Дело № 33АПа-4090/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Михайленко В.Г. Осокина О.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2021 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Бушманова А.П., Михайленко В.Г.,
при секретаре Варанкиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО1, а также представителя администрации Свободненского района ФИО2 на решение Свободненского городского суда от 11 августа 2021 года.
Заслушав дело по докладу судьи Михайленко В.Г., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ординарцева С.В., представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО1, представителя администрации Свободненского района ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
исполняющая обязанности прокурора города Свободного Смирнова О.М., действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с исковым заявлением о возложении на администрацию Свободненского района обязанности оказать содействие в обустройстве территории, в обоснование заявленных требований указав, что по результатам проверки соблюдения положений Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено наличие на территории Свободненского района двадцати смежных, компактно расположенных земельных участков, предоставленных гражданам на условиях договоров безвозмездного пользования. Земельные участки находятся на расстоянии не более двадцати километров от <адрес> Свободненского района, однако не обеспечены объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Администрация Свободненского района, в нарушение требований ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ, не оказывает содействие в обустройстве территории, в границах которой расположены земельные участки, в связи с чем соответствующая обязанность подлежит возложению на орган местного самоуправления в судебном порядке.
При уточнении заявленных требований 23 апреля и 24 мая 2021 года прокурор сообщил, что проверка федерального законодательства проведена во исполнение указания прокуратуры Амурской области от 09 февраля 2021 г. № 7/2-139-2021. В ходе проверки установлено, что 24 сентября 2019 года и 22 января 2020 года в администрацию Свободненского района поступили заявления граждан об оказании содействия в организации транспортной инфраструктуры путем возведения съезда с автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>». Из содержания ответов администрация Свободненского района от 24.10.2019 г. № 4104, от 23.01.2020 г. № 250 и от 29.01.2020 г. № 347 установлено, что орган местного самоуправления обращался в <данные изъяты> по вопросу организации съезда с автомобильной дороги регионального значения, однако получил отказ, в связи с чем гражданам предложено самостоятельно разработать проект планировки территории со схемой планируемого пересечения дороги и (или) примыкания съезда в соответствии с требования технических регламентов. Между тем осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям городских поселений, муниципальных районов, городских округов. Таким образом, выполнение указанных работ должно осуществляться администрацией Свободненского района, которая является владельцем автомобильной дороги. Кроме того, вопрос по обустройству территории подлежит разрешению с учетом полномочий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Министерства ЖКХ Амурской области, Министерства финансов Амурской области, а также администрации Курганского сельсовета.
В уточнении требований от 28 июня 2021 года, прокурор просил перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, по результатам рассмотрения требований обязать администрацию Свободненского района, администрацию Курганского сельсовета, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области оказать содействие в обустройстве территории вблизи <адрес> Свободненского района, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами: <номер>, посредством устройства съезда с автодороги «<данные изъяты>», устройства водоснабжения (скважины).
Возложить на администрацию Свободненского района и администрацию Курганского сельсовета обязанность:
- провести изыскательские работы, подготовить топографическую основу проектируемого участка;
- изготовить проект планировки земельного участка, проект межевания с привлечением соответствующих подрядных организаций;
- внести изменения в документы территориального планирования и градостроительного зонирования;
- выполнить работы по описанию границ населенного пункта и передаче данных в государственный фонд для учета с привлечением подрядных организаций;
- провести конкурсные процедуры по выбору организации на выполнение проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжения (скважины);
- подготовить проектную документацию на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжение (скважину);
- произвести строительство объекта транспортной инфраструктуры;
- произвести строительство объекта водоснабжения (скважины).
Возложить на Министерство ЖКХ Амурской области обязанность разработать мероприятия по включению организации обустройства водоснабжения (скважины) в региональную программу в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Возложив на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области обязанность разработать мероприятия по включению обустройства примыкания к автодороге «<данные изъяты>» в региональную программу в транспортной (дорожной) сфере.
23 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены пользователи земельных участков: Ф.И.О.007, Ф.И.О.008, Ф.И.О.009, Ф.И.О.010, Ф.И.О.011, Ф.И.О.012, Ф.И.О.001Ф.И.О.013, Ф.И.О.003, Ф.И.О.005, Ф.И.О.006, Ф.И.О.014, Ф.И.О.015, Ф.И.О.016Ф.И.О.017, Ф.И.О.01Ф.И.О.018Ф.И.О.019Ф.И.О.002Ф.И.О.004
Определением Свободненского городского суда от 05 июля 2021 года заявленные требования приняты к рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
Решением Свободненского городского суда от 11 августа 2021 года административные исковые требования удовлетворены, постановлено: «Возложить на администрацию Свободненского района Амурской области, администрацию Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области обязанность оказать содействие обустройству территории вблизи <адрес> Свободненского района Амурской области, в границах которой расположены, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами: <номер> посредством устройства съезда с автодороги «<данные изъяты>», и устройства водоснабжения (скважины).
Возложить на администрацию Свободненского района, администрацию Курганского сельсовета Свободненского района, обязанность по:
- проведению изыскательских работ, подготовке топографической основы проектируемого участка;
- изготовлению проекта планировки земельного участка, проекта межевания с привлечением соответствующих подрядных организаций;
- внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования;
- выполнению работ по описанию границ населенного пункта и передачи данных в государственный фонд для учета с привлечением подрядных организаций;
- проведению конкурсных процедур по выбору организации на выполнение проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжения (скважина);
- подготовке проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжения (скважина);
- строительству объекта транспортной инфраструктуры съезда с автодороги «<данные изъяты>»,
- строительству объекта водоснабжения.
Возложить на Министерство ЖКХ Амурской области обязанность разработать мероприятия для включения в региональную программу в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части организации обустройства водоснабжения (скважина).
Возложить на Министерство транспорта Амурской области обязанность разработать мероприятия для включения в региональную программу в транспортной (дорожной) сфере в части организации обустройства съезда и примыкания к автодороге «Подъезд к <адрес>».
В апелляционной жалобе представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции в части требований об оказании содействия в обустройстве территории Министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что решение суда не является законным и обоснованным, поскольку принято с нарушением норм материального права. Полномочия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области определены Положением, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 25.09.2018 г. № 223. Согласно данному Положению к полномочиям министерства не отнесено решение вопросов устройства водоснабжения (скважин), в связи с чем соответствующая обязанность не могла быть возложена на исполнительный орган. Исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Автомобильная дорога «<данные изъяты>» включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области, который утвержден постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2008 г. № 335. Таким образом, в рамках своих полномочий министерство, с учетом требований ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ, уже обеспечило транспортную доступность для подъезда к <адрес> Свободненского района и рядом расположенных земельных участков путем строительства, содержания и ремонта автомобильной дороги регионального значения, которая принадлежит на праве оперативного управления <данные изъяты>. Съезды и примыкания к автомобильной дороге, включенные в предмет заявленных требований, не относятся к элементам автомобильной дороги регионального значения, так как не являются ее продолжением. При таких обстоятельствах выделение денежных средств на строительство съезда (примыкания) из средств дорожного фонда Амурской области в данном случае невозможно. Их обустройство подлежит осуществлению в порядке ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ при наличии разрешения на строительство, выданного Министерством строительства и архитектуры Амурской области, и письменного согласия <данные изъяты>. При этом расходы на проведение строительных работ в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 28.09.2018 г. № 474 несут лица, в интересах которых осуществляется возведение пересечений или примыканий. Кроме того, строительство дороги до рассматриваемых земельных участков предполагает ее отнесение к дорогам местного значения или частным дорогам, в связи с чем финансирование работ по строительству, реконструкции и ремонту должно осуществляться либо муниципальным образованием, либо пользователями земельных участков – жителями муниципального образования. В решении суда первой инстанции не конкретизированы мероприятия, подлежащие выполнению Министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, не определена региональная программа, в которую необходимо включить проведение рассматриваемых работ. Действующая региональная программа «Развитие транспортной системы Амурской области» с подпрограммой «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Амурской области» предусматривает выделение субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, однако порядок предоставления данной субсидии носит заявительных характер. Судом первой инстанции не учтено, что отсутствие заявления муниципального образования препятствует включению мероприятия в региональную программу. Кроме того, Законом Амурской области от 11.12.2020 г. № 651-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» соответствующая субсидия распределена между муниципальными образованиями, включая Свободненский район. Таким образом, министерством в полном объеме обеспечена реализация закрепленных за ним полномочий и возложение на исполнительный орган государственной власти Амурской области дополнительных обязательств, определенных обжалуемым судебным актом, противоречит требованиям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции в части требований об оказании содействия в обустройстве территории Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что выполнение работ по строительству съезда с автомобильной дороги регионального значения не относится к компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопроса об организации водоснабжения на территории поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления, следовательно, мероприятия по организации водоснабжения являются расходными обязательствами органов местного самоуправления. Принятым судебным актом не конкретизированы мероприятия, подлежащие выполнению министерством при обустройстве водоснабжения (скважины), не определена региональная программа, в которую возможно включить проведение данных работ. Государственная программа Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности», утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 г. № 452, предусматривает заявительный порядок предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения. Одним из обязательных условий предоставления субсидии является наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого хозяйства. Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при разрешении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель администрации Свободненского района ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что к участию в рассмотрении дела судом первой инстанции был допущен представитель Свободненского городского прокурора, который не предоставил доверенность, подтверждающую его наделение соответствующими полномочиями. Административный иск подан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, однако фактически прокурор представляет интересы конкретных граждан – пользователей земельных участков в районе <адрес> Свободненского района. Прокурором не представлены материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Пользователи земельных участков не обращались в прокуратуру по вопросу о понуждении органа местного самоуправления оказать содействие в обустройстве территории, при этом в ходе рассмотрения дела заинтересованные лица Ф.И.О.008 и Ф.И.О.001 возражали против удовлетворения требований административного иска. Положения ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ не применимы к рассматриваемым отношениям, поскольку не соблюдается условие относительно количества смежных, компактно расположенных земельных участков. В районе <адрес> Свободненского района 19 участков являются смежными, компактно расположенными, а земельный участок с кадастровым номером 28:21:010102:321 расположен через дорогу от других участков. Согласно постановлению Правительства Амурской области от 12.05.2010 г. № 223 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области» автомобильная дорога «<данные изъяты>» является региональной и находится в оперативном управлении <данные изъяты>, в связи с чем выполнение работ по содержанию данной дороги и оборудованию съезда не относится к полномочиям администрации Свободненского района. Административные исковые требования не конкретизированы, прокурором не определены исходные условия, не указан уровень обустройства территории, не приведен перечень проводимых работ, при этом полномочия по оказанию содействия в обустройстве территории Федеральным законом от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ не разграничены, механизм оказания содействия, в том числе в части выделения финансирования, законодательно не установлен. Проект плана мероприятий, определенный Министерством имущественных отношений Амурской области, не содержал информации о финансировании работ, ответственных исполнителях и сроках выполнения мероприятий, в связи с чем администрацией Свободненского района разработан проект «дорожной карты» по обустройству территории в районе двадцати земельных участков, предусматривающий совместное оказание содействия в обустройстве территории как органами государственной власти Амурской области, так и органами местного самоуправления. Вывод суда первой инстанции о том, что администрация Свободненского района наделена полномочиями по обустройству съезда с региональной автомобильной дороги, а также по обеспечению на рассматриваемой территории водоснабжения и электроснабжения является необоснованным. Требования прокурора о выполнении работ по описанию границ населенного пункта несостоятельны, так как граждане не заявляли о желании образовать населенный пункт либо присоединить территорию к рядом расположенному населенному пункту. Бюджет Свободненского района, утвержденный на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, не предусматривает возможность выделения дополнительного финансирования в размере <данные изъяты> руб. на выполнение мероприятий по обустройству рассматриваемой территории, выделение соответствующих средств повлечет неисполнимость местного бюджета. Таким образом, принятое судебное решение является неисполнимым, суд первой инстанции не разрешил требования прокурора относительно компетенции и полномочий администрации Свободненского района, а также администрации Курганского сельсовета.
В письменных возражениях помощник Свободненского городского прокурора Юрчук Е.В. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы представителя администрации Свободненского района ФИО2, полагает, что оснований для отмены либо изменения решения Свободненского городского суда от 11 августа 2021 года не имеется, поскольку оно вынесено при правильном определении фактических обстоятельств дела и верном применении норм материального права, без процессуальных нарушений. Указывает, что административный иск подан Свободненским городским прокурором порядке ст. 39 КАС РФ, при этом оформление доверенности на подтверждение полномочий представителя прокуроры не требовалось, соответствующие полномочия подтверждены служебным удостоверением. Количество правообладателей земельных участков в районе <адрес> Свободненского района не является постоянным, в связи с чем административный иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, положения Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ предполагают предоставление земельных участков различным категориям лиц, в том числе иностранным гражданам, лицам без гражданства, которые являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Земельные участки, указанные в исковом заявлении, являются компактно расположенными, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям применимо положение ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ, которым на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность оказать содействие в обустройстве территории. Отказ органа местного самоуправления в оказании соответствующего содействия установлен из содержания ответов администрации Свободненского района от 24.10.2019 г. № 4104, от 23.01.2020 г. № 250 и от 29.01.2020 г. № 347. Вопросы по обустройству территории в части возведения примыкания к автомобильной дороге «Подъезд к <адрес>» и организации водоснабжения (скважины) отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а также Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Отсутствие достаточного финансирования на проведение необходимых работ не является основанием для отмены принятого судебного акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ординарцев С.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, полагал, что доводы представителей административных ответчиков относятся к порядку исполнения судебного акта, но не опровергают выводы суда по существу заявленных требований, в связи с чем просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО1 доводы жалоб поддержала в полном объеме, просила отменить решение суда первой инстанции в части требований, заявленных к исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Представитель администрации Свободненского района ФИО3 настаивала на удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Правовые отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях (частях территорий) определенных субъектов Российской Федерации, в том числе Амурской области, регулируются Федеральным законом от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей.
В случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур (ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, Свободненской городской прокуратурой во исполнение указания прокуратуры Амурской области от 09.02.2021 г. № 7/2-139-2021 проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ходе проверки исследованы ответы администрации Свободненского района от 24.10.2019 г. № 4104, от 23.01.2020 г. № 250 и от 29.01.2020 г. № 347 на заявления Ф.И.О.001, являющейся правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер> расположенного в районе <адрес> Свободненского района, по вопросам оказания содействия в обустройстве территории путем организации съезда с автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к <адрес>» и организации водоснабжения земельных участков. Прокуратурой установлено, что на территории Свободненского района, на расстоянии не более двадцати километров от <адрес>, находятся двадцать смежных, компактно расположенных земельных участков, предоставленных гражданам в порядке ст. 5 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ на основании договоров безвозмездного пользования. Данные земельные участки не обеспечены объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Ссылаясь на положения ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ, и.о. прокурора города Свободного обратился в суд с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Министерству ЖКХ Амурской области, администрации Свободненского района и администрации Курганского сельсовета о возложении обязанности оказать содействие в обустройстве территории вблизи <адрес> путем организации съезда с автодороги «<данные изъяты>» и устройства водоснабжения (скважины).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ установлена прямая обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления оказывать содействие обустройству территории посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта. Земельные участки с кадастровыми номерами: <номер> предоставленные гражданам в порядке ст. 5 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ на основании договоров безвозмездного пользования, расположенные вблизи <адрес>, соответствуют указанным требованиям, однако региональными органами государственной власти – Министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Министерством ЖКХ Амурской области, а также органами местного самоуправления – администрацией Свободненского района и администрацией Курганского сельсовета не оказывается содействие обустройству территории путем организации съезда с автомобильной дороги регионального значения и устройства водоснабжения (скважины), в связи с чем соответствующая обязанность подлежит возложению на административных ответчиков в судебном порядке.
Оснований для переоценки данного вывода Свободненского городского суда, в том числе по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает, поскольку он основан на правильном определении фактических обстоятельств дела и верном применении норм материального права.
Содержание представленных в материалах дела ответов администрации Свободненского района от 24.10.2019 г. № 4104, от 23.01.2020 г. № 250, от 29.01.2020 г. № 347 на заявления одного из правообладателей земельных участков по вопросам организации водоснабжения и обустройства съезда с автомобильной дороги регионального значения (т. 1 л.д. 7-10, 238-243), а также ответа администрации Свободненского района № 1751 от 13.05.2021 г. на обращение Министерства имущественных отношений Амурской области от 27.04.2021 г. № 05-18/2702 (т. 2 л.д. 7-16), свидетельствует о непринятии региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления необходимых и достаточных мер в оказании содействия обустройству территории в районе рассматриваемых земельных участков в целях исполнения обязанности, предусмотренной ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ, в связи с чем необходимость исполнения соответствующей обязанности обоснованно установлена судебным решением.
В силу п. 2, 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в сферах транспорта и дорожного хозяйства, координирующим деятельность других исполнительных органов государственной власти Амурской области в этих сферах (п. 1.1 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, утвержденного о постановлением Губернатора Амурской области от 25.09.2018 г. № 223
К числу задач министерства относится проведение государственной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Амурской области, направленной на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, обеспечение осуществления дорожной деятельности и эффективную организацию дорожного движения при использовании автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п. 2.2 Положения).
В сфере дорожного хозяйства министерство наделено полномочиями: осуществлять разработку основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществлять планирование дорожной деятельности на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, государственных программ; обеспечивать осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пп. 1-3 п. 3.1.1 Положения).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Постановлением Губернатора Амурской области от 13.10.2011 г. № 305 утверждено Положение о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Согласно данному Положению министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области (п. 1.1). К числу задач министерства относится реализация областных целевых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 2.2). Министерство в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса в соответствии с возложенными на него задачами участвует в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ (п. 3.25).
С учетом вышеприведенных положений, определяющих полномочия данных органов исполнительной власти, в том числе в части координирования подпрограмм государственных программ Амурской области в соответствующих сферах, принимая во внимание необходимость финансирования работ, связанных с обустройством территории, в границах которой расположены рассматриваемые земельные участки, суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство транспорта Амурской области и Министерство ЖКХ Амурской области обязанность разработать мероприятия по организации обустройства съезда и примыкания к автомобильной дороге «<данные изъяты>» и обустройству скважины для их включения в региональные целевые программы в транспортной и жилищно-коммунальной сферах.
Отсутствие в решении Свободненского городского суда от 11 августа 2021 года указаний на конкретные региональные программы, в которые подлежат включению перечисленные мероприятия, о неисполнимости судебного решения не свидетельствует. Вопросы, связанных с процессуальным порядком включения мероприятий в соответствующие региональные программы, полежат рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления на стадии исполнения судебного решения и их разрешение не исключает возможность обратиться в суд за разъяснением судебного акта в порядке ст. 185 КАС РФ.
Доводы представителя ФИО1 о том, что судебное решение принято без учета законодательно установленной компетенции региональных органов исполнительной власти не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются содержанием судебного акта.
Обеспечение транспортной доступности к <адрес>, расположенному на территории Свободненского района Амурской области, не освобождает Министерство транспорта Амурской области от исполнения обязанности, предусмотренной ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ, и о фактическом ее исполнении в отношении территории, в пределах которой расположены рассматриваемые земельные участки, вопреки позиции представителя, не свидетельствует.
При таких обстоятельствах решение Свободненского городского суда от 11 августа 2021 года в части требований к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Амурской области и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области подлежит оставлению без изменения.
Между тем, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части требований, предъявленных к органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 1 Закона Амурской области от 3.10.2014 г. № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» организация водоснабжения в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
С учетом вышеприведенных положений, разграничивающих полномочия органов местного самоуправления, решение Свободненского городского суда от 11 августа 2021 года подлежит изменению путем отнесения мероприятий по проведению конкурсных процедур по выбору организации на выполнение проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры, подготовке проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры, строительству объекта транспортной инфраструктуры съезда с автодороги «<данные изъяты>» – к обязанности администрации Свободненского района, а мероприятий по проведению конкурсных процедур по выбору организации на выполнение проектной документации на объект водоснабжения (скважина), подготовке проектной документации на объект водоснабжения (скважина), строительству объекта водоснабжения, а также выполнение работ по описанию границ населенного пункта и передаче данных в государственный фонд для учета с привлечением подрядных организаций – к обязанности Курганского сельсовета.
Доводы представителя администрации Свободненского района ФИО2 о процессуальных нарушения, мотивированные подачей искового заявления прокурора в защиту ограниченного круга лиц, а также неподтверждением полномочий представителя Свободненской городской прокуратуры, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном понимании правовых норм.
Доводы представителя об отсутствии в материалах дела результатов прокурорской проверки также не заслуживают внимания, поскольку допущенные нарушения выявлены сотрудниками прокуратуры в ходе надзора за исполнением законодательства, прокурорская проверка в отношении конкретного юридического лица не проводилась.
Отсутствие сведений относительно обращения иных правообладателей земельных участков, расположенных вблизи <адрес> Свободненского района, в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросу оказания содействия в обустройстве территории, выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований не опровергает, а позиция заинтересованных лиц Ф.И.О.008 и Ф.И.О.001, изложенная при рассмотрении дела, основанием для отмены принятого по делу судебного акта не является.
Доводы апеллянта относительно отсутствия совокупности условий, предусмотренных ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ, ввиду расположения одного из земельных участков за автомобильной дорогой общего пользования являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признаны им несостоятельными. Оснований для переоценки данного вывода не имеется, поскольку прохождение автомобильной дороги общего пользования в пределах рассматриваемой территории само по себе факт компактного расположения земельных участков не опровергает, о чем свидетельствует выкопировка публичной кадастровой карты.
Иные доводы апелляционной жалобы представителя администрации Свободненского района не содержат правовых аргументов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, и по существу сводятся к несогласию апеллянта с выводами суда первой инстанции. Между тем само по себе несогласие представителя с оценкой, данной судом материалам административного дела, о незаконности принятого судебного акта не свидетельствует и основанием для его отмены не является.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свободненского городского суда от 11 августа 2021 года изменить в части, возложив обязанность по проведению конкурсных процедур по выбору организации на выполнение проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры, подготовке проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры, строительству объекта транспортной инфраструктуры съезда с автодороги «<данные изъяты>» на администрацию Свободненского района, а обязанность по проведению конкурсных процедур по выбору организации на выполнение проектной документации на объект водоснабжения (скважина), подготовке проектной документации на объект водоснабжения (скважина), строительству объекта водоснабжения, а также выполнение работ по описанию границ населенного пункта и передаче данных в государственный фонд для учета с привлечением подрядных организаций – на администрацию Курганского сельсовета.
В остальной части решение Свободненского городского суда от 11 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО1, представителя администрации Свободненского района ФИО2 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Свободненский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
Дело № 33АПа-4090/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Михайленко В.Г. Осокина О.Ю.