28RS0008-01-2023-000389-54
Дело № 33АПа-3790/2023 Судья первой инстанции
Докладчик Хробуст Н.О. Клаус Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2023 г. город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Воронина И.К., Михайленко В.Г.,
при секретаре Варанкиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности по апелляционной жалобе Федерального агентства воздушного транспорта на решение Зейского районного суда Амурской области от 30 мая 2023 г.
Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., пояснения помощника Благовещенского транспортного прокурора Пермякова М.А., представителя заинтересованного лица ФГУП «УВО Минтранса России» Мальцевой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Благовещенский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности, в обоснование указав, что ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», образованное распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 1427-р, на праве оперативного управления использует имущество аэропорта Зея, являющееся федеральной собственностью, - здание аэровокзала, здание конторы-сторожки, искусственные взлетно-посадочные полосы № 1 и № 2, здание дизельной, пожарный водоем, перрон, здание гаража, аппаратный контейнер, кабельную линию 10 кВ, кабельную линию 0,4 кВ, светосигнальное оборудование, трансформаторные подстанции ТП-1, ТП-2, ограждение аэродрома, водосточно-дренажную сеть, очистные сооружения, периметровую охранную сигнализацию, систему видеонаблюдения, рулежную дорожку. Во исполнение положений Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 514 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, которым соответствующим правом наделено Министерство транспорта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 743 утверждено Положение о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, согласно которому охрана объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения Минтранса России, обеспечивается ведомственной охраной Минтранса России. Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 г. № 222 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», в который включен аэропорт Зея ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (п. 866 Перечня). Таким образом, в силу императивных требований ст. 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», п. 10 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 743, п. 866 Перечня, утвержденного Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 г. № 222, аэропорт Зея, являясь объектом, имеющим особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, подлежит обязательной государственной охране, при этом возможность его охраны иными силами (субъектами охраны) без привлечения ведомственной охраны исключается. Из ответа ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от 31 января 2023 г. № 11.2-11/231 следует, что между ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (Заказчик) и ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» (Исполнитель) заключен договор от 7 октября 2022 г. № 91/22, предметом которого является оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности. Согласно п. 6 приложения № 1 к договору силами ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» осуществляется защита на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Зея» от актов незаконного вмешательства. Однако предметом данного договора является охрана периметра внешней границы зоны транспортной безопасности объекта, а не охрана объектов аэропорта, являющихся государственной собственностью. Иных договоров на охрану объектов федеральной собственности, расположенных в аэропорту Зея, административным ответчиком не заключено. Таким образом, обязанность по обеспечению охраны объектов федеральной собственности аэропорта Зея ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не исполнена.
Благовещенский транспортный прокурор просил суд обязать ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства охрану аэропорта Зея силами ФГУП «УВО Минтранса России».
В судебном заседании суда первой инстанции заместитель прокурора Зейского района Евдокимов И.Н. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» Аксёнов Д.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что обязанность по организации охраны аэропорта Зея возложена на ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. № 42, а не Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и иными правовыми актами, перечисленными в иске. Согласно п.п. 4, 5 указанных Правил охрана границ территории аэропорта (не относящегося к международным аэропортам), а также охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется подразделениями транспортной безопасности. При этом Правила допускают возможность охраны объектов аэропорта подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации. Таким образом, охрана границ территории аэропорта осуществляется подразделениями транспортной безопасности, а к охране объектов аэропорта могут привлекаться подразделения Росгвардии.
Дело рассмотрено судом в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещение которых о времени и месте рассмотрения дела признано судом надлежащим.
В представленном в адрес суда письменном отзыве Федеральное агентство воздушного транспорта заявило о несогласии с требованиями прокурора, указав, что в соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. № 42 охрана аэропортов, не относящихся к международным, может осуществляться любым подразделением транспортной безопасности, соответственно, основания для заключения договора на оказание услуг по охране аэропорта Зея с ФГУП УВО «Минтранса России» у ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» отсутствуют. Требования действующего законодательства, регулирующего правоотношения по охране аэропортов, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» исполнены, охрана аэропорта Зея осуществляется ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК», доказательств некачественного оказания услуг данным юридическим лицом в материалы дела не представлено.
ФГУП УВО «Минтранса России» в письменном отзыве поддержало заявленные Благовещенским транспортным прокурором требования, полагая их обоснованными.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 30 мая 2023 г. требования Благовещенского транспортного прокурора удовлетворены – на ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану аэропорта Зея силами Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».
В апелляционной жалобе Федеральное агентство воздушного транспорта выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Вывод суда о нарушении прав неопределенного круга лиц полагает не основанным на доказательствах. То обстоятельство, что охрана аэропорта Зея осуществляется ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» не свидетельствует о нарушении интересов неопределенного круга лиц. Доказательств некачественного оказания услуг указанным юридическим лицом прокурором не представлено. Ссылаясь на положения ст.ст. 83, 84 Воздушного кодекса РФ, п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. № 42, указывает, что охрана аэропортов, не относящихся к международным, может осуществляться любым подразделением транспортной безопасности. Требования указанных норм права ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» исполнены, охрана аэропорта Зея осуществляется ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК», которому согласно сведениям, содержащимся в Реестре аккредитованных подразделений транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта, выдано свидетельство об аккредитации от 16 февраля 2021 г. № 60 и присвоен реестровый № 23-3-5-00060-21. Ссылку суда первой инстанции на Приказ Минтранса России от 3 августа 2016 г. № 222, которым утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», полагает несостоятельной, поскольку нормы Воздушного кодекса РФ и Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. № 42, имеют большую юридическую силу и не устанавливают обязанность операторов аэропортов по заключению договоров на охрану исключительно с подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. Благовещенского транспортного прокурора Титов В.В., представитель ФГУП «УВО Минтранса России» Мальцева Е.Н. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 августа 2023 г. осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства, дело передано для рассмотрения в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца помощник Благовещенского транспортного прокурора Пермяков М.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица ФГУП «УВО Минтранса России» Мальцева Е.Н. полагала, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (ранее именовавшееся ФКП «Аэропорты Приамурья»), основанное на праве оперативного управления, образовано распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 1427-р (п. 1 Устава ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»).
Предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов, посадочных площадок и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территориях Амурской области и Хабаровского края. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности (п. 9 Устава ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»).
К числу филиалов предприятия относится филиал «Аэропорт Зея» (п. 8 Устава ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»).
В соответствии с п.п. 12, 13 Устава ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления. Право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве оперативного управления, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральными законами или не установлено решением собственника имущества о передаче имущества предприятию.
Правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 4 Устава ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжений Федерального агентства по управлению государственным имуществом за ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества аэропорта Зея, находящиеся в собственности Российской Федерации, в том числе: здание аэровокзала (свидетельство о государственной регистрации права 28 АА 772492 от 19 февраля 2013 г., акт о приеме-передаче здания от 27 декабря 2012 г. № АП000000150); здание гаража на 25 автомашин (свидетельство о государственной регистрации права 28 АА 772488 от 19 февраля 2013 г., акт о приеме-передаче здания от 27 декабря 2012 г. № АП000000151); здание дизельной (свидетельство о государственной регистрации права 28 АА 775808 от 21 февраля 2013 г., акт о приеме-передаче здания от 27 декабря 2012 г. № АП000000152); здание конторы-сторожки (свидетельство о государственной регистрации права 28 АА 775807 от 21 февраля 2013 г., акт о приеме-передаче здания от 27 декабря 2012 г. № АП000000153); пожарный водоем (свидетельство о государственной регистрации права 28 АА 772489 от 19 февраля 2013 г., акт о приеме-передаче сооружения от 27 декабря 2012 г. № АП000000155); сооружение – искусственная взлетно-посадочная полоса № 2 (свидетельство о государственной регистрации права 28 АА 758794 от 29 ноября 2012 г., акт о приеме-передаче сооружения от 28 сентября 2012 г. № 2); сооружение - перрон (свидетельство о государственной регистрации права 28 АА 758801 от 29 ноября 2012 г., акт о приеме-передаче сооружения от 1 февраля 2021 г. № 2); сооружение - аппаратный контейнер ССО (выписка из ЕГРН от 5 марта 2022 г., акт о приеме-передаче сооружения от 22 февраля 2022 г. № 2); сооружение - кабельная линия 10 кВ (выписка из ЕГРН от 5 марта 2022 г., акт о приеме-передаче сооружения от 22 февраля 2022 г. № 4); сооружение - светосигнальное оборудование (выписка из ЕГРН от 4 марта 2022 г., акт о приеме-передаче сооружения от 22 февраля 2022 г. № 1); сооружение - периметровая охранная сигнализация, система телевизионного наблюдения (выписка из ЕГРН от 3 февраля 2022 г., акт о приеме-передаче сооружения от 1 февраля 2021 г. № 7); сооружение - рулежная дорожка-1 (выписка из ЕГРН от 27 апреля 2021 г., акт о приеме-передаче сооружения от 1 февраля 2021 г. № 3); сооружение - искусственная взлетно-посадочная полоса № 1 (выписка из ЕГРН от 5 апреля 2021 г., акт о приеме-передаче от 1 февраля 2021 г. № 1), сооружение ТП-2 (выписка из ЕГРН от 4 марта 2022 г., акт о приеме-передаче сооружения от 22 февраля 2022 г. № 6); кабельная линия 0,4 кВ (выписка из ЕГРН от 9 марта 2022 г., акт о приеме-передаче сооружения от 22 февраля 2022 г. № 3); сооружение - ограждение аэродрома (выписка из ЕГРН от 1 марта 2022 г., акт о приеме-передаче сооружения от 1 февраля 2021 г. № 6); сооружение ТП-1 (ЦРП) (выписка из ЕГРН от 5 марта 2022 г., акт о приеме-передаче сооружения от 22 февраля 2022 г. № 5); сооружение - водосточно-дренажная сеть (выписка из ЕГРН от 23 июня 2021 г., акт о приеме-передаче сооружения от 1 февраля 2021 г. № 4); очистные сооружения (выписка из ЕГРН от 31 мая 2021 г., акт о приеме-передаче сооружения от 1 февраля 2021 г. № 5).
В ходе проведенной Благовещенской транспортной прокуратурой проверки установлено, что охрана объектов транспортной инфраструктуры аэропорта Зея, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», осуществляется силами ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» на основании заключенного с ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» договора от 7 октября 2022 г. № 91/22, предметом которого является оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности.
Пунктом 6 приложения № 1 к указанному договору предусмотрено, что силами ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» осуществляется защита на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Зея» от актов незаконного вмешательства.
Полагая, что обязанность по обеспечению охраны объектов федеральной собственности аэропорта Зея в соответствии с требованиями действующего законодательства ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не исполнена, Благовещенский транспортный прокурор обратился в суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела административными исковыми требованиями.
Рассматривая дело и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что охрана объектов, включенных в перечень, утвержденный Минтрансом России, от противоправных посягательств должна осуществляться ведомственной охранной названного министерства, однако обязанность по обеспечению охраны аэропорта Зея силами ФГУП «УВО Минтранса России» административным ответчиком не исполнена.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране».
Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для охраны объектов в целях предотвращения противоправных посягательств и выполнения иных задач, возложенных на ведомственную охрану.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» основными задачами ведомственной охраны являются: охрана объектов в целях предотвращения противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Часть 1 ст. 8 указанного Федерального закона устанавливает, что ведомственная охрана осуществляет в том числе охрану объектов, правообладателями которых являются федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны в соответствии со ст. 5 настоящего Федерального закона, а также организации, в отношении которых указанные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование в установленной сфере деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 514 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в который включено Министерство транспорта Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 743, установлено, что ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации и осуществляет охрану объектов в целях предотвращения противоправных посягательств и выполнение иных задач, возложенных на ведомственную охрану в соответствии с федеральными законами, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.
Органом управления ведомственной охраны является федеральное государственное унитарное предприятие, находящееся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом (п. 5 Положения).
Во исполнение указанного Положения Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 130 «О ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» создано федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГУП «УВО Минтранса России»).
Согласно п. 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 24 ноября 2008 г. N 192, ведомственная охрана создается Минтрансом России для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения.
В силу ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность не распространяется на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой закона постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, согласно приложению N 1, в который включены аэропорты и объекты их инфраструктуры (п. 23).
Частью 8 ст. 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлено, что перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июля 2000 г. N 514 «Об организации ведомственной охраны» перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, организаций, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на создание ведомственной охраны, по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (ранее - с МВД России).
Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 г. № 222 утвержден согласованный 25 июня 2016 г. с МВД России Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», в который включен аэропорт Зея ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (п. 866).
Исходя из приведенных нормативных положений, охрана объектов, включенных в перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке. Охрана объектов, находящихся в сфере ведения Минтранса России, от противоправных посягательств обеспечивается ведомственной охраной названного министерства.
ФГУП «УВО Минтранса России» создано в целях оказания соответствующих охранных услуг на объектах, находящихся в сфере ведения создавшего его федерального органа исполнительной власти, и наделено правом осуществлять охранную деятельность в отношении объектов, находящихся в сфере ведения Минтранса России, подведомственных ему органов исполнительной власти и включенных в Перечень, утвержденный данным министерством по согласованию с Росгвардией (ранее с МВД России).
Доводы апелляционной жалобы Федерального агентства воздушного транспорта о том, что охрана аэропорта в данном случае может осуществляться любым подразделением транспортной безопасности, административным ответчиком надлежащим образом исполнена обязанность по организации охраны аэропорта Зеи, которая осуществляется силами ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК», имеющего необходимую аккредитацию, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Охрана объектов от противоправных посягательств находится в сфере ведения Минтранса России и обеспечивается ведомственной охраной Минтранса России (ФГУП «УВО Минтранса России») в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и Перечнем охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденным Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 г. № 222, а защита транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства обеспечивается подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и по результатам проведенных конкурентных закупочных процедур.
При этом проводимые закупочные процедуры на право заключения договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры направлены на исполнение требований Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и не отменяют обязательности обеспечения на указанных объектах охраны от противоправных посягательств в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и утвержденного в его исполнение указанного Перечня.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что охрана аэропорта Зея, включенного в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденный Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 г. № 222, должна обеспечиваться исключительно ведомственной охраной Минтранса России (ФГУП «УВО Минтранса России»).
Срок исполнения решения – 6 месяцев с момента вступления его в законную силу - установлен судом в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом значимости и существа разрешенных требований, направленных на устранение допущенных нарушений требований федерального законодательства и обеспечение надлежащей охраны аэропорта Зеи в целях предотвращения противоправных посягательств, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного решения, по административному делу не установлены, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Федерального агентства воздушного транспорта не имеется.
Судебной коллегией учитывается, что ранее апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурской областного суда от 19 сентября 2023 г. по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» решение Зейского районного суда Амурской области от 30 мая 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» - без удовлетворения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», если при рассмотрении вновь поступивших апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности и необоснованности судебного акта суда первой инстанции, то он отменяется вместе с ранее вынесенным апелляционным определением и выносится новое апелляционное определение (ст. 312 КАС РФ).
Поскольку предметом такого рассмотрения выступает судебный акт суда первой инстанции, а не ранее вынесенное апелляционное определение, в случае если суд апелляционной инстанции при повторной проверке судебного акта суда первой инстанции придет к выводу, что апелляционные жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части апелляционного определения указывается на оставление апелляционных жалобы, представления без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.
С учетом изложенного, в резолютивной части настоящего апелляционного определения указания на оставление без изменения ранее вынесенных по административному делу судебных актов не требуется.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта на решение Зейского районного суда Амурской области от 30 мая 2023 г. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, то есть через Зейский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии