ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3133/2022 от 15.09.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0002-02-2022-001242-75

Дело № 33АПа-3133/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Воронин И.К. Сандровский В.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2022 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Хробуст Н.О.,

судей коллегии Воронина И.К., Диких Е.С.,

при секретаре Габриелян Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора города Белогорска Амурской области в интересах неопределённого круга лиц к Белогорскому городскому Совету народных депутатов о признании решения незаконным, по апелляционной жалобе заинтересованного лица Ф.И.О.1 на решение Белогорского городского суда Амурской области от 20 мая 2022 года.

Заслушав дело по докладу судьи Воронина И.К., выслушав пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ф.И.О.6, представителя административного ответчика Белогорского городского Совета народных депутатов Ф.И.О.7, представителей заинтересованного лица Администрации города Белогорска Амурской области Ф.И.О.8 и Ф.И.О.12, заинтересованного лица Ф.И.О.1 и её представителя Ф.И.О.9, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора города Белогорска Амурской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Белогорский городской суд Амурской области с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого было указано, что 11 марта 2022 года состоялось очередное заседание Белогорского городского Совета народных депутатов, на котом было принято решение № 11/14 «Об избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов», соответствии с которым председателем Совета была избрана Ф.И.О.1 Порядок принятия городским Советом муниципальных правовых актов должен определяться исключительно уставом муниципального образования, а именно Уставом города Белогорска, в соответствии с ч. 2 ст. 29 которого городской Совет состоит из 28 депутатов, избираемых населением города на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Согласно ст. 33 Устава города Белогорска избранным на должность председателя городского Совета считается тот кандидат, который получил более половины голосов от числа избранных депутатов. Число избранных депутатов городского Совета насчитывает 28 человек. Из приведённых норм следует, что избранным на должность председателя городского Совета может быть кандидат, получивший не менее 15 голосов депутатов. Согласно протоколу счётной комиссии по итогам тайного голосования от 11.03.2022 года за кандидатуру Ф.И.О.1 проголосовало 14 депутатов, то есть менее половины от числа избранных депутатов, что свидетельствует о незаконности её избрания председателем городского Совета. За решение об избрании председателем городского Совета Ф.И.О.1 проголосовало менее 50 % (14 депутатов) от установленной численности депутатов городского Совета. На основании изложенного административный истец просил признать незаконным решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 11.03.2022 года № 11/14 «Об избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов» с момента его принятия, а также обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением Белогорского городского суда Амурской области от 13 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Белогорска Амурской области, председатель Белогорского городского Совета народных депутатов Ф.И.О.1.

Решением Белогорского городского суда Амурской области от 20 мая 2022 года признано незаконным решение Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва от 11.03.2022 года № 11/14 «Об избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов» с момента его принятия. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Ф.И.О.1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. В обоснование указано, что материалами дела подтверждено, что Ф.И.О.1, как кандидатом на должность председателя Белогорского городского Совета народных депутатов, при тайном голосовании было получено 14 голосов депутатов, то есть более половины голосов от числа избранных депутатов за исключением тех депутатов, полномочия которых прекращены в установленном законом порядке, что соответствует п. 6 Регламента Городского совета народных депутатов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Белогорска не соглашается с позицией, изложенной в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Указывает, что порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться исключительно уставом муниципального образования, в соответствии с которым решения городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета, за исключением случаев, предусмотренных Уставом (ч. 2 ст. 53 Устава). Число избранных депутатов Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва – 28 человек. Согласно протоколу счетной комиссии по итогам тайного голосования от 11.03.2022 года, за кандидатуру Ф.И.О.1 проголосовало 14 депутатов, то есть менее 50 % от числа избранных депутатов. Таким образом, Ф.И.О.1 избрана председателем городского совета незаконно. Ссылку апеллянта на Регламент городского Совета считает несостоятельной, в связи с тем, что нормы Регламента не должны противоречить нормам Устава, поскольку он является актом высшей юридической силы в системе муниципальных актов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Ф.И.О.1 и её представитель Ф.И.О.9 поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. В дополнение указали, что понятие "избранное" введено во избежание возможного конфликта, если установленного числа депутатов не хватает. Полагали, что суд первой инстанции неправильно истолковал понятия "избранное" и "установленное". Также указали, что в статье 20 Регламента Белогорского городского Совета народных депутатов отсутствует понятие "от установленного числа". Порядок работы городского Совета определяется статьей 32 Устава муниципального образования г. Белогорска и по решению городского Совета принимается Регламент городского Совета, где могут быть оговорены дополнительные нормы, касающиеся порядка деятельности городского Совета. Кроме того указали, что в статье 35 Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действительно используется два понятия: «установленная численность депутатов» и «избранное число депутатов». Под «установленной численностью депутатов» следует понимать их число, установленное Уставом муниципального образования в соответствии с требованиями частей 6-8 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Количество депутатов представительного органа муниципального образования зависит от численности населения муниципального образования и вида муниципального образования. Под «числом избранных депутатов» понимается число фактически избранных в городской Совет депутатов, исключая тех депутатов, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке.

Представитель административного ответчика Белогорского городского Совета народных депутатов Ф.И.О.7 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указав, что подписывая решение о назначении Ф.И.О.10 на должность председателя Белогорского городского Совета народных депутатов, он руководствовался Уставом муниципального образования г. Белогорска и Регламентом Белогорского городского Совета народных депутатов. При избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов присутствовало 24 депутата, при проведении тайного голосования за Ф.И.О.1 проголосовало 16 депутатов, однако по итогам тайного голосования от 11 марта 2022 года за кандидатуру Ф.И.О.1 проголосовало 14 депутатов, что также свидетельствует о том, за решение об избрании председателем городского Совета Ф.И.О.1 проголосовало более 50 %. Указал, что из статьи 6 Регламента Белогорского городского Совета народных депутатов следует, что под установленным числом депутатов понимается их число, установленное Уставом города, - 28 депутатов; под числом избранных депутатов понимается число фактически избранных в городской Совет депутатов, за исключением тех депутатов, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Белогорска Амурской области Ф.И.О.11 в судебном заседании 08 сентября 2022 года возражала относительно доводов апелляционной жалобы, считая, что решение Белогорского городского суда Амурской области от 20 мая 2022 года является законным и обоснованным. Указала, что порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться исключительно Уставом муниципального образования г. Белогорска, а не Регламентом Белогорского городского Совета народных депутатов. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в Белогорском городском суде Амурской области и по существу сводятся к несогласию с судебным актом, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам. Также указала, что решение об избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов является муниципальным правовым актом ненормативного характера. Порядок принятия муниципальных правовых актов нормативного характера изложен прокурором отдела прокуратуры, при этом порядок принятия муниципальных правовых актов ненормативного характера Уставом г. Белогорска не предусмотрен. Под установленным числом депутатов понимается их число, установленное Уставом города, - 28 депутатов. Избрание председателя Белогорского городского Совета народных депутатов избирается тайным голосованием от избранного числа депутатов. В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Регламента Белогорского городского Совета народных депутатов о результатах тайного голосования счетная комиссия принимает решение и оформляет протокол, который подписывают ее члены. По докладу счетной комиссии городской Совет принимает решение об утверждении результатов тайного голосования и решение об избрании (назначении) выборного должностного лица. За решение об избрании председателем Белогорского городского Совета народных депутатов Ф.И.О.1 проголосовало 14 депутатов от установленной численности депутатов городского Совета. Однако избранным на должность председателя городского Совета может быть кандидат, получивший 15 голосов депутатов. За принятие оспариваемого муниципального правового акта не проголосовало большинство депутатов от установленной численности, в связи с чем его нельзя признать принятым с соблюдением процедуры принятия. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Белогорска Амурской области Ф.И.О.12 возражал относительно доводов апелляционной жалобы, считая, что решение суда является законным и обоснованным. Указал, что в соответствии со статьей 50.1 Устава муниципального образования г. Белогорска в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты городского Совета. В силу статьи 53 Устава г. Белогорска городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, решение об удалении Главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городского Совета, а также частью 2 вышеуказанной статьи решения городского Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом. Указанные положения Устава г. Белогорска полностью согласуются со статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Согласно статье 29 Устава г. Белогорска городской Совет состоит из 28 депутата, избираемого населением города на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Статьей 33 Устава г. Белогорска предусмотрено, что председатель городского Совета избирается тайным голосованием из числа депутатов на первом заседании городского Совета на срок полномочий городского Совета. Считал, что судом установлено, что избранным на должность председателя городского Совета может быть кандидат, получивший более половины голосов от числа избранных депутатов, то есть 15 голосов. В тоже время материалами дела подтверждено, что Ф.И.О.1, как кандидатом на должность председателя городского Совета при тайном голосовании было получено 14 голосов депутатов, то есть не более половины голосов от числа избранных депутатов. Полагал, что данное обстоятельство свидетельствует о нарушении норм действующего законодательства, а также Устава муниципального образования г. Белогорска. Кроме того, указал, что на момент принятия городским Советом решения об избрании Ф.И.О.1 на должность председателя Белогорского городского Совета народных депутатов у заместителя председателя Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва Ф.И.О.7 отсутствовали полномочия на подписание данного решения. В соответствии со статьей 34 Устава г. Белогорска в период отсутствия председателя городского Совета организует работу городского Совета, созывает городской Совет на заседания и председательствует на них заместитель председателя городского Совета, вместе с тем, формирует и подписывает проект повестки дня заседания городского Совета, протоколы заседаний, решения городского Совета и другие документы в соответствии с действующим законодательством. Согласно статье 38 Регламента Белогорского городского Совета народных депутатов заместитель председателя городского Совета выполняет функции, делегированные ему председателем городского Совета. В случае отсутствия председателя городского Совета выполняет его полномочия согласно решению городского Совета или распоряжению председателя городского Совета. Таким образом, для подписания заместителем председателя решения городского Совета об избрании Ф.И.О.1 председателем Белогорского городского Совета народных депутатов необходимо было распоряжение предыдущего председателя городского Совета либо решение городского Совета о наделении на заместителя председателя такими полномочиями, однако этого сделано не было. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Белогорска Амурской области Ф.И.О.8 возражала относительно доводов апелляционной жалобы, указав, что в соответствии с частью 4 статьи 70 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закон не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными. Согласно части 4 статьи 82 Закона Амурской области от 26.06.2009 года -ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" окружная избирательная комиссия объявляет избранным по избирательному округу зарегистрированного кандидата, получившего при голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по сравнению с другими кандидатами. Вместе с тем, статья 84 вышеуказанного Закона Амурской области определяет результаты выборов депутатов представительных органов по единому (муниципальному) избирательному округу избирательной комиссией муниципального образования, а статья 84 методику пропорционального распределения депутатских мандатов. В соответствии с этими нормами 19 сентября 2021 года были избраны 28 депутатов. Согласно пункту 2 статьи 6 Регламента Белогорского городского Совета народных депутатов под числом избранных депутатов понимается число фактически избранных в городской Совет депутатов, за исключением тех депутатов, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке, полагала, что данное суждение противоречит действующему законодательству. В соответствии со статьей 20 Регламента городского Совета о результатах тайного голосования счетная комиссия принимает решение и оформляет протокол, который подписывают ее члены. По докладу счётной комиссии городской Совет принимает решение об утверждении результатов тайного голосования и решение об избрании (назначении) выборного должностного лица, а по проекту нормативного акта, вынесенному на тайное голосование, решение об его принятии или отклонении. Данное решение было утверждено 14 голосами, однако Устав муниципального образования г. Белогорска и Регламент Белогорского городского Совета народных депутатов не подразумевают принятие решения другим числом, кроме как больше половины голосов от установленного числа, то есть 15 голосов. Также указала, что в случае отсутствия председателя городского Совета, возможно принять решение об избрании, но только в соответствии со статьей 38 Регламента, то есть согласно решению городского Совета или распоряжению председателя городского Совета.

Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ф.И.О.6 поддерживала доводы, изложенные в письменных возражениях заместителя прокурора г. Белогорска, указав, что в соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 53 Устава муниципального образования г. Белогорска установлено, что решения городского Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом. Таким образом, порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться исключительно Уставом муниципального образования. Указала, что доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции. Полагала, что представленным доказательством Белогорским городским судом Амурской области дана надлежащая оценка, судом не нарушены нормы материального и процессуального права. Кроме того, Регламент Белогорского городского Совета народных депутатов, на который ссылается представитель административного ответчика, не может быть принят во внимание, поскольку он противоречит нормативным правовым актам высшей юридической силы. Просила решение суда первой инстанции без изменения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.п. 1, 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Избирательной комиссии муниципального образования города Белогорск от 20 сентября 2021 года № 16/116-8 Ф.И.О.1 избрана депутатом Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва по избирательному округу № 3.

11 марта 2022 года состоялось внеочередное организационное заседание городского Совета под председательством заместителя председателя городского Совета Ф.И.О.7, на котором присутствовали 23 депутата. На повестку дня заседания городского Совета был внесён вопрос об избрании председателя городского Совета.

В список тайного голосования были внесены следующие кандидатуры: Ф.И.О.1, Ф.И.О.13, Ф.И.О.14 Для голосования было выдано 23 бюллетеня.

Согласно протоколу заседания счётной комиссии о результатах тайного голосования по вопросу об избрании председателя городского Совета от 11 марта 2022 года № 3 в результате тайного голосования голоса распределились следующим образом: Ф.И.О.1 – 14 голосов, Ф.И.О.13 – 9 голосов, Ф.И.О.14 – 0 голосов. По результатам тайного голосования председателем городского Совета избрана Ф.И.О.1

Указанный протокол был подписан председателем счётной комиссии Ф.И.О.15, секретарём счётной комиссии Ф.И.О.16 Член счётной комиссии Ф.И.О.17 от подписи в протоколе отказался, выразив особое мнение.

На основании протокола счётной комиссии о результатах тайного голосования по вопросу об избрании председателя городского Совета от 11 марта 2022 № 3 городским Советом было принято решение от 11 марта 2022 № 11/14, которым председателем городского Совета восьмого созыва была избрана Ф.И.О.1

Не согласившись с указанным решением и.о. прокурора города Белогорска Амурской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

Разрешая административные исковые требования и.о. прокурора города Белогорска Амурской области и признавая решение Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва от 11.03.2022 № 11/14 «Об избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов» незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Ф.И.О.1, как кандидатом на должность председателя городского Совета, при тайном голосовании было получено 14 голосов депутатов, то есть не более 50 % (14 депутатов) от установленной численности депутатов городского Совета (28 человек.).

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что в соответствии с п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 310, п. 2 ст. 309 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения.

Принимая по делу новое решение, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 50 Устава муниципального образования города Белогорска, принятого решением городского Совета от 25.08.2005 года № 07/99 (далее – Устав города Белогорска), по вопросам местного значения населением города непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Амурской области (часть 2).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу (основному Закону) Амурской области, законам, иным нормативным правовым актам Амурской области (часть 4).

Из содержания части 2 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ следует, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования; иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов; уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования; заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц (пункты 6 и 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Согласно статье 53 Устава города Белогорска городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, решение об удалении Главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городского Совета (часть 1). Решения городского Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом (часть 2).

Статьей 29 Устава города Белогорска установлено, что городской Совет является представительным органом местного самоуправления города Белогорск, обладающим правом представлять интересы населения города и принимать от его имени решения, действующие на территории города (часть 1). Городской Совет состоит из 28 депутата, избираемого населением города на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (часть 2).

В свою очередь, часть 3 статьи 33 Устава города Белогорска предусматривает, что избранным на должность председателя городского Совета считается тот кандидат, который получил более половины голосов от числа избранных депутатов. Председатель городского Совета подотчетен городскому Совету.

Кроме того, в силу части 1 статьи 32 Устава города Белогорска порядок работы городского Совета определяется настоящей статьей. По решению городского Совета принимается Регламент городского Совета, где могут быть оговорены дополнительные нормы, касающиеся порядка деятельности городского Совета.

В соответствии со статьей 6 Регламента Белогорского городского Совета народных депутатов, утверждённого решением городского Совета от 29.04.2003 года № 19/52 (далее – Регламент городского Совета) под установленным числом депутатов понимается их число, установленное Уставом города, - 28 депутатов. Под числом избранных депутатов понимается число фактически избранных в городской Совет депутатов, за исключением тех депутатов, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке.

Согласно статье 35 Регламента городского Совета председатель городского Совета избирается из числа депутатов городского Совета тайным голосованием (абз. 1 часть 2). Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от избранного числа депутатов (абз. 1 часть 8).

В соответствии со статьей 20 Регламента городского Совета о результатах тайного голосования счетная комиссия принимает решение и оформляет протокол, который подписывают ее члены. По докладу счётной комиссии городской Совет принимает решение об утверждении результатов тайного голосования и решение об избрании (назначении) выборного должностного лица, а по проекту нормативного акта, вынесенному на тайное голосование, решение об его принятии или отклонении.

Из вышеприведённых норм следует, что избранными депутатами городского Совета являются депутаты в количестве 28 человек, за исключением тех депутатов, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке

Таким образом, избранным на должность председателя городского Совета может быть кандидат, получивший более половины голосов от числа избранных депутатов, число которых составляет то количество депутатов, которое осуществляет свою деятельность, за исключением депутатов, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке, при условии осуществления своих полномочий не менее чем двумя третями от установленной численности депутатов и присутствия на заседании Совета не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Из решения Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва от 20.09.2021 года № 16/116-8 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва» следует, что в Белогорский городской Совет народных депутатов восьмого созыва избрано 28 депутатов.

Решением Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва от 18.11.2021 года № 03/14 досрочно прекращены полномочия депутата Ф.И.О.18, решением Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва от 21.01.2022 года досрочно прекращены полномочия депутата Ф.И.О.19, на основании которого 21.01.2022 года председателем Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва принято распоряжение № 02-02-02 об увольнении Ф.И.О.19, решением Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва от 11.03.2022 года № 11/12 досрочно прекращены полномочия депутатов Ф.И.О.20 и Ф.И.О.21

Таким образом, на момент избрания Ф.И.О.1 число избранных депутатов составляло 24 человека.

С учетом изложенного, поскольку после прекращения полномочий четверых депутатов в состав Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва входило 24 избранных депутатов, 14 голосов депутатов (более половины от числа избранных депутатов) было достаточно для принятия решения по вопросу избрания Ф.И.О.1 председателем Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований и.о. прокурора города Белогорска Амурской области о признании незаконным решения Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва от 11.03.2022 года № 11/14 «Об избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов» с момента принятия.

Ссылка представителей заинтересованного лица Администрации города Белогорска Амурской области о том, что заместитель председателя Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва Ф.И.О.7 не имел права подписывать решение от 11.03.2022 года № 11/14 «Об избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов» судебной коллегией признается не состоятельной, поскольку в силу ч. 1 ст. 34 Устава города Белогорска в период отсутствия председателя городского Совета (командировка, отпуск и др.) организует работу городского Совета, созывает городской Совет на заседания и председательствует на них заместитель председателя городского Совета, в связи с чем Ф.И.О.7 имел право подписания оспариваемого решения городского Совета.

На основании изложенного, решение Белогорского городского суда Амурской области от 20 мая 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Белогорского городского суда Амурской области от 20 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора города Белогорска Амурской области в интересах неопределённого круга лиц к Белогорскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным решения Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва от 11.03.2022 года № 11/14 «Об избрании председателя Белогорского городского Совета народных депутатов» с момента принятия – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, т.е. через Белогорский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

28RS0002-02-2022-001242-75

Дело № 33АПа-3133/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Воронин И.К. Сандровский В.Л.