ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-4837/19 от 26.11.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2019 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Бушманова А.П.,

судей коллегии Костыревой Е.Л., Михайленко В.Г.,

при секретаре Китаеве И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зейского городского Совета народных депутатов на решение Зейского городского суда Амурской области от 11 сентября 2019 года.

Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., пояснение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения № 6-ОД от 14 января 2019 года об утверждении Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов»; признании незаконными действий председателя Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2 по изданию распоряжения № 6-ОД от 14 января 2019 года об утверждении Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов», как нарушающие требования Устава города Зеи и Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», и изданное председателем Совета с превышением должностных полномочий.

В обоснование заявленных требований указано, что Зейский городской Совет народных депутатов является представительным и коллегиальным органом местного самоуправления города Зеи. В соответствии с п. 1 ст. 36 Устава города, председатель городского Совета подотчетен и подконтролен городскому Совету. Однако, как стало известно депутатам на августовской сессии городского Совета, 14 января 2019 года председатель городского Совета ФИО2 в обход депутатского корпуса издала и подписала распоряжение № 6-ОД Об утверждении «Положения об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов». Пунктом 2 распоряжения ФИО2 отменила действующее решение городского Совета № 20/54 от 03 мая 2006 года Об утверждении «Положения об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов» и признала его утратившим силу. Но ни Устав города, ни Регламент городского Совета такими полномочиями как отмена решений, утвержденных городским Советом, председателя Совета не наделяют. Председатель Совета ставит свое распоряжение № 6-ОД выше решения, утвержденного городским Советом, что по существу является самоуправством. Злоупотребляя своим должностным положением, ФИО2 самостоятельно, без отмены решения депутатами, вносит изменения в ею утвержденное Положение «Об аппарате городского Совета…» и утверждает его уже в новой редакции, на основании своего распоряжения. Незаконными действиями по отмене решения городского Совета на основании своего распоряжения председатель городского Совета ФИО2 нарушает права и законные интересы ФИО1 как депутата влиять на коллегиальное принятие решения городским Советом, на нормотворческую деятельность и инициативу, предоставленную истцу Уставом города, регламентом городского совета и Федеральным законодательством.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Зейского городского Совета народных депутатов - ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал письменные возражения на административное исковое заявление, дополнив, что Положение об аппарате городского Совета народных депутатов, утвержденное решением от 03 мая 2006 года № 20/54 противоречило Уставу г. Зея, в связи с чем, было принято решение утвердить актуальную, соответствующую нормам действующего законодательства редакцию Положения, что и было сделано в пределах полномочий председателя Совета, путем издания распоряжения № 6-од, затем данное распоряжение было изменено распоряжением № 9-ОД, в частности был исключен 2 пункт. В настоящее время имеется два Положения об аппарате городского Совета народных депутатов, аппарат Совета руководствуется Положением утвержденным распоряжением № 6-од, поскольку оно издано правомочным должностным лицом и соответствует нормам действующего законодательства.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика председателя Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения судебного заседания.

Решением Зейского городского суда Амурской области от 11 сентября 2019 года требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе административный ответчик Зейский городской Совет народных депутатов ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Приводит доводы о том, что в судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика не подтверждал, что Положение об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов от 03 мая 2006 года является действующим, он лишь подтвердил, что оно не отменено и не признано незаконным, при этом указывая на его нелегитимность, в связи с принятием неуполномоченным органом. В судебном заседании на обозрение суда была представлена актуальная редакция (от 2005 года) Устава города Зеи, действовавшая до 2008 года. Однако данное процессуальное действие не отражено в протоколе судебного заседания. Отмечает, что ни Федеральными законами, ни законами Амурской области, ни Уставом города Зеи, действовавшим как в 2006 году при утверждении Зейским городским Советом народных депутатов Положения об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов от 03 мая 2006 года №2054, так и действующим в настоящее время, не предусмотрены полномочия Зейского городского Совета народных депутатов как коллегиального органа об организации деятельности аппарата городского Совета, следовательно, указанное Положение является ничтожным, в виду принятия его неуполномоченным органом. Председатель Зейского городского Совета народных депутатов при утверждении Положения об аппарате городского Совета народных депутатов распоряжением от 14 января 2019 года №6-ОД (с учетом изменений, внесенных в указанный документ распоряжением №9-ОД от 11 февраля 2019 года), не игнорировал действующее Положение об аппарате городского Совета от 03 мая 2006 года, а считал его ничтожным, противоречащим Закону. Полагает некорректной ссылку суда на пункт 3.1.4 Инструкции по делопроизводству, утвержденной распоряжением председателя городского Совета народных депутатом от 14 января 2019 года №5-ОД, согласно которому, распорядительные документы, издаваемые в городском Совете, не должны противоречить законодательству РФ, Уставу города и ранее изданным постановлениям (распоряжениям). В соответствии с пунктом 3 части 2 Устава города Зеи лишь председатель городского совета народных депутатов имеет полномочия издавать постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности городского Совета. Таким образом, изданное распоряжение №6-ОД от 14 января 2019 года не противоречит законодательству РФ, Уставу города и ранее изданным постановлениям (распоряжениям). Зейский городской Совет народных депутатов как представительный и коллегиальный орган в соответствии с частью 8 статьи 32 Устава города Зеи принимает Регламент, регулирующий вопросы внутренней организации его деятельности, а также в соответствии с частями 12 и 13 указанной статьи Устава наделен полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно части 10? статьи 32 Устава организацию деятельности городского Совета как юридического лица, имеющего свою структуру, в том числе и аппарат специалистов, осуществляет председатель городского Совета. На основании изложенного, полагает необоснованными выводы суда о нарушении прав и законных интересов ФИО1 как депутата городского Совета народных депутатов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Зейского городского Совета народных депутатов - ФИО3 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Административный истец ФИО1 возражал против доводов жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу Зейского городского Совета народных депутатов – без удовлетворения.

Административный ответчик - председатель Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2, в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не просила. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 03 мая 2006 года четвертым созывом Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области принято решение № 20/54 «Об утверждении Положения «Об аппарате городского Совета народных депутатов»». Решение подписано председателем городского Совета ФИО4.

Из пункта 4 Положения об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов следует, что Положение утверждается городским Советом по представлению председателя городского Совета.

Согласно протоколу Зейского городского Совета народных депутатов № 19 от 07 августа 2019 года, депутатом ФИО5 было внесено предложение внести изменения в план работы Совета и включить в повестку заседания на сентябрь вопрос о Положении об аппарате Совета. Председательствующим вышеуказанный вопрос был снят с рассмотрения, в связи с тем, что у депутатов отсутствуют полномочия по определению работы аппарата городского Совета.

Между тем, 14 января 2019 года председателем Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2 было издано распоряжение № 6-ОД «Об утверждении Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов», согласно которому утверждено Положение «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов» (пункт 1); решение городского Совета № 20/54 от 03 мая 2006 года «Об утверждении Положения об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов» признано утратившим силу (пункт 2).

11 февраля 2019 года председателем Зейского городского Совета народных депутатов издано распоряжение № 9-ОД, которым внесены изменения в распоряжение № 6-ОД от 14 января 2019 года, а именно, исключен п. 2, слова «статьи 35» изменены на слова «ч. 2 ст. 36».

Судом первой инстанции установлено, что в своей работе аппарат Совета руководствуется Положением от 14 января 2019 года.

Из позиции административного истца, изложенной в административном исковом заявлении, следует, что о распоряжении председателя Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2 от 14 января 2019 года № 6-ОД стало известно лишь на сессии городского Совета, проведенной в августе 2019 года. Полагает действия председателя городского Совета по изданию указанного распоряжения и отмене решения городского Совета №20/54 от 03 мая 2006 года незаконными, нарушающими его права и законные интересы как депутата влиять на коллегиальное принятие решения городским Советом, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия председателя Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2 по изданию распоряжения № 6-ОД от 14 января 2019 года «Об утверждении Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов»», при наличии действующего Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов № 20/54 от 03 мая 2006 года, являются незаконными, в связи с чем, и распоряжение № 6-ОД от 14 января 2019 года – незаконно и подлежит отмене принявшим его органом.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Устава города Зеи, принятого решением городского Совета от 05 июля 2017 года № 77/57, в структуру городского Совета входят глава города, являющийся председателем городского Совета, контрольно-счетный орган (контрольно-ревизионная комиссия), аппарат специалистов, состоящий из лиц, замещающих должности муниципальной службы; заместитель председателя, исполняющий полномочия на непостоянной основе, постоянные депутатские комиссии, депутатские группы, фракции.

Решением Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 55/93 принят Регламент Зейского городского Совета народных депутатов, который определяет организацию деятельности Зейского городского Совета народных депутатов и устанавливает порядок подготовки проектов решений Зейского городского Совета народных депутатов, порядок и сроки внесения проектов решений на рассмотрение, порядок работы с проектами решений в комиссиях Зейского городского Совета народных депутатов (далее - комиссии), порядок рассмотрения проектов решений, процедуру голосования и принятия решений Зейским городским Советом народных депутатов, вступления в силу принятых решений, порядок осуществления Зейским городским Советом народных депутатов контрольных функций.

Согласно пункту 4 статьи 32 Устава города Зеи, городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, решения по вопросам организации деятельности городского Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 36 Устава, председатель городского Совета по вопросам организации деятельности городского Совета издает постановления и распоряжения, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с регламентом городского Совета (подпункт 14 пункта 2 статьи 36 Устава).

Статьей 4 Регламента Зейского городского Совета народных депутатов установлено, что к полномочиям председателя городского совета относится в том числе, вынесение на голосование проектов решений, обращений и других актов, подготовленных и внесенных на рассмотрение городского Совета в соответствии с настоящим регламентом, причем любое предложение или поправка к решению ставится на голосование в обязательном порядке.

Из анализа приведенных положений следует, что председатель городского Совета наделен полномочиями издавать постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности городского Совета, при этом, проекты решений и других актов подготавливаются и выносятся на рассмотрение городского Совета. В свою очередь, городской Совет принимает решения по вопросам организации деятельности городского Совета.

Как следует из статьи 15 Регламента, аппарат городского Совета осуществляет свою деятельность на основании Положения об аппарате городского Совета.

В соответствии положениями пунктов 3.1.1, 3.6.1.1 Инструкции по делопроизводству, утвержденной распоряжением Председателя городского Совета от 14 января 2019 года № 5-ОД, Положение об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов, принятое решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 мая 2006 года, является организационно-распорядительным актом городского Совета.

Согласно статье 38 Регламента, решение городского Совета утрачивает силу при истечении срока его действия, указанного в самом решении; при признании его утратившим силу решением городского Совета; при признании его недействующим по решению суда.

Судебной коллегией установлено, что решение Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области от 03 мая 2006 года № 20/54 «Об утверждении Положения «Об аппарате городского Совета народных депутатов»» не было признано утратившим силу решением городского Совета, не было признано недействующим по решению суда.

Само решение от 03 мая 2006 года № 20/54 не содержит сведений о сроке его действия, следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Положение «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов», утвержденное указанным решением, является постоянно действующим.

Довод апелляционной жалобы о том, что представитель административного ответчика не подтверждал в судебном заседании, что данное Положение является действующим, не имеет правового значения при разрешении настоящего спора.

Исследовав всесторонне и полно материалы дела, руководствуясь положениями Устава города Зеи, Регламентом городского Совета народных депутатов, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что председатель Совета ФИО2 при наличии действующего Положения об аппарате Совета, утвержденного Советом депутатов, утвердив новое Положение «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов», которым аппарат Совета и руководствуется в настоящее время, фактически проигнорировала действующее Положение от 03 мая 2006 года, которым установлено, что Положение об аппарате утверждается городским Советом (п. 1.4 Положения от 03 мая 2006 года).

В данном случае вопрос об отмене решения городского Совета № 20/54 от 03 мая 2006 года «Об утверждении Положения об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов», как утратившего силу, подлежал рассмотрению на заседании Зейского городского Совета народных депутатов, и не мог быть разрешен председателем Совета единолично, путем издания распоряжения об отмене указанного акта.

Доводы жалобы о том, что председателем Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2 издано распоряжение от 14 января 2019 года № 6-ОД «Об утверждении Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов» в виду нелегитимности Положения об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением городского Совета 54 от 03 мая 2006 года № 20/54, в связи него принятия неуполномоченным органом, судебная коллегия находит не состоятельным, поскольку вопрос законности принятия того или иного акта разрешается в установленном законом порядке, а не председателем городского Совета народных депутатов самостоятельно.

Доказательств тому, что решение городского Совета от 03 мая 2006 года № 20/54 «Об утверждении Положение «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов» признано недействующим по решению суда материалы дела также не содержат.

При таких обстоятельствах, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконных действиях председателя Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2 по изданию распоряжения № 6-ОД от 14 января 2019 года об утверждении Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов» при наличии действующего Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов № 20/54 от 03 мая 2006 года, признав, тем самым, незаконным и оспариваемое распоряжение от 14 января 2019 года № 6-ОД об утверждении Положения «Об аппарате Зейского городского Совета народных депутатов».

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зейского городского суда Амурской области от 11 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зейского городского Совета народных депутатов – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Зейский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

1версия для печатиДело № 33АПа-4837/2019 (Определение)