А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 февраля 2022 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Диких Е.С.,
судей коллегии Бушманова А.П., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению ООО «ЖДК-Энергоресурс» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Тында и Тындинскому району ГУ МЧС России по Амурской области, государственному инспектору города Тынды и Тындинского района по пожарному надзору Лукьянову А.В., государственному инспектору города Тынды и Тындинского района по пожарному надзору Глибину Е.А., ГУ МЧС России по Амурской области о признании незаконным предписания по апелляционной жалобе ООО «ЖДК-Энергоресурс» на решение Тындинского районного суда Амурской области от 25 августа 2021 года.
Заслушав дело по докладу судьи Диких Е.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ООО «ЖДК-Энергоресурс» обратилось в Тындинский районный суд Амурской области с настоящим административным исковым заявлением, указав, что по результатам плановой выездной проверки государственным инспектором г. Тында и Тындинского района по пожарному надзору Лукьяновым А.В., государственным инспектором г. Тынды и Тындинского района по пожарному надзору Глибиным Е.А. вынесено предписание № 24/1/1 от 03 июня 2021 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности. С указанным предписанием Общество не согласно, так как ООО «ЖДК-Энергоресурс» эксплуатирует систему по производству, передаче и распределению тепловой энергии, находящуюся в собственности муниципального образования города Тынды на основании концессионного соглашения. В соответствии с актом проверки от 03 июня 2021 года был выявлен ряд нарушений, связанных с эксплуатацией линейно-кабельного сооружения связи (пункты 29, 30, 31, 34, 35, 36, 40, 41, 42). При этом линейно-кабельное сооружение связи принадлежит на праве собственности ООО «Транссвязьтелеком». ООО «ЖДК-Энергоресурс» не является собственником указанного имущества, правами владения, пользования, распоряжения в отношении него не обладает, следовательно, за его состояние ответственности не несет. Просило суд признать незаконным предписание № 24/1/1 от 03 июня 2021 года Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Тында и Тындинскому району Главного управления МЧС России по Амурской области.
В судебном заседании суда первой инстанции представители административного истца ООО «ЖДК-Энергоресурс» Донова А.Н., Черпаков Д.В. указали, что Обществом оспариваются пункты 29, 30, 31, 34, 35, 36, 40, 41, 42 предписания, просили административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика - заместитель начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Тында и Тындинскому району ГУ МЧС России по Амурской области Плаксин М.Е. и административный ответчик главный государственный инспектор г. Тынды и Тындинского района по пожарному надзору Лукьянов А.В. возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Представитель заинтересованного лица ООО «Транссвязьтелеком» Донова А.А. полагала возможным удовлетворить требования административного истца в данной части.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 25 августа 2021 года административные исковые требования ООО «ЖДК-Энергоресурс» удовлетворены частично; признаны незаконными пункты 34, 40 предписания № 24/1/1 от 03 июня 2021 года Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Тында и Тындинскому району Главного управления МЧС России по Амурской области; в остальной части в удовлетворении административных исковых требований ООО «ЖДК-Энергоресурс» отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ООО «ЖДК-Энергоресурс» не соглашается с вынесенным решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что противопожарные перегородки, уплотнения являются элементами конструкции линейно-кабельного сооружения связи, должны быть сооружены и содержаться в надлежащем состоянии непосредственно в целях эксплуатации указанного сооружения. Линейно-кабельное сооружение связи не может эксплуатироваться без таких сооружений, тогда как для эксплуатации городского коллектора наличие таких сооружений не требуется. Линейно-кабельное сооружение связи является самостоятельным объектом недвижимого имущества и принадлежит на праве собственности ООО «Транссвязьтелеком».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела по апелляционной жалобе извещались надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. В соответствии со статьей 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное дело по апелляционной жалобе судебной коллегией рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 308 КАС РФ, оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с концессионным соглашением в отношении системы по производству, передаче и распределению тепловой энергии, находящейся в собственности муниципального образования город Тында Амурской области, заключенным 09 августа 2016 года между муниципальным образованием город Тында в лице Комитета по управлению имуществом администрации города Тынды и ООО «ЖДК-Энергоресурс», после передачи во владение и пользование имущества - системы коммунальной инфраструктуры (включающего в себя городской коммуникационный коллектор), ООО «ЖДК-Энергоресурс» обязуется модернизировать (реконструировать) такое имущество, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории муниципального образования город Тында и обязуется принимать все необходимые меры по поддержанию эксплуатационных свойств этого имущества (п. 1.1, 6.1). Срок действия соглашения 10 лет (п.9.1).
Внутри городского коммуникационного коллектора города Тынды расположено линейно-кабельное сооружение связи (соответствующие кабели, длиной более десяти тысяч метров, опоры и приборы и поддерживающие их металлические конструкции (планки, уголки, в количестве более одной тысячи штук) прикрепленные в несколько рядов к внутренней стене городского коммуникационного коллектора, на которых находятся многочисленные кабели, включая, силовые (электрические), связи).
1 июля 2017 года между ООО «ЖДК-Энергоресурс» и ООО «Транссвязьтелеком» заключен договор № 01 К/ЛКСС о предоставлении доступа к линейно-кабельному сооружению связи, по которому ООО «ЖДК-Энергоресурс», осуществляющий права владения и распоряжения городским коллектором в городе Тынде, предоставляет ООО «Транссвязьтелеком» услугу доступа непосредственно к линейно-кабельному сооружению связи (далее - ЛКСС), принадлежащему ООО «Транссвязьтелеком» на праве собственности, расположенному в городском коллекторе города Тында и используемому для размещения кабеля связи ООО «Транссвязьтелеком», так и кабельных линий других операторов связи (т.е. третьих лиц). Из пункта 1.2 настоящего договора следует, что на указанном ЛКСС также размещаются кабельные линии принадлежащие третьим лицам ПАО «Ростелеком», РЦС-6, ПАО РЖД, МТС и др. Договорные взаимоотношения с собственниками кабельных линий (т.е. третьими лицами) осуществляется ООО «Транссвязьтелеком» самостоятельно.
Согласно пункту 4.2 договора определена граница раздела ответственности и прав владения, распоряжения, пользования линейно-кабельного сооружения связи. Граница ответственности ООО «ЖДК-Энергоресурс» - внешняя поверхность боковой внутренней стены городского коллектора или пола городского коллектора в местах присоединения металлических конструкций к конструкции коллектора. Граница ответственности ООО «Транссвязьтелеком» - задняя поверхность металлических конструкций (полки) соприкасающихся со стенами, полом конструкции городского коллектора, и внешний периметр, образуемый по длине, ширине, высоте металлических конструкций на всей протяженности ЛКСС в городском коллекторе, совместно с уложенными на полках линейно-кабельного сооружения связи кабелями сетей связи, сетей элекроснабжения.
На основании распоряжения главного государственного инспектора г. Тынды и Тындинского района по пожарному надзору от 30 апреля 2021 года № 24 в отношении ООО «ЖДК-Энергоресурс» была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой государственным инспектором г. Тында и Тындинского района по пожарному надзору Лукьяновым А.В., государственным инспектором г. Тында и Тындинского района по пожарному надзору Глибиным Е.А. составлен акт проверки и в адрес ООО «ЖДК-Энергоресурс» внесено предписание № 24/1/1.
В соответствии с указанным предписанием на ООО «ЖДК-Энергоресурс» возложена обязанность в срок до 01 мая 2022 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, в том числе:
пункт 29 - силовые кабельные линии с контрольными кабелями и кабелями связи не разделены горизонтальной перегородкой с пределом горючести EI 15 (п.6.2.4.1 Свода правил СП 265.1325800.2016 «Коллекторы коммуникационные. Правила проектирования и строительства», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03 декабря 2016 года № 890/пр, которые были введены в действие через 6 месяцев со дня издания названного Приказа (далее - СП 265.1325800.2016),
пункт 30 - горизонтальные потоки силовых кабельных линий не разделены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 15 (п.6.2.4.1 СП 265.1325800.2016),
пункт 31 - кабели связи, размещённые под силовыми кабельными линиями не отделены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 15 (п.6.2.5.1 СП 265.1325800.2016),
пункт 34 - в коллекторе не предусмотрена прокладка кабелей с индексом «НГ» либо применение других кабелей при условии покрытия их по всей длине огнезащитным кабельным покрытием, не содержащим органических растворителей, или использование другого способа огнезащиты кабелей (п.13.13 СП 265.1325800.2016),
пункт 35 - в коллекторе в местах прохождения кабелей через строительные конструкции не предусмотрены противопожарные уплотнения с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости строительных конструкций (п.13.15 СП 265.1325800.2016),
пункт 36 - в коллекторе не предусмотрена прокладка электрических кабелей на консолях с горизонтальными разделительными противопожарными перегородками пределом огнестойкости не менее EI 15 (п.13.16 СП 265.1325800.2016),
пункт 40 - во внутреннем пространстве коллектора допускается прокладка бронированных кабелей без снятия горючего джутового покрова (п.п. «в» п.159 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации),
пункт 41 - при эксплуатации кабельного сооружения двери секционных перегородок не фиксируются в закрытом положении. Устройства самозакрывания дверей не поддерживается в технически исправном состоянии (п.п. «г» п.159 Правил противопожарного режима в Российской Федерации),
пункт 42 - при эксплуатации кабельного сооружения кабельные проходки имеют видимые повреждения (отслоения, вздутия, сколы, растрескивания и др.), не принимаются меры по их ремонту и восстановлению (п.п. «и» п.159 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
В ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции установлено, что ООО «ЖДК-Энергоресурс» оспаривается законность указанных пунктов предписания.
В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая заявленные ООО «ЖДК-Энергоресурс» требования административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь, в том числе Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (частью 4 статьи 4), Федеральным законом № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» (статьей 38), СП 265.1325800.2016, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 (пунктом 42), оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, в том числе условия концессионного соглашения от 09 августа 2016 года, условия договора предоставления доступа к ЛКСС от 1 июля 2017 года, техническую документацию, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований административного искового заявления.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченными на то должностными лицами, в пределах их компетенции, порядок проведения проверки не нарушен.
Положения нормативных правовых актов, нарушение которых было вменено административному истцу, соответствуют ранее действовавшим нормативным правовым актам, а именно: Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года №313, Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Министром топлива и энергетики Российской Федерации 06 октября 1999 года (в силу п.57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике).
Вместе с тем, пункты 34, 40 предписания № 24/1/1 от 03 июня 2021 года относятся исключительно к качеству кабелей, расположенных на ЛКСС (материалу их покрытия, покрова), поскольку ЛКСС принадлежит на праве собственности ООО «Транссвязьтелеком», а в силу статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут прежде всего собственники (владельцы) соответствующих объектов, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал в указанной части предписание незаконным.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в остальной части, суд обоснованно исходил из того, что пункты 29, 30, 31, 35, 36, 41, 42 предписания № 24/1/1 от 03 июня 2021 года не могут быть отнесены только к линейно-кабельному сооружению связи, так как выявленные нарушения затрагивают, в том числе непосредственно помещения (конструкцию) городского коммуникационного коллектора, в связи с этим, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности предписания в этой части.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах и фактически установленных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления, со ссылкой на то, что противопожарные перегородки, уплотнения являются элементами конструкции ЛКСС, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Изложенные в судебном решении выводы по существу спора в полной мере соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, в надлежащей степени мотивированы.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, проверялись судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену либо изменения судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тындинского районного суда Амурской области от 25 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ЖДК-Энергоресурс» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, т.е. через Тындинский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
1версия для печатиДело № 33АПа-401/2022 (Определение)