Судья ФИО1 Дело № – 3890/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кузиной Т.А., судей Сокуровой Ю.А., Крайневой Н.А.,
при секретаре ФИО5,
с участием прокурора ФИО11, истца ФИО1, представителя Министерства финансов <адрес> по доверенности – ФИО12, представителя Министерства социальной политики <адрес> по доверенности – ФИО6,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Сокуровой Ю.А.
дело по апелляционным жалобам Министерства финансов <адрес>, Министерства социальной политики <адрес>
на решение Павловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Павловского городского прокурора <адрес> в интересах ФИО7 к администрации Павловского муниципального района <адрес>, Министерству социальной политики <адрес>, Министерству финансов <адрес> о признании ФИО7 лицом из числа детей-сирот, обязании включить ее в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежит обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л А:
Павловский городской прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО7 к администрации Павловского муниципального района <адрес>, Министерству социальной политики <адрес> о признании ФИО7 лицом, оставшимся без попечения родителей, и возложении на ответчиков обязанности поставить ФИО7 на очередь по предоставлению льготного жилья.
В ходе судебного разбирательства прокурор изменил исковые требования и просил суд:
Признать ФИО7 лицом из числа детей-сирот в связи с длительным отсутствием ее ФИО8А.М., уклонения его от воспитания, защиты ее прав и интересов.
Обязать администрацию Павловского муниципального района <адрес> включить ФИО7 в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Министерство социальной политики <адрес> предоставить ФИО7 по договору найма специализированное жилое помещение.
В обоснование иска указано, что Павловской городской прокуратурой по заявлению С.С.А. проведена проверка, в ходе которой установлено, что ее мать – С.А.А. решением Павловского городского суда <адрес> от <...> года лишена родительских прав. Распоряжением главы местного самоуправления <адрес> от <...> года № С.С.А. определена в ГУ «<...>детский дом». ФИО8А. – С.А.М. на тот момент находился в местах лишения свободы. За все время проживания С.С.А. в детском доме, ее отец не интересовался ее судьбой и здоровьем, не посещал ее, материальной помощи не оказывал, однако до настоящего времени он не лишен родительских прав, его местонахождение и статус неизвестны.
В марте 2012 года в администрацию Павловского муниципального района в интересах С.С.А. с ходатайством о выделении ей жилого помещения обратилось Управление образования, так как С.С.А. воспитывалась в детском доме и не имеет закрепленного жилья.
Однако в связи с тем, что у С.С.А. имеется отец, который не лишен родительских прав, она не может иметь статус лица, оставшегося без попечения родителей.
По ходатайству ответчика администрации Павловского муниципального района <адрес> о привлечении в качестве соответчиков <адрес> и Министерства финансов <адрес> в связи с тем, что данное обеспечение истца жильем должно быть осуществлено за счет средств бюджета <адрес>, судом привлечены в качестве соответчиков <адрес> и Министерство финансов <адрес>.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Павловского городского прокурора ФИО9 иск поддержала и просила установить срок для предоставления жилого помещения - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец ФИО7 иск поддержала.
Ответчик администрация Павловского муниципального района в лице представителя ФИО10 иск признала частично. ФИО10 пояснила, что администрация согласна признать ФИО7 лицом из числа детей-сирот в связи с длительным отсутствием ее отца и уклонения его от ее воспитания. В остальной части иск не признает. По ходатайству Управления образования ФИО7 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений и нуждающихся в их предоставлении. Министерством социальной политики <адрес> ФИО7 была исключена из сводного списка, поскольку у нее есть отец, который не лишен родительских прав и не признан в установленном порядке безвестно отсутствующим. Принимая во внимание, что ФИО7 выбыла из детского дома и ввиду отсутствия какого-либо жилья нуждалась в нем, - они с братом С.Р. были включены в список остро нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На основании протокола жилищной комиссии С.Р. и Р. было предложено для заселения по договору социального найма жилое помещение по адресу <...>. От С.Р.А. в администрацию <адрес> поступило заявление о заключении с ним договора социального найма. ФИО7 в устной форме отказалась от заселения в предоставленное жилое помещение.
От ответчиков <адрес>, Министерства социальной политики <адрес> и Министерства финансов <адрес> поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей и письменные возражения, в которых ответчики иск прокурора не признали, считая себя ненадлежащими ответчиками по делу.
Решением Павловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: Иск Павловского городского прокурора <адрес> в интересах ФИО7 удовлетворить.
Признать ФИО7 лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Обязать администрацию Павловского муниципального района <адрес>, Министерство социальной политики <адрес> включить ФИО7 в список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать администрацию Павловского муниципального района <адрес>, Министерство социальной политики <адрес>, Министерство финансов <адрес> предоставить ФИО7 по договору социального найма специализированное жилое помещение в течение года со дня вступления решение суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерства социальной политики <адрес> поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указано на то, что с ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено утверждение сводного списка детей-сирот министерством, кроме того, решение суда будет носить неисполнимый характер в связи с внесением изменений в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В апелляционной жалобе Министерства финансов <адрес> поставлен вопрос об отмене решения суда в части возложения на министерство обязанности предоставить жилье, поскольку по указанным требованиям оно является ненадлежащим ответчиком.
В апелляционной жалобе <адрес> поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований к <адрес> как к ненадлежащему ответчику.
В суде апелляционной инстанции прокурор ФИО11 и истец ФИО1 просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Министерства финансов <адрес> по доверенности – ФИО12 доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что Министерство финансов <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Министерства социальной политики <адрес> по доверенности – ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Статьей 327-1 ч.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 части 2 статьи 327-1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований об обязании администрации Павловского муниципального района <адрес>, Министерства финансов <адрес> предоставить ФИО7 по договору социального найма специализированное жилое помещение в течение года со дня вступления решения суда в законную силу по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Как следует из материалов дела, истец ФИО7 родилась <...>.
Ее мать С.А.А. решением Павловского городского суда <адрес> от <...> была лишена родительских прав в отношении дочери.
Отец – С.А.М. момента лишения матери ФИО7 родительских прав и определения ребенка в детский дом до совершеннолетия дочери отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях.
Из представленных прокурором копий приговоров и справки информационного центра ГУ МВД России по <адрес> следует, что С.А.М. осуждался к лишению свободы: <...>.
В периоды освобождения из места лишения свободы С.А.М. уклонялся от воспитания дочери, от защиты ее прав и интересов. Указанное обстоятельство подтверждено представленными прокурором документами (проектами искового заявления детского дома о лишении его родительских прав, заявлениями С.С.А. о лишении отца родительских прав, заключением Управления образования, ходатайством Управления образования о лишении С.А.М. родительских прав).
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО7, <...> года рождения, подлежит признанию лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные, в частности, <адрес> №-З от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>».
Согласно ч. 2 ст. 5 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при определении ФИО13 в государственное учреждение, Распоряжением главы администрации <адрес> № <...> от <...> года за несовершеннолетними С.С.А., <...> рождения, и С.Р.А., <...> года рождения, было закреплено жилое помещение по адресу: <...>.
Распоряжением и.о. главы администрации Павловского муниципального района <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ был отменен пункт 2 Распоряжения главы местного самоуправления <адрес> от <...> о закреплении за С.С.А. и С.Р.А. жилого помещения по адресу: <...>, поскольку мать детей С.А.А. была зарегистрирована в этом жилом помещении временно, а собственник жилого помещения С.М.А. распорядился квартирой. Указанным ФИО14А. и С.Р.А. были признанными не имеющими закрепленного жилого помещения.
В 2010 году по просьбе истца ФИО7 Управление образования <адрес> обратилось в администрацию Павловского муниципального района с ходатайством о включении ее и ее брата в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений и нуждающихся в предоставлении жилья.
Постановлением Жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № <...> С.С.А. и С.Р.А. были включены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений и нуждающихся в предоставлении жилья.
Из отзыва администрации Павловского муниципального района <адрес> следует, что Министерством социальной политики <адрес> С.С.А. была исключена из Сводного списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений и нуждающихся в предоставлении жилья в связи с тем, что у нее имеется отец, который не лишен родительских прав и не признан в установленном порядке безвестно отсутствующим.
Из пояснений истца и представленных прокурором документов следует, что ФИО7 по-прежнему состоит на регистрационном учете в детском доме по адресу: <...>.
Из пояснений представителя ответчика администрации Павловского муниципального района <адрес> и представленных документов следует, что истцу ФИО7 и ее брату С.Р.А. было предложено для заселения по договору социального найма жилое помещение по адресу: <...>, общей площадью 12,3 кв.м. ФИО15А. в устной форме отказалась от заселения в предоставленное жилое помещение.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО7 подтвердила отказ от вселения в предоставленное жилое помещение указав, что они с братом С.Р.А. разнополые члены семьи, а им предоставлена одна комната на двоих площадью всего 12 кв.м.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в действие изменения в ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, поскольку право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступления данного Закона в законную силу, истцу подлежит предоставление благоустроенного специализированного жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Установив факт отсутствия закрепленного за ФИО7 по окончании пребывания в детском доме жилого помещения, а также приняв во внимание, что в силу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ФИО7 имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением применительно к условиям г. <...> <адрес>, расположенным в черте города общей площадью не менее нормы предоставления (12 кв.м.), отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета <адрес>.
Вместе с тем, принимая решение по делу и обязывая ответчиков, в том числе администрацию Павловского муниципального района <адрес> и Министерство финансов <адрес> предоставить ФИО7 по договору социального найма специализированное жилое помещение, суд не учел, что в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда <адрес>» уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда <адрес> является Министерство социальной политики <адрес>.
Кроме того, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета» установлено, что предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется Министерством социальной политики <адрес>.
Положение о том, что полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются Министерством социальной политики <адрес>, закреплено также в Постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые постановления <адрес>».
Указанное полномочие Министерства социальной политики закреплено в числе его функций в Положении о министерстве социальной политики <адрес>, утвержденном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1.6 указанного положения министерство является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим управление и распоряжение жилищным фондом <адрес>.
В соответствии с п. 3.2.7 данного положения, именно министерство социальной политики <адрес> организует и осуществляет деятельность по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> для отдельных категорий граждан.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ положения министерство социальной политики обеспечивает в установленном порядке предоставление отдельным категориям граждан по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, поскольку предоставление гражданам специализированных жилых помещений по договору найма отнесено к компетенции Министерства социальной политики <адрес> и не включено в число полномочий администрации Павловского муниципального района <адрес> и Министерства финансов <адрес>, возложение на администрацию Павловского муниципального района <адрес> и Министерство финансов <адрес> такой обязанности является существенным нарушением норм материального права.
В указанной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Павловского городского прокурора <адрес> в интересах ФИО7 к администрации Павловского муниципального района <адрес> и Министерству финансов <адрес> о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированное жилое помещение.
При этом судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о возложении указанной обязанности на Министерство социальной политики <адрес> с предоставлением годичного срока исполнения решения суда, что соответствует положениям ст. 206 ГК РФ.
Однако указание об обязании Министерства социальной политики <адрес> предоставить ФИО7 специализированного жилого помещения по договору социального найма, подлежит исключению из резолютивной части решения суда, поскольку в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор в части включения ФИО7 в список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей в возрасте до 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «О жилищной политике в <адрес>», <адрес> №-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ, положения «О порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в <адрес>», правомерно возложил указанную обязанность на администрацию Павловского муниципального района <адрес> и на Министерство социальной политики <адрес>.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной политики о том, что с ДД.ММ.ГГГГ государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>, не свидетельствуют о неправильности выводов суда, поскольку без участия уполномоченного органа (Министерства социальной политики <адрес>), которому целенаправленно выделяются денежные средства для осуществления полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, администрация Павловского муниципального района <адрес> лишена возможности осуществить переданные ей государственные функции.
Таким образом, оснований к отмене решения в указанной части по доводам апелляционной жалобы Министерства социальной политики <адрес> не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Павловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворения исковых требований об обязании администрации Павловского муниципального района, <адрес>, Министерства финансов <адрес> предоставить ФИО7 по договору социального найма специализированное жилое помещение в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Изложить резолютивную часть решения суда в отмененной части в следующей редакции:
Обязать Министерство социальной политики <адрес> предоставить ФИО7 по договору найма специализированное жилое помещение в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи