АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2020 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Бушманова А.П.,
судей коллегии Костыревой Е.Л., Крука А.В.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО «Вера» Ивкова С.А. на решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 мая 2020 года.
Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Вера» (далее – ООО «Вера») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Администрации ЗАТО Циолковский незаконным и возложении на нее обязанности принять муниципальный правовой акт, устанавливающий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г<адрес><адрес>, <адрес>, на 2020 год, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Вера» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, а Администрация ЗАТО Циолковский является собственником многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. <адрес>, <адрес>. 29 июня 2018 года между сторонами заключены договоры об управлении вышеуказанными многоквартирными домами, с выполнением работ и оказанием услуг по содержанию и ремонту общего имущества. В 2018 году размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме установлен Постановлением Администрации ЗАТО Циолковский от 31 июля 2018 года №539 и составлял 31 рубль 30 копеек, включая плату за сбор и вывоз ТБО. В 2019 и 2020 годах размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме Администрацией ЗАТО Циолковский не устанавливался. 20 декабря 2019 года ООО «Вера» направило в адрес Администрации обращение по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на 2020 год с исчерпывающим перечнем работ и услуг, указанием их объемов, однако до настоящего времени муниципальный нормативный акт не принят, в связи с чем, ООО «Вера» обратилось в суд с заявленными требованиями.
Определением Свободненского городского суда от 17 апреля 2020 года в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации ЗАТО Циолковский, Государственная жилищная инспекция Амурской области.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 15 мая 2020 года требования ООО «Вера» оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Вера» Ивков С.А. ставит вопрос об отмене указанного решения, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы о том, что при разрешении настоящего спора судом не был принят во внимание пункт 6.3 договоров об управлении многоквартирными домами <номер> и <номер> от 29 июня 2018 года, заключенными между администрацией ЗАТО Циолковский и ООО «Вера», из которого следует, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов устанавливается органами местного самоуправления на очередной календарный год. Постановлением администрации ЗАТО Циолковский от 31 июля 2018 года №539 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме был установлен в сумме 31 рубль 30 копеек, на 2020 год размер тариф не установлен.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В суде апелляционной инстанции генеральный директор ООО «Вера» Ивков С.А. поддержал доводы жалобы.
Представитель администрации ЗАТО Циолковский Давлетшина Т.А. просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующее в деле, в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными действий (бездействия), в том числе, органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение этими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 29 июня 2018 года по итогам открытого конкурса на основании пункта 71 Постановления Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (протокол конкурсной комиссии от 14 июня 2018 года №2) между Администрацией ЗАТО Циолковский и ООО «Вера» (управляющая организация) заключены договоры № 8/2018 и №9/2018 об управлении многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. <адрес><адрес>, собственником жилых помещений в которых является администрация ЗАТО «Циолковский».
По условиям договоров управления многоквартирными домами № 8/2018 и №9/2018 ООО «Вера» приняло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества (Приложение №2), обеспечивая предоставление коммунальных услуг гражданам (нанимателям), проживающим в жилых помещениях собственника (администрации) на законных основаниях и пользующимся жилыми помещениями собственника, при этом осуществляя иную направленную на достижения целей управления многоквартирными домами деятельность (пункты 4.1, 5.1.1 договоров).
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов определен пунктом 6.3 договоров и составляет 31 рубль 30 копеек.
Полагая бездействие Администрацией ЗАТО Циолковский муниципального правового акта, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах на очередной календарный 2020 год незаконным, ООО «Вера» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила).
Из пункта 2 Правил следует, что «конкурс» – это форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший выполнить указанный в конкурсной документации перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления, которым проводится конкурс, за наименьший размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока; «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» - плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого или нежилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; «организатор конкурса» - орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.
В силу пункта 71 Правил, в случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом.
Принимая во внимание приведенные положения и учитывая, что договоры управления многоквартирными домами от 29 июня 2018 года № 8/2018 и №9/2018 заключены между ООО «Вера» и Администрацией ЗАТО Циолковский на основании пункта 71 указанных Правил (пункт 2.1 договоров), следовательно, управляющая организация приняла на себя обязательство по управлению многоквартирными домами на условиях выполнения работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой предложен организатором конкурса, то есть за 31 рубль 30 копеек за 1 кв.м.
Так, из пункта 6.3 договоров управления многоквартирными домами следует, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов устанавливается по ценам и ставкам за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв.м, устанавливаемым органами местного самоуправления на очередной календарный год и составляет 31 рубль 30 копеек.
Цена договора управления многоквартирным домом в данном случае установлена равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Размер такой платы, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Сведений о том, что установленный в договорах размер платы не соответствует указанным требованиям, материалы дела не содержат.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о необходимости ежегодного принятия органом местного самоуправления – Администрацией ЗАТО Циолковский муниципального правового акта об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда), судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Таким образом, названная статья Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Учитывая предписания части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 6 пункта 2 статьи 10, 12 Устава ЗАТО Циолковский, принятого решением Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск Амурской области от 20 декабря 2005 года № 121 (с изменениями), принятие нормативных актов по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения относится к компетенции органа местного самоуправления – администрации ЗАТО Циолковский.
Между тем, нормами действующего законодательство не закреплена обязанность органа местного самоуправления по ежегодному установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Так, на основании частей 1 и 3 статьи 156 ЖК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» постановлением администрации ЗАТО Циолковский от 31 июля 2018 года №539 установлена ежемесячная плата за содержание и ремонт жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с 01 июля 2018 года в размере 31 рубля 30 копеек за 1 кв.м, включая плату за сбор и вывоз ТБО и КГМ в размере 2 рублей 86 копеек за 1 кв.м для жителей микрорайона «Звездный».
При таких обстоятельствах, законных оснований для возложения на Администрацию ЗАТО Циолковский обязанности по принятию муниципального правового акта, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. <адрес>, на 2020 год, не имеется.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод заявителя в данном случае отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении заявления суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется, а поэтому решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу генерального директора ООО «Вера» Ивкова С.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Свободненский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
1версия для печатиДело № 33АПа-2267/2020 (Определение)