ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-1298/2021
Санкт-Петербург 10 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Морозковой Е.Е.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-158/2021 по административному исковому заявлению Бурка Оксаны Олеговны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по частной жалобе административного истца Бурка О.О. на определение Верховного Суда Республики Карелия от 24 августа 2021 года, которым производство по административному делу прекращено.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Бурка О.О. в период с 11 января 2019 года по 25 марта 2020 года являлась собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-под производственную базу, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; почтовый адрес ориентира: Республика Карелия<адрес>.
07 июля 2021г. Бурка О.О.(далее-административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании архивной кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, просила установить его кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01 января 2018 г.
В обоснование указано, что установленная архивная кадастровая стоимость названного объекта недвижимости значительно завышена, что влечет нарушение ее прав как налогоплательщика.
Определением Верховного Суда Республики Карелия от 24 августа 2021 года производство по административному делу прекращено.
В частной жалобе Бурка О.О. просит определение суда отменить, возвратить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. Считает, что выводы суда об отсутствии права на обращение с административным иском в суд являются ошибочными. Отмечает, что частью 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (Федеральный закон №237-ФЗ) не предусмотрено оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости, снятых с государственного кадастрового учета, тогда как архивная кадастровая стоимость принадлежащего ранее административному истцу и снятого в настоящий момент с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, нарушает права административного истца как налогоплательщика. У административного истца сохраняется возможность оспорить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости, прекращение производства по настоящему делу противоречит законодательству и нарушает положения статьи 45 Конституции Российской Федерации.
В своих возражениях на частную жалобу министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия определение суда считает законным. Обращает внимание на то, что в соответствии с постановлением правительства Республики Карелия от 09.03.2021г. №72-п, начиная с 01 апреля 2021 года, на территории Республики Карелия подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ.
Так как с 01.04.2021г. на территории Республики Карелия начал действовать новый порядок рассмотрения споров в области кадастровой оценки, предусмотренный ст.22.1 Федерального закона 237-ФЗ, а в суд Бурка О.О. обратилась только 07.07.2021г., не предоставив данных об обращении ее в срок до 01.04.2021г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то при рассмотрении судом административного иска Бурка О.О. об оспаривании кадастровой стоимости подлежали применению положения ст.22.1 Федерального закона №237-ФЗ.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный иск Бурка О.О. не подлежит рассмотрению в судебном порядке, сославшись на ст.22.1 Федерального закона №237-ФЗ, п.2 ст.6 Федерального закона от 31.07.2020г. №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление правительства Республики Карелия от 09.03.2021г. №72-п. В связи с чем, производство по административному делу прекратил на основании п.1 ч.1 ст.128, п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ.
Так как с 01.04.2021г. на территории Республики Карелия введен в действие новый порядок разрешения споров об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, а в суд Бурка О.О. обратилась только 07.07.2021г., не представив доказательств ее обращения до 01.04.2021г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то суд пришел к выводу о том, что при рассмотрении административного иска Бурка О.О. подлежит применению новое правовое регулирование.
Правовых оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в настоящее время регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом №237-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020г. №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон №269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона №135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
03 июля 2016г. принят Федеральный закон №237-ФЗ, который урегулировал отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
В частности, статьей 22 Федерального закона №237-ФЗ урегулирован порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из положений ч.6 ст.24 и ч.1 ст.25 Федерального закона №237-ФЗ следовало, что положения данного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 01 января 2017г.
Федеральным законом №269-ФЗ в Федеральный закон №237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020г.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения – с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 г. по правилам Федерального закона № 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона № 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 г. либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2(2021г.), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021г.).
Постановлением правительства Республики Карелия от 09.03.2021 №72-П «Об установлении даты перехода к применению на территории Республики Карелия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости», установлено, что 01 апреля 2021 года является датой перехода к применению в Республике Карелия положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Бурка О.О. в период с 11 января 2019 года по 25 марта 2020 года являлась собственником земельного участка с кадастровым номером №. 25 марта 2020 года названный земельный участок снят с государственного кадастрового учета вследствие раздела на 4 объекта недвижимости. Административный истец обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в Верховный Суд Республики Карелия 07 июля 2021 года, то есть после начала действия на территории Республики Карелия положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ.
Доказательств обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости до 01.04.2021г. материалы дела не содержат.
Проанализировав изложенное в совокупности, суд сделал правильный вывод о том, что с 01 апреля 2021г. на территории Республики Калерия введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона №237-ФЗ (в редакции Федерального закона №269-ФЗ).
При этом, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости (ч.15 ст.22.1 Федерального закона №237-ФЗ в редакции Федерального закона №269-ФЗ).
Иного порядка обжалования кадастровой стоимости объекта недвижимости на территории Республики Карелия с 01.04.2021г. законодательством не установлено.
Соответственно, суд пришел к обоснованным выводам о том, что административное исковое заявление Бурка О.О. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, не подлежит рассмотрению в судебном порядке, установленном главой 25 КАС РФ, и производство по настоящему административному делу подлежит прекращению по основаниям п.1 ч.1 ст.128, п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ.
Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с приведенным правовым регулированием. Правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, не имеется.
Доводы частной жалобы сводятся к переоценке уже исследованных и оцененных судом обстоятельств, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
С учетом установленного действующим законодательством порядка оспаривания кадастровой стоимости не могут быть признаны обоснованными доводы административного истца Бурка О.О. о том, что прекращение производства по административному делу не соответствует общим положениям законодательства и лишает Бурка О.О. возможности на восстановление своих прав в судебном порядке.
Правовых оснований, предусмотренных ст.ст.310, 315 КАС РФ, для отмены обжалуемого определения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.177, 309-311, 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
определение Верховного Суда Республики Карелия от 24 августа 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Бурка Оксаны Олеговны - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Судья Е.Е. Морозкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2021 г.