ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1047/20 от 21.10.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-1047/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Павловой О.А.,

судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В.,

при секретаре Швец К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело № 3а-62/2020 по апелляционной жалобе Совета депутатов Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 8 июля 2020 года, которым удовлетворён административный иск департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области, утверждённого решением Совета депутатов Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 28 ноября 2012 года № 20 (далее – Решение).

Заслушав доклад судьи Пластинина И.В., объяснения представителя административного истца департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу – ФИО1, заключение прокурора Капсамун И.С.,

установила:

указанным Решением утверждён генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района в составе Схемы территориального планирования Кунашакского муниципального района (далее - Генеральный план).

Решение опубликовано 15 марта 2013 года в издании «Кунашакские вести» № 5 (336).

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административными исковыми требованиями, которыми просил признать недействующим Решение в части включения в границы д. Сарыкульмяк Кунашакского муниципального района Челябинской области лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Кунашакского лесничества Куяшского участкового лесничества в квартале 123 выдел 89, площадью 2610 кв.м, выдел 92, площадью 1636 кв.м, выдел 93, площадью 97 кв.м.

Административный истец полагал, что при принятии оспариваемого Решения были допущены нарушения положений статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решением Челябинского областного суда от 8 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе административный ответчик просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, выразившегося в применении закона, не подлежащего применении.

На апелляционную жалобу административным истцом и прокуратурой Челябинской области представлены возражения.

Представитель административного истца в судебном заседании просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Прокурор дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.

Административный ответчик и заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда своих представителей не направили.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 14 апреля 2009 года следует, что лесной участок Куяшского участкового лесничества (в том числе квартал 123), является собственностью Российской Федерации (том 2, л.д. 46).

По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения границы населённого пункта д. Сарыкульмяк, отражённых в Генеральном плане, с материалами лесоустройства Куяшского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области, имеет место частичное наложение границ населённого пункта на земли лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.

Согласно абзацу 8 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится также утверждение генеральных планов поселения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах предоставленной компетенции.

Однако в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего кодекса.

Таким уполномоченным органом являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, к чьим полномочиям относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736).

Как верно указал суд, при направлении проекта генерального плана на согласование действовал Порядок согласования проектов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласования документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69, из которого следует о направление органом местного самоуправления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе (пункт 2.1).

Федеральное агентство лесного хозяйства в своём письме от 9 апреля 2019 года № АВ-02-46/6080 указало, что проект генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области в Рослесхоз на согласование не поступал (том 1, л.д. 19-20).

Следовательно, проект спорного Генерального плана согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не получил.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Нарушение федерального законодательства в части наложения границ земель населённого пункта на земли лесного фонда подтверждается материалами дела, в том числе картами-схемами графического совмещения материалов лесоустройства Куяшского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области с границами д. Сарыкульмяк, выполненных филиалом ФГБУ «Рослесифорг» «Поволжский леспроект» (том 1, л.д. 21-22), в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что Генеральный план сельского поселения не предполагал изменение границ земель лесного фонда, а потому не подлежал согласованию, подлежат отклонению.

Подлежит отклонению и довод административного ответчика о том, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, мотивированный тем, что спор о границах земельных участков подлежит разрешению в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку в рассматриваемом случае предметом административного иска является требование о признании нормативного правового акта недействующим, подлежащее рассмотрению в порядке, определённом главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан с нарушением процедуры его принятия и подлежит безусловному признанию его недействующим.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Челябинского областного суда от 8 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи