№ 66а-50/2024 (№ 66а-1234/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 18 января 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеповаловой О.А.,
судей Белоногого А.В., Головкиной Л.А.,
при секретаре – помощнике судьи Михайловой К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-701/2023 по апелляционной жалобе Думы Верхнесалдинского городского округа на решение Свердловского областного суда от 12 сентября 2023 года, которым административный иск заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующим в части решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 23 марта 2022 года № 427 «О внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа», удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А., представителя заместителя прокурора Свердловской области Капсамун И.С., представителя Филимоновой Л.Н. - Шадой М.И., полагавших, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы Верхнесалдинского городского округа от 24 августа 2011 года № 523 «Об утверждении генерального плана Верхнесалдинского городского округа» утвержден генеральный план Верхнесалдинского городского округа (далее – Генеральный план). Решение опубликовано в газете «Новатор» № 38 (4974) 23 сентября 2011 года.
Решением Думы Верхнесалдинского городского округа от 23 марта 2022 года № 427 (далее – Решение от 23 марта 2022 года № 427) внесены изменения в генеральный план Верхнесалдинского городского округа. Генеральный план изложен в новой редакции, за исключением изменения функциональных зон земельных участков, расположенных по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Калинина, д. 11 (кадастровый номер №); г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, д. 22 (кадастровый номер №). Решение опубликовано в печатном средстве массовой информации «Салдинская газета» от 4 апреля 2022 года № 14 (00402).
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим со дня принятия Решение от 23 марта 2022 года № 427 в части слов «за исключением изменения функциональных зон земельных участков, расположенных по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Калинина, д. 11 (кадастровый номер №); г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, д. 22 (кадастровый номер №).
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что Решение от 23 марта 2022 года № 427 принято административным ответчиком с существенным нарушением процедуры его принятия, поскольку проект решения о внесении изменений в Генеральный план, который был опубликован для ознакомления и по которому было назначено проведение общественных обсуждений, представленная на экспозицию документация по проекту, предусматривали изменение функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, № с функциональной зоны «застройка индивидуальными жилыми домами» на функциональную зону «зона смешанной и общественно-деловой застройки», однако впоследствии генеральный план утвержден в иной редакции, без названных изменений. По мнению административного истца, данное обстоятельство повлекло невозможность внесения предложений и замечаний заинтересованных лиц, в том числе собственника земельных участков.
Решением Свердловского областного суда от 12 сентября 2023 года административный иск удовлетворён. Признано не действующим со дня принятия решение Думы Верхнесалдинского городского округа от 23 марта 2022 года № 427 «О внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа» в части слов «за исключением изменения функциональных зон земельных участков, расположенных по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Калинина, д. 11 (кадастровый номер №); г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, д. 22 (кадастровый номер №)».
В апелляционной жалобе Дума Верхнесалдинского городского округа просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных городского округа.
Согласно статье 24 Устава Верхнесалдинского городского округа принятого решением Верхнесалдинской районной Думы от 15 июня 2005 года № 28 (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, далее Устав Верхнесалдинского городского округа) представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа является Дума городского округа,
К полномочиям Думы городского округа относится утверждение генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в него, по представлению главы городского округа либо уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 9 части 2 статьи 23 Устава Верхнесалдинского городского округа).
Основываясь на нормах приведенного законодательства и иных установленных по делу обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Думы Верхнесалдинского городского округа от 23 марта 2022 года № 427 «О внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа» принято Думой Верхнесалдинского городского округа в соответствии с ее полномочиями и надлежащим образом опубликовано.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что новый проект решения о внесении изменений в генеральный план, исключающий изменение функционального зонирования земельных участков с кадастровыми номерами №, №, демонстрационные материалы по такому проекту, в установленном законом порядке не публиковались, экспозиция данного проекта не размещалась и не проводилась, общественные обсуждения по такому проекту также не назначались и не проводились, что повлекло за собой отсутствие у заинтересованных лиц и потенциальных участников возможности выразить свою позицию и мнение в отношении предполагаемых градостроительных решений и пришёл к выводу о существенных нарушениях процедуры, допущенных при принятии решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 23 марта 2022 года № 427 «О внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа».
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда исходя из следующего.
Вопросы подготовки, утверждения и внесения изменений в генеральный план городского округа регулируются положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающими, в частности, что генеральный план утверждается соответствующим представительным органом местного самоуправления (часть 1); при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного Кодекса (часть 11); представительный орган местного самоуправления с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13); правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15); органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения с предложениями о внесении изменений в генеральный план (часть 16).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления муниципального округа, представительный орган местного самоуправления городского округа (пункт 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Совокупный анализ положений статьи 5.1 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что общественные обсуждения являются формой участия населения в местном самоуправления, посредством которой выявляется мнение населения и доводится до представительного органа местного самоуправления.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, но предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Общественные обсуждения по проекту оспариваемого нормативного правового акта проведены.
Так, судом установлено, что постановлением Главы Верхнесалдинского городского округа от 13 января 2022 года № 1 «О проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа» принято назначить проведение общественных обсуждений по проекту о несении изменений в Генеральный план в период с 20 января 2022 года по 24 февраля 2022 года.
Опубликованный проект решения о внесении изменений в Генеральный план, предлагаемый к обсуждению на общественных обсуждениях, и размещенные для ознакомления заинтересованными лицами демонстрационные материалы по проекту, представленные на экспозицию, предусматривали изменение функционального зонирования территории земельных участков с кадастровыми номерами №, № с функциональной зоны «застройка индивидуальными жилыми домами» на функциональную зону «зона смешанной и общественно-деловой застройки».
По результатам общественных обсуждений составлен протокол от 18 февраля 2022 года, из содержания которого следует, что предложений и замечаний в период демонстрации проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, не поступало.
Согласно заключению о результатах общественных обсуждений от 21 февраля 2022 года общественные обсуждения по проекту признаны состоявшимися, признано целесообразным внесение изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа в соответствии с проектом, рассмотренным на общественных обсуждениях.
Пунктом 5 статьи 23 Регламента Думы городского округа, утвержденного решением Думы Верхнесалдинского городского округа от 16 августа 2017 года № 549 (далее – Регламент), предусмотрено, что рассмотрение проекта решения на заседании Думы начинается с обоснования его представителем необходимости принятия такого решения и заканчивается заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения проекта предложений и замечаний. При рассмотрении проекта решения заслушиваются предложения и замечания постоянных комиссий Думы, депутатов, представителя главы городского округа, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении. Принятие проекта правового акта в целом означает, что принимается правовой акт с поправками, принятыми на заседании Думы (пункт 6 статьи 23 Регламента).
Постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 4 марта 2022 года № 673 проект решения «О внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа» внесен на рассмотрение в Думу Верхнесалдинского городского округа. Данный проект на заседании Думы Верхнесалдинского городского округа, состоявшемся 23 марта 2022 года, отклонен. Большинством голосов принято Решение № 427 об утверждении проекта решения о внесении изменений в Генеральный план в новой редакции: с исключением изменения функциональных зон земельных участков, расположенных по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Калинина, д. 11 (кадастровый номер №); г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, д. 22 (кадастровый номер №).
Поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность принятия нормативного правового акта, в том числе генерального плана, компетентным органом (в рассматриваемом случае Думой Верхнесалдинского городского округа), с учетом внесенных в соответствующий проект изменений после проведения общественных обсуждений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что каких-либо нарушений процедуры при принятии решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 23 марта 2022 года № 427 «О внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа» не допущено.
Судебная коллегия учитывает также следующее.
Административным истцом оспаривается решение Думы Верхнесалдинского городского округа от 23 марта 2022 года № 427 «О внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа» в части слов «за исключением изменения функциональных зон земельных участков, расположенных по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Калинина, д. 11 (кадастровый номер №); г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, д. 22 (кадастровый номер №)». Таким образом, по существу административные исковые требования сводятся к признанию не действующим нормативного правового акта в части, в которой им не внесены изменения в иной нормативный правовой акт. Вместе с тем, на какие-либо нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, предусматривающие обязательность изменения функционального зонирования применительно к земельным участкам Филимоновой Л.Н., ни прокурор, ни собственник земельных участков, в ходе судебного разбирательства не ссылались, такие обстоятельства не установлены и судом.
При таких обстоятельствах решение Свердловского областного суда от 12 сентября 2023 года подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 12 сентября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска заместителя прокурора Свердловской области о признании не действующим в части решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 23 марта 2022 года № 427 «О внесении изменений в генеральный план Верхнесалдинского городского округа» отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи