ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3972/20 от 14.01.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2021 г. город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Никитина В.Г.,

судей коллегии Костыревой Е.Л., Хробуст Н.О.,

при секретаре Китаеве И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Зейского районного суда Амурской области от 22 сентября 2020 г.

Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Зейского района, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Зеи, министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным приказа и.о. министра социальной защиты населения Амурской области от 3 апреля 2020 г. №134 «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области» в части отказа во включении ФИО1, <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Зеи; возложении на администрацию города Зеи обязанности включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области, сформированный органом местного самоуправления, и направить в министерство социальной защиты населения Амурской области; возложении на министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Зейского района проведена проверка по обращению ФИО1, по результатам которой установлено, что на основании решения суда от 25 декабря 2007 г. мать ФИО1 была лишена родительских прав, сведения об отце в ее свидетельстве о рождении указаны со слов матери. На основании постановления главы администрации города Зеи от 25 апреля 2008 г. № 464 за несовершеннолетней ФИО1 было сохранено жилое помещение, в котором она проживала совместно с матерью Ф.И.О.9, расположенное по адресу: <адрес>. ФИО1 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на данную квартиру, площадь которой составляет 39 кв.м. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы: Ф.И.О.6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ф.И.О.7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ф.И.О.8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании постановления главы администрации города Зеи от 14 февраля 2020 г. № 117 ФИО1 поставлена на регистрационный учет для предоставления жилого помещения. Постановление от 25 апреля 2008 г. № 464 признано утратившим силу. Администрация города Зеи направила в министерство социальной защиты населения Амурской области заявление ФИО1 о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также пакет соответствующих документов. Приказом и.о. министра социальной защиты населения Амурской области от 3 апреля 2020 г. № 134 ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Зейского района. На момент вынесения оспариваемого приказа органом местного самоуправления принято решение об установлении факта невозможности проживания ФИО1 по адресу: <адрес>, так как учетная норма общей площади указанного жилого помещения после вселения ФИО1 составит 13 кв.м, что меньше учетной нормы 18 кв.м., установленной решением Зейского городского Совета народных депутатов от 3 апреля 2013 г. № 91/30. Таким образом, законных оснований для вынесения оспариваемого приказа не имелось. ФИО1 имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области.

Определением Зейского районного суда от 22 сентября 2020 г. принят отказ прокурора Зейского района от исковых требований в интересах ФИО1 к администрации города Зеи о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области, сформированный органом местного самоуправления, и направлении списка в министерство социальной защиты населения Амурской области. Производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании суда первой инстанции заместитель прокурора Зейского района Шехтель Э.Р., административный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований в остальной части настаивали.

Представитель административного ответчика администрации города Зеи в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из представленного письменного отзыва следует, что администрация город Зеи считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель административного ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, изложил свою позицию по делу в письменном отзыве, указав, что действующим законодательством не предусмотрена повторная реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в случае сохранения права пользования жилым помещением, если за ним было ранее закреплено (сохранено право собственности либо право пользования) жилое помещение. Реализация прав ФИО1 на жилое помещение как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была осуществлена, и лицо проживало в сохраненном жилом помещении. Факт невозможности проживания ФИО1 в принадлежащей ей на праве собственности квартире (доля в праве 1/3) установлен, когда она находилась в возрасте 22 лет, тогда как по достижении совершеннолетия установление факта невозможности проживания в сохраненном (закрепленном) жилом помещении противоречит ст.ст. 71, 148 СК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ст. 4 Закона Амурской области № 472-ОЗ.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 22 сентября 2020 г. административные исковые требования прокурора Зейского района в интересах ФИО1 удовлетворены - признан незаконным приказ исполняющего обязанности министра социальной защиты населения Амурской области № 134 от 3 апреля 2020 г. «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области» в части отказа во включении ФИО1, <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Зеи; на министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность включить ФИО1, <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области.

В апелляционной жалобе административный ответчик министерство социальной защиты населения Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что на основании решения суда произошла повторная реализация права ФИО1 на предоставление жилого помещения при условии, что ранее ФИО1 уже реализовала свое жилищное право путем сохранения за ней права пользования закрепленным жилым помещением. После достижения совершеннолетия ФИО1 вселилась в сохраненное за ней органами опеки и попечительства жилое помещение. В течение 4 лет от нее не поступало никаких заявлений о нарушении ее прав. Ухудшение жилищных условий произошло не по основаниям, связанным с реализацией права ребенка-сироты на жилище, а в связи с рождением родственника – Ф.И.О.7, который после рождения в 2019 году был зарегистрирован в данной квартире, вследствие чего произошло уменьшение общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого зарегистрированного в этой квартире. В данном случае улучшение жилищных условий ФИО1 должно производиться на общих основаниях в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и в соответствии с Законом Амурской области «О жилищной политике в Амурской области».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Зейского района Шехтель Э.Р. указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку когда она находилась в возрасте до 18 лет, ее мать Ф.И.О.9 решением Зейского районного суда Амурской области от 25 декабря 2007 г. была лишена родительских прав, сведения об отце указаны в актовой записи о рождении ФИО1 со слов матери.

Постановлением администрации города Зеи от 25 апреля 2008 г. № 464 за ФИО1 было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на которую она является, что подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации права от 24 марта 2011 г. и выписки из ЕГРН от 11 января 2020 г. Сособственниками данного жилого помещения являются Ф.И.О.6 и Ф.И.О.8 - по 1/3 доли у каждого.

Согласно справке КУМИ города Зеи от 24 декабря 2019 г. по адресу: <адрес> с 6 января 1998 г. зарегистрирована ФИО1, совместно с ней в данном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы Ф.И.О.6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ф.И.О.7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ф.И.О.8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

27 декабря 2019 г. ФИО1 обратилась с заявлением на имя главы города Зеи о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Сопроводительным письмом администрации города Зеи от 14 января 2020 г. копия учетного дела ФИО1 была направлена в министерство социальной защиты населения Амурской области.

27 января 2020 г. учетное дело ФИО1 возвращено министерством в администрацию города Зеи в связи с отсутствием подтверждающих документов о признании утратившим силу постановления администрации города Зеи от 25 апреля 2008 г. № 464, согласно которому за ФИО1 было сохранено жилое помещение.

На заседании комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, от 5 февраля 2020 г. (протокол № 1) установлен факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении, собственником 1/3 доли которого она является, поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, приходящаяся на одно лицо, после вселения ФИО1 составит 13 кв.м., что менее учетной нормы 18 кв.м, установленной решением Зейского городского Совета народных депутатов от 3 января 2013 г. № 91/30.

11 февраля 2020 г. администрацией города Зеи издано постановление № 97 об установлении факта невозможности проживания ФИО1, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, собственником 1/3 доли которого она является, по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации города Зеи от 14 февраля 2020 г. № 117 постановление администрации города Зеи от 25 апреля 2008 г. № 464 признано утратившим силу.

18 февраля 2020 г. учетное дело ФИО1 было повторно направлено администраций города Зеи в министерство социальной защиты населения Амурской области.

Приказом и.о. министра социальной защиты населения Амурской области от 3 апреля 2020 г. № 134 ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Зея, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

6 апреля 2020 г. учетное дело ФИО1 возвращено министерством в администрацию г. Зеи.

Из сообщения министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 апреля 2020 г. следует, что основанием для отказа ФИО1 во включении в указанный список послужило то, что ФИО1 поставлена на регистрационный учет для предоставления жилого помещения, находясь в возрасте 23-х лет, а также то, что органом опеки и попечительства г. Зея осуществлено сохранение за ФИО1 до достижения ею 18-летнего возраста, закрепленного за ней жилого помещения, установление же факта невозможности проживания ФИО1 в занимаемом жилом помещении было осуществлено спустя 3 года после вселения и проживания в жилом помещении.

Несогласие ФИО1 с приказом и.о. министра социальной защиты населения Амурской области от 3 апреля 2020 г. № 134 явилось основанием для обращения прокурора Зейского района Амурской области в суд в интересах ФИО1 с рассматриваемыми в рамках настоящего дела административными исковыми требованиями.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397, Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-0З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановления Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 г. № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», административные исковые требования, предъявленные к министерству социальной защиты населения Амурской области удовлетворил, исходя из того, что ФИО1 является лицом из числа етей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент обращения с заявлением о включении в список не достигла возраста 23 лет, жилым помещением не обеспечена, решение о сохранении за ней жилого помещения признано утратившим силу на основании установления факта невозможности проживания в сохраненном за ней жилом помещении. Правовой акт об установлении факта невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении, собственником 1/3 доли которого она является, принят уполномоченным органом местного самоуправлении, в установленном действующим законодательством порядке никем оспорен не был, недействительным не признан.

С доводами административного ответчика о том, что реализация права ФИО1 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение была осуществлена, она вселилась и проживала в сохраненном жилом помещении, суд первой инстанции не согласился, поскольку данные обстоятельства не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.

Общие принципы, содержащие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Указанные Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно п. 3 данных Правил в список включаются в том числе лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается органом местного самоуправления невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных в части 4 настоящей статьи (далее - обстоятельства, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным).

Таким образом, указанным Законом Амурской области органы местного самоуправления области наделены полномочиями по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, относится случай, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 г. N 144 утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (приложение N 1), который определяет механизм установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Согласно п.п. 3, 11 указанного Порядка факт невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления).

Решение об установлении факта невозможности проживания или об отказе в установлении факта невозможности проживания оформляется муниципальным правовым актом органа местного самоуправления.

При этом из приведенных правовых норм прямо следует, что факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, обуславливающий реализацию права на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, может быть установлен и в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), к числу которых и относится ФИО1

При таких обстоятельствах являются правомерными выводы суда первой инстанции об отсутствии запрета на установление факта невозможности проживания в сохраненном жилом помещении за лицами, достигшими совершеннолетия, а доводы административного ответчика о том, что ранее ФИО1 уже реализовала свое жилищное право путем сохранения за ней права пользования закрепленным жилым помещением, являются необоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ухудшение жилищных условий административного истца произошло в связи с рождением родственника - Ф.И.О.7, который после рождения в 2019 году был зарегистрирован в вышеуказанной квартире, вследствие чего произошло уменьшение общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого зарегистрированного в этой квартире, суд находит несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела, даже без учета малолетнего Ф.И.О.7, родившегося и зарегистрированного в указанной квартире в 2019 году, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, при вселении в него ФИО1 составит 13 кв.м. (39 кв.м. / 3), что менее учетной нормы 18 кв.м.

Поскольку постановлением администрации города Зеи от 11 февраля 2020 г. № 97 установлен факт невозможности проживания ФИО1, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, собственником 1/3 доли которого она является, по адресу: <адрес>, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о признании необоснованным и нарушающим права и законные интересы административного истца оспариваемого приказа министерства социальной защиты населения Амурской области в части отказа во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Зеи.

Судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для восстановления процессуального срока на обращение в суд с соответствующими требованиями, поскольку они соответствуют обстоятельствам настоящего дела, основаны на законе и должным образом мотивированы.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены судебного решения.

Поскольку судом первой инстанции не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены решения Зейского районного суда Амурской области от 22 сентября 2020 г. не имеется.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Зейского районного суда Амурской области от 22 сентября 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства социальной защиты населения Амурской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Зейский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

1версия для печатиДело № 33АПа-92/2021 (33АПа-3972/2020;) (Определение)