ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-1952/2022 от 07.07.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июля 2022 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Воронина И.К.,

судей коллегии Бушманова А.П., Костыревой Е.Л.,

при секретаре Барановой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ф.И.О.13» к МО МВД России «Райчихинское» об оспаривании действий должностных лиц, по апелляционной жалобе представителя административного истца ООО «Ф.И.О.14» Ф.И.О.11 на решение Райчихинского городского суда Амурской области от 24 февраля 2022 года.

Заслушав дело по докладу судьи Воронина И.К., пояснения представителя административного истца ООО «Ф.И.О.15» Ф.И.О.11, судебная коллегия

установила:

ООО «Ф.И.О.16» обратилось в Райчихинский городской суд Амурской области с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что с 2003 года общество является собственником транспортного средства TOYOTA LANDCRUISER, 2002 года выпуска, идентификационный номер (VIN) , что подтверждалось сведениями ПТС . ООО «Ф.И.О.17» обратилось в МО МВД России «Райчихинское» с заявлением о совершении регистрационных действий. Старшим государственным инспектором РЭП ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» Ф.И.О.5 отказано в совершении регистрационных действий по причине не представления документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств без указания документов, необходимых для регистрации. Все необходимые документы для регистрации были предоставлены. При вынесении отказа в совершении регистрационных действий в ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» были изъяты оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства серии , паспорт транспортного средства (далее ПТС) серии , о чем был составлен протокол об изъятии вещей и документов в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ без указания конкретных оснований для изъятия. В нарушение ч. 5.1. ст. 27.10 КоАП РФ не были переданы заверенные копии изъятых документов.

На основании изложенного просил суд признать незаконными действия государственного инспектора РЭП ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», выразившиеся в вынесении отказа в отношении транспортного средства TOYOTA LANDCRUISER, 2002 гола выпуска, идентификационный номер (VIN) ; обязать МО МВД России «Райчихинское» осуществить регистрационные действия (постановку на государственный учет) в отношении транспортного средства TOYOTA LANDCRUISER, 2002 года выпуска, идентификационный номер (VIN) по ранее поданному заявлению от ; признать незаконными действия государственного инспектора РЭП ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», выразившиеся в изъятии оригинала паспорта транспортного средства серии и оригинала свидетельства о регистрации транспортного средства серии ; обязать МО МВД России «Райчихинское» возвратить в ООО «Ф.И.О.18» оригинал паспорта транспортного средства и оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства.

Решением Райчихинского городского суда Амурской области от 24 февраля 2022 года отказано ООО «Ф.И.О.19» в удовлетворении административных исковых требований к МО МВД России «Райчихинское» отказано.

Дополнительным решением Райчихинского городского суда Амурской области от 28 марта 2022 года отказано ООО «Ф.И.О.20» в удовлетворении административных исковых требований к МО МВД России «Райчихинское» о признании незаконными действий государственного инспектора РЭП ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», выразившихся в изъятии оригинала паспорта транспортного средства серии и оригинала свидетельства о регистрации транспортного средства серии и возложении обязанности возвратить в ООО «Ф.И.О.21» оригинал паспорта транспортного средства и оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ООО «Ф.И.О.22» Ф.И.О.11 просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что все необходимые документы были предоставлены в регистрационный орган МО МВД России «Райчихинское». Полагает, что нахождение бланков ПТС и СТС в розыске не может влиять на предоставление государственной услуги по регистрации транспортных средств, поскольку указанные документы не являются необходимыми для оказания данной государственной услуги, в розыске находятся только бланки документов. Автомобиль является собственностью ООО «Ф.И.О.23», что подтверждается представленными в материалы дела документами.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика МО МВД России «Райчихинское» Ф.И.О.6 указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется. Приводит доводы о том, что представленные представителем ООО «Ф.И.О.24» документы в ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» для совершения регистрационных действий в отношении транспортного средства, не содержали сведений о законности перехода права собственности от предыдущего владельца транспортного средства к ООО «Ф.И.О.25», представленные ПТС и СТО находились в розыске, в связи с чем оснований для осуществления регистрационных действий не имелось. Поскольку закон не позволяет проводить регистрационные действия с транспортным средством, по вышеуказанным основаниям, то действия инспектора ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» об отказе в оказании государственной услуги ООО «Ф.И.О.26» являются законными и обоснованными.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ООО «Ф.И.О.27» Ф.И.О.11 на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивал, просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что причина отказа МО МВД России «Райчихинское» в совершении регистрационных действий не была указана. Из исследованных материалов дела, поступивших по запросу суда, следует, что аналогичная причина отказа в совершении регистрационных действий имела место в 2020 году. Согласно материалам уголовного дела, паспорт транспортного средства изымался в качестве вещественного доказательства при расследовании уголовного дела, о чем свидетельствует протокол осмотра и постановление о возвращении данных документов в ООО «Ф.И.О.28».

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Представитель административного ответчика МО МВД России «Райчихинское» просил рассмотреть дело в его отсутствие. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 30 ноября 2021 года представитель ООО «Ф.И.О.29» Ф.И.О.11 обратился в ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» с заявлением о регистрации транспортного средства, возобновлении государственного учета транспортного средства с выдачей ПТС, СТС, ГРЗ, с внесением изменений в ПТС транспортного средства - TOYOTA LAND CRUISER, 2002 года выпуска, идентификационный номер (VIN) . К заявлению были приложены – государственный регистрационный знак , свидетельство о регистрации транспортного средства, ПТС, страховой полис, квитанция от 30.11.2021 года, доверенность, ПТС от 01.08.2014 года указан утраченным.

30 ноября 2021 года государственным инспектором РЭП ОГИБДД МО МВД РФ «Райчихинское» Ф.И.О.7 в проведении регистрационных действий по заявлению от отказано на основании п.4 ч. 5 статьи 20 Федерального закона N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также п. 92.8 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от , ввиду непредставления документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств.

Согласно протоколу об изъятии вещей и документов от 30 ноября 2021 года, составленному государственным инспектором РЭП ОГИБДД МО МВД РФ «Райчихинское» Ф.И.О.7 в присутствии понятых, у Ф.И.О.11 изъяты ПТС и свидетельство о регистрации транспортного средства .

Полагая незаконными действия государственного инспектора РЭП ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», выразившиеся в вынесении отказа в отношении транспортного средства TOYOTA LANDCRUISER, 2002 года выпуска, идентификационный номер (VIN) , а также в изъятии оригинала паспорта транспортного средства серии и оригинала свидетельства о регистрации транспортного средства серии , административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая заявленные требования административного истца о признании незаконными действий государственного инспектора РЭП ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», выразившихся в вынесении отказа в отношении транспортного средства TOYOTA LANDCRUISER, 2002 года выпуска, идентификационный номер (VIN) , и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что представленные административным истцом документы не содержали сведений о законности перехода права собственности от предыдущих владельцев транспортных средств к ООО «Ф.И.О.30», а представленные ПТС и СТС находились в розыске, в связи с чем основания для осуществления административным ответчиком регистрационных действий отсутствовали.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они мотивированны, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения.

Так, пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним.

В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Госавтоинспекция осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

В соответствии с пп. «з» п. 12 указанного Положения Государственная инспекция безопасности дорожного движения имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту также - Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств»), в целях государственного учета транспортных средств, а также обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения, в Российской Федерации осуществляется государственная регистрация транспортных средств.

Государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным (ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств»).

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств» государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее - регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 1764 (далее по тексту также - Правила государственной регистрации транспортных средств), регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - по инициативе регистрационного подразделения.

К регистрационным действиям ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств» отнесены:

1) постановка транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные;

2) внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство;

3) прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении;

4) возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства;

5) снятие транспортного средства с государственного учета - перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств;

6) восстановление государственного учета транспортного средства - отмена переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств в случае признания действий по снятию транспортного средства с государственного учета незаконными или необоснованными;

7) оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего;

8) оформление регистрационного документа на транспортное средство в связи с вывозом его за пределы территории Российской Федерации, а также на шасси транспортного средства, перегоняемое к конечным производителям или в связи с вывозом его за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств» должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов:

1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий;

2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности;

3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных;

4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства;

5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета;

6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.

Документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях - также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств»).

К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий частью 5 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» отнесены:

1) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 20 закона;

2) неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств;

3) обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять;

4) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;

5) отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт;

6) непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона;

7) наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа. Отказ в совершении регистрационных действий может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

К регистрационным действиям относится постановка транспортного средства на государственный учет, то есть включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные (пункт 1 части 4 статьи 10 названного Федерального закона).

В пункте 18 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ от 21 декабря 2019 года N 950 установлено, что непосредственное предоставление этой государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.

Согласно статье 4 Федерального закона N 283-ФЗ владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.

Исходя из положений пункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 283-ФЗ регистрационными данными транспортного средства являются данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы.

К регистрационным данным транспортного средства относятся: 1) государственный регистрационный номер транспортного средства; 2) год выпуска транспортного средства; 3) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства); 4) категория (подкатегория) транспортного средства, на управление которым предоставляется специальное право в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также категория транспортного средства, соответствующая классификации транспортных средств, установленной техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств; 5) идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства; 6) цвет транспортного средства; 7) масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса); 8) данные о владельце транспортного средства; 9) мощность двигателя транспортного средства; 10) экологический класс транспортного средства.

Документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 28 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 года N 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

Представленные для совершения регистрационных действий документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства (основные компоненты транспортных средств) и быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 27.4.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года N 950).

На основании п. 61 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 1764 при прекращении государственного учета транспортного средства государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.

Приказом МВД России от 21.12.2019 года N 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, в соответствии с п. 27 которого для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 03.08.2018 года N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе документы, идентифицирующие транспортное средство, к которым относятся паспорт транспортных средств (п. 27.3).

Согласно п. п. 92 и 92.8 Приказа МВД России от 21.12.2019 г. N 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств», основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона являются непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Как следует из рапорта государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» Ф.И.О.7, 30 ноября 2021 года в ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» обратился Ф.И.О.11, представляя интересы ООО «Ф.И.О.31», по предоставлению государственной услуги перерегистрации автомобиля TOYOTA LAND CRUISER, 2002 года выпуска, государственный регистрационный знак . В ходе проверки документов по «ФИС-ГИБДД М» было установлено, что ПТС серии и свидетельство о регистрации транспортного средства серии находятся в розыске.

На основании копии паспорта транспортного средства серии , выданного 14.02.2003 года, взамен паспорта транспортного средства серии от , с собственником транспортного средства TOYOTA LANDCRUISER, 2002 года выпуска, идентификационный номер (VIN) являлся ООО «Ф.И.О.32».

01 августа 2014 года между ООО «Ф.И.О.33» (продавец) и Ф.И.О.10 (покупатель) заключен договор купли-продажи транспортного средства, в соответствии с которым продавец передает покупателю транспортное средство TOYOTA LANDCRUISER, 2002 года выпуска, № шасси , № двигателя 1 HZ-0408340, а покупатель принимает данное транспортное средство и оплачивает его стоимость.

Как следует из представленной административным ответчиком карточки учета транспортного средства TOYOTA LANDCRUISER, 2002 года выпуска, идентификационный номер (VIN) , со 2 августа 2014 года его владельцем являлся Ф.И.О.10, ПТС серии от 01.08.2014 года.

19 мая 2020 года Ф.И.О.10 обратился в ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» с заявлением о прекращении регистрации указанного транспортного средства, в связи с чем были прекращены регистрационные действия с указанным транспортным средством.

Также 19 мая 2020 года от Ф.И.О.10 в ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» поступило заявление о постановке в розыск паспорта транспортного средства серии , свидетельства о регистрации транспортного средства серии , а также государственного регистрационного знака рус.

Согласно карточкам учета похищенных (утраченных) документов, регистрационных знаков и спецпродукции, 01 августа 2014 года паспорт транспортного средства серии и свидетельство о регистрации транспортного средства серии , поставлены в розыск утраченной спецпродукции.

Из представленной административным ответчиком карточки учета похищенных (утраченных) документов, регистрационных знаков и спецпродукции, следует, что 19 мая 2020 года государственный регистрационный знак транспортного средства поставлен в розыск утраченной спецпродукции, на основании заявления Ф.И.О.10 от 19.05.2020 года.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что государственный инспектор ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», установив в ходе рассмотрения заявления представителя ООО «Ф.И.О.34» обстоятельства, свидетельствующие о непредставлении документов, подтверждающих наличие у ООО «Ф.И.О.35» права собственности на транспортное средство, а также то, что предоставленные ПТС и СТС находятся в розыске, не имел правовых оснований для совершения регистрационных действий в отношении транспортного средства.

Приходя к выводу об отсутствии законных оснований для государственного учета транспортного средства по заявлению ООО «Ф.И.О.36» суд первой инстанции исходил из того, что доводы административного истца о доказанности права собственности административного истца на транспортное средство с учетом приговора Райчихинского городского суда от 14.03.2018 года и писем начальника СО МО МВД России «Райчихинское» Ф.И.О.8 о том, что спорное транспортное средство принадлежит собственнику ООО «Ф.И.О.37», не имеют значения для данного дела, поскольку такие документы не удостоверяют данное право.

При этом судом первой инстанции учтено, что постановка ПТС и СТС в розыскные учеты не признана в установленном законом порядке незаконной, произведенной с нарушением требований Административного регламента.

Кроме того, судебной коллегией учитываются пояснения представителя административного истца о том, что в установленном законом порядке договор купли-продажи автомобиля оспорен не был.

Представитель административного истца в судебном заседании суда первой инстанции не оспаривал факт того, что в 2014 году Ф.И.О.10 производилась перерегистрация транспортного средства.

Кроме того, из административного искового заявления ООО «Ф.И.О.38» следует, что им обжалуются действия государственного инспектора РЭП ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», выразившиеся в изъятии оригинала паспорта транспортного средства серии и оригинала свидетельства о регистрации транспортного средства серии .

Разрешая заявленные требования административного истца о признании незаконными действий государственного инспектора РЭП ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», выразившихся в изъятии оригинала паспорта транспортного средства серии и оригинала свидетельства о регистрации транспортного средства серии и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что изъятие документов применялось в не целях пресечения нарушения и обеспечения производства по делу об административном правонарушении и не при осуществлении досмотра.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ).

Поскольку государственный инспектор ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», установив в ходе рассмотрения заявления представителя ООО «Ф.И.О.39» обстоятельства, свидетельствующие о непредставлении документов, удостоверяющих данное право собственности на спорное транспортное средство, а также то, что предоставленные ПТС и СТС находятся в розыске, в связи с чем не имел правовых оснований для совершения регистрационного действия, как и выдачи копий изъятых документов, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что заявленные требования о признании незаконными действий государственного инспектора, выразившиеся в изъятии паспорта транспортного средства серии и свидетельства о регистрации транспортного средства серии , возложении обязанности МО МВД России «Райчихинское» возвратить в ООО «Ф.И.О.40» указанные документы не подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они мотивированны, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что все необходимые документы были предоставлены в регистрационный орган МО МВД России «Райчихинское», а ПТС и СТС не являются необходимыми для оказания данной государственной услуги, судом признаются не состоятельными, поскольку основаны на ином толковании положений законодательства.

Так, как указано выше в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств» должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления, в том числе документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; а также документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета;

Документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях - также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств»).

К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий частью 5 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» отнесено, в том числе непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.

Кроме того, согласно п. 14 "Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 (ред. от 21.04.2022) "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт).

Между тем, материалами дела установлено, что представителем ООО «Ф.И.О.41» при подаче заявления о регистрации транспортного средства, возобновлении государственного учета транспортного средства с выдачей ПТС, СТС, ГРЗ, с внесением изменений в ПТС транспортного средства - TOYOTA LAND CRUISER, 2002 года выпуска, идентификационный номер (VIN) , не были приложены документы, необходимые для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного решения по существу и влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.

Как следует из представленных материалов, обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы с достаточной полнотой, выводы суда основаны на допустимых доказательствах, фактически установленных обстоятельствах, на правильном применении и толковании норм материального права.

Нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену либо изменения судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения Райчихинского городского суда Амурской области от 24 февраля 2022 года не имеется.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Райчихинского городского суда Амурской области от 24 февраля 2022 года с дополнительным решением Райчихинского городского суда Амурской области от 28 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ООО «Ф.И.О.42» Ф.И.О.11 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) через суд первой инстанции, т.е. через Райчихинский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

1версия для печатиДело № 33АПа-1952/2022 (Определение)