ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3237/2023 от 07.09.2023 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АПа-3237/2023 Судья первой инстанции

Докладчик Хробуст Н.О. Коршунова Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 сентября 2023 г. город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Никитина В.Г.,

судей коллегии Воронина И.К., Хробуст Н.О.,

при секретаре Барановой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Благовещенска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 4 мая 2023 г.

Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., пояснения представителя администрации г. Благовещенска Арефьевой Е.Г., прокурора отдела прокуратуры Амурской области Оссы Е.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Благовещенска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование указал, что прокуратурой г. Благовещенска в соответствии с поручениями прокуратуры Амурской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при реализации национального проекта «Цифровая экономика», в ходе которой выявлены отдельные нарушения законодательства в части полноты принятия администрацией г. Благовещенска мер к обеспечению размещения актуализированных сведений на Региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее также РПГУ). Проверкой установлено, что администрацией города вопреки требованиям действующего законодательства не обеспечено формирование реестра муниципальных услуг, предоставляемых администрацией г. Благовещенска как органом местного самоуправления, вследствие чего из 37 муниципальных массовых социально значимых услуг, предоставляемых в электронной форме, на Региональном портале государственных и муниципальных услуг (gu.amurobl.ru) размещены сведения только о 34 услугах, сведения о 3 услугах (организация отдыха детей в каникулярное время; подготовка и утверждение документации по планировке территории; установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески) не размещены. В целях устранения указанных нарушений 23 ноября 2022 г. прокуратурой г. Благовещенска мэру г. Благовещенска внесено представление, в удовлетворении которого письмом администрации г. Благовещенска от 15 декабря 2022 г. № 01-09/14179 фактически отказано. В обоснование отклонения представления прокурора указано на отсутствие правового акта Правительства Амурской области, утверждающего правила разработки административных регламентов массовых социально значимых услуг (далее также МСЗУ), в связи с чем, администрация города не может принять административные регламенты предоставления МСЗУ. Между тем указанные нарушения, ставшие возможными в связи с ненадлежащей работой должностных лиц администрации города, отвечающих за своевременное и полное размещение и актуализацию соответствующей информации, нарушают закрепленное п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» право заявителей (неопределенного круга лиц) на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Благовещенска в части непринятия мер к обеспечению размещения актуализированных сведений на Региональном портале государственных и муниципальных услуг по муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме: организация отдыха детей в каникулярное время; подготовка и утверждение документации по планировке территории; установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески; возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность в срок до 1 июля 2023 г. обеспечить размещение актуализированных сведений на Региональном портале государственных и муниципальных услуг по муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме: организация отдыха детей в каникулярное время; подготовка и утверждение документации по планировке территории; установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора г. Благовещенска Ворона П.Е. поддержал административные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска Городная Э.П. возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагала, что незаконного бездействия со стороны администрации г. Благовещенска не допущено. Указала, что в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» отсутствует понятие «массовые социально значимые услуги». Работе по актуализации сведений в реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области (далее также РГУ) всегда предшествуют изменения в действующие административные регламенты. Однако правовой акт Амурской области, утверждающий правила разработки административных регламентов МСЗУ отсутствует, в связи с чем, у органов местного самоуправления отсутствуют императивные основания для принятия административных регламентов МСЗУ, отсутствуют требования к содержанию регламентов и срокам предоставления услуг. Указывает на отсутствие у администрации г. Благовещенска обязанности по размещению сведений о муниципальных услугах в РПГУ. Администрация г. Благовещенска сведения о муниципальных услугах публикует в РГУ, далее минцифры Амурской области публикует их в РПГУ. По поручению мэра г. Благовещенска проведена работа по публикации сведений о массовых социально значимых услугах в РГУ, в результате чего сведения о 36 МСЗУ, в том числе «организация отдыха детей в каникулярное время» опубликованы в РГУ в декабре 2022 года. После утверждения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «организация отдыха детей в каникулярное время» на территории г. Благовещенска от 24 января 2023 г. № 328 внесены изменения в проект услуги в РГУ 27 января 2023 г. и форма отправлена на согласование. 14 апреля 2023 г. внесены изменения в форму проекта услуги, форма отправлена на согласование. МСЗУ «подготовка и утверждение документации по планировке территории» и «установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески» до настоящего времени находятся в работе управления архитектуры и градостроительства. Вместе с тем администрация г. Благовещенска полагает, что переход к предоставлению услуг в электронном формате должен проходить постепенно и поэтапно, при этом сам переход не носит императивный характер и не создает для органов местного самоуправления обязанности по осуществлению соответствующего перечня действий. Обязанность по обеспечению получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме администрацией г. Благовещенска в настоящее время исполняется путем обеспечения возможности предоставления муниципальных услуг с использованием официального сайта органа местного самоуправления, а также посредством электронной почты. Считает, что отсутствие возможности получения услуги в электронной форме не нарушает законных прав граждан. Администрацией г. Благовещенска в пределах предоставленных полномочий порядок поэтапного перехода к предоставлению услуг в электронном формате не нарушен, были предприняты все меры для размещения услуг в РГУ, в связи с чем, административные исковые требования являются необоснованными.

Представители заинтересованного лица министерства цифрового развития и связи Амурской области – Голошумова Е.А., Рудакова А.Н. полагали заявленные прокурором г. Благовещенска требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы административного ответчика об отсутствии правового акта Правительства Амурского области, устанавливающего порядок разработки административных регламентов предоставления массовых социально значимых услуг, полагали несостоятельными, указав, что согласно методике, утвержденной приказом Министерства цифрового развития РФ от 18 ноября 2020 г. № 600, массовые услуги – это те государственные и муниципальные услуги, по которым по данным статистки количество принятых заявлений превышает 100000 в год. Кроме востребованности иных отличий данные услуги не имеют. Федеральным законодательством не установлены требования, касающиеся утверждения отдельного порядка разработки административных регламентов предоставления массовых социально значимых услуг. В силу ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок разработки и утверждения административных регламентов муниципальных услуг устанавливается местной администрацией. Таким образом, администрация г. Благовещенска обязана утвердить порядок разработки административных регламентов муниципальных услуг, в том числе включенных в перечень массовых социально значимых услуг. В 2022 году министерство направляло всем исполнительным органом информационные материалы, касающиеся формирования и ведения реестра государственных и муниципальных услуг (функций) области, с представителями администрации г. Благовещенска проводилась работа по разъяснению схем опубликования услуг, проведено обучение для специалистов, однако до настоящего времени ничего не изменилось, три услуги, указанные в административном иске прокурора, до настоящего времени не работают.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 4 мая 2023 года административные исковые требования прокурора удовлетворены – признано незаконным бездействие администрации г. Благовещенска, выразившееся в непринятии мер к обеспечению размещения актуализированных сведений на Региональном портале государственных и муниципальных услуг по муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме: организация отдыха детей в каникулярное время; подготовка и утверждение документации по планировке территории; установка информационной вывески, согласование дизайн проекта размещения вывески; на администрацию г. Благовещенска Амурской области возложена обязанность в срок до 1 июля 2023 г. обеспечить размещение актуализированных сведений на Региональном портале государственных и муниципальных услуг по муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме: организация отдыха детей в каникулярное время; подготовка и утверждение документации по планировке территории; установка информационной вывески, согласование дизайн проекта размещения вывески.

В апелляционной жалобе администрация г. Благовещенска выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р, указывает, что использование возможностей ЕПГУ по предоставлению услуг носит рекомендательный характер. Прием документов в электронном виде осуществляется при предоставлении 34 муниципальных услуг, 3 услуги находятся на корректировках в министерстве цифрового развития Амурской области. В Реестр муниципальных услуг (функций) города Благовещенск внесена информация о предоставлении администрацией 37 видов муниципальных услуг, на официальном портале администрации на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции размещена информация о предоставлении 34 муниципальных услуг, данные услуги оказываются в неэлектронном виде, а также в электронном виде посредством портала государственных услуг Российской Федерации. Полагает, что обязанности, возложенные судом, отражают этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, утвержденные в Приложении № 2 к распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде». Однако нормы и этапы перехода не носят императивного характера и не создают для органов местного самоуправления обязанности по осуществлению соответствующего перечня действий. Указывает, что работе по актуализации сведений в РГУ предшествуют изменения в действующие административные регламенты. При этом в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» отсутствует понятие «массовые социально значимые услуги». Правовой акт Правительства Амурской области, утверждающий правила разработки административных регламентов МСЗУ отсутствует, в связи с чем, у органов местного самоуправления Амурской области отсутствуют императивные правовые основания для принятия регламентов МСЗУ, отсутствуют четкие требования к содержанию регламентов и срокам предоставления услуг. У администрации г. Благовещенска не имеется технической возможности доступа к РПГУ. Вместе с тем администрацией г. Благовещенска предприняты все меры к обеспечению размещения муниципальных услуг в РПГУ, порядок поэтапного перехода к предоставлению услуг в электронном формате не нарушен. Обязанность по обеспечению получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме администрацией в настоящее время исполняется путем обеспечения возможности предоставления муниципальных услуг с использованием официального сайта органа местного самоуправления, а также посредством электронной почты, портала государственных услуг.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. министра цифрового развития и связи Амурской области Скок А.В. полагал несостоятельными доводы апелляционной жалобы, указав, что до настоящего времени администрацией г. Благовещенска в Реестре государственных и муниципальных услуг области не обеспечена публикация двух муниципальных услуг из перечня массовых социально значимых услуг, утвержденного распоряжением Губернатора Амурской области от 21 апреля 2021 г. N 68-р: подготовка и утверждение документации по планировке территории; установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Благовещенска Арефьева Е.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.

Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Осса Е.Г. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 2 указанного Федерального закона под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Портал государственных и муниципальных услуг представляет собой государственную информационную систему, обеспечивающую предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ к числу основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг относится возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п.п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

Указанному праву корреспондирует закрепленная в п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 22 января 2014 г. N 138-О, гражданам и иным установленным Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложением N 2 к распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, предельные сроки реализации которых истекли 1 января 2014 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» к числу национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года отнесена цифровая трансформация, в рамках которой одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели к 2030 году, является увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов (пп. «д» п. 1, пп. «д» п. 2).

Распоряжением Губернатора Амурской области от 21 апреля 2021 г. N 68-р «Об отдельных вопросах организации работы по цифровой трансформации в Амурской области» в целях обеспечения перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат утвержден Перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в Амурской области, согласно приложению N 2, в который в числе прочих включены следующие муниципальные услуги: организация отдыха детей в каникулярное время (п. 13); подготовка и утверждение документации по планировке территории (п. 47); установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески (п. 89).

На территории Амурской области функционирует портал государственных и муниципальных услуг Амурской области (далее - РПГУ), являющийся подсистемой Государственной информационной системы «Автоматизированная система предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области в электронной форме» (далее - ГИС АСПГУ), Положение о которой утверждено постановлением Правительства Амурской области от 22 сентября 2022 г. N 937 (далее – Положение № 937).

В соответствии с п. 3.2 Положения № 937 к основным функциям подсистемы РПГУ относится представление актуальной, полной информации по государственным и муниципальным услугам Амурской области; предоставление государственных и муниципальных услуг Амурской области, подлежащих включению в Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области, в электронной форме.

Согласно п. 3.3 Положения № 937 подсистема РПГУ обеспечивает: предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Амурской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, учреждениями (организациями), подведомственными данным органам, а также учреждениями (организациями), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы) (пп. 2); возможность подачи заявителем в электронной форме заявления и иных документов, необходимых для получения государственной и муниципальной услуги Амурской области (пп. 13); возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием РПГУ (пп. 15); возможность получения заявителем результатов предоставления государственной и муниципальной услуги Амурской области в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов государственной и муниципальной услуги в такой форме запрещено законодательством Российской Федерации (пп. 16) и т.д.

К числу участников отношений, возникающих в связи с функционированием ГИС АСПГУ, относятся пользователи ГИС АСПГУ - исполнительные органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, учреждения (организации), подведомственные данным органам, а также учреждения (организации), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы) (пп. 3 п. 4.1 Положения № 937).

Пользователи ГИС АСПГУ обеспечивают предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг Амурской области, оказываемых через ГИС АСПГУ; обеспечивают достоверность и актуальность сведений, размещаемых в ГИС АСПГУ; несут ответственность за неполноту или недостоверность внесенной информации (пп.пп. 1, 6-7 п. 4.4 Положения № 937).

Согласно п. 5.1 Положения № 937 доступ заявителей к РПГУ обеспечивается с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://gu.amurobl.ru.

В соответствии с пп. 3 п. 2.2 Положения № 937 ГИС АСПГУ обеспечивает публикацию сведений о государственных и муниципальных услугах, справочной информации из региональной государственной информационной системы «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области» в электронной форме в течение 1 календарного дня со дня прохождения проверки в соответствии с Порядком формирования и ведения Реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 28 марта 2017 г. N 144.

Таким образом, публикация сведений о государственных и муниципальных услугах в РПГУ осуществляется из региональной государственной информационной системы «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области».

Постановлением Правительства Амурской области от 28 марта 2017 г. № 144 утверждено Положение о региональной государственной информационной системе «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области» (далее - Положение № 144).

В соответствии с пп. «б» п. 1, пп.пп. «а, б» п. 3 Положения № 144 к числу разделов Региональной государственной информационной системы «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области» (далее - Реестр) относится реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления муниципальных образований области, который содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемый в установленном порядке перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Согласно п. 5 Положения № 144 формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в Реестре осуществляют исполнительные органы и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций).

В силу п.п. 7, 10 Положения № 144 для обеспечения создания и функционирования Реестра организуется информационное взаимодействие исполнительных органов и органов местного самоуправления (далее - участники информационного взаимодействия).

Участники информационного взаимодействия осуществляют формирование Реестра в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра государственных услуг (функций) Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 28 марта 2017 г. N 144.

В соответствии с п. 3 данного Порядка представление сведений о государственных услугах (функциях) для размещения в соответствующих разделах Реестра осуществляется путем заполнения электронных форм Реестра.

Вместе с тем как установлено в ходе проведенной прокуратурой г. Благовещенска проверки, администрацией г. Благовещенска вопреки вышеприведенным требованиям законодательства не обеспечено формирование Реестра, в результате чего из 37 муниципальных массовых социально значимых услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Губернатора Амурской области от 21 апреля 2021 г. N 68-р, на Региональном портале государственных и муниципальных услуг (https://gu.amurobl.ru) размещены сведения только о 34 муниципальных услугах, предоставляемых администрацией г. Благовещенска в электронной форме. Сведения о 3 услугах - организация отдыха детей в каникулярное время; подготовка и утверждение документации по планировке территории; установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески – в РПГУ не размещены, что подтверждается ответом Министерства цифрового развития и связи Амурской области от 28 февраля 2023 г.

23 ноября 2022 г. по данному факту прокуратурой г. Благовещенска мэру г. Благовещенска было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в рамках рассмотрения которого выявленные нарушения в указанной части устранены не были.

Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что именно на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность обеспечить размещение в РПГУ актуализированных сведений по муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме, однако администрацией г. Благовещенска своевременных и достаточных мер к обеспечению размещения в РПГУ актуализированных сведений по трем вышеуказанным муниципальным массовым социально значимым услугам предпринято не было, что свидетельствует о допущенном со стороны административного ответчика бездействии, которое нарушает законные права граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.

Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не усматривает, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным. В рассматриваемом случае обязанность обеспечить предоставление в электронной форме муниципальных массовых социально значимых услуг с использованием РПГУ путем обеспечения размещения в РПГУ актуализированных сведений о муниципальных МСЗУ, предоставляемых в электронной форме, посредством их размещения в РГУ возложена на администрацию г. Благовещенска. Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у органа местного самоуправления соответствующей обязанности являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и влечет нарушение прав граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.

Как установлено в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведения о муниципальной услуге «организация отдыха детей в каникулярное время» были опубликованы в РГУ только 5 июня 2023 г., то есть уже после рассмотрения дела судом первой инстанции, после чего были размещены в РПГУ. Публикация в РГУ сведений о двух муниципальных услугах – подготовка и утверждение документации по планировке территории; установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески – до настоящего времени административным ответчиком не обеспечена.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие утвержденных административных регламентов не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечить размещение на Региональном портале государственных и муниципальных услуг актуализированных сведений о муниципальных услугах в целях обеспечения возможности их получения в электронном виде.

В соответствии с п. 2.1 Методики расчета целевого показателя «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов», утвержденной приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 ноября 2020 г. N 600, массовые социально значимые услуги регионального и муниципального уровня – это государственные услуги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные услуги органов местного самоуправления, по которым по данным статистики от субъектов Российской Федерации количество принятых заявлений превысило 100 тысяч за год.

Согласно Приложению № 1 к Методике в Перечень массовых социальных значимых услуг в числе прочих включены: организация отдыха детей в каникулярное время (п. 126); подготовка и утверждение документации по планировке территории (п. 137); установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески (п. 166).

В силу ч. 15 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

При этом как верно указано судом первой инстанции, федеральным законодательством не установлены требования, касающиеся утверждения отдельного порядка разработки административных регламентов предоставления массовых социально значимых услуг.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы об отсутствии правового акта Правительства Амурской области, утверждающего правила разработки административных регламентов массовых социальной значимых услуг, являются несостоятельными, поскольку порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг подлежит установлению административным ответчиком.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного решения, по административному делу не установлены, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 4 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Благовещенска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии