ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 370010-01-2023-000110-75 от 06.07.2023 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 33а-1460/2023

УИД № 37RS0010-01-2023-000110-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2023 года город Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

судей Запятовой Н.А., Пластовой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Разводовой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Путилина Владимира Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 17 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Путилина Владимира Николаевича к Министерству обороны Российской Федерации о признании ответа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

Путилин В.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Иваново с административным иском к Министерству Обороны Российской Федерации (далее МО РФ), в котором просил:

1) признать незаконным решение врио начальника 1 отдела (предоставления жилых помещений и субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений) Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ (далее Департамент МО РФ, Департамент), изложенное в сообщении от 10.10.2022 , об отказе ему в возможности предоставления жилого помещения, в том числе в форме субсидии для приобретения или строительства жилья;

2) обязать административного ответчика в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда повторно рассмотреть вопрос о возможности предоставления ему жилого помещения, в том числе в форме субсидии для приобретения или строительства жилья.

Требования мотивированы тем, что Путилин В.Н. 15.09.2022 обратился в МО РФ с заявлением об обеспечении его жилым помещением, указав в нем, что ранее проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР и Украины, при этом жилым помещением Министерством обороны Украины не обеспечивался, в приватизации жилья не участвовал, на праве собственности жилых помещений на территории России не имеет.

На обращение административного истца 10.10.2022 Департаментом МО РФ дан ответ, согласно которому действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности представления Путилину В.Н. МО РФ жилого помещения, в том числе в форме субсидии для приобретения или строительства жилья.

Административный истец полагает указанное решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением положений Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Соглашения участников Содружества Независимых Государств (далее СНГ) от 14.02.1992 о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые гарантируют ему право на обеспечение жилым помещением, в том числе в форме субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Также указывает, что в нем в качестве основания для невыполнения международных обязательств содержится ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 № 44-рп, тогда как указанного нормативного правового акта не существует.

В порядке подчиненности решение от 10.10.2022 Путилиным В.Н. не обжаловалось.

В ходе разрешения спора стороной административного истца были представлены возражения на отзыв административного ответчика от 16.03.2023 (л.д. 138-142), в которых было указано на ненадлежащее оформление доверенности на имя представителя административного ответчика, поскольку она не соответствует требованиям, предъявляемым к ней, содержит незаверенные исправления, на ней отсутствует оттиск печати органа, ее выдавшего, не представлены полномочия лица, ее подписавшего. Имеющаяся в материалах дела копия диплома представителя, подписавшего отзыв на административный иск, не подтверждает наличие у него высшего юридического образования, поскольку Сервис поиска сведений о документах об образовании от РОСОБРНАДЗОРА не подтверждает выдачу представленного диплома об образовании. Соответственно возражения на иск не могут являться допустимым доказательством по делу.

Кроме того, работа с обращениями, поступившими в МО РФ, осуществляется согласно регламенту МО РФ, утвержденному приказом МО РФ от 10.01.2015 № 1. Исходя из анализа его положений, установленных п. п. 185, 186, 192, 194, 195, по мнению представителя административного истца, можно сделать вывод о том, что по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений: 1) об удовлетворении обращения путем принятия мер к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; 2) об отклонении требования заявителя, изложенного в обращении, признания его необоснованным; 3) направлении обращения в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Соответственно по обращению Путилина В.Н. было принято именно решение.

При этом обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и принятие по ним мер возлагается на Управление МО РФ по работе с обращениями граждан, которые могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в подведомственные МО РФ федеральные органы исполнительной власти и организации, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов (п. 186 Регламента).

В качестве подведомственной организации, к компетенции которой относится решение поставленных в обращениях административного истца вопросов, указанным Управлением МО РФ был определен Департамент МО РФ, а не иная организация – ФГАУ «Росжилкомплекс», которая, по мнению административного истца, имеет полномочия по рассмотрению вопросов, поставленных в его обращении, в силу содержания приказа МО РФ от 29.12.2020 № 742. Соответственно обжалуемое решение принято неуполномоченным на то лицом.

17.05.2023 стороной административного истца перед судом был поставлен вопрос о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением настоящего спора, размер которых составил в общей сложности 20300 рублей (300 рублей – расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска, 20000 рублей – расходы на оплату услуг представителя (л.д. 173-175)).

Определением судьи о подготовке дела к судебному заседанию от 23.01.2023 к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечен врио руководителя Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ Святненко А.И.

Решением Ленинского районного суда города Иваново от 17.03.2023 требования административного истца оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, Путилин В.Н. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.

Административный истец Путилин В.Н., его представитель адвокат Удалов Ю.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали по основаниям, изложенным ней, просили решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерство обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо врио руководителя Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ Святненко А.И., извещенные о времени и месте настоящего судебного заседания надлежащим образом в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), что подтверждается соответствующими документами, имеющимися в материалах дела, для участия в нем не явились по неизвестным суду причинам, ходатайств о его отложении не представили.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 и ч. 1 ст. 307 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.

Проверив материалы административного дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что административным истцом в адрес Департамента МО РФ и в адрес Управления МО РФ по работе с обращениями граждан были направлены идентичные заявления, датированные 08.09.2022, в которых ставился вопрос об обеспечении его жилым помещением согласно положениям законодательства о военной службе, Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации. В обоснование своих заявлений Путилин В.Н. указывал на то, что в ДД.ММ.ГГГГ году он поступил в <данные изъяты>, по окончании которого был отправлен для прохождения дальнейшей службы в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году он был отправлен для прохождения службы в <данные изъяты>, где в ДД.ММ.ГГГГ году вышел на пенсию. В период прохождения службы он всегда жил в военных городках, в ведомственных квартирах. В 2019 году Путилин В.Н. переехал на постоянное место жительства с <данные изъяты> в <адрес> к своему сыну.

В настоящее время проживает на жилплощади сына, - <данные изъяты>, в которой помимо Путилина В.Н. живут его сын, супруга сына, их дети – дочь ДД.ММ.ГГГГ и сын ДД.ММ.ГГГГ. Из-за отсутствия свободной комнаты для него он вынужден проживать на балконе. Иных родственников, к которым он мог бы переехать для проживания, у него нет. Так его сестра и брат живут в <адрес>, а другой брат более 30 лет проживает в <адрес>.

Указывал, что на праве собственности ему жилые помещения никогда не принадлежали, служебные квартиры он сдавал поокончанию службы, о чем к заявлениям была приложена копия справка КЭЧ. Кроме копии указанной справки к заявлению были приложены копии следующих документов: справки из Министерства обороны Украины, выписки из послужного списка, паспорта, пенсионного удостоверения, справки из МФЦ об отсутствии у него на территории России жилых помещений.

Как следует из обжалуемого ответа врио начальника 1 отдела (предоставления жилых помещений и субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений) Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ, датированного 10.10.2022, заявление, адресованное заявителем Департаменту МО РФ, поступило в него 15.09.2022, а заявление из Управления МО РФ по работе с обращениями граждан поступило в тот же Департамент 23.09.2022 в результате перенаправления из указанного Управления.

В названном ответе Департамента МО РФ от 10.10.2022 Путилину В.Н. было сообщено, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности предоставления ему от МО РФ жилого помещения, в том числе в форме субсидии для приобретения или строительства жилья.

В обоснование ответа Департамент сослался на то, что в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска и иные воинские формирования, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих договоров Российской Федерацией.

Право на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, при переезде их на постоянное место жительства в другое государство Содружества Независимых Государств (далее СНГ) получило регламентацию в Соглашении об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах участниках СНГ от 28.03.1997.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 № 44-рп Российская Федерация не участвует в данном международном соглашении.

Указанный ответ был получен Путилиным В.Н. 20.10.2022.

Поскольку с настоящим иском административный истец обратился в суд 16.01.2023, сдав его в указанную дату на почтовое отделение связи, что подтверждается оттиском печати, имеющимся на конверте, то установленный положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ 3-хмесячный срок для его подачи им соблюден (ШПИ

Суд первой инстанции, сославшись на п.п. 1, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации (далее ВС РФ), жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010 № 1280 (далее Инструкция № 1280), Положение о Департаменте МО РФ, утвержденное МО РФ от 29.12.2020 № 744 (тексте решения имеется описка при указании номера документа 742), пришел к выводу о том, что Департамент МО РФ, будучи структурным подразделением МО РФ, является органом по вопросам реализации в ВС РФ государственной политики в сфере жилищного обеспечения категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, соответственно был уполномочен отразить свою позицию в обжалуемом ответе. При этом указанный ответ не является решением об отказе в предоставлении административному истцу жилого помещения, в том числе в форме субсидии для приобретения или строительства жилья и не препятствует ему обратиться в ФГАУ «Росжилкомплекс», являющееся специализированной организацией МО РФ, уполномоченной принимать в порядке предусмотренном Инструкцией № 1280 заявления военнослужащих об обеспечении их жилыми помещениями.

При этом настоящий ответ соответствует требованиям п. 3 ст. 5, ч. ч. 3 и 6 ст. 8, ч. 1 ст. 9 и п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 10, ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ), а именно дан уполномоченным органом по существу его содержания и в установленные законом сроки.

Все вышеизложенное позволило районному суду сделать вывод об отсутствии нарушений каких-либо прав административного истца при рассмотрении его обращения, а соответственно об отсутствии совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 227 КАС РФ, наличие которой является обязательным условием для удовлетворения настоящего административного иска. Само по себе несогласие Путилина В.Н. с содержанием полученного ответа не свидетельствует о его незаконности, а указывает на субъективную оценку им содержания этого ответа.

В апелляционной жалобе административным истцом повторяется позиция, приведенная в иске и в дополнительных пояснениях по делу с учетом содержания возражений административного ответчика. Так, Путилин В.Н. и его представитель настаивают, что обжалуемый ответ является решением по существу поставленных в обращениях вопросов, поскольку это нашло свое подтверждение и в объяснениях представителя ответчика Бирюковой О.В., данных в ходе разрешения спора по существу, которые необоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание.

По мнению стороны административного истца, районный суд уклонился от проверки соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований для его принятия, чем нарушил положениям ч. 9 ст. 226 КАС РФ.

Не нашло оценки в решении суда то обстоятельство, что обращения Путилина В.Н. не были перенаправлены Департаментом МО РФ в орган, наделенный компетенций по рассмотрению поставленных в них вопросов.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта ввиду следующего.

Как следует из Положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от 29.12.2020 № 744, Департамент предназначен для обеспечения реализации мер социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в части жилищного обеспечения, полномочий по управлению жилищным фондом, закрепленным за МО РФ, в соответствии с его назначением (п. 2 Положения).

Департамент МО РФ является центральным органом военного управления и непосредственно подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения (п. 3 Положения).

Департаменту МО РФ подчиняется федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ (п. 6 Положения).

Основными задачами Департамента являются (п. 7 Положения):

- реализация жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, путем предоставления жилых помещений, денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищных субсидий, единовременных выплат, выдачи государственных жилищных сертификатов;

- реализация полномочий МО РФ по управлению жилищным фондом, закрепленным за МО РФ, в соответствии с его назначением;

- планирование бюджетных ассигнований по закрепленным направлениям деятельности;

- подготовка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов МО РФ и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

- руководство деятельностью Учреждения.

В силу п. 8 Положения Департамент МО РФ осуществляет следующие функции, в том числе в части реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, путем предоставления жилых помещений, денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищных субсидий, единовременных выплат, выдачи государственных жилищных сертификатов:

- организация работы по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях (далее учет нуждающихся);

- организация ведения реестров: договоров, учета нуждающихся, учета граждан – участников государственных (ведомственных) программ Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения;

- организация работы по предоставлению гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений, жилищных субсидий;

- организация работы по выполнению государственных (ведомственных) программ Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения;

- формирование и ведение реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;

- организация работы по ведению списков на предоставление служебных жилых помещений;

- организация работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда МО РФ;

- организация работы по предоставлению гражданам жилых помещений в связи: со сносом дома, в котором находятся занимаемые ими жилые помещения; с переводом занимаемых ими жилых помещений в нежилые или признанием непригодными для проживания;

- с изъятием земельного участка, на котором расположены занимаемые гражданами жилые помещения или многоквартирный дом, в котором находятся такие жилые помещения, для государственных или муниципальных нужд; с проведением капитального ремонта или реконструкцией дома;

- организация работы и контроль за вселением и выселением из жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за МО РФ;

- организация работы по заключению, изменению и расторжению договоров социального найма, иных договоров на жилые помещения жилищного фонда, закрепленного за МО РФ (в том числе предоставленные по ордеру либо на основании решений органов власти);

- организация работы по изменению и (или) отмене решений;

- в части жилищного обеспечения, ранее принятых квартирно-эксплуатационными органами, органами жилищного обеспечения;

- осуществление мероприятий по совершенствованию разрешительных функций, оптимизации предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности их использования в установленной сфере деятельности.

Как следует из содержания устава ФГАУ «Росжилкомплекс», утвержденного приказом директора Департамента МО РФ от 29.05.2020 № 976, с изменениями, внесенными в него приказом директора того же Департамента МО РФ от 29.12.2020 № 3141, ФГАУ «Росжилкомплекс» (далее Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной на основании приказа МО РФ от 04.05.2020 № 175 «О создании федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ (п. 1 Устава).

Учредителем Учреждения является Российская Федерация (п. 3 Устава).

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет МО РФ (п. 4 Устава).

Учреждение находится в ведомственном подчинении МО РФ и непосредственно подчинено руководителю Департамента МО РФ (п. 5 Устава).

Согласно его п. 6 Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать с соответствующим изображением и так далее.

Предмет и цели деятельности Учреждения закреплены в п. 17 Устава, согласно которому основной целью его деятельности является выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий МО РФ в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала ВС РФ, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Предметами деятельности Учреждения являются:

- обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ, граждан, уволенных с военной службы, иных граждан и членов их семей;

- удовлетворение потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ, и членов их семей при расквартировании и обустройстве войск (сил);

- обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками, закрепленными за Учреждением, в соответствии с его назначением (п.п. 18, 18.1, 18.2 и 18.3 Устава).

В силу п. 19 Устава основными видами деятельности Учреждения являются:

- признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях (в том числе: принятие решений о принятии (отказе в принятии) на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет нуждающихся), а также о снятии граждан с учета нуждающихся; проверка данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях);

- ведение списков (реестров): нуждающихся в жилых помещениях; учета граждан – участников государственных (ведомственных) программ в сфере жилищного обеспечения; учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городской ВС РФ, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно;

- предоставление гражданам, состоящим на учете нуждающихся, жилых помещений (в том числе: принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность, выдача выписок из указанных решений; принятие решений о заключении договоров социального найма жилого помещения и заключение договоров социального найма жилого помещения; принятие решений о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилого помещения и направление указанных решений в финансовые органы);

- предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда МО РФ (в том числе принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) жилых помещений специализированного жилищного фонда; заключение договоров найма специализированного жилищного фонда; заключение договоров найма специализированных жилых помещений);

- ведение списков на предоставление служебных жилых помещений (в том числе принятие решений о включении (об отказе во включении) военнослужащих в списки на предоставление служебных жилых помещений, а также об исключении из указанных списков);

- выполнение государственных (ведомственных) программ в сфере жилищного обеспечения (в том числе принятие решений о принятии (отказе в принятии) на учет граждан – участников государственной (ведомственной) программы, а также снятии с названного учета);

- осуществление работы, необходимой для реализации прав военнослужащих на жилищное обеспечение посредством участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих ВС РФ (в том числе принятие решений о выплате либо об отказе в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения);

- принятие на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городской ВС РФ, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно (в том числе принятие решений о принятии (отказе в принятии) на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков ВС РФ, о также о снятии граждан с указанного учета);

- предоставление жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков ВС РФ (в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность по договору социального найма жилого помещения);

- заключение с нанимателями жилых помещений договоров передачи жилых помещений в собственность;

- содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закрепленном за МО РФ.

Из системного толкования вышеприведенных пунктов Положения и Устава следует, что Учреждение подчиняется Департаменту, Департамент наделен полномочиями по отмене решений Учреждения.

При этом именно Департамент осуществляет функции по реализации жилищных прав, в том числе граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления жилых помещений, денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, жилищных субсидий, единовременных выплат, выдачи государственных жилищных сертификатов, тогда как Учреждение выполняет работы, оказывает услуги для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий МО РФ в сфере социальной защиты, в том числе граждан, уволенных с военной службы, в части реализации их жилищных прав при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Реализация данных прав указанной категории граждан осуществляется Учреждением путем принятия решений о признании их нуждающимися в жилых помещениях, а при условии, что они таковыми уже признаны, путем принятия решения о предоставлении жилого помещения в собственность, выдачи выписок из указанных решений; принятия решений о заключении договоров социального найма жилого помещения и заключении договоров социального найма жилого помещения; принятия решений о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилого помещения и направления указанных решений в финансовые органы.

Соответственно принятое Учреждением решение, в случае, если Департамент не сочтет его подлежащим отмене, исполняется последним путем предоставления жилого помещения или путем осуществления выплаты.

Исходя из содержания обращений Путилина В.Н. результатом их рассмотрения должен был являться факт обеспечения его жильем путем предоставления такового или же путем осуществления выплаты как на основании уже возникшего у него по его убеждению соответствующего права, а не вопрос о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или о принятии решения о наличии или отсутствии у него права быть обеспеченным таковым. Соответственно обжалуемый ответ является решением Департамента об отказе в предоставлении Путилину В.Н. жилья от МО РФ, но по основаниям, приведенным в обращениях от 08.09.2022. Исходя из осуществляемых Департаментом задач и функций, принятие такого решения применительно к содержанию обращений административного истца относилось к компетенции административного ответчика. Приходя к указанному выводу, судебная коллегия исходит и из того, что в силу п. 186 Регламента МО РФ, утвержденного приказом указанного Министерства от 10.01.2015 № 1, Управление МО РФ по работе с обращениями граждан направляет поступившие в МО РФ обращения для рассмотрения и ответа иным должностным лицам МО РФ, органам военного управления, в компетенцию которых входят поставленные в обращениях вопросы. Соответственно к компетенции указанного Управления относится определение органа или должностного лица, уполномоченного на рассмотрение того или иного обращения. В рассматриваемом случае в качестве органа компетентного на рассмотрение обращения Путилина В.Н. Управлением был определен именно Департамент.

Вопросов, относящихся к компетенции Учреждения, например, о постановке Путилина В.Н. на учет в качестве нуждающегося жилым помещением или же о предоставлении ему жилья как лицу, уже признанному таковым, путем принятия решения о таком предоставлении, эти обращения не содержали. При этом в ходе разрешения спора по существу административный истец не оспаривал того обстоятельства, что нуждающимся в жилом помещении в установленном законом порядке он не признавался (протокол судебного заседания от 06.02.2023 - л.д. 41 оборотная сторона).

На основании изложенного являются несостоятельным доводы административного истца о том, что его обращения рассмотрены неуполномоченным органом и не были направлены на рассмотрение в орган, обладающий соответствующей компетенцией, как это предусмотрено положениями ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ и п. 191 указанного Регламента. Кроме того, предметом настоящего спора не являлось требование о признании незаконным бездействия административного ответчика по перенаправлению в 7-мидневный срок обращений административного истца в компетентный орган.

Обжалуемый ответ дан административным ответчиком в установленный ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ и п. 192 вышеуказанного Регламента 30-тидневный срок, при том, что поступили они в Департамент 15.09.2022 и 23.09.2022, тогда как ответ датирован 10.10.2022.

Наличие обжалуемого ответа не свидетельствует о том, что Путилин В.Н. лишен права обратиться непосредственно в ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением по вопросам, относящимся к компетенции Учреждения, оформив его в соответствии с требованиями Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010 № 1280.

Ответ дан по существу поставленного в обращениях вопроса по доводам, приведенным в его обоснование, с их оценкой со ссылками на действующее законодательство. Оснований не согласиться с толкованием законодательства, приведенного в ответе Департаментом, у судебной коллегии не имеется.

Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28.03.1997, предусмотрено, что государство - участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства - участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства - участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись.

Согласно статусу указанного документа, Соглашение вступило в силу 19.04. 2001 года, его подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан.

Позднее Россия приняла решение о намерении не стать участником Соглашения (Распоряжение Президента Российской Федерации от 09.02.2013 N 44-рп). Россия депонировала уведомление о намерении не стать участником Соглашения 21.02.2013 года.

Ошибочное указание в тексте ответа, что Распоряжение о направлении депозитарию уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках Содружества независимых государств № 44-рп от 09.02.2013 было издано Правительством Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии указанного нормативного акта, который в существует и действует и был издан Президентом России. Допущенная ошибка в тексте ответа его смысла и содержания не меняет.

С учетом выводов судебной коллегии, изложенных в настоящем апелляционном определении, довод апелляционной жалобы о том, что отзыв не является допустимым доказательством по делу, поскольку подписан неуполномоченным лицом, не имеет правового значения, так как не положен в основу настоящего судебного акта.

Поскольку оснований для удовлетворения требования административного истца о признания ответа Департамента незаконным не имелось, то не имелось и оснований для удовлетворения производного от него требования о возложении на МО РФ обязанности по повторному рассмотрению обращений Путилина В.Н.

Отказ в удовлетворении административного иска в силу содержания ст. ст. 103, 106, 111, 112 КАС РФ исключает возможность взыскания с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов, соответственно оснований для их взыскания у суда первой инстанции при разрешении настоящего спора не имелось.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Иваново от 17 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Путилина Владимира Николаевича – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) в течение 6 месяцев.

Председательствующий К.В. Алексеева

Судьи Н.А. Запятова

Т.В. Пластова