Судья 1 инстанции Исакова Н.Н. № 38RS0032-01-2020-004109-31
Судья-докладчик Гусарова Л.В. 33а-929/2021
(33а-9580/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Гусаровой Л.В. и Каракич Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3215/2020 по административному исковомуООО «РИП», ФИО1 к администрации г. Иркутска, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска, заместителю председателя комитета – начальнику департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО2 о признании отзыва уведомления от 25 августа 2020 г. незаконным,
по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 – ФИО3 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 октября 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административных исковых требований указано, что 30.10.2018 отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Уведомление выдано ФИО1 и ООО «РИП».
ООО «РИП» осуществило постройку здания в соответствии с уведомлением, о чем свидетельствует технический паспорт от 24.04.2020.
25.08.2020 заместителем председателя комитета - начальником департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО2 принято решение об отзыве уведомления. Фактически данный отзыв является отменой уведомления.
Решение об отзыве уведомления основано на позиции, согласно которой запрещено новое строительство в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия.
Административные истцы считают отзыв незаконным. Уведомление выдано на застройку земельного участка с кадастровым номером Номер изъят. Застраиваемый земельный участок расположен в границах исторического квартала № 87, ограниченном <адрес изъят>. На территории квартала № 87 действуют режимы зон охраны объектов культурного наследия и градостроительные регламенты Охранной (объединенной) зоны и Зоны строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2-го типа (ЗСР-2), установленные постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па. Строительство спорного дома является регенерацией градостроительной среды и обеспечивает сохранность объектов культурного наследия, расположенных вблизи. Письмом Службы от 24.10.2018 № 02-76-7160/18 подтверждено соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в части предмета охраны исторического поселения и требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства, установленных режимом и градостроительным регламентом охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия.
Принимая решение об отзыве уведомления, административными ответчиками не проанализированы нормы действующего законодательства о возможности регенерации историко-градостроительной среды.
С 04.08.2020 действует постановление администрации г. Иркутска от 30.07.2020 № 031-06-471/0 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство». В соответствии с п. 25 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска. В связи с тем, что в Административном регламенте отсутствует порядок отзыва уведомления, полагают, что порядок выдачи разрешительной документации распространяется по аналогии на порядок отзыва уведомления. Учитывая, что уведомление выдано Отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, полномочия у начальника департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО2 отсутствовали. Уведомление фактически является разрешением на строительство объекта. Процедура получения разрешений на строительство и уведомления различается перечнем документов, предоставляемых в уполномоченный орган. В оспариваемом отзыве уведомления содержится ссылка на ст.ст. 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Право уполномоченного органа на издание ненормативных актов о прекращении действия разрешения на строительство допускается в исключительных случаях, перечисленных в пункте 21.1 статьи 51 ГрК РФ. Исходя из вышеизложенного орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. В оспариваемом отзыве уведомления не указаны нарушения требования градостроительного законодательства, послужившие основанием для отмены уведомления. В связи с изданием оспариваемых приказов понесенные на строительство расходы истцу никем не возмещены, тем самым фактически на истцов возложены негативные последствия решений, принятых ответчиками, поскольку правовым последствием издания оспариваемых актов является признание возводимого здания самовольной постройкой и его снос.
Дополнительно административными истцами указано, что градостроительный план земельного участка № RU383030004122 от 16.10.2017, выданный на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, содержит оговорку на постановление администрации Иркутской области № 254-па «Об утверждении границ зон охраны ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель градостроительных регламентов в границах данных зон» с возможностью регенерации территории. На основании градостроительного плана выдано отозванное уведомление. Вместе с тем, градостроительный план не признан незаконным, не отменен. Уведомление на момент его отзыва исполнено. Индивидуальный жилой дом построен, о чем свидетельствует технический план от 24.06.2020. Истцами подавалось 07.08.2020 уведомление об окончании строительства в администрацию города Иркутска с приложением технического плана от 24.06.2020. Письмом Отдела выдачи разрешительной документации Департамента реализации градостроительной политики Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска № 410-74-700/0 от 11.08.2020 заявители проинформированы о невозможности рассмотрения поступивших документов в связи с определением Кировского районного суда города Иркутска от 08.07.2020 об обеспечительных мерах. Таким образом, ответчикам было известно об окончании строительства и исполнении уведомления.
Административные истцы просили суд признать отзыв уведомления от 25.08.2020 незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27.10.2020 в удовлетворении административного иска ООО «Рип», ФИО1 отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца ФИО1 – ФИО3 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27.10.2020 и принять новое решение, которым отзыв уведомления от 25.08.2020 признать незаконным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что свои исковые требования административные истцы мотивировали тем, что отсутствовало нарушение градостроительных регламентов, установленных постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па, которые допускают сохранение и регенерацию (восстановление) историко-градостроительной среды, запрещают новое строительство, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение ОКН и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды.
Согласно заключению эксперта по проведению историко-культурной экспертизы Красной Н.Н. от 27.07.2020, прошедшей аттестацию в Министерстве культуры РФ, объект капитального строительства «Индивидуальный жилой дом по <адрес изъят>, на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят соответствует режиму использования земель и требованиям к градостроительным регламентам охранной (объединенной) зоны, утвержденным постановлением администрации Иркутской области №254-па от 12.09.2008.
Письмом Службы от 24.10.2018 № 02-76-7160/18 подтверждено соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в части предмета охраны исторического поселения и требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства, установленных режимом и градостроительным регламентом охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия.
В оспариваемом отзыве уведомления отсутствуют сведения, подтверждающие нарушение требований регламентов в части регенерации.
Суд уклонился от проверки по существу законности оснований выдачи уведомления от 30.10.2018 и не исследовал по существу мотивы принятия ответчиками отзыва.
Отзыв уведомления без указания конкретных нарушений градостроительных регламентов является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Иркутска ФИО4 с доводами жалобы не согласна, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца – генерального директора ООО «РИП» ФИО5, представителя административных истцов ООО «РИП», ФИО1 – ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков администрации г. Иркутска, Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска – ФИО4, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий должностного лица возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Как установлено в судебном заседании 30.10.2018 года отделом выдачиразрешительной документации ФИО1, Вагнеру А, ООО «РИП» было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым Номер изъят.
Уведомление от 30.10.2018 г. было выдано в том числе на основании письма Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 24.10.2018 № 02-76-7160/18, согласно которому описание объемно-планировочного и архитектурного решения, шифр № 18-18-АР, выполненное ООО «ПИР», соответствует предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных режимом и градостроительным регламентом охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия.
25.08.2020 в администрацию города Иркутска поступило письмо Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области «О принятии мер» от 24.08.2020 № 02-76-5722/20, согласно которому Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области просит считать письмо от 24.10.2018 № 02-76-7160/18 отмененным и недействующим со дня его выдачи, а уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 30.10.2018 № 36-1/18 выданным с нарушением режима, предусмотренного постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», и подлежащим отмене.
Отзывом от 25.08.2020 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 30.10.2018 № 36-1/18 комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска отозвано.
В обосновании отзыва указано, что в соответствии с обращением Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области «О принятии мер» от 24.08.2020 № 02-76-5722/20, руководствуясь ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 7,48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» комитет отзывает уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 30.10.2018 № 36-1/18.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством. Учитывая, что в орган местного самоуправления поступила информация уполномоченного органа-Службы по охране объектов культурного наследия о несоответствии уведомления от 30.10.2018 № 36-1/18 требованиям законодательства в области охраны объектов культурного наследия и выданным с нарушением режима, предусмотренного постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 №254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», у муниципального органа имелись правовые основания для отзыва уведомления.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, считая их правильными, основанными на нормах действующего законодательства. Суд обоснованно пришел к выводу, что на момент выдачи уведомления на строительство оно нарушало ограничения, установленные для защитной зоны объекта культурного наследия или зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно пункту 10 статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 данной статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия, введенной в действие с 03.10.2016, в границах защитных зон объектов культурного наследия запрещаются строительство и реконструкция капитальных объектов. Для ансамблей их граница располагается на расстоянии 150 м от внешних границ объекта. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в установленном порядке проекта зон охраны такого объекта культурного наследия.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что уведомление от 30.10.2018 было выдано в противоречие с действующим законодательством, содержащим запрет на новое строительство в защитных зонах объектов культурного наследия, что земельный участок предполагаемого строительства расположен в 150-метровой защитной зоне
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался частью 4 статьи 7, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 5 части 1 статьи 8, статьей 51 ГрК РФ и исходил из того, что разрешение на строительство не может считаться выданным на законных основаниях при нарушении порядка его выдачи, поэтому орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее выданное разрешение на строительство при условии его несоответствия законам и иным нормативным правовым актам или нарушения порядка его выдачи.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определены судом в соответствии с нормами материального права, подлежащим применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом первой инстанции дана верная оценка доводам участвующих в деле лиц.
Выводы суда соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов по доводам жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие административного ответчика с выводами суда, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела и не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение не подлежит отмене.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 октября 2020 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Л.В. Гусарова
Л.Л. Каракич