Судья Максименко Т.В. 33-434/2020
Дело № 52RS0045-01-2019-001309-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
г. Нижний Новгород 21 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Паршиной Т.В.
судей Карпова Д.В., Кулаевой Е.В.
при секретаре судебного заседания Храпцовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Д.С.В.
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 31 октября 2019 года
по делу по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области к Д.С..В. о понуждении к заключению дополнительного соглашения об установлении арендной платы
встречному иску Д.С.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 07.09.2011г.,
заслушав по докладу судьи Нижегородского областного суда Карпова Д.В., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области обратилось в суд с иском к Д.С.В. о понуждении к заключению дополнительного соглашения об установлении арендной платы.
В обоснование иска указано, что земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1300 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственного здания, по адресу ***, находится в федеральной собственности РФ.
07.09.2011 между ТУ Росимущество в Нижегородской области и ОАО «Обеспечение РФЯЦ - ВНИИИИЭФ» был заключен договор аренды №0528/60 указанного земельного участка.
Дополнительным соглашением от 14.08.2015 к договору аренды земельного участка от 07.09.2011 №0528/60, в связи с заключением договора купли-продажи объекта недвижимого имущества от 11.09.2014 между ОАО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИИЭФ» и Д.С.В. права и обязанности арендатора по договору аренды №0528/60 от 07.09.2011 в полном объеме перешли к Д.С.В. с 11.09.2014.
Расчет арендной платы по договору аренды земельного участка №0528/60 от 07.09.2011 определен на основании его кадастровой стоимости и рассчитан в размере 2% от кадастровой стоимости, т.к. земельный участок был предоставлен в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (Распоряжение № 417 от 02.09.2011 г.).
В соответствии с п. 3.1 договора аренды земельного участка 0528/60 от 07.09.2011 арендная плата по данному земельному участку составляет 84028,88 рублей в год.
Территориальным управлением предложено Д.С.В. согласовать условия по изменению арендной платы с 01.01.2019 на основании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка №0528/60 от 07.09.2011. В дополнительном соглашении от 29.12.2018 Д.С.В. предложено изложить пункты 3.1, 3.4 договора аренды земельного участка №0528/60 от 07.09.2011 в следующей редакции:
п.3.1. С 01 января 2019 размер арендной платы за участок составляет 97769,97 рубля в год согласно приложению к настоящему дополнительному соглашению».
п.3.4. Размер арендной платы изменяется в следующем порядке: 1) Ежегодно изменяется в одностороннем порядке Арендодателем, с предварительным уведомлением Арендатора, на размер инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года. Уведомлением Арендатора об изменении размера арендной платы путем корректировки на размер уровня инфляции является: - опубликование (первая публикация) в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации, официальном интернет - портале правовой информации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- размещение на официальном сайте Арендодателя информационного сообщения о корректировке размера арендной платы на размер уровня инфляции, либо направление Арендодателем соответствующего уведомления в адрес Арендатора посредством почтовой связи.
2) Размер арендной платы пересматривается в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции не производится, исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании направленных Арендодателем уведомлений с приложением нового расчета арендной платы. Указанные изменения являются обязательными для сторон и не могут рассматриваться как изменение условий договора в одностороннем порядке. Изменения арендной платы действуют с даты, указанной в уведомлении. В случае изменения Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в части корректировки (изменения) размера арендной платы, новый порядок корректировки (изменения) размера арендной платы применяется к отношениям сторон без внесения соответствующих изменений в настоящий Договор».
Заказным письмом с уведомлением №СЧ-07/1138 от 29.12.2018 Территориальное управление направило в адрес Д.С.В. дополнительное соглашение от 29.12.2018 к договору аренды земельного участка № 0528/60 от 07.09.2011.
В настоящее время дополнительное соглашение от 29.12.2018 не подписано, условия по изменению арендной платы с 01.01.2019 к договору аренды земельного участка №0528/60 от 07.09.2011 не согласованы.
Истец просит суд понудить Д.С.В. к заключению дополнительного соглашения от 29.12.2018 об установлении арендной платы с 01.01.2019 к договору аренды земельного участка №0528/60 от 07.09.2011.
Д.С.В., возражая против иска, обратился со встречным иском, с учетом измененного иска, просил суд понудить ТУ Росимущество в Нижегородской области к заключению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 07.09.2011 №0528/60 в следующей редакции:
1). Пункты 3.1, 3.2, 3.4 договора аренды земельного участка от 07.09.2011 г. № 0528/60 изложить в следующей редакции:
«3.1 С 01 января 2015г. размер арендной платы за земельный участок составляет 27 244 рубля 04 коп. в год, согласно расчету арендной платы (приложение 1 к настоящему дополнительному соглашению).
С 01 сентября 2017г. размер арендной платы за земельный участок составляет 1 816 рублей 27 копейки в год, согласно расчету арендной платы (приложение 1 к настоящему дополнительному соглашению).
3.2 Арендная плата вносится арендатором ежегодно вперед не позднее 31 января текущего года путем перечисления на счет Арендодателя, открытом в Управлении Федерального Казначейства (УФК) по реквизитам: УФК по Нижегородской области (ТУ Росимущества в Нижегородской области), Волго-Вятское ГУ Банка России, г. Нижний Новгород, расчетный счет ***, БИК 042202001, ИНН <***>, КПП 526001001, код бюджетной классификации 167 111 05021 01 6000 120. Датой оплаты считается дата зачисление средств на счет Управлении Федерального Казначейства (УФК).
3.4 Размер арендной платы определяется в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582.
Установленный размер арендной платы применяется:
- до отмены или соответствующего изменения абзаца 8 «Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» - принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, или
до отмены или соответствующего изменения абз. 2 подпункта «г» пункта 3 «Правил определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582, или
- до изменения кадастровой стоимости земельного участка, влекущей изменение размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Изменение величины арендной платы производится после вступления в силу соответствующего нормативного акта через месяц с даты письменного уведомления Арендатора Арендодателем об изменении размера земельного налога и, соответственно, об изменении размера арендной платы.
Изменение размера арендной платы в данном случае не требует подписания сторонами дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы за земельный участок.
2. Пункты 3.5, 3.6 исключить.
3. Пункт 3.7. считать пунктом 3.5.
4. Дополнить раздел 4 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 07 сентября 2011 года № 0528/60 пунктом 4.4.9 следующего содержания: «4.4.9 Производить регулярную уборку мусора и покос травы».
Встречные требования мотивированы тем, что в 2011 году договор аренды земельного участка был заключен между ТУ Росимущесто и ОАО Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ с протоколом разногласий, согласно которому арендная плата составляла 63000 рублей. В 2014 году объект недвижимости, находящийся на земельном участке был продан Д.С.В., в связи с чем, все права и обязанности по договору аренды перешли к нему. Арендная плата была установлена в том же размере, который уплачивал АО Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ. В начале января 2019 года Росимущество предложило дополнительное соглашение, согласно которому арендная плата будет ежегодно индексироваться. С дополнительным соглашением Д.С.В. не согласен, так как согласно постановлению Правительства РФ о порядке исчисления арендной платы с 12.04.2016 арендная плата устанавливается в размере, не превышающем земельного налога в сумме 1816 рублей в год, так как земельный участок не может быть выкуплен. Территориальное управление не вправе требовать с ответчика арендной платы с учетом индексации. Считает, что арендная плата должна быть установлена не более размера земельного налога. Продажа земельных участков, находящихся на территории ЗАТО не допускается. Если гражданин не может приобрести его в собственность, в этом случае у Территориального управления возникает обязанность применять нормы о регулировании арендных платежей и арендная плата не должна превышать земельного налога. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается из стоимости исходя 1,5 % от кадастровой стоимости, но не выше размера земельного налога в отношении данных участков. Кадастровая стоимость спорного земельного участка в настоящее время составляет 1816240 рублей, поэтому размер арендной платы за данный участок, должен составлять 1816 рублей.
Представитель ответчика З.М.Г. исковые требования не признала, поддержав встречные исковые требования.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 31 октября 2019 года постановлено:
В удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области к Д.С.В. о понуждении к заключению дополнительного соглашения об установлении арендной платы отказать.
Встречный иск Д.С.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о понуждении к заключению дополнительного соглашения об установлении арендной платы удовлетворить частично.
Изложить условия договора аренды земельного участка № 0528/60 от 07.09.2011г., расположенного по адресу *** в редакции дополнительного соглашения, предложенного Д.С.В., за исключением редакции пункта 3.1.
Пункт 3.1 изложить в следующей редакции: «С 01 января 2019г. размер арендной платы за земельный участок составляет 1816 рублей 27 коп. в год».
В апелляционной жалобе Д.С.В. содержится просьба об изменении решения суда в части решения об удовлетворении встречного иска, постановив новое решение, которым просит удовлетворить встречный иск в полном объеме, изложить условия договора аренды земельного участка №0528/60 от 07.09.2011, расположенного по адресу: ***, в редакции дополнительного соглашения, предложенного Д.С.В.
Не соглашаясь с решением суда, заявитель указывает, что судом не учтено, что постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены размеры кадастровой стоимости земельных участков, в том числе участков в составе кадастрового квартала 13:60:0010009, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, в частности, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:60:0010009:21 в размере 1816269 руб.
Указанное постановление вступило в законную силу с 01.01.2015, за исключением положений в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со ст.ст.390-391 НК РФ. Арендная плата, рассчитанная на основании кадастровой стоимости земельного участка, подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Изменение нормативно установленных ставок арендной платы влечет изменение условий договора аренды без внесения в его текст подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы.
Начиная с 01.01.2015 Д.С.В., как арендатор должен был уплачивать арендную плату, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1816269 руб., когда размер арендной платы должен был составлять 27244 руб. в год.
Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 05.05.2017 №531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №582», заявитель указывает, что начиная с 01.09.2017 он как арендатор должен был уплачивать арендную плату, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1816269 руб., но не выше размера земельного налога, когда размер арендной платы должен был составлять 1816,27 руб.
Заявитель полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора неправильно применены нормы материального закона.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1300 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственного здания, местоположение участка: ***, находится в федеральной собственности.
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области за номером № 52-52-19/055/2005-72 от 21.12.2005.
07.09.2011 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и Открытым акционерным обществом «Обеспечение РФЯЦ - ВНИИЭФ» заключен договор аренды указанного земельного участка (л.д.22-27). Размер арендной платы за земельный участок по соглашению сторон был установлен в размере 63021.66 руб. Величина ежемесячной арендной платы за участок составила 5251,81 руб. Указанный размер платы установлен в протоколе разногласий от 24.11.2011 (протокол разногласий л.д.40).
11.09.2014 между ОАО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ» и Д.С.В. заключен договор купли-продажи №201/17330 производственного здания, находящегося на арендуемом ОАО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИИЭФ» земельном участке по адресу: ***, площадью 1300 кв.м. (л.д.38-39).
Одновременно с переходом права собственности на объект недвижимости к Д.С.В. перешли права и обязанности арендатора по договору №0528/60 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 07.09.2011.
14.08.2015 между ТУ Росимущество и Д.С.В. заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 07.09.2011 №0528/60, в связи с заключением договора купли-продажи объекта недвижимого имущества. Согласно дополнительному соглашению права и обязанности арендатора по договору аренды № 0528/60 от 07.09.2011 перешли к Д. С.В. в полном объеме с 11.09.2014 (л.д.19-20).
С указанного времени Д. С.В. уплачивает арендную плату за земельный участок в том же размере, как и бывший арендатор, то есть в размере 63021,66 руб.
29.12.2018 ТУ Росимущество в Нижегородской области направило в адрес Д.С.В. дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 0528/60 от 07.09.2011 (л.д.12-18), которое получено Д.С.В. 16.02.2019 (л.д.18). Росимуществом предложено внести изменения в части арендной платы на 2019 год к договорам аренды земельных участков №0528/60 от 07.09.2011, №0529/60 от 20.09.2011.
В дополнительном соглашении арендатору предложено изложить пункты 3.1, 3.4 договора аренды земельного участка № 0528/60 от 07.09.2011 в следующей редакции:
«3.1. С 01 января 2019 года размер арендной платы за участок составляет 97769,97 рубля в год.
«3.4. Размер арендной платы изменяется в следующем порядке: 1) Ежегодно изменяется в одностороннем порядке Арендодателем, с предварительным уведомлением Арендатора, на размер инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
2) Размер арендной платы пересматривается в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции не производится, исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании направленных Арендодателем уведомлений с приложением нового расчета арендной платы. Указанные изменения являются обязательными для сторон и не могут рассматриваться как изменение условий договора в одностороннем порядке. Изменения арендной платы действуют с даты, указанной в уведомлении. В случае изменения Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в части корректировки (изменения) размера арендной платы, новый порядок корректировки (изменения) размера арендной платы применяется к отношениям сторон без внесения соответствующих изменений в настоящий Договор».
Поскольку дополнительное соглашение от 29.12.2018 с предложенным изменением арендной платы не подписано, условия по изменению арендной платы с 01.01.2019 г. к договору аренды земельного участка № 0528/60 от 07.09.2011 не согласованы, территориальное управление Росимущества обратилось в суд с иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что арендуемый Д.С.В. земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте ввиду его расположения в границах закрытого административно-территориального образования, исходил из того, что в соответствии с п.5 ст.39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, ограниченный в обороте, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 13:60:0010009:21, составляет 1816269 руб., размер земельного налога – 1816 руб., то размер арендной платы равен 1816 руб. в год. При этом, постановив решение о понуждении к заключению дополнительного соглашения об установлении арендной платы в редакции арендатора, суд первой инстанции определил дату начала установления такой платы с 01.01.2019, а не с 01.01.2015 в размере 27244,04 руб. и 01.09.2017 в размере 1816,27 руб. как было заявлено арендатором Д. С.В.
Выводы суда первой инстанции, с которыми соглашается судебная коллегия, основаны на ст.ст.27, 28, 93 ЗК РФ, положениях Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 №710, которым утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции и отклоняя доводы заявителя жалобы, которые сводятся к несогласию с выводом суда об установлении арендной платы с 01.01.2019, а не с 01.01.2015 и 01.09.2017, суд апелляционной инстанции указывает следующее.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса, пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Как предусматривает часть 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Земельный кодекс содержит норму - статью 27, регулирующую ограничение оборотоспособности земельных участков, которая устанавливает пунктом 4 случаи изъятия из оборота земельных участков, а пунктом 5 - ограничения в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 582 среди прочих закреплен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства N 582.
Пунктом 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций разъяснено, что в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки следует исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таком положении суд первой инстанции пришел к верному выводу об установлении арендной платы, исходя из размера земельного налога.
В соответствии с п.1 ст.453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (п.3 ст.453 ГК РФ).
Исходя из приведенных положений закона, изменение договора по решению суда влечет изменение соответствующих обязательств сторон в рамках правомерного исполнения в текущем расчетном периоде.
Вопреки возражениям заявителя жалобы, судебная коллегия указывает, что положения ст.ст.450, 453 ГК РФ свидетельствуют о праве контрагентов требовать изменение условий договора на будущее время, в то время как арендатор Д.С.В. просил внести изменения в договор, в том числе, на прошедший период – с 01.01.2015 и 01.09.2017, причем в отношении истекших расчетных периодов.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для внесения изменений в договор аренды в части условий, касающихся арендной платы, за истекшие к моменту возбуждения спора периоды не имеется, поскольку в таком случае требование об изменении условий договора будет подменять иной способ защиты права – требование о перерасчете произведённых платежей, исходя из положений законодательства по регулированию платы за аренду государственного имущества.
Судебная коллегия указывает, что постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (пункты 16 и 19) предусматривают применение порядка определения размера арендной платы, устанавливаемого уполномоченным органом в соответствии с федеральным законом, предусматривающим необходимость государственного регулирования размера арендной платы, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Таким образом, изменение ставок арендной платы или методики ее расчета в законодательном порядке влечет соответствующее изменение условий договора аренды.
Возложение обязанности внести изменения в договор аренды за прошедший период времени противоречит ст.453 ГК РФ и общим принципам гражданского законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 №531 пункт 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №582 дополнен следующим содержанием:
В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
Абзацем 2 пункта 5 названных Правил установлено, в случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
Таким образом, при возникновении споров о расчетах и платежах за пользование землей за прошедшие периоды при применении нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению арендной платы за соответствующие периоды, истец вправе требовать перерасчета платы либо зачета по платежам за прошлый или настоящий периоды.
С учетом изложенного, а также и потому, что размер годовой арендной платы по соглашению сторон может вноситься неравномерными платежами в разные периоды года, величина измененной по решению суда арендной платы подлежит начислению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее исковое заявление о внесении изменений в договор, то есть с 01.01.2019.
С учётом изложенного, судебная коллегия констатирует, что, принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка. Процедура судебного разбирательства в первой инстанции отвечает требованиям справедливости.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены судом второй инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность решения суда. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 201, 327 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 31 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи