28RS0020-01-2021-000395-47
Дело № 33АПа-4370/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Хробуст Н.О. Булат А.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 декабря 2021 г. город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Бушманова А.П., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Барановой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Селемджинский район к Селемджинскому районному Совету народных депутатов Амурской области о признании незаконным бездействия, решения, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата по апелляционной жалобе заинтересованного лица ФИО1 на решение Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 г.,
Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Селемджинского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Селемджинский район обратился с указанным административным исковым заявлением к Селемджинскому районному Совету народных депутатов Амурской области, в обоснование указав, что прокуратурой Селемджинского района проведена проверка соблюдения депутатами Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что ФИО1, избранный депутатом Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области шестого созыва согласно решению избирательной комиссии муниципального образования Селемджинского района от 15 сентября 2020 г. № 63/295-6, своевременно не предоставил сведения о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год. Согласно информации Управления региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области от 21 мая 2021 г. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом ФИО1 направлены в адрес губернатора Амурской области почтовым отправлением только 17 мая 2021 г., то есть за пределами установленного законом срока, что свидетельствует о наличии безусловных оснований для прекращения полномочий депутата. В связи с чем прокурором Селемджинского района 26 мая 2021 г. в адрес Селемджинского районного Совета народных депутатов внесено представление об устранении нарушений федерального антикоррупционного законодательства. Однако решением Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области шестого созыва от 24 июня 2021 г. № 24/23 в удовлетворении требований прокурора отказано. На основании изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 4.1 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 г. № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области», просил суд признать незаконным бездействие представительного органа – Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области (шестого созыва) в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата ФИО1 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; признать незаконным решение Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области (шестого созыва) № 24/23 от 24 июня 2021 г., вынесенное по результатам рассмотрения представления прокуратуры Селемджинского района об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции от 26 мая 2021 г. № 7-2-2021/413; возложить на представительный орган – Селемджинский районный Совет народных депутатов Амурской области (шестого созыва) обязанность принять на внеочередном заседании Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании суда первой инстанции заместитель прокурора Селемджинского района Ломаева В.В. настаивала на удовлетворении административных исковых требований по доводам, изложенным в административном иске.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещение которых о времени и месте рассмотрения дела признано судом надлежащим.
В письменном отзыве заинтересованное лицо ФИО1 просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, указав, что в Селемджинском районном Совете народных депутатов Амурской области отсутствует какой-либо правовой документ, регламентирующий порядок предоставления сведений о доходах. Сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей он подал непосредственно в Правительство Амурской области дважды. 30 апреля 2021 г. указанные сведения он опустил в ящик для входящей корреспонденции на первом этаже Правительства Амурской области в связи с ограничениями, введенными в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. 17 мая 2021 г. он направил сведения о доходах в Правительство Амурской области почтой. Из письма Управления региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области от 4 июня 2021 г. № 03-03-1685 в адрес председателя Селемджинского районного Совета народных депутатов следует, что документы им поданы вовремя.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица - глава Селемджинского района ФИО2 просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, указав, что в Селемджинском районном Совете народных депутатов нет уполномоченного органа, куда депутат в соответствии с действующим законодательством должен подавать сведения о доходах; куда подавать справку, ничем не регламентировано; какой-либо правовой документ, регламентирующий порядок предоставления справок о доходах, отсутствует. Депутат ФИО1 дважды подавал сведения о доходах: 30 апреля 2021 г. путем помещения соответствующих сведений в ящик входящей корреспонденции на первом этаже Правительства Амурской области, 17 мая 2021 г. путем направления по почте. Управление региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области, являющееся уполномоченным органом по проверке справок о доходах, вышеуказанные сведения получило, вопросов к депутату ФИО1 не имеет. Решением Селемджинского районного суда Амурской области от 12 августа 2021 г. по делу № 2а-175/2021 решение Селемджинского районного Совета народных депутатов № 24/23 от 24 июня 2021 г., вынесенное по результатам рассмотрения представления прокурора № 7-2-2021/413 от 26 мая 2021 г., признано незаконным.
Решением Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 г. административные исковые требования прокурора Селемджинского района удовлетворены частично - признано незаконным бездействие представительного органа – Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области (шестого созыва) в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата ФИО1 в связи с утратой доверия за неисполнение в установленные законом сроки обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; на представительный орган – Селемджинский районный Совет народных депутатов Амурской области (шестого созыва) возложена обязанность принять на внеочередном заседании Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФИО1 выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Считает, что решением суда нарушаются его права как депутата районного совета. Полагает, что суд не дал правовой оценки фактам, заслуживающим внимания, при рассмотрении дела судом нарушен принцип законности и справедливости. В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 г. № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» лица, замещающие муниципальные должности (в том числе лица, замещающие муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, в случаях, при которых Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлена обязанность представления сведений о доходах), представляют сведения о доходах по утвержденной Президентом РФ форме справки в подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений соответствующего органа местного самоуправления (далее – уполномоченный орган). Такой уполномоченный орган в Совете народных депутатов отсутствует, куда подавать справки о доходах ничем не определено. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа, поэтому депутаты должны направлять справки о доходах только уполномоченному лицу. Поскольку в Совете народных депутатов отсутствует какой-либо правовой документ, регламентирующий порядок предоставления справок о доходах, полагает, что он имеет право представлять справку о доходах непосредственно губернатору Амурской области, что он и сделал. Управление региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области подтвердило, что документы для проверки достоверности сведений о доходах губернатору области поступили вовремя, от предоставления сведений он не уклонялся, подал их. Указал, что депутаты избираются народом, в результате исключения граждан из состава депутатов интересы избирательных округов будут представлены не в полном объеме. Порядок увольнения, указанный в п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в муниципальном образовании «Селемджинский район» отсутствует. При проведении проверки прокуратурой не выяснялись характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, ему не дали возможности высказать свою позицию по поводу того, почему он так поступил, чем вызваны такие действия. Полагает, что нарушен принцип соразмерности наказания совершенному деянию, поскольку неисполнение обязанности по предоставлению тех или иных сведений в определенный срок не является фактом, свидетельствующим о коррупции, а потому применение такой санкции как освобождение от должности без права объяснить, почему было допущено неисполнение обязанности, и исправить ситуацию, представляется неверным.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Селемджинского района Астахов П.А. и председатель Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области ФИО3 просят решение Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 г. оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Прокурор Селемджинского района полагает, что отсутствие муниципального правового акта, определяющего порядок предоставления депутатом сведений о доходах в уполномоченный орган, само по себе не освобождает депутата от обязанности предоставления сведений о доходах в установленный федеральным законодательством срок.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, просила оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 названного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Часть 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся в частности депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.
В соответствии с ч. 7 ст. 29 Устава муниципального образования «Селемджинский район» депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3.
Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В силу положений ч. 5 ст. 10 Устава (Основного закона) Амурской области, принятого Амурским областным Собранием 16 ноября 1995 г., губернатор Амурской области является высшим должностным лицом области и возглавляет Правительство области.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 г. № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» лица, замещающие муниципальные должности (в том числе лица, замещающие муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, в случаях, при которых Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлена обязанность представления сведений о доходах), представляют сведения о доходах по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений соответствующего органа местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
Лица, замещающие муниципальные должности (за исключением лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе), ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют:
1) сведения о своих доходах, полученных за календарный год, предшествующий году представления сведений (с 1 января по 31 декабря) (далее - отчетный период), от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока представления лицом, замещающим муниципальную должность (в том числе лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе), сведений о доходах направляет их губернатору области.
При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лицо, замещающее муниципальную должность (в том числе лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе), не позднее окончания срока представления сведений направляет письменное обращение губернатору области. Порядок рассмотрения указанного обращения утверждается губернатором области.
Вышеуказанные сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460.
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
В силу ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч. 11 ст. 40 указанного Федерального закона).
Как установлено судом и подтверждается решением избирательной комиссии муниципального образования Селемджинский район от 15 сентября 2020 г. № 63/295-6, ФИО1 избран депутатом Селемджинского районного Совета народных депутатов шестого созыва.
Прокуратурой Селемджинского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что депутатом Селемджинского районного Совета народных депутатов шестого созыва ФИО1 за отчетный 2020 год своевременно не представлены сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении своих супруги и несовершеннолетних детей.
26 мая 2021 г. прокурором Селемджинского района в адрес Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области было внесено представление № 7-2-2021/413 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий, в том числе депутата ФИО1
24 июня 2021 г. Селемджинским районным Советом народных депутатов Амурской области по результатам рассмотрения указанного представления принято решение № 24/23 об отклонении представления прокурора Селемджинского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 26 мая 2021 г.; об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия депутатов районного Совета».
Полагая, что решение Селемджинского районного Совета народных депутатов от 24 июня 2021 г. № 24/33, а также бездействие представительного органа местного самоуправления в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата ФИО1 являются незаконными, прокурор Селемджинского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Селемджинский район обратился в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела административным исковым заявлением.
Разрешая требования прокурора Селемджинского района и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, исходил из того, что депутатом Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области шестого созыва ФИО1 были нарушены ограничения, в установленные сроки не исполнена предусмотренная законом обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, что является грубым нарушением требований федерального законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления. Допущенное депутатом ФИО1 нарушение является основанием для досрочного прекращения его полномочий и в отношении указанного депутата подлежала применению процедура досрочного прекращения полномочий в соответствии с ч.10.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не усматривает, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Так, согласно ответу Селемджинского районного Совета народных депутатов от 17 мая 2021 г. в установленный законом срок депутат ФИО1 в районный Совет сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не предоставлял.
Из ответов Управления региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области от 21 мая 2021 г., 8 сентября 2021 г. следует, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год депутата ФИО1 направлены почтовым отправлением 17 мая 2021 г., в адрес губернатора области указанные сведения поступили 19 мая 2021 г. Данные обстоятельства подтверждаются приложенной к ответу от 8 сентября 2021 г. копией почтового конверта со штемпелем организации почтовой связи от 17 мая 2021 г., из которого следует, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Управление региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области направлены 17 мая 2021 г. непосредственно ФИО1, а не уполномоченным органом.
Каких-либо допустимых доказательств предоставления указанных сведений в иной форме в срок до 30 апреля 2021 г. суду не представлено, в материалах дела не имеется.
Доводы заинтересованного лица ФИО1 о том, что 30 апреля 2021 г. указанные сведения он опустил в ящик для входящей корреспонденции на первом этаже Правительства Амурской области в связи с ограничениями, введенными в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, не основаны на каких-либо доказательствах, опровергаются ответом Управления региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области от 8 сентября 2021 г., согласно которому информацией о предоставлении ФИО1 сведений о доходах путем помещения их 30 апреля 2021 г. в ящик для входящей корреспонденции на первом этаже Правительства Амурской области Управление не располагает. Посещение Управления лицами, не имеющих пропуска в здание Правительства Амурской области, осуществляется путем приглашения сотрудника Управления посредством телефонного звонка для сопровождения в здание Правительства Амурской области
Таким образом, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год направлены депутатом ФИО1 в адрес губернатора Амурской области с нарушением срока предоставления указанных сведений, установленного ст. 4.1 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 г. № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно признаны ошибочными изложенные в письме от 4 июня 2021 г. выводы Управления региональной безопасности и противодействия коррупции Амурской области о соблюдении ФИО1 срока представления сведений о доходах за 2020 год.
Доводы заинтересованного лица ФИО1 об отсутствии в Селемджинском районном Совете народных депутатов документа, регламентирующего порядок представления сведений о доходах, отмену судебного решения не влекут, поскольку в данном случае подлежат применению нормы ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 4.1 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 г. № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области», предусматривающие обязанность лица, замещающего муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – губернатору Амурской области через соответствующий орган местного самоуправления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, порядок досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования регламентирован нормами ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 30 Устава муниципального образования «Селемджинский район».
Доводы апелляционной жалобы о нарушении принципа соразмерности наказания совершенному деянию не могут послужить основанием для отмены судебного решения, поскольку из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2012 г. N 34-П и в Определении от 26 января 2017 г. N 104-О, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, в свою очередь гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Вопреки доводам заинтересованного лица при внесении оспариваемого представления прокурорская проверка проведена в соответствии с действующим законодательством, прокурор действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
При таких обстоятельствах, установив факт непредставления депутатом ФИО1 в установленный срок сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, учитывая отсутствие доказательств невозможности их представления по объективным причинам и направления губернатору области соответствующего письменного обращения, исходя из характера допущенного нарушения и соответственно отсутствия оснований для применения положений ч. 7.3.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (то есть иной меры ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий депутата), суд первой инстанции обоснованно признал допущенное депутатом представительного органа местного самоуправления нарушение требований действующего законодательства о противодействии коррупции достаточным для применения такой меры ответственности как досрочное прекращение депутатских полномочий, признав бездействие представительного органа местного самоуправления в части непринятия мер по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО1 не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку оно подрывает авторитет государственной и муниципальной власти, не обеспечивает выполнение задач государства в сфере противодействия коррупции.
Вместе с тем ввиду того, что решением Селемджинского районного суда Амурской области от 12 августа 2021 г. по административному делу № 2а-175/2021 решение Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области (шестого созыва) от 24 июня 2021 г. № 24/23, вынесенное по результатам рассмотрения представления прокуратуры Селемджинского района об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции от 26 мая 2021г. № 7-2-2021/413, признано незаконным, в удовлетворении требований в данной части судом первой инстанции отказано.
Поскольку решение суда в данной части административным истцом не обжаловано, оснований для проверки решения в необжалованной части судебной коллегией не усматривается.
Учитывая, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного решения, по административному делу не установлены, оснований для отмены решения Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 г. не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Селемджинский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
28RS0020-01-2021-000395-47
Дело № 33АПа-4370/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Хробуст Н.О. Булат А.П.