ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-3975/20 от 21.01.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0001-01-2020-000723-54

Дело № 33АПа-95/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Бушманов А.П. Дьячкова Н.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2021 года город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Никитина В.Г.,

судей коллегии Бушманова А.П., Хробуст Н.О.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Архаринского района Амурской области ФИО1 на решение Архаринского районного суда Амурской области от 13 октября 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Архаринского района Амурской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Архаринский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Архаринского района Амурской области, выразившегося в непринятии мер для устранения нарушений требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кундурского, Урильского и Ядринского сельсоветов Архаринского района Амурской области, соответствующие установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Архаринского района Амурской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлено, что Главой Архаринского района 14 февраля 2019 года утвержден реестр контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Архаринского района. Данный реестр согласован директором регионального оператора ООО «Жилищный эксплуатационный участок». Согласно данному реестру предусмотрено создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе на территориях с. Кундур Кундурского сельсовета, с. Урил и жд.ст. Рачи Урильского сельсовета, с. Ядрино Ядринского сельсовета. Однако в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) органом местного самоуправления – Администрацией Архаринского района места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства на территории Кундурского, Урильского и Ядринского сельсоветов не созданы, что подтверждается актами проверок прокуратуры района от 03 августа 2020 года. Указанные нарушения федерального законодательства влекут нарушение законных прав неограниченного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на благоприятную среду обитания. Прокурором района в адрес главы Архаринского района 22 февраля 2019 года внесено представление №629-2019 об устранении нарушений федерального законодательства. В ответе на представление прокурора администрацией Архаринского района указано, что обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов запланировано на весенний период 2019 года в рамках Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований. Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены на территориях вышеуказанных сельсоветов.

Решением Архаринского районного суда Амурской области от 13 октября 2020 года требования прокурора Архаринского района удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным бездействие администрации Архаринского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер для устранения нарушений требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. На администрацию Архаринского района Амурской области возложена обязанность создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кундурского, Урильского и Ядринского сельсоветов Архаринского района Амурской области, соответствующие установленным законодательством Российской Федерации требованиям, в срок до 31 декабря 2020 года.

В апелляционной жалобе представитель администрации Архаринского района ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что бездействие администрации Архаринского района в данном случае отсутствует, поскольку деятельность администрации в рамках законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» главой Архаринского района 14 февраля 2019 года утвержден реестр контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Архаринского района, который согласован с директором ООО «ЖЭУ» г. Райчихинска. В соответствии с реестром предусмотрено создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах с. Кундур, с. Урил, жд.ст. Рачи и с. Ядрино. На основании статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в полномочия субъекта Российской Федерации входит разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019 года №360-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на период 2019-2030 годов на территории Амурской области. Однако Кундурский, Урильский и Ядринский сельсоветы в данную схему не включены. Корректировки в схему обращения с твердыми отходами должны быть внесены Министерством природных ресурсов Амурской области в срок до 21 декабря 2020 года. Вывозить отходы обязан региональный оператор. Обязанность по содержанию контейнерной площадки возложена на собственника земельного участка, на котором она организована. При установке контейнерных площадок без вывоза мусора региональным оператором, места организации таких площадок будут загромождены мусором, что негативно повлияет на благоприятную окружающую среду. До включения муниципальных образований Кундурский, Ядринский и Урильский сельсоветы в Территориальную схему обращения с отходами, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не представляется возможным.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Архаринского района Дидик А.А. указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Отмечает, что приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019 № 630-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Амурской области на период 2019-2030 годов. Согласно приложению № 1 к схеме, в числе прочих в источники образования отходов включены территории Кундурского, Урильского и Ядринского сельсоветов Архаринского района Амурской области. В соответствии с приложением № 8 к схеме утвержден реестр контейнерных площадок, в том числе на территории указанных сельсоветов. Однако в приложение № 6 к схеме, проецирующей движение отходов, территории указанных сельсоветов не включены. Вместе с тем указанное обстоятельство не может служить основанием для неисполнения требований законодательства, а также оправдывать бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В суде апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, оснований к его отмене не находит.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Архаринского района Амурской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Администрацией Архаринского района не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кундурского, Урильского и Ядринского сельсоветов.

Между тем, Главой Архаринского района 14 февраля 2019 года утвержден реестр контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Архаринского района, который согласован директором регионального оператора ООО «Жилищный эксплуатационный участок».

В соответствии с указанным реестром на территориях с. Кундур Кундурского сельсовета, с. Урил, жд. ст. Рачи Урильского сельсовета, с. Ядрино Ядринского сельсовета предусмотрено создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15).

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня года 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

На основании части 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с п. 10.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 24 августа 2017 года № 408, создание и содержание контейнерных площадок относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Пунктом 13 части 1 статьи 10 Устава Архаринского района установлено, что к вопросам местного значения Архаринского района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района.

В силу части 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из анализа приведенных норм права в их системном толковании следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (в настоящем случае орган местного самоуправления Архаринского района Амурской области) относится создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия соответствующего решения.

Разрешая требования прокурора Архаринского района и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу, исходил из того, что обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях Кундурского, Урильского и Ядринского сельсоветов относится непосредственно к компетенции администрации Архаринского района. Указанные мероприятия были запланированы органом местного самоуправления на весенний период 2019 года в рамках Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований, однако до настоящего времени не выполнены.

Судом принято во внимание, что Главой Архаринского района 14 февраля 2019 года утвержден реестр контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Архаринского района, в соответствии с которым на территориях с. Кундур Кундурского сельсовета, с. Урил, жд. ст. Рачи Урильского сельсовета, с. Ядрино Ядринского сельсовета предусмотрено создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Амурской области от 08 ноября 2017 года № 527 «Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018-2028 годов» утверждена региональная программа по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно паспорту указанной Программы координатором является Министерство природных ресурсов Амурской области. Исполнителями программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области (по согласованию); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами; операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области.

Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривалось, что приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019 года № 630-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2019-2030 годов.

Согласно приложению № 1 к Территориальной схеме, к источникам образования отходов включены территории Кундурского, Урильского и Ядринского сельсоветов Архаринского района Амурской области.

В соответствии с приложением № 8 к схеме утвержден реестр контейнерных площадок, в том числе на территории указанных сельсоветов.

В приложении № 6 к схеме, проецирующей движение отходов, территории указанных сельсоветов не включены.

Между тем, отсутствие территорий Кундурского, Урильского и Ядринского сельсоветов в схеме обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области, проецирующей движение отходов, не свидетельствует о том, что указанное обстоятельство может служить основанием для неисполнения требований законодательства по созданию Администрацией Архаринского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании бездействия административного ответчика незаконным, суд первой инстанции правомерно учитывал, что до настоящего времени указанные нарушения на территориях вышеуказанных сельсоветов не устранены, что влечет нарушение законных прав неограниченного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на благоприятную среду обитания.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав неопределенного круга лиц, в защиту которых выступает прокурор, в данном случае установлена.

Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и не свидетельствуют о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены судебного решения.

Выводы суда основаны на исследованных материалах, соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Архаринского районного суда Амурской области от 13 октября 2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Архаринского района Амурской области ФИО1 - без удовлетворения

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Архаринский районный суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

28RS0001-01-2020-000723-54

Дело № 33АПа-95/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Бушманов А.П. Дьячкова Н.С.