ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-2150/2023 от 20.06.2023 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0017-01-2023-000228-60

Дело № 33АПа-2150/2023 Судья первой инстанции

Докладчик Хробуст Н.О. Крошка С.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2023 г. город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Хробуст Н.О.,

судей коллегии Воронина И.К., Костыревой Е.Л.,

при секретаре Барановой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарикова Олега Вячеславовича к призывной комиссии г. Свободного Амурской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе административного истца Шарикова О.В. на решение Свободненского городского суда Амурской области от 22 марта 2023 г.

Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., объяснения административного истца Шарикова О.В., представителя Военного комиссариата Амурской области Долгашевой Е.В., судебная коллегия

установиЛа:

Шариков О.В. обратился в суд с указанными административными исковыми требованиями, в обоснование указав, что в 2012 году он как допризывник был поставлен на воинский учет в военном комиссариате города Ейска и Ейского района и получил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное удостоверение). В сентябре 2013 года он поступил на обучение в ФГБОУ ВО ВИ ГПС МЧС России (г. Воронеж), который окончил в июле 2018 года с присвоением звания лейтенанта внутренней службы. На первом курсе обучения в кадровый орган учебного заведения им был передан документ воинского учета (приписное удостоверение) и по ходатайству руководства ФГБОУ ВО ВИ ГПС МЧС России он был поставлен на специальный воинский учет в военном комиссариате г. Воронежа, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на весь период обучения с 2013 года по 2018 год. По окончании высшего учебного заведения он был распределен на службу в ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» в Сектор № 5 г. Симферополь Республики Крым, где проходил службу в период с 24 июля 2018 г. по 31 октября 2019 г., далее в порядке внутреннего перевода между подразделениями был переведен в Сектор № 4 г. Циолковский Свободненского района Амурской области, где проходил службу в период с 1 ноября 2019 г. по 26 июня 2022 г. На воинский учет в военном комиссариате города Симферополя и далее в военном комиссариате г. Свободного (ЗАТО Циолковский) по причине смены места прохождения службы (места жительства) он не вставал, поскольку приписное удостоверение по окончании учебного заведения ему не возвращалось, а было передано в отдел кадров ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» (г. Москва) вместе с личным делом сотрудника МЧС, в связи с чем, он полагал, что дальнейшая постановка на специальный воинский учет будет производиться кадровым органом ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России», исходя из порядка и особенностей воинского учета граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе. При этом, невзирая на невыполнение с его стороны обязанности гражданина по воинскому учету, указанной в абз. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», на него распространялось действие пп. «з» п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период его службы в ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» с 24 июля 2018 г. по 26 июня 2022 г., что является законной причиной непрохождения военной службы по призыву. О том, что он фактически не состоял на учете в военных комиссариатах с момента окончания ФГБОУ ВО ВИ ГПС МЧС России (г. Воронеж) и в период прохождения службы в ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России», он узнал непосредственно за месяц до увольнения из ФПС ГПС МЧС России, когда направил запрос в отдел кадров на получение документа воинского учета в мае 2022 года. 13 мая 2022 г., находясь в предувольнительном отпуске по месту постоянной регистрации в г. Ейске Краснодарского края, уже будучи осведомленным о невыполнении им указанной обязанности, он встал на воинский учет в военный комиссариат города Ейска и Ейского района. По результатам явки в военный комиссариат ему стало известно, что в отношении него проводились розыскные мероприятия, однако каких-либо повесток, извещений о необходимости явиться в военный комиссариат за время его отсутствия по адресу постоянной регистрации в период с июля 2018 года по май 2022 года не поступало. На момент постановки на воинский учет в комиссариат города Ейска и Ейского района его возраст составлял 26 лет. Из ФПС ГПС МЧС России он был уволен 26 июня 2022 г. также в возрасте 26 лет. С момента увольнения из ФПС ГПС МЧС России и до достижения им 3 июля 2022 г. 27-летнего возраста, когда его право на отсрочку от прохождения военной службы по призыву уже не действовало, повесток, вызовов из военного комиссариата города Ейска и Ейского района он ни нарочно, ни посредством почтовых отправлений не получал. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. После увольнения из ФПС ГПС МЧС России 8 июля 2022 г. он был трудоустроен на новое место работы в г. Свободном Амурской области. Тогда же в июле месяце в возрасте 27 лет он обратился для постановки на воинский учет в военный комиссариат города Свободный. Его личное дело призывника было направлено из города Ейска в военный комиссариат г. Свободный 27 июля 2022 г. После поступления личного дела в военный комиссариат г. Свободного, в обозначенный день 7 ноября 2022 г. он явился на заседание призывной комиссии, по результатам которой 22 ноября 2022 г. ему было выдано заключение (справка взамен военного билета) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с зачислением в запас по п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Административный истец считает данное решение призывной комиссии незаконным, противоречащим пп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и дискредитирующим его как сотрудника ФПС ГПС МЧС России, имевшего специальное звание и служившего с целью обеспечения безопасности жизни граждан Российской Федерации на протяжении 9 лет. Заключение призывной комиссии нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Административный истец Шариков О.В. просил суд признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии г. Свободного от 22 ноября 2022 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Шариков О.В. поддержал доводы и требования административного искового заявлении.

Представитель Военного комиссариата Амурской области Князева Т.П. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала оспариваемое решение призывной комиссии законным и обоснованным, поскольку после окончания высшего учебного заведения административный истец в период с июля 2018 года по май 2022 года (фактически до момента наступления возраста 27 лет) на воинском учете в военных комиссариатах не состоял, как гражданин, проходящий службу в органах Государственной противопожарной службы, в военных комиссариатах по месту пребывания, в которых обязан был встать на воинский учет, не числился.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя призывной комиссии г. Свободного, извещение которой о времени и месте рассмотрения дела признано судом надлежащим.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от 22 марта 2023 г. административные исковые требования Шарикова О.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Шариков О.В. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его административных исковых требований. Полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не учтено, что в период с июля 2018 года по июнь 2022 года у него имелись основания для предоставление отсрочки от призыва на военную службу в соответствии пп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку в указанный период он проходил службу в Государственной противопожарной службе, на которую поступил непосредственно после окончания образовательной организации и получения высшего образования, имел специальное звание. Кроме того, судом не учтены порядок и особенности специального воинского учета, распространяющиеся на него как на сотрудника Государственной противопожарной службы в период с июля 2018 года по июнь 2022 года, которые определены в п. 16 и разделе V Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719. Данные особенности предусматривают распределение ответственности по воинскому учету между сотрудником и кадровым органом подразделения, в котором он несет службу, в данном случае - ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России», и заключаются в направлении кадровым органом в военный комиссариат ходатайства о постановке сотрудника ГПС МЧС России на специальный воинский учет, в передаче отделом кадров личных дел, в том числе документов воинского учета сотрудников, из подразделения в подразделение, в котором сотрудник будет проходить службу, в ежегодном предоставлении в военные комиссариаты справок, подтверждающих место службы сотрудника. Приводит доводы о том, что документ воинского учета он получил лишь в мае 2022 года, за месяц до увольнения из ФПС ГПС МЧС России, до этого момента в течение 3 лет и 10 месяцев его приписное удостоверение находилось в отделе кадров в г. Москва, свободного доступа к нему и цели получения данного документа у него не было, поскольку согласно ст. 36 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в Государственной противопожарной службе, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара муниципального образования. Вопросов по состоянию его воинского учета со стороны отдела кадров к нему не поступало, следовательно, со своей стороны он никакие призывные мероприятия не проходил.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Военного комиссариата Амурской области Князева Т.П. полагала решение суда первой инстанции законным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу Шарикова О.В. – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции административный истец Шариков О.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его административных исковых требований.

Представитель Военного комиссариата Амурской области Долгашева Е.В. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, в судебных прениях оставив разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика - призывной комиссии г. Свободного в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдение срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).

Судом установлено, следует из материалов личного дела призывника, что Шариков О.В., 3 июля 1995 года рождения, в период с 3 февраля 2012 г. по 5 ноября 2013 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате г. Ейска и Ейского района Краснодарского края по месту регистрации по месту жительства.

В 2013 году Шариков О.В. поступил на обучение по очной форме в ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России.

В связи с прохождением обучения 27 сентября 2013 г. Шариков О.В. был поставлен на специальный воинский учет в военном комиссариате Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа.

Решением призывной комиссии от 10 декабря 2013 г. Шарикову О.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службы» до 2018 года.

В период обучения Шарикова О.В. учебным заведением в военный комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа ежегодно предоставлялись сведения о продолжении им обучения.

В 2018 году Шариков О.В. окончил ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России (в связи с реорганизацией ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России) с присвоением специального звания «лейтенант внутренней службы», по окончанию обучения выдан диплом специалиста 103624 3125903 от 21 июля 2018 г.

20 июля 2018 г. в связи с окончанием обучения Шариков О.В. снят с воинского учета в военном комиссариате Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа.

На основании приказа ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России от 19 июля 2018 г. № 233-НС после окончания учебного заведения Шариков О.В. откомандирован в распоряжение ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России».

Приказом ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» от 24 июля 2018 г. № 30-НС лейтенант внутренней службы Шариков О.В. назначен на должность эксперта Сектора № 5 ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» с 24 июля 2018 г.

24 июля 2018 г. между ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» и Шариковым О.В. заключен контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России.

Приказом ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» от 23 октября 2019 г. № 93-НС лейтенант внутренней службы Шариков О.В. назначен на должность эксперта Сектора № 4 ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» с 1 ноября 2019 г.

Приказом ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» от 21 июля 2020 г. № 71-НС Шарикову О.В. присвоено специальное звание «старший лейтенант внутренней службы».

Приказом ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» от 24 июня 2022 г. № 65-НС с Шариковым О.В. расторгнут контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, старший лейтенант внутренней службы Шариков О.В. уволен со службы в федеральной противопожарной службе 26 июня 2022 г. по п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по инициативе сотрудника).

Как следует из административного искового заявления и пояснений административного истца Шарикова О.В. в суде, при получении от работодателя перед увольнением со службы в мае 2022 года удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, которое после окончания учебного заведения и поступления на службу в ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России» хранилось у работодателя, ему стало известно о том, что после окончания обучения на воинском учете в военных комиссариатах он не состоял.

13 мая 2022 г., пребывая в предувольнительном отпуске, Шариков О.В. обратился в военный комиссариат г. Ейска и Ейского района Краснодарского края с заявлением о постановке на воинский учет по месту регистрации по месту жительства, так как после увольнения со службы планировал проживать по данному адресу.

С 13 мая 2022 г. по 26 июля 2022 г. Шариков О.В. состоял на воинском учете в Военном комиссариате г. Ейска и Ейского района Краснодарского края.

3 июля 2022 г. Шарикову О.В. исполнилось 27 лет.

Из материалов личного дела призывника и пояснений административного истца следует, что в начале июля 2022 года Шариков О.В. обратился в военный комиссариат г. Свободного Амурской области по вопросу постановки на воинский учет, в связи с чем, 13 июля 2022 г. военным комиссариатом г. Свободного Амурской области в военном комиссариате г. Ейска и Ейского района Краснодарского края были истребованы материалы его личного дела.

При этом из пояснений административного истца следует, что обращение в военный комиссариат г. Свободного Амурской области было связано с тем, что изменив свои планы, после увольнения со службы в федеральной противопожарной службе он решил остаться проживать в г. Свободном Амурской области, где в начале июля 2022 года устроился на новую работу.

После поступления материалов личного дела 7 ноября 2022 г. Шариков О.В. был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Свободного Амурской области.

13 декабря 2022 г. Шариков О.В. обратился к военный комиссариат г. Свободного Амурской области с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 27-летнего возраста.

16 декабря 2022 г. Шарикову О.В. выдана справка взамен военного билета серии АХ № 0022731, согласно которой заключением призывной комиссии г. Свободного от 22 ноября 2022 г. Шариков О.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; зачислен в запас в соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Полагая заключение призывной комиссии г. Свободного о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным и нарушающим его права, Шариков О.В. обратился в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела административным исковым заявлением.

Разрешая требования Шарикова О.В. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение призывной комиссии является законным и обоснованным, поскольку административный истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с тем, что после окончания обучения в высшем учебном заведении отсрочка от призыва на военную службу по иным основаниям ему не предоставлялась, в нарушение требований абз. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Шариков О.В. в двухнедельный срок не уведомил военный комиссариат об изменении места работы, должности, перемене места жительства.

Вместе с тем, согласиться с данными выводами суда первой инстанции не представляется возможным, поскольку судом в данном случае неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Основной формой реализации воинской обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22, ст.ст. 23, 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим п. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

Вместе с тем согласно п. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 утверждено Положение о воинском учете, которое определяет порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.

В соответствии с п. 16 указанного Положения воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, определены разделом V Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

В соответствии с п. 35 данного Положения воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных войсках, органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.

Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных войск, органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.

Руководители соответствующих органов внутренних дел, органов управления, подразделений (органов) и организаций войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих войсках, органах и учреждениях, а также обучение в образовательных организациях указанных войск, органов и учреждений (п. 37 Положения о воинском учете).

В соответствии с п. 36 Положения о воинском учете документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).

При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, органы управления, подразделения (органы) и организации войск национальной гвардии, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.

Аналогичные положения содержались в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС России от 3 ноября 2011 г. N 668, действующей на момент поступления административного истца на службу в Государственной противопожарной службе.

Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и военные комиссариаты (п. 38 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Таким образом, приведенные правовые нормы предусматривают обязанность органов и учреждений Государственной противопожарной службы по выполнению мероприятий, связанных с постановкой на специальный воинский учет граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе, в том числе: по направлению в военный комиссариат при поступлении гражданина на службу в Государственную противопожарную службу мотивированного ходатайства о снятии с общего воинского учета и зачислении его на специальный воинский учет; по ежегодному предоставлению до 1 октября в военный комиссариат по месту жительства призывника документов, подтверждающих прохождение им службы в Государственной противопожарной службе; по письменному извещению военного комиссариата об увольнении гражданина со службы в Государственной противопожарной службе.

В рассматриваемом случае обязанность по выполнению указанных мероприятий в связи с прохождением Шариковым О.В. в период с 24 июля 2018 г. по 26 июня 2022 г. службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы была возложена на ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России».

Однако, как установлено в ходе производства по настоящему делу, подтверждается ответом ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» от 1 июня 2023 г., указанные мероприятия, связанные с воинским учетом проходившего службу в ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» Шарикова О.В., не проводились в связи с отсутствием в ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» специалиста по воинскому учету.

Вместе с тем невыполнение должностными лицами ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» обязанностей, связанных с воинским учетом Шарикова О.В. как лица, проходящего службу в Государственной противопожарной службе, в том числе по направлению соответствующего мотивированного ходатайства для снятия административного истца с общего воинского учета и зачисления его на специальный воинский учет, а также отсутствие в ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» специалиста по воинскому учету не могут быть поставлены в вину административному истцу, поскольку не завесили от его воли и не свидетельствует о нарушении Шариковым О.В. норм действующего законодательства.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, относится к документам воинского учета, выдаваемым гражданам, состоящим на воинском учете.

При этом факт отсутствия у административного истца на руках в период службы в ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и получения его перед увольнением со службы подтверждается представленными в суд апелляционной инстанции рапортом от 28 апреля 2022 г. о его выдаче, направленным Шариковым О.В. в адрес начальника ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России», скриншотами переписки с кадровым органом ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России», отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 10942865010237, представленной ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» заверенной копией указанного удостоверения, которые в совокупности свидетельствуют о том, что по запросу административного истца удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, было направлено в его адрес должностным лицом ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» 5 мая 2022 г. и получено административным истцом по месту регистрации в г. Ейске Краснодарского края 12 мая 2022 г.

Кроме того, данные обстоятельства соответствуют положениям Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС России от 3 ноября 2011 г. N 668, действующей на момент поступления Шарикова О.В. на службу в Государственной противопожарной службе, п. 90 которой предусматривалось, что военные билеты приобщаются в личное дело сотрудников.

Из материалов дела следует, что на следующий день после получения приписного удостоверения, в котором отсутствовали сведения о постановке его на воинский учет после окончания учебного заведения, 13 мая 2022 г. Шариков О.В. обратился в военный комиссариат г. Ейска и Ейского района Краснодарского края с заявлением о постановке на воинский учет, представив документально подтвержденные сведения (справку-объективку, справку Сектора <номер> ФГБУ «СЭУ ФПС <номер> «ИПЛ» МЧС России» от 4 мая 2022 г.) о прохождении им после окончания высшего учебного заведения в период с июля 2018 года службы в Государственной противопожарной службе, присвоении специального звания, заключении контракта на неопределенный срок.

В силу пп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, поступившие на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях.

В силу п. 18 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).

Таким образом, поступив на службу в Государственную противопожарную службу непосредственно по окончании образовательной организации высшего образования ГПС МЧС России, имея высшее образование и специальное звание, Шариков О.В. в силу закона имел право на отсрочку от призыва на военную службу на время службы в Государственной противопожарной службе, то есть в период с 24 июля 2018 г. по 26 июня 2022 г.

Наличие у административного истца данного права административным истцом, заинтересованным лицом в ходе производства по делу не оспаривалось.

Однако изначально право на предоставление отсрочки в установленном законодательством порядке не было реализовано административным истцом вследствие бездействия кадрового органа по месту прохождения службы и неисполнения им предусмотренных Положением о воинском учете обязанностей, связанных с постановкой административного истца на специальный воинский учет. Сведений о рассмотрении вопроса о предоставлении административному истцу отсрочки от призыва на военную службу в связи с указанными обстоятельствами после его постановки 12 мая 2022 г. на воинский учет в военном комиссариате г. Ейска и Ейского района Краснодарского края из материалов личного дела Шарикова О.В. не усматривается, как не имеется сведений и об осуществлении военными комиссариатами в соответствии с п. 38 Положения о воинском учете контроля за осуществлением воинского учета Шарикова О.В. как гражданина, проходящего службу в Государственной противопожарной службе.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что как следует из материалов личного дела призывника, мероприятия, связанные с розыском Шарикова О.В. и призывом его на военную службу, военными комиссариатами фактически не проводились, в материалах личного дела отсутствуют доказательства направления ему соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат. По запросу военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа единожды 10 ноября 2020 г. осуществлялся выход по месту регистрации Шарикова О.В. в г. Ейске Краснодарского края, в ходе которого отец административного истца Шариков В.П. сообщил всю необходимую информацию о месте проживания и работы своего сына, указав, что он проживает в ЗАТО Циолковский Свободненского района Амурской области, где работает в МЧС России. При этом сведений о проведении в отношении Шарикова О.В. в дальнейшем каких-либо иных мероприятий из материалов личного дела не усматривается.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ в двухнедельный срок после увольнения 26 июня 2022 г. со службы в Государственной противопожарной службе Шариков О.В. в начале июля 2022 года обратился в военный комиссариат г. Свободного Амурской области по вопросу изменения места работы и постановки на воинский учет, в связи с чем, 13 июля 2022 г. в военном комиссариате г. Ейска и Ейского района Краснодарского края были истребованы материалы его личного дела.

3 июля 2022 г. Шарикову О.В. исполнилось 27 лет. Сведений о проведении военными комиссариатами в отношении Шарикова О.В. в период с 27 июня 2022 г. по 3 июля 2022 г. каких-либо мероприятий, связанных с призывом его на военную службу, из материалов дела не усматривается.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание прохождение административным истцом в период с 24 июля 2018 г. по 26 июня 2022 г. службы в Государственной противопожарной службе и наличия у него в связи с этим права на отсрочку от призыва на военную службу, учитывая порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе, обстоятельства отсутствия у административного истца на руках вплоть до 12 мая 2022 г. удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также неисполнения кадровым органом по месту прохождения Шариковым О.В. службы обязанностей, связанных с постановкой административного истца на специальный воинский учет, исходя из того, что на следующий день после получения приписного удостоверения административный истец обратился в военный комиссариат для постановки на воинский учет, представив документально подтвержденные сведения о прохождении службы в Государственной противопожарной службе и наличии специального звания, а в пределах двухнедельного срока после увольнении со службы обратился в военный комиссариат г. Свободного по вопросу изменения места работы и в целях постановки на воинский учет, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого заключения призывной комиссии о признании Шарикова О.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, являются ошибочными.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации либо со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены.

Следовательно, выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что в пределах указанного срока он лишается права проходить государственную гражданскую службу, что свидетельствует о нарушении оспариваемым заключением прав и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного, на основании п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, решение Свободненского городского суда Амурской области от 22 марта 2023 г. подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным заключения призывной комиссии г. Свободного от 22 ноября 2022 г. о признании Шарикова Олега Вячеславовича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях устранения допущенного нарушения прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на призывную комиссию г. Свободного и Военный комиссариат Амурской области обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Шарикова О.В. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Свободненского городского суда Амурской области от 22 марта 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным заключение призывной комиссии г. Свободного от 22 ноября 2022 г. о признании Шарикова Олега Вячеславовича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Обязать призывную комиссию г. Свободного и Военный комиссариат Амурской области рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Шарикова Олега Вячеславовича в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, то есть через Свободненский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии