ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-289/2021 от 25.02.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 февраля 2021 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Диких Е.С.,

судей коллегии Бушманова А.П., Костыревой Е.Л.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 09 сентября 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации города Благовещенска от 4 апреля 2020 года № 714/16 об отказе в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером <номер>, находящегося в квартале 135 для гаража.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит гараж с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <...>. 27 марта 2020 года обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <номер>, используемого для гаража. Администрацией г. Благовещенска принято решение № 714/16 от 02 апреля 2020 года, которым отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку запрашиваемый земельный участок на основании постановления мэра г. Благовещенска от 24 марта 1993 года №304 был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения иному физическому лицу для строительства гаража. При этом по данным публичной кадастровой карты земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - охранной зоне тепломагистрали №3, а также в границах красных линий. Площадь земельного участка меньше площади объекта. Административный истец полагает решение администрации г. Благовещенска незаконным, нарушающим его права, в связи со следующим. 5 февраля 2008 года на основании договора купли-продажи указанный гараж приобрел супруг административного истца - ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 28 АА 208928 от 14 февраля 2008 года. При жизни, он начал заниматься оформлением земельного участка в собственность. Им был заказан технический паспорт на гараж, подготовлена карта (план) границ земельного участка, акт установления и согласования границ земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка. Затем последовало обращение в администрацию г. Благовещенска для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, используемого для гаража, в квартале 135. Ему было разъяснено, что земельный участок ранее был предоставлен физическому лицу на праве пожизненного наследуемого владения, поэтому у администрации г. Благовещенска нет оснований для утверждения схемы расположения земельного участка. Рекомендовано обратится в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области. 22 июня 2018 года ФИО3 умер. 24 декабря 2018 года ФИО1 оформила права наследования и стала полноправным собственником указанного гаража. Таким образом, начиная с 05 феврали 2008 года, гаражом владеет на праве собственности семья административного истца.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 09 сентября 2020 года административные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что решение принято с неправильным применением норм материального права, не дана оценка доводу о том, что спорный гараж возведен задолго до установления зон с особыми условиями использования территории, красных линий. Запрашиваемый земельный участок не может быть отнесен к территории общего пользования, поскольку на нем расположен принадлежащий административному истцу гараж. В данном случае необходимо учитывать единство судьбы и земельного участка. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации ФИО1 имеет право на приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов. При строительстве гаража не были нарушены границы «красных линий» и охранных зон, поскольку гараж построен в 1994 году, а указанные зоны сформированы гораздо позже. Кроме того, фактически гараж всегда был двухэтажным, описка в указании этажности (1 этаж) допущена Управлением Росреестра по Амурской области, и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, был устранена. Кроме того, суд неверно отразил позицию заинтересованного лица АО «Дальневосточная генерирующая компания», указав о его несогласии с административным иском. При этом представитель заинтересованного лица не возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что в данном случае права Общества не нарушаются. При необходимости административному истцу будет дано письменное согласование размещения гаража.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в адрес Амурского областного суда 10 февраля 2021 года, представитель администрации г. Благовещенска указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 – ФИО2 настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

Представитель Администрации г. Благовещенска просил рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе без своего участия. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со ст. 308 КАС Российской Федерации, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24 декабря 2018 года, свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов от 24 декабря 2018 года принадлежит гараж с кадастровым номером <номер>, площадью 48,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

По данным технического паспорта от 18 июля 2005 года, указанный гараж 1994 года постройки.

27 марта 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером <номер>, для индивидуального гаража с кадастровым номером <номер>, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Решением администрации города Благовещенска, выраженным в письме от 02 апреля 2020 года № 714/16 ФИО1 отказано в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного в квартале 135, в соответствии с пунктами 1, 2, 6, 14.1, 19 статьи 39.16, подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения иному физическому лицу, а также расположен в охранной зоне тепломагистрали и в границах красных линий.

Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим права, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Разрешая заявленные ФИО1 требования административного искового заявления и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального и процессуального права, исследовав доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к правильному выводу о законности и обоснованности решения администрации г. Благовещенска, изложенного в письме от 02 апреля 2020 года № 714/16.

Оснований не согласиться с указанным выводом суда судебная коллегия не усматривает.

В силу части 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

По общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ).

Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила - перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.16 ЗК РФ.

Так, в силу статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса (пункт 2); испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14.1); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).

В соответствии с выкопировкой из Основного чертежа Генерального плана города Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75, и выкопировкой из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27 октября 2016 года №26/100, запрашиваемый ФИО1 земельный участок с кадастровым номером <номер> частично расположен в функциональной зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети) в границах красных линий.

Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр., согласно которому это системы объектов капитального строительства, включающая улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Проект красных линий города Благовещенска утвержден постановлением мэра г. Благовещенска № 2646 от 11 августа 2006 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что границы красных линий были определены администрацией без учета фактического землепользования, объект недвижимости (гараж) был построен до утверждения мэром г. Благовещенска постановления от 11 августа 2006 года№ 2646, не влияют на правильность вывода суда первой инстанции и на законность вынесенного решения суда в связи со следующим.

Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Из анализа приведенных норм права следует, что красными линиями обозначаются не только существующие, но и планируемые границы территорий общего пользования, которые считаются установленными с момента утверждения проекта планировки территории.

Проект красных линий города Благовещенска утвержден постановлением мэра г. Благовещенска № 2646 от 11 августа 2006 года, который по своей правовой природе является нормативным правовым актом. Для оспаривания нормативных правовых актов установлен иной способ защиты нарушенного права, отличный от избранного административным истцом (в порядке главы 21 КАС РФ).

В данном случае наличие утвержденных красных линий, в пределах границ которых частично расположен спорный земельный участок, является безусловным основанием для отказа в предоставлении в собственность этого земельного участка в силу пункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ.

Кроме того, согласно материалам дела, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об ограничении прав на земельный участок с кадастровым номером <номер>, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской федерации (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30 марта 2020 года). Данный земельный участок входит в границы охранной зоны тепломагистрали №3 (реестровый номер 28.01.2.139), которая поставлена на государственный кадастровый учет 20 марта 2018 года и отражена на публичной кадастровой карте.

В силу статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 1), в частности могут устанавливаться ограничения прав на землю, в связи с ограничением использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (пункт 1 части 2); ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (часть 6).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные зоны тепловых сетей (пункт 28 статьи 105 ЗК РФ).

Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» (далее - Типовые правила), действовавшим на момент принятия оспариваемого в рамках настоящего административного дела решения администрации г. Благовещенска.

Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики (пункт 1 Типовых правил).

В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или которые препятствуют ремонту, в частности устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи (пункт 5 Типовых правил).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при разрешении вопроса органом местного самоуправления о предоставлении ФИО1 спорного земельного участка в собственность не могли быть не учтены указанные выше обстоятельства, связанные с расположением данного земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории – действующей охранной зоны, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, и которая в силу статьи 56 ЗК РФ ограничивает права на землю.

Одним из оснований для отказа в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <номер> в собственность без проведения торгов также явилось то, что данный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения иному физическому лицу для строительства индивидуального гаража.

Как следует из материалов дела, у ФИО4 на праве пожизненного наследуемого владения находится в пользовании земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для индивидуального гаража, с кадастровым номером <номер> основание возникновения права: свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения №8319 от 05 января 1994 года, выданное на основании постановления Мэра г. Благовещенска от 24 марта 1993 года №304 (кадастровый паспорт земельного участка, свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения №8319 от 05 января 1994 года).

Судебной коллегией установлено, что на момент разрешения настоящего спора сведения о правообладателе указанного земельного участка (ФИО4) являлись актуальными. Гараж (кадастровый номер <номер>) на указанном земельном участке построен ФИО4, что в ходе разрешения настоящего административного дела не оспаривалось.

Согласно представленной по запросу судебной коллегии выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 15 февраля 2021 года, объект недвижимости (гараж) с кадастровым номером <номер> с 28 августа 2006 года принадлежал на праве собственности ФИО5; 13 февраля 2008 года на основании договора купли-продажи право собственности на указанный объект недвижимости перешло к ФИО3; 03 февраля 2020 года право собственности зарегистрировано за ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов.

Отказывая ФИО1 в предоставлении запрашиваемого земельного участка в собственность по данному основанию, администрацией г. Благовещенска не были учтены положения статьи 266, части 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых, при регистрации права собственности на здание (в данном случае гараж) за новым собственником одновременно подлежало прекращению за прежним собственником здания право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором оно расположено.

Однако указанные обстоятельства не влияют на законность обжалуемого решения администрации г. Благовещенска, которое принято, в том числе и по иным основаниям, являющимся безусловными для отказа в предоставлении запрашиваемого земельного участка в собственность ФИО1, в частности его расположение в границах красных линий.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, признав законным и обоснованным решение администрации г. Благовещенска, изложенное в письме от 02 апреля 2020 года № 714/16.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении заявления суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении судом первой инстанции оспариваемого решения судебная коллегия не находит.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, а поэтому решение суда следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

1версия для печатиДело № 33АПа-289/2021 (33АПа-4202/2020;) (Определение)