28RS0002-02-2021-001800-34
Дело № 33АПа-4338/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Хробуст Н.О. Михалевич Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2021 г. город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Бушманова А.П., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Барановой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зобова Игоря Алексеевича к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный», территориальному отделу «Амурский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконным уведомления по исключению из числа участников ведомственной целевой программы, возложении обязанности восстановить в списке участников ведомственной целевой программы по апелляционной жалобе Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный» на решение Белогорского городского суда Амурской области от 12 августа 2021 г.
Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., пояснения представителя административного истца Зобова И.А. – Сафина И.Д., судебная коллегия
установиЛа:
Зобов И.А. обратился в суд с административными исковыми требованиями к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») в лице филиала «Восточный» о признании незаконным уведомления по исключению из числа участников ведомственной целевой программы, возложении обязанности восстановить в списке участников ведомственной целевой программы. В обоснование требований указал, что 17 августа 2015 г. ФГКУ «Востокрегионжилье» он был уведомлен о признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по линии Министерства обороны РФ по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с датой постановки на учет 20 июня 2015 г. Однако уведомлением от 19 марта 2021 г. административный ответчик сообщил об исключении его 19 марта 2021 г. из вышеуказанной программы в связи с несоответствием требованиям, указанным в п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (отсутствие трудового стажа в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ). С данным решением административный истец не согласен, поскольку на основании договора найма жилого помещения от <дата><номер> он проживает в закрытом военном городке Белогорск-15, который включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ. Проживание граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, что связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Уточнив административные исковые требования, Зобов И.А. просил суд признать недействительным уведомление Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный» от 19 марта 2021 г. по исключению Зобова И.А. из числа участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; восстановить нарушенное право административного истца и возложить на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный» обязанность восстановить Зобова И.А. в списке участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой постановки на учет 20 июня 2015 г. в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.
Определением Белогорского городского суда Амурской области от 21 июня 2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен территориальный отдел «Амурский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс».
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Зобова И.А. – Сафин И.Д. поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещение которых о времени и месте рассмотрения дела признано судом надлежащим.
В представленном в адрес суда письменном отзыве представитель Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный» Буданова В.С. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, полагала действия, связанные с исключением административного истца из членов участников ведомственной целевой программы, законными по основаниям, изложенным в направленном в адрес Зобова И.А. письме о снятии с учета от 19 марта 2021 г. № 27/2/1251.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 12 августа 2021 г. административные исковые требования Зобова И.А. удовлетворены – признано незаконным уведомление Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» (ФГАУ «Росжилкомплекс») территориальный отдел «Амурский» филиала «Восточный» от 19 марта 2021 г. по исключению Зобова И.А. из числа участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» (ФГАУ «Росжилкомплекс») возложена обязанность восстановить Зобова И.А. в списке участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Министерству обороны Российской Федерации с датой постановки на учет 20 июня 2015 г.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный» Хилова Е.А. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска. Полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Выводы суда о том, что проживание административного истца на территории закрытого военного городка, а также изъявление желания на выезд само по себе является основанием для выдачи ему государственного жилищного сертификата, считает противоречивыми. Предоставление жилищного сертификата по основанию проживания в закрытом военном городке предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, однако такого решения не принималось, переселение граждан из военного городка не производилось. Правом на получение жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Таким образом, необходимым условием для разрешения вопроса о том, может ли гражданин быть отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством. Зобов И.А. не приобрел право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемое военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным п. 1 и п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 данных Правил. Ссылку суда на кассационное определение Верховного Суда РФ от 20 января 2021 г. № 57-КАД20-4-К1 полагает некорректной, поскольку Зобов И.А. не имеет отношения к военному ведомству и никогда не имел. Полагает, что ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которая предусматривает право на дополнительные гарантии в виде невозможности выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, в случае возникновения такого права у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, до введения в действие ЖК РФ, то есть до 1 марта 2005 г., не применима к настоящим правоотношениям, поскольку Зобов И.А. был вселен в жилое помещение на территории военного городка в 2009 году на основании договора найма служебного жилого помещения от <дата><номер> по причине отселения из ветхого жилого фонда, военную службу никогда не проходил, трудовых отношений с Министерством обороны РФ не имел.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Зобова И.А. – Сафин И.Д. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение Белогорского городского суда Амурской области от 12 августа 2021 г. оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании бессрочного договора найма жилого помещения от <дата><номер> Зобов И.А. с 27 августа 2009 г. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает в закрытом военном городке по <адрес>.
20 июня 2015 г. ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Зобов И.А. с составом семьи 1 человек был поставлен на учет и признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, по избранному месту жительству – Амурская область; 7 августа 2015 г. включен в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с присвоением табельного номера <номер>.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. № 583 с 1 января 2021 г. реорганизовано с сохранением наименования находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) в форме присоединения к нему с сохранением за Учреждением основных целей деятельности ряда федеральных государственных казенных учреждений - региональных управлений жилищного обеспечения, в том числе ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
При этом письмом Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный» от 19 марта 2021 г. за исх. № 27/2/1251 и уведомлением об исключении из числа участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» административному истцу было сообщено о том, что 19 марта 2021 г. он исключен из числа участников указанной ведомственной целевой программы ввиду несоответствия требованиям, указанным в п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, ввиду отсутствия оснований для обеспечения государственным жилищным сертификатом. При этом указано, что правом на получение ГЖС обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательство по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы или прекращения трудовых отношений с организациями, подведомственными Минобороны России. Проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина на дает ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью вне закрытого военного городка, в том числе путем получения и реализации ГЖС, и не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Предоставление ГЖС также предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка <номер> г. Белогорска-15 не производилось. В связи с чем, обязательства у Министерства обороны РФ по обеспечению административного истца ГЖС по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка» отсутствуют.
Не согласившись с решением об исключении его из числа участников ведомственной целевой программы, Зобов И.А. обратился в суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела административными исковыми требованиями.
Удовлетворяя административные исковые требования Зобова И.А., суд первой инстанций оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы федерального законодательства, пришел к выводу, что самостоятельным и достаточным основанием для признания права административного истца на получение государственного жилищного сертификата является факт его постоянного проживания в закрытом военном городке и изъявление желания переселиться из закрытого военного городка.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам (абз. 9 п. 1, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р Белогорск-15 Белогорского района Амурской области включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, приведенных в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что судам необходимо учитывать, что ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
При этом п. 10 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР было предусмотрено, что без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения не могут быть выселены члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.
Судебной коллегией установлено, следует из материалов дела и административными ответчиками путем предоставления допустимых доказательств не опровергнуто, что на основании ордера от <дата><номер> Зобов И.А. в качестве члена семьи своего отца Ф.И.О.1 был вселен в предоставленное последнему как служащему Советской Армии Белогорской КЭЧ служебное жилое помещение по <адрес>.
В последующем в 2004 году отец административного истца Ф.И.О.1 умер, в указанном жилом помещении остался проживать административный истец, который был зарегистрирован в нем согласно имеющимся в материалах учетного дела данным его паспорта с 11 февраля 2003 г. по 18 августа 2009 г., а, следовательно, по смыслу п. 10 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР не подлежал выселению из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В последующем на основании разрешения командующего Дальневосточным военным округом от 11 июля 2009 г. № 393/ж в связи с признанием дома, в котором находилось занимаемое административным истцом жилое помещение, непригодным для проживания и его списанием, Зобову И.А. было предоставлено жилое помещение на территории закрытого военного городка по <адрес>.
Более того, Министерством обороны Российской Федерации в лице Белогорской КЭЧ 13 августа 2009 г. с Зобовым И.А. был заключен бессрочный договор найма указанного жилого помещения <номер>.
Сведений о том, что данный договор найма в установленном законом порядке был расторгнут либо признан недействительным, в материалах дела не имеется, суду не представлено.
Как следует из материалов дела, с 27 августа 2009 г. до настоящего времени Зобов И.А. зарегистрирован и проживает в вышеуказанном жилом помещении, предоставленном ему взамен непригодного для проживания, из которого он не подлежал выселению без предоставления другого жилого помещения.
Именно как гражданин, подлежащий переселению из закрытых военных городков, Зобов И.А. с составом семьи 1 человек 20 июня 2015 г. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
Исходя из положений федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, необходимость обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства, является важной социальной задачей, одной из форм выполнения которой является бюджетное финансирование расходов на выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, к таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1). Также данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в п. 5 которых определены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Подпункт «б» п. 5 указанных Правил устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка; граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).
Из буквального содержания приведенной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N 217 в соответствии с п.п. 31 и 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов был утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации, который действовал до 24 июня 2019 г.
Согласно пп. «б» п. 2 указанного Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставлялась в том числе гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, названным в пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляли проверку представленных документов и принимали решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, вносили соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан, указанных в пп. «б» п. 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение N 1 к Порядку).
Сходные положения содержатся в действующем в настоящее время Порядке и сроках формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 515.
Названные нормативные правовые акты не устанавливают в качестве обязательного условия получения сертификата наличие требования о выселении заявителя и членов его семьи из закрытого военного городка или решения о его переселении из закрытого военного городка.
Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, неоднократно обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от 23 июня 2015 г. N 1462-О, от 25 мая 2017 г. N 1137-О, от 27 июня 2017 г. N 1297-О, от 28 сентября 2017 г. N 1922-О, от 19 декабря 2017 г. N 2995-О).
Таким образом, из совокупного анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, самостоятельным и достаточным основанием для признания права административного истца на получение государственного жилищного сертификата является факт его постоянного законного проживания в закрытом военном городке при наличии у него желания переселиться из такого городка.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, и установив, что Зобов И.А. законно проживает на территории закрытого военного городка, изъявил желание переселиться из закрытого военного городка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для исключения его из числа участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не имелось, в связи с чем удовлетворил административные исковые требования Зобова И.А.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного решения, по административному делу не установлены, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 12 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, то есть через Белогорский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
28RS0002-02-2021-001800-34
Дело № 33АПа-4338/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Хробуст Н.О. Михалевич Т.В.