ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-320/2022 от 01.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля2022 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Хробуст Н.О.,

судей коллегии Бушманова А.П., Костыревой Е.Л.,

при секретаре Габриелян Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Архаринского районного суда Амурской области от 29 октября 2021 года.

Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., пояснение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Архаринского района в интересах неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования Антоновский сельсовет обратился в суд с административным исковым заявлением к Антоновскому сельскому Совету народных депутатов, главе Антоновского сельсовета ФИО1 о признании незаконным решения Антоновского сельского совета народных депутатов №37/101 от 20 октября 2021 «О принятии отставки по собственному желанию главы Антоновского сельсовета ФИО1» и о прекращении полномочий главы Антоновского сельсовета ФИО1 досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Архаринского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении главы Антоновского сельсовета ФИО1, в ходе которой выявлен факт неисполнения ФИО1 обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а именно, выявлены нарушения, выраженные в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов при предоставлении земельных участков своему супругу Ф.И.О.1 и жене родного брата супруга Ф.И.О.2 По данному факту прокурором Архаринского района 29 марта 2021 года на имя председателя Антоновского сельского совета народных депутатов внесено представление об устранении нарушений, в котором ставился вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Антоновского сельсовета, т.е. удаление в отставку. 28 апреля 2021 года на внеочередном заседании сельского Совета народных депутатов было рассмотрено представление прокурора района от 29 марта 2021 года № 1447 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и земельного законодательства. Согласно протоколу внеочередного заседания сельского Совета народных депутатов от 28 апреля 2021 года №31 на данном заседании принято два решения: №31/85 от 28 апреля 2021 года о рассмотрении представления прокурора Архаринского района от 29 марта 2021 года № 1447-2021, представление удовлетворено, главе Антоновского сельсовета рекомендовано в кратчайшие сроки принять меры по устранению нарушения законодательства о противодействии коррупции и земельного законодательства. Решением №31/86 от 28 апреля 2021 года внеочередного заседания сельского Совета народных депутатов отказано в удовлетворении требований представления прокурора в части принятия решения о досрочном прекращении полномочий главы Антоновского сельсовета путем удаления в отставку. Решением Архаринского районного суда Амурской области от 31 мая 2021 года требования прокурора района по административному исковому заявлению к Антоновскому сельскому Совету народных депутатов о признании решений Антоновского сельского Совета народных депутатов от 28 апреля 2021 года №31/85 «О рассмотрении представления прокурора Архаринского района от 29 марта 2021 года №1447-2021» и от 28 апреля 2021 года №31/86 «О рассмотрении вопроса о привлечении главы Антоновского сельсовета к установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождении от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения» незаконными удовлетворены в полном объеме. Однако данное решение Архаринского районного суда Амурской области от 31мая 2021 года до настоящего времени не исполнено. Решением Антоновского сельского Совета народных депутатов от 21 июля 2021 года №34/94 постановлено повторно рассмотреть вопрос о привлечении главы Антоновского сельсовета к установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. 21 июля 2021 года решение Антоновским сельским Советом народных депутатов об удалении главы в отставку не принято. Кроме того, главой Антоновского сельсовета ФИО1 18 октября 2021 года на имя председателя Антоновского сельского Совета народных депутатов Ф.И.О.3 написано заявление, согласно которому ФИО1 просит рассмотреть вопрос о досрочном сложении полномочий главы МО «Антоновский сельсовет» с 20 октября 2021 года в связи с уходом за ребенком. 20 октября 2021 года Антоновским сельским советом народных депутатов вынесено решение №37/101 «О принятии отставки по собственному желанию главы Антоновского сельсовета ФИО1». Таким образом, Антоновский сельский Совет народных депутатов своими решениями о не удалении главы Антоновского сельсовета в отставку фактически исключил возможность наступления ответственности главы Антоновского сельсовета ФИО1 за несоблюдение ограничений, запретов, не исполнение обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством. С учетом характера установленных нарушений при исполнении главой Антоновского сельсовета ФИО1 своих полномочий, а также с учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц, интересов Антоновского сельсовета, полагает необходимым установить срок для исполнения требований немедленно после вступления решения суда в законную силу. Уточнив исковые требования, просил суд признать незаконным решение Антоновского сельского Совета народных депутатов №37/101 от 20 октября 2021 года «О принятии отставки по собственному желанию главы Антоновского сельсовета ФИО1». Прекратить полномочия главы Антоновского сельсовета ФИО1 досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Архаринского районного суда Амурской области от 29 октября 2021 года требования прокурора Архаринского района в интересах неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования Антоновский сельсовет удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда в связи с тем, что оно является незаконным и необоснованным. Приводит доводы о том, что у Антоновского сельского Совета народных депутатов, при отсутствии инициативы со стороны депутатов представительного органа муниципального образования и губернатора Амурской области о прекращении полномочий главы, не принять его отставку по собственному желанию, предусмотренные законом основания отсутствовали, следовательно, со стороны представительного органа отсутствовало бездействие либо незаконные действия. Считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворении административного искового заявления. Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции допустил вмешательство в гарантированную законом муниципальному образованию самостоятельность в решении этого вопроса.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Архаринского района выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор отдела областной прокуратуры Дегтяренко А.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением №06-л от 13 сентября 2013 года «О вступлении в должность главы муниципального образования «Антоновский сельсовет» ФИО1 вступила в должность главы муниципального образования «Антоновский сельсовет» с 13 сентября 2013 года на основании протокола избирательной комиссии муниципального образования Антоновский сельсовет о результатах выборов главы муниципального образования «Антоновский сельсовет» от 08 сентября 2013 года. В соответствии с распоряжением №04-л от 08 сентября 2018 года «О вступлении в должность главы муниципального образования «Антоновский сельсовет» ФИО1 вступила в должность главы муниципального образования «Антоновский сельсовет» с 08 сентября 2018 года на основании протокола конкурсной комиссии муниципального образования Антоновский сельсовет о результатах выборов главы муниципального образования «Антоновский сельсовет» от 03 сентября 2018 года.

Прокуратурой Архаринского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении главы Антоновского сельсовета ФИО1, в ходе которой выявлен факт неисполнения ФИО1 обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, закрепленной в части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно, выявлены нарушения, выраженные в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов при предоставлении земельных участков своему супругу Ф.И.О.1 и жене родного брата супруга Ф.И.О.2

По выявленным нарушениям прокурором Архаринского района Амурской области 29 марта 2021 года в адрес Антоновского сельского Совета народных депутатов внесено представление №1447-2021 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и земельного законодательства. В представлении поставлен вопрос о привлечении главы Антоновского сельсовета к установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. 30 марта 2021 года вынесено представление №1446-2021 о принятии мер по устранению выявленных нарушений, которым указаны требования о незамедлительном рассмотрении представления и принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений земельного законодательства, принятии мер к расторжению договоров земельных участков, рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры Архаринского района, рассмотрении вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения законодательства, к дисциплинарной ответственности, сообщении прокурору о рассмотрении представления и принятых мерах.

Решением Антоновского сельского Совета народных депутатов от 28 апреля 2021 года №31/85 «О рассмотрении представления прокурора Архаринского района от 29 марта 2021 года №1447-2021», представление удовлетворено, рекомендовано главе Антоновского сельсовета в кратчайшие сроки принять меры по устранению нарушения законодательства противодействия коррупции и земельного законодательства в части отмены постановления главы Антоновского сельсовета от 12 мая 2015 года №19 «О заключении договора аренды с Ф.И.О.2» и расторжения договора аренды с Ф.И.О.2, а также рассмотреть вопрос о привлечении главы Антоновского сельсовета к установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

Согласно решению Антоновского сельского совета народных депутатов от 28 апреля 2021 года №31/86 «О рассмотрении вопроса о привлечении главы Антоновского сельсовета к установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, при условии незамедлительного выполнения главой Антоновского сельсовета п.2 решения Антоновского сельского Совета народных депутатов «О рассмотрении представления прокурора Архаринского района от 29 марта 2021 года №1447-2021» решено не привлекать главу Антоновского сельсовета ФИО1 к установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения и оставить в должности главы Антоновского сельсовета.

Не согласившись с вышеуказанными решениями Антоновского сельсовета Совета народных депутатов прокурор Архаринского района обратился в суд о признании данных решений незаконными.

Решением Архаринского районного суда Амурской области от 31 мая 2021 года требования прокурора Архаринского района удовлетворены. На Антоновский сельский совет народных депутатов была возложена обязанность повторно рассмотреть указанное представление прокурора в соответствии с требованиями Федеральных законов от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Антоновского сельского Совета народных депутатов от 21 июля 2021 года №34/94 постановлено повторно рассмотреть вопрос о привлечении главы Антоновского сельсовета к установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. 21 июля 2021 года решение Антоновским сельским Советом народных депутатов об удалении главы в отставку не принято.

Также решением Антоновского сельского Совета народных депутатов от 08 октября 2021 года №36/99 постановлено повторно рассмотреть вопрос о привлечении главы Антоновского сельсовета к установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

Решением Антоновского сельского Совета народных депутатов от 08 октября 2021 года №36/100 повторно рассмотрено представление прокурора Архаринского района от 29 марта 2021 года №1447-2-21, при условии выполнения главой Антоновского сельсовета п. 4 ст. 11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно, урегулировании конфликта интересов путем отказа от предполагаемой выгоды, решено не привлекать главу Антоновского сельсовета ФИО1 к установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения и оставить в должности главы Антоновского сельсовета.

Главой Антоновского сельсовета ФИО1 18 октября 2021 года на имя председателя Антоновского сельского Совета народных депутатов подано заявление, согласно которому ФИО1 просит рассмотреть вопрос о досрочном сложении полномочий главы МО «Антоновский сельсовет» с 20 октября 2021 года в связи с уходом за ребенком.

20 октября 2021 года Антоновским сельским Советом народных депутатов вынесено решение №37/101 «О принятии отставки по собственному желанию главы Антоновского сельсовета ФИО1».

Не согласившись с указанным решением, прокурор Архаринского района обратился в суд с данным иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 39, 218, 277 КАС РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора Архаринского района, поскольку факт конфликта интересов по предоставлению главой Антоновского сельсовета земельного участка своему супругу Ф.И.О.1 и не принятия ФИО1 мер по предотвращению и урегулированию возникшего конфликта интересов, является установленным, в связи, с чем имеются основания для прекращения полномочий главы в связи с утратой доверия.

Учитывая, что решение об ответственности главы Антоновского сельсовета ФИО1 за несоблюдение антикоррупционного законодательства не принималось длительное время (с марта 2021 года), суд, руководствуясь ч.2 ст. 188 КАС РФ, обратил решение по административному делу к немедленному исполнению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку данные выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, при этом нормы материального и процессуального права применены судами правильно.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №131-ФЗ) выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2).

В соответствии с абзацем 20 части 1 этой же статьи выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №73-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 названного Федерального закона под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федеральный закон №273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Установив приведенные выше обстоятельства, и применив указанные законодательные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что главой Антоновского сельсовета ФИО1 в период исполнения своих полномочий допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку.

На основании изложенного судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что у Антоновского сельсовета Совета народных депутатов отсутствовали правовые основания для непринятия её заявления о досрочном сложении полномочий главы по собственному желанию.

Антоновским сельсоветом Советом народных депутатов при принятии решений о не удалении главы Антоновского сельсовета ФИО1 в отставку, допущено бездействие, выраженное в неисполнении требований закона. Данными решениями Антоновский сельский Совет народных депутатов фактически исключил возможность наступления ответственности главы Антоновского сельсовета ФИО1 за несоблюдение антикоррупционного законодательства.

Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие автора с выводами суда, но их не опровергают. В жалобе не содержится доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого решения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Архаринского районного суда Амурской области от 29 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Архаринский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

1версия для печатиДело № 33АПа-320/2022 (33АПа-5022/2021;) (Определение)