32424,35 рублей. В ходе проверки предоставлено распоряжение главы Поярковского сельсовета <номер> от <дата> «О рабочем режиме работников администрации Поярковского сельсовета в связи с ЧС на территории <адрес>», которое послужило основанием для начисления суммы 32424,35 рублей. В распоряжении главы <номер> от <дата> отсутствует информация об оплате за работу в выходные и праздничные дни. Также установлено, что на имя Ф.И.О.1 оформлены путевые листы на служебный автомобиль марки Nissan Laurel, гос. номер <номер> от <дата> (пробег 70 км.), от <дата> (пробег 70 км.) по <адрес>. В данном периоде глава Поярковского сельсовета находился в отпуске по уходу за ребенком. Главой Поярковского сельсовета составлен авансовый отчет на приобретение ГСМ количестве 40 л. на сумму 1700 рублей, который впоследствии предоставлен в бухгалтерию <дата> (выходной день). <дата> на основании платежного поручения <номер> главе Поярковского сельсовета произведен возврат денежных средств за приобретение ГСМ в сумме 1700 рублей, что также является незаконно выплатой и привело к неосновательному обогащению. Однако главой Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 меры по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов приняты не были. В связи неосновательным обогащением главой Поярковского сельсовета денежные средства в сумме 58 124 руб. подлежат возврату в бюджет Поярковского сельсовета.

Таким образом, из материалов дела следует, что по итогам проведенной в период с <дата> по <дата> прокуратурой <адрес> проверки на предмет соблюдения в администрации Поярковского сельсовета законодательства о противодействии коррупции выявлен факт неисполнения главой Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, закрепленной в ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно, выявлены нарушения, выраженные в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов при осуществлении своих полномочий.

По выявленным нарушениям прокурором <адрес><дата> на имя председателя Поярковского сельского Совета народных депутатов Ф.И.О.14 внесено представление <номер> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым предписывалось безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры <адрес>, уведомив о дате и времени его рассмотрения; принять конкретные меры, направленные на устранение указанных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица – главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 в связи с утратой доверия; о результатах рассмотрения настоящего представления сообщить в прокуратуру района в письменной форме в течение месяца со дня его получения.

Согласно выписке из протокола сессии сельского Совета народных депутатов (седьмой созыв) <номер> от <дата>, решения сессии сельского Совета народных депутатов <номер> от <дата>, Поярковским сельским Советом народных депутатов <адрес><дата> представление прокуратуры <номер> от <дата> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» было рассмотрено и вынесено за подписью главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1, председателя Поярковского сельского Совета народных депутатов Ф.И.О.14 решение <номер>, в котором указано, что «Поярковский сельский Совет народных депутатов, рассмотрев представление прокуратура <адрес> решил рекомендовать главе Поярковского сельсовета применить меры дисциплинарного взыскания к муниципальным служащим, проявивших некомпетентность при подготовке распоряжений (<номер> от <дата> и <номер> от <дата>); главе Поярковского сельсовета провести мониторинг действующих муниципальных правовых актов на предмет соответствия законодательству и осуществлять контроль за своевременной разработкой и изданием муниципальных правовых актов в соответствии с законодательством Российской Федерации; главе Поярковского сельсовета усилить контроль за ведением отчетности расхода ГСМ».

Кроме того, согласно письменному ответу за подписью Председателя Поярковского сельского Совета народных депутатов Ф.И.О.14, поступившего в адрес прокурора <адрес><дата>, адресату сообщалось о рассмотрении Поярковском сельским Советом народных депутатов представления прокурора <адрес> от <дата><номер> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», а также о том, что <дата> на сессии сельского Совета народных депутатов была создана временная комиссии по рассмотрению представления прокурора, которая проверив обстоятельства, изложенные в нем, установила в том числе, что инициирование вопроса об удалении главы Поярковского сельсовета в связи с неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральными законами, относится к праву, а не к обязанности Поярковского сельского Совета народных депутатов. Инициативы об удалении главы Поярковского сельсовета – Ф.И.О.1 в отставку от депутатов Поярковского сельсовета не поступило. На основании изложенного, в связи с отсутствием обращений депутатов с инициативой об удалении главы в отставку, Поярковский сельский Совет народных депутатов не усматривает необходимости принятия решения об удалении главы Поярковского сельсовета в отставку.

Из ответа и.о. главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.15 от <дата><номер> на требование прокурора <адрес> от <дата><номер> следует, что согласно распоряжениям главы Поярковского сельсовета <номер> от <дата> и <номер> от <дата> произведено удержание из денежного содержания главы Поярковского сельсовета денежной суммы в размере 24000 рублей. По пункту 5 требования сообщают, что в соответствии с распоряжением главы Поярковского сельсовета <номер> от <дата> «О рабочем режиме работников администрации Поярковского сельсовета в связи с ЧС на территории <адрес>» работникам администрации Поярковского сельсовета установлена продолжительность рабочего дня с 08 часов 00 минут по 19 часов 00 минут без выходных дней. В соответствии с указанным распоряжением глава Поярковского сельсовета осуществлял свою трудовую деятельность без выходных дней, в связи с чем по мнению прокурора, ему была незаконно начислена сумма 32424,35 рублей, тогда как порядок учета рабочего времени работников, привлеченных к работе в выходные и праздничные дни, производится по общим правилам, в соответствии с нормами трудового законодательства. По пункту 6 требования сообщают, что глава Поярковского сельсовета не использует и не использовал служебный автомобиль Ниссан Лаурель, гос. номер <номер> в личных целях, в том числе <дата> и <дата>. На главу Поярковского сельсовета оформлены путевые листы на служебный автомобиль Ниссан Лаурель, гос. номер <номер> от <дата> и от <дата> по селу Поярково. Заправка автомобиля осуществлялась им <дата> и <дата>, что подтверждается отчетом о работе автомобиля Ниссан Лаурель, гос. номер <номер>. Что касается путевых листов <номер> от <дата> и <номер> от <дата>, в которых указаны даты их заполнения в дни, когда глава Поярковского сельсовета находился в отпуске по уходу за ребенком, то неверно указанные даты являются следствием некорректного заполнения путевых листов – технической ошибкой, допущенной при их заполнении. Неточности, имеющиеся в отчете о работе автомобиля, соответственно являются следствием некорректного заполнения путевых листов. Кроме того, согласно отчету о работе автомобиля Ниссан Лаурель, гос. номер <номер>Ф.И.О.16 пользовался автомобилем с <дата> по <дата> и за указанный период заправлялся бензином дважды (14 и 17 мая). Соответственно и авансовый отчет за ГСМ был сдан за заправку автомобиля, произведенную <дата>. Выявленные несоответствия являются результатом нарушения муниципальными служащими администрации и главой Поярковского сельсовета ведения отчетности (отчет о работе автомобиля, табель учета рабочего времени) и правильности заполнения документов (путевых листов). Таким образом, выявленные нарушения не привели к неосновательному обогащению главы Поярковского сельсовета. Ненадлежащее заполнение путевых листов не свидетельствует об использовании автомобиля в личных целях, следовательно, отсутствуют основания для возврата денежных средств на приобретение ГСМ.

Решением Михайловского районного суда <адрес> от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от <дата> и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата>, признано незаконным решение Поярковского сельского Совета народных депутатов <адрес> от <дата><номер> «О рассмотрении представления прокурора <адрес> от <дата><номер> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции». На административного ответчика - Поярковский сельский Совет народных депутатов <адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть представление прокурора <адрес> от <дата><номер> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от <дата><номер> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением сессии Поярковского сельского Совета народных депутатов от <дата><номер> создана временная комиссия по рассмотрению представления прокурора <адрес> от <дата><номер> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».

Согласно выписке из протокола сессии Поярковского сельского Совета народных депутатов <номер> от <дата>, на сессии Председателем Поярковского сельского Совета народных депутатов Ф.И.О.14 был поставлен на голосование вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1, заслушав и обсудив информацию, единогласно решение о досрочном прекращении полномочий главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 не принято.

Согласно докладу временной комиссии по рассмотрению обстоятельств, изложенных в представлении прокурора <адрес> от <дата><номер> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от <дата>, временная комиссия на основании решения Михайловского районного суда от <дата> по делу <номер>а-301/2021 повторно рассмотрев представление прокурора <адрес> от <дата><номер>, пришла к выводу о том, что изложенные в представлении прокурора обстоятельства не нашли фактического подтверждения, нарушений главой Поярковского сельсовета требований Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального законом от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не установлено, в связи с чем представление прокурора <адрес> от <дата><номер> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» в части досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица – главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 в связи с утратой доверия, не подлежит удовлетворению.

В связи с непринятием Поярковским сельским Советом народных депутатов решения об удалении главы Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.1 в отставку, прокурор <адрес> в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением о прекращении полномочий главы Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.1 досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных действующим законодательством.

Разрешая требования прокурора <адрес>, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от <дата><номер> «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 39, 218, 277 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора <адрес>, поскольку факт конфликта интересов по выплатам главе Поярковского сельсовета премий, за работу в выходные и праздничные дни, использование служебного автомобиля в неслужебное время в личных целях, возмещение затрат за ГСМ, влекущее получение им доходов в виде денег и не принятия Ф.И.О.1 мер по предотвращению и урегулированию возникшего конфликта интересов, является установленным, в связи, с чем имеются основания для прекращения полномочий главы в связи с утратой доверия.

Учитывая, что решение об ответственности главы Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от <дата><номер>-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от <дата><номер>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не принималось длительное время (с апреля 2021 года), суд, руководствуясь ч. 2 ст. 188 КАС РФ, обратил решение по административному делу к немедленному исполнению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку данные выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, при этом нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 названного Федерального закона под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ).

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов определен в ст. 11 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ установлено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и др.

В этой связи обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ).

К иным категориям лиц относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, временно исполняющие обязанности высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения лица, замещающего муниципальную должность, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ).

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляются путем отвода или самоотвода лица, замещающего муниципальную должность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ, непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ лица, замещающие, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.

Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №131-ФЗ) выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2).

В соответствии с абзацем 20 части 1 этой же статьи выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от <дата> №73-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от <дата> №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от <дата> №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <дата> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от <дата> №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ).

В силу п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 7.1 ст. 40 вышеуказанного Федерального закона, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <дата> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от <дата> №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 74.1 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

К числу остальных, основанием для удаления главы муниципального образования в отставку в силу п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <дата> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от <дата> №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 Устава Поярковского сельсовета (актуальная редакция июнь 2020 г.), принятого решением Поярковского сельского Совета народных депутатов от <дата><номер>, с учетом внесенных изменений и дополнений в Устав на основании решения Поярковского сельского Совета народных депутатов <адрес><номер> от <дата>, структуру органов местного самоуправления Поярковского сельсовета составляют: - представительный орган – Поярковский сельский Совет народных депутатов (далее Совет народных депутатов); - глава Поярковского сельсовета - высшее должностное лицо поселения; - Администрация Поярковского сельсовета - исполнительно-распорядительный орган поселения. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Изменение структуры органов местного самоуправления поселения осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

Согласно п. 1, 2 ст. 25 названного Устава, глава Поярковского сельсовета является высшим должностным лицом поселения. Глава поселения наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава Поярковского сельсовета избирается гражданами, проживающими на территории поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (п. 4 ст. 25 Устава).

Согласно п. 6 ст. 25 Устава, глава поселения в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и представительному органу поселения.

Пунктом 7 ст. 25 Устава регламентировано, что в случае досрочного прекращения полномочий главы поселения либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет один из специалистов администрации Поярковского сельсовета. В случае временного отсутствия главы поселения или невозможности исполнения им должностных обязанностей, а так же в случае досрочного прекращения полномочий главы поселения его полномочия временно исполняет один из специалистов администрации Поярковского сельсовета в соответствии с распорядительным актом Главы Поярковского сельсовета. В случае отсутствия распорядительного акта главы Поярковского сельсовета Поярковский сельский Совет народных депутатов из состава специалистов администрации Поярковского сельсовета назначает временно исполняющего обязанности главы Поярковского сельсовета.

В силу п. 1.1 ст. 27 Устава, полномочия главы сельсовета, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в ред. решения Поярковского сельского Совета народных депутатов <адрес> от <дата><номер>).

Глава Поярковского сельсовета должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия главы Поярковского сельсовета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <дата> №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от <дата> №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (п. 1.2 ст. 27 Устава).

В соответствии с п. п. 2, 5 ст. 29 Устава, местной администрацией руководит глава поселения на принципах единоначалия. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Кроме того, ст. 31 Устава закрепляет полномочия главы Поярковсокго сельсовета который обладает следующими полномочиями: - представляет Поярковский сельсовет в отношениях с органами местного самоуправления других сельских Советов, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Поярковского сельсовета; подписывает и опубликовывает в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов; в пределах своих полномочий глава Поярковского сельсовета издает акты в форме распоряжений и постановлений. Такие распоряжения и постановления вступают в силу с момента их подписания, если в самом акте не предусмотрен иной срок; правовые акты главы Поярковского сельсовета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их опубликования в газете «Михайловский вестник» Постановления и распоряжения главы Поярковского сельсовета могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы прокурором. Правовой акт главы прекращает силу в случаях: истечения срока его действия; отмены его главой сельсовета; признания его в судебном порядке несоответствующим законодательству.

В сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава Поярковского сельсовета: осуществляет общее руководство деятельностью администрации сельсовета по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации Поярковского сельсовета; заключает от имени администрации договоры в пределах своей компетенции; разрабатывает и представляет на утверждение Совета народных депутатов структуру администрации Поярковского сельсовета, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации; утверждает положения об администрации сельсовета; осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета; разрабатывает и вносит в Совет народных депутатов на утверждение проект местного бюджета, планы и программы социально-экономического развития Поярковского сельсовета, а также отчеты об их исполнении; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом и Положением об администрации Поярковского сельсовета.

В сфере взаимодействия с Советом депутатов глава Поярковского сельсовета: вносит на рассмотрение в Совет народных депутатов проекты нормативных правовых актов; вносит на утверждение Совета народных депутатов проекты местного бюджета и отчеты о его исполнении; вносит предложения о созыве внеочередных заседаний Совета народных депутатов; предлагает вопросы в повестку дня сессий Совета народных депутатов.

Обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Глава поселения осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, и о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Статья 39 Устава регламентирует, что глава поселения в пределах своих полномочий, установленных настоящим уставом и решениями представительного органа поселения, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

В силу п. 1, под. 4 п. 2 ст. 53.1 Устава, представительный орган муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от <дата> №131-ФЗ вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Факт конфликта интересов по выплатам главе Поярковского сельсовета премий, за работу в выходные и праздничные дни, использование служебного автомобиля в неслужебное время в личных целях, возмещение затрат за ГСМ, влекущее получение им доходов в виде денег и не принятия Ф.И.О.1 мер по предотвращению и урегулированию возникшего конфликта интересов, подтверждается материалами дела.

При этом возможность самостоятельного принятия должностным лицом (главой Поярковского сельсовета) решения о выплате себе премий за работу в выходные и праздничные дни, использование служебного автомобиля в неслужебное время в личных целях, возмещение затрат за ГСМ, влекущее получение им доходов в виде денег, является проявлением неосновательного обогащения, личной заинтересованностью, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Однако главой Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 меры по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов приняты не были. В связи неосновательным обогащением главой Поярковского сельсовета денежные средства подлежат возврату в бюджет Поярковского сельсовета.

Доказательств обратного материалы настоящего административного дела не содержат и стороной административного ответчика в суд первой инстанции представлены не были.

Рассматриваемый конфликт интересов не был предотвращен высшим должностным лицом поселения – главой Поярковского сельсовета Ф.И.О.1, сообщение о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей им не подавалось, меры, предусмотренные ст. 11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», предприняты не были.

Таким образом, установив указанные обстоятельства, и применив приведенные выше законодательные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что главой Поярковского сельсовета Ф.И.О.1 в период исполнения своих полномочий допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку.

Доводы апелляционных жалоб о том, что решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования не могло быть принято в судебном порядке по результатам рассмотрения административных исковых требований прокурора, поскольку разрешение данного вопроса законодательно отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, не могут быть признаны состоятельными.

Из материалов дела следует, что процедура отстранения главы муниципального образования от занимаемой должности в связи с утратой доверия была инициирована представительным органом муниципального образования – Поярковским сельским Советом народных депутатов на основании решения Михайловского районного суда от <дата> по делу <номер>а-301/2021, повторно рассмотрено представление прокурора <адрес> от <дата><номер>, однако на заседании временной комиссией Поярковского сельского Совета народных депутатов от <дата> решение об удалении главы Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.1 в отставку принято не было.

При таких обстоятельствах, в связи исключением представительным органом возможности применить к главе Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.1 меру ответственности, предусмотренную ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес>.

Положения ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона от <дата><номер> «О прокуратуре Российской Федерации» не дифференцируют право прокурора на подачу искового заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в зависимости от категории административного дела, при этом ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает разрешение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в том числе в судебном порядке.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящее административное дело по существу заявленных требований.

Вопреки позиции заявителей, решение суда первой инстанции в части обращения судебного акта к немедленному исполнению является обоснованным, так как допущенные нарушения антикоррупционного законодательства влекут негативные правовые последствия, выражающиеся в нарушении прав жителей муниципального образования <адрес>, которые в соответствии с положениями Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления должностными лицами, надлежащим образом соблюдающими законодательство Российской Федерации.

Остальные доводы апелляционных жалоб, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.

Оснований полагать, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, у судебной коллегии не имеется.

Изложенные в судебном решении выводы по существу спора в полной мере соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, в надлежащей степени мотивированы, оценка представленным доказательствам дана по правилам статьи 84 КАС РФ.

Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, повторяют позицию административных ответчиков и заинтересованного лица, изложенных в письменных возражениях и пояснениях данных в суде первой инстанции, которые проверялись судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену либо изменения судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Учитывая, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного решения, по административному делу не установлены, оснований для отмены решения Михайловского районного суда <адрес> от <дата> не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Михайловского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика Ф.И.О.1, представителя административного ответчика Поярковского сельского совета народных депутатов <адрес>Ф.И.О.10, представителя заинтересованного лица администрации Поярковского сельсовета <адрес>Ф.И.О.21 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) через суд первой инстанции, т.е. через Михайловский районный суд <адрес>.

Председательствующий

Судьи коллегии

28RS0<номер>-90

Дело <номер>АПа-1867/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Воронин И.К. Ф.И.О.2