ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 380009-01-2020-000011-77 от 16.06.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Соболева Т.А. УИД № 38RS0009-01-2020-000011-77

Судья-докладчик Абрамчик И.М. № 33а-4338/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июня 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Гусаровой Л.В., Абрамчика И.М.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-144/2021 по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия органа государственной власти,

по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 1 марта 2021 г.,

У С Т А Н О В И Л А:

в обоснование административных исковых требований административный истец указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения режима особо охраняемых природных территорий, в ходе проверки было установлено, что согласно Схемы территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп, лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр и информации министерства лесного комплекса Иркутской области, на территории Зиминского лесничества Иркутской области в срок до 2025-2035 года планируется создание особо охраняемых природных территорий - предлагаемой резервной территории под названием «Междуречье реки Ока и реки Зима», расположенной в Зиминском лесничестве, Зулумайском участковом лесничестве, Зулумайской даче, кварталах №№ 112ч., 114ч., 116ч., 118ч., 121ч.-128ч., 142ч.-144ч., 145-155, 156ч., 169ч., 170-180, 193, 194, в Зиминском лесничестве, Зулумайском участковом лесничестве, Окинской даче, кварталах №№ 1-3, 4ч., 8-19, 20ч., 31ч., 32ч., 33 - 43, 50ч. - 55ч. - на площади 48,7 тыс.га; предлагаемой резервной территории под названием «Хазанская», расположенной в Зиминском лесничестве, Буринском участковом лесничестве, Карымской даче, кварталах №№ 214ч., 215ч., 222ч. - 228ч., 230ч., 231-235, 237ч., 238-240 и Зиминском лесничестве, Буринском участковом лесничестве, Зиминской даче, кварталах №№ 52ч. - 54ч., 55-80, 81ч., 82, 83, 84ч., 86ч. - 89ч., 100ч., 103, 104ч., 105, 106, 107ч., 108ч., 110ч. - 112ч.на площади 15,3 тыс.га.

С целью сохранения и защиты окружающей среды постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-пп утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы.

Одна из подпрограмм - «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий Иркутской области» направлена на обеспечение устойчивого развития экологически значимых природных комплексов и сохранение биологического разнообразия.

Основные мероприятия подпрограммы заключаются в следующем: сохранении природных комплексов и восстановлении биологического разнообразия на ООПТ регионального значения Иркутской области; образовании на территории Иркутской области новых ООПТ, ТТП регионального значения, обеспечение их функционирования.

На территории Зиминского лесничества обнаружены редкие виды растительного мира, подлежащие охране. Из лишайников выявлено три вида: лобария сетчатая, лобария легочная, нефромопсис лаурера; из грибов выявлено 2 вида: осиновик белый и лепиота древесинная; из сосудистых растений выявлено 12 видов: рдест мака, ковыль перистый, лилия карликовая, калипсо луковичное, башмачок известняковый, башмачок крупноцветковый, ятрышник шлемоносный, любка двулистная, пион марьин-корень, стародубка апеннинская, фиалка Александрова, волчник обыкновенный.

Животный мир на территории Зиминского лесничества представлен, в том числе, такими редкими видами земноводных, птиц и млекопитающих, как: обыкновенная жаба, черный аист, таежный гуменник, скопа, малый перепелятник, орел-карлик, большой подорлик, беркут, сапсан, дербник, серый журавль, коростель, большой кроншнеп, филин, светлый хорь, речная выдра, Алтае-саянский северный олень.

Кроме того, на территории Зиминского лесничества обитают такие охотничье-промысловые виды, как лось, косуля, благородный олень, дикий северный олень, кабарга, кабан, бурый медведь, соболь, норка, ондатра, белка, волк, рысь, лисица, росомаха, горностай, колонок, заяц-беляк, рябчик, глухарь, тетерев, белая куропатка, утки.

Создание особо охраняемых природных территорий позволит сохранять растительный мир, животных и способствовать их расселению на сопредельные участки и, как следствие, увеличению их численности на территории района.

Согласно п. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Отдельно законодателем выделена категория защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Правовой режим использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, регламентирован ст. 119 Лесного кодекса РФ, а также положениями приказа Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с требованиями п. 26, п. 39 ст. 81 ЛК РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно п.п. 5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736, отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков лесов, установление границ защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза. Из приведенных норм закона следует, что лесные участки, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий подлежат отнесению к особо защитным участкам лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участков, участков лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитные участки лесов с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.

Вместе с тем, несмотря на наличие на территории Зиминского лесничества планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий - предлагаемых резервных территорий под названием «Междуречье реки Ока и реки Зима» и «Хазанская», Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени лесные участки, расположенные в их границах, а именно: в Зиминском лесничестве, Зулумайском участковом лесничестве, Зулумайской даче, кварталах №№ 112ч., 114ч., 116ч., 118ч., 121ч. - 128ч., 142ч. - 144ч., 145-155, 156ч., 169ч., 170-180, 193, 194, в Зиминском лесничестве, Зулумайском участковом лесничестве, Окинской даче, кварталах №№ 1-3, 4ч., 8-19, 20ч., 31ч., 32ч., 33 - 43, 50ч. - 55ч. - на площади 48,7 тыс.га; в Зиминском лесничестве, Буринском участковом лесничестве, Карымской даче, кварталах №№ 214ч., 215ч., 222ч. - 228ч., 230ч., 231-235, 237ч., 238-240 и Зиминском лесничестве, Буринском участковом лесничестве, Зиминской даче, кварталах №№ 52ч. -54ч., 55-80, 81ч., 82, 83, 84ч., 86ч. - 89ч., 100ч., 103, 104ч., 105, 106, 107ч., 108ч., 110ч. - 112ч. - на площади 15,3 тыс.га, не отнесены к особо защитным участкам лесов - как леса, расположенные на резервных территориях.

Установленные нарушения закона влекут за собой незаконное предоставление и освоение особо защитных участков лесов в границах предлагаемых резервных территорий, а также невозможность надлежащего обеспечения правового режима их использования, что прямо противоречит требованиям федерального законодательства.

Кроме того, не отнесение лесов, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области на должном уровне обеспечить ведение государственного лесного реестра и приведения в соответствие лесохозяйственных регламентов лесничеств, в границах которых расположены данные лесные участки.

Отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении к особо защитным участкам лесов, лесов расположенных на планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях - предлагаемых резервных территорий под названием «Междуречье реки Ока и реки Зима» и «Хазанская», не позволяют министерству лесного комплекса области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламенты лесничеств.

Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий - предлагаемых резервных территорий под названием «Междуречье реки Ока и реки Зима» и «Хазанская», к особо защитным участкам лесов, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования особо защитных участков лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участках, участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитных участков лесов с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

Кроме того, в результате не отнесения лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не достигаются цели национального проекта «Экология», в структуру которого входит проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», одной из задач которого является увеличение площади особо охраняемых природных территорий за счет создания и новых ООПТ.

Просил суд признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий - предлагаемой резервной территории под названием «Междуречье реки Ока и реки Зима», расположенной в Зиминском лесничестве, Зулумайском участковом лесничестве, Зулумайской даче, кварталах №№ 112ч., 114ч., 116ч., 118ч., 121ч. - 128ч., 142ч. - 144ч., 145-155, 156ч., 169ч., 170-180, 193, 194, в Зиминском лесничестве, Зулумайском участковом лесничестве, Окинской даче, кварталах №№ 1-3, 4ч., 8-19, 20ч., 31ч., 32ч., 33 - 43, 50ч. - 55ч. - на площади 48,7 тыс.га; в границах предлагаемой резервной территории под названием «Хазанская», расположенной в Зиминском лесничестве, Буринском участковом лесничестве, Карымской даче, кварталах №№ 214ч., 215ч., 222ч. - 228ч., 230ч., 231-235, 237ч., 238-240 и Зиминском лесничестве, Буринском участковом лесничестве, Зиминской даче, кварталах №№ 52ч. - 54ч., 55-80, 81ч., 82, 83, 84ч., 86ч. - 89ч., 100ч., 103, 104ч., 105, 106, 107ч., 108ч., 110ч. -112ч. - на площади 15,3 тыс.га, к особо защитным участкам лесов,

возложить обязанность на Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий - предлагаемой резервной территории под названием «Междуречье реки Ока и реки Зима», расположенной в Зиминском лесничестве, Зулумайском участковом лесничестве, Зулумайской даче, кварталах №№ 112ч., 114ч., 116ч., 118ч., 121ч. - 128ч., 142ч. - 144ч., 145-155, 156ч., 169ч., 170-180, 193, 194, в Зиминском лесничестве, Зулумайском участковом лесничестве, Окинской даче, кварталах №№ 1-3, 4ч., 8-19, 20ч., 31ч., 32ч., 33 - 43, 50ч. - 55ч. - на площади 48,7 тыс.га; в границах предлагаемой резервной территории под названием «Хазанская», расположенной в Зиминском лесничестве, Буринском участковом лесничестве, Карымской даче, кварталах №№ 214ч., 215ч., 222ч. - 228ч., 230ч., 231-235, 237ч., 238-240 и Зиминском лесничестве, Буринском участковом лесничестве, Зиминской даче, кварталах №№ 52ч. -54ч., 55-80, 81ч., 82, 83, 84ч., 86ч. - 89ч., 100ч., 103, 104ч., 105, 106, 107ч., 108ч., 110ч. - 112ч. - на площади 15,3 тыс.га, к особо защитным участкам лесов в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 1 марта 2022 г. административный иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, представитель Федерального агентства лесного хозяйства Дзебисова О.М. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в административном иске. В обоснование доводов жалобы ссылается на применение судом норм материального права, не подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Указывает, что судом не полностью исследованы имеющиеся в деле доказательства и не установлены факты, имеющие значение для верного разрешения спора. Как установлено судом, в соответствии со Схемой территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп, лесохозяйственным регламентом Зиминского лесничества, представленной информации министерством лесного комплекса Иркутской области в срок до 2025-2035 запланировано создание ООПТ регионального значения резервной территории 1, резервной территории 2. При этом испрашиваемая резервная территория – 1, резервная территория -32 не предусмотрена в перечне действующих в Иркутской области ООПТ федерального, регионального, местного значения, памятников природы, заказников. Согласно приложению к Схеме размещения ООПТ, резервная территория – 1, резервная территория -2 только запланированы к созданию в 2025-2035 и в настоящее время таковыми не являются в силу отсутствия принятого решения Правительства Иркутской области о резервировании указанных земель. В материалах дела отсутствуют копии соответствующих решений о резервировании указанных земель. Указанные решения также не опубликованы на официальном сайте Правительства Иркутской области. Учитывая вышеизложенное, резервная территория -1, резервная территория – 2 в настоящее время не относятся к зарезервированным землям для создания ООПТ в Иркутской области. К указанным землям не подлежат применению положения Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закона Иркутской области от 19.06.2008 № 27-03 "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области", а также отсутствуют правовые основания считать обязательным для Рослесхоза к отнесению лесных участков на территории указанных земель к ОЗУ, отнесения испрашиваемых территорий к категории защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. В настоящее время, точные координаты границ, запланированных резервной территории – 1, резервной территории – 2 не определены в связи с отсутствием решения о резервировании указанных земель, в связи с чем имеется неопределенность в площади лесных участков, испрашиваемых для создания ОЗУ. Выделение ОЗУ на территории примерно определенных к созданию на 2025-2035 резервной территории – 1, резервной территории – 2 до вынесения соответствующего решения о его создании и утверждении границ может привести к необоснованному выделению ОЗУ вне границ ООПТ, либо превышению или уменьшению площади указанных лесных участков ОЗУ. Судом ошибочно сделаны выводы о принадлежности испрашиваемых лесных участков Памятника природы, Заказника к лесам, подлежащим отнесению к ОЗУ в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, предусмотренных в качестве признаков ОЗУ подпунктами 13-15 пункта 23 Лесоустроительной инструкции. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличия на территории спорных резервных территорий реликтовых и эндемичных растений, занесенных в Международную Красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае отсутствует бездействие Рослесхоза о не отнесению испрашиваемой территории планируемых ООПТ регионального значения к ОЗУ, а также не внесении указанных сведений об ОЗУ в государственный лесной реестр, т.к. решение о выделении ОЗУ принимается на основании предложений, обоснованных соответствующей информацией и документацией, представленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. Принятие решений о выделении ОЗУ лесов, внесения сведений в ГЛР по требованию заинтересованного лица не предусмотрено действующим лесным законодательством. Соответствующих обращений из Министерства с предложением подтверждающих предложение о выделении ОЗУ на указанные территории в Россслесхоз не поступало. Росслесхоз не уполномочен на разработку, утверждение, внесение изменений, в том числе о планируемых резервных территориях, ООПТ регионального значения в лесохозяйственные регламенты лесничеств Иркутской области.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции от административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора поступило письменное заявление об отказе от административного иска и прекращении производства по административному делу. В заявлении указано, что последствия отказа от заявленных требований, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу разъяснены и понятны.

Исследовав и изучив представленное административное дело, апелляционную жалобу, поданное заявление административного истца об отказе от административного иска, судебная коллегия приходит к следующему.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит названному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права иных лиц.

На основании пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Отказ административного истца от административного иска, совершенный после принятия апелляционных жалоб, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме (часть 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 этой же статьи).

Учитывая содержащиеся в письменном заявлении сведения об информированности административного истца о последствиях отказа истца от административного иска и прекращения производства по административному делу, судебная коллегия считает возможным принять отказ от административного иска, поскольку такой отказ закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.

На основании части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от исковых требований, решение Зиминского городского суда Иркутской области от 1 марта 2021 г. подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.

руководствуясь статьями 304, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ Братского межрайонного природоохранного прокурора от административного искового заявления к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия органа государственной власти.

Решение Зиминского городского суда Иркутской области от 1 марта 2021 г. по данному административному делу отменить, производство по делу прекратить.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Е.Г. Бутина

Судьи

Л.В. ГусароваИ.М. Абрамчик