УИД 19OS0000-01-2019-000076-51
Дело № 66а-140/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 12 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.,
судей Роженцевой Ю.В., Ненашевой Е.Н.,
при секретаре Таран И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-88/2019 по административному исковому заявлению Региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» о признании недействующими постановления Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 года № 151 «О переводе земельных участков, расположенных в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения», постановления Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 года № 152 «О переводе земельного участка, расположенного в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения» по апелляционной жалобе региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 11 ноября 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В., объяснения представителя Региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ООО «Разрез Аршановский» и ФИО2 - ФИО3, представителей ООО «Угольная компания «Разрез «Майрыхский» - ФИО4 и Куле О.Н., возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Медведевой М.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 года № 151 «О переводе земельных участков, расположенных в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения» переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения на основании ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 16 земельных участков, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский», с кадастровыми номерами 19:06:050702:14, 19:06:050702:15, 19:06:050702:16, 19:06:050702:17, 19:06:050702:18, 19:06:050705:18, 19:06:050702:19, 19:06:050705:19, 19:06:050705:20, 19:06:050705:21, 19:06:050702:21, 19:06:050705:22, 19:06:050705:23, 19:06:000000:359, 19:06:050705:149, 19:06:000000:361, расположенных на территории Бейского района Республики Хакасия, для размещения промышленных объектов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 года № 152 «О переводе земельного участка, расположенного в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения» переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения на основании ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения земельный участок с кадастровым номером 19:06:050707:9, расположенный в Бейском районе Республики Хакасия, принадлежащий ФИО2, с его согласия для размещения подъездного железнодорожного пути к угольному разрезу «Аршановский».
Указанные Постановления опубликованы 15 апреля 2019 года в официальном печатном издании «Вестник Хакасии» № 26.
Региональная общественная экологическая организация жителей Койбальской степи «Родная степь» обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании указанных постановлений Правительства Республики Хакасия недействующими.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые постановления не соответствуют пункту 3 статьи 1 Федерального закона № ФЗ-101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которому оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков; и пункту 3 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которому перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории. Также указал, что организациями не были предоставлены проекты рекультивации земель, прошедших государственную экологическую экспертизу.
Административный истец полагает, что перевод указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли промышленности повлечет за собой их промышленное освоение и последующее негативное воздействие на соответствующие экологические системы, что нарушает права членов экологической организации на благоприятную окружающую среду. Оспариваемые постановления Правительства Республики Хакасия направлены на изменение правового режима использования земельных участков с целью размещения промышленных объектов организаций, осуществляющих деятельность по добыче угля, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 11 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам административного дела. Административный ответчик, принимая оспариваемое постановление № 151, руководствовался тем, что в Генеральный план Куйбышевского сельсовета внесены изменения решением Совета депутатов от 14 марта 2019 года, допускающие перевод земельных участков в земли промышленности по ходатайству «Разрез Майрыхский». Однако внесенные изменения в Генеральный план были приняты неуполномоченным органом, в связи с чем перевод земельных участков противоречит документам территориального планирования.
Также административный истец указал на то, что общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» при подаче ходатайства необоснованно ссылалось на такое основание перевода категории земельных участок, как размещение промышленных объектов (для размещения перегрузочного пункта), в то время как из проектной документации следует, что оно планирует осуществлять деятельность по добыче угля; в таком случае основанием для перевода земель должен быть подпункт 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ. Кроме того, административным ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» нарушен регламент предоставления государственной услуги при принятии постановления № 151, поскольку доказательств регистрации данного ходатайства в системе электронного документооборота не представлено.
Перевод земель общество с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» обосновало с одной стороны с размещением промышленных объектов, с другой со строительством железнодорожных линий и других подобных сооружений. Вместе с тем, как полагает административный истец, деятельность по размещению промплощадки погрузочно-сортировочного комплекса на земельном участке относится к объектам I категории, соответственно, проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе, которая не была приложена к ходатайству общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» о переводе земель, что является нарушением Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Административный истец также полагает, что изменения в Генеральный план, внесенные решением Совета депутатом от 21 мая 2018 года № 105, также приняты с нарушением Градостроительного кодекса, при этом данное решение было принято во внимание Правительством республики Хакасия при вынесении оспариваемого постановления № 152.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Республики Хакасия, заинтересованными лицами - обществом с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский», обществом с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский», ФИО2 и участвующим в административном деле прокурором представлены письменные возражения, в которых они просят оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Медведевой М.В., Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», абзац восьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абзац девятый части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
Согласно Уставу Региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» целью деятельности организации является защита и сохранение экологических систем на территории Койбальской степи Бейского района Республики Хакасия. Задачей организации является реализация прав жителей Койбальской степи на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (пункты 2.1, 2.2 Устава).
Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Устава организации Региональная общественная экологическая организация жителей Койбальской степи «Родная степь» имела право на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов членов данной общественной организации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 48 «О Правительстве Республики Хакасия» Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 10 июня 2015 года № 47-ЗРХ «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в сфере земельных отношений» к полномочиям Правительства Республики Хакасия в сфере земельных отношений относится перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, земель или земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности.
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением порядка опубликования и введения их в действие, что в рамках настоящего дела не оспаривается.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» и общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез «Майрыхский» о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию на момент их подачи полностью соответствовали требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 172-ФЗ, оснований для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую не имелось, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ, согласно части 4 которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
При этом согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допустим лишь в исключительных случаях, предусмотренных данным законом.
Основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования (статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 4, 6 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.
Статьей 4 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2013 года № 734, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, в том числе земельных участков, функции по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Республики Хакасия, в том числе земельными участками, проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории Республики Хакасия, в том числе в области приватизации, а также межотраслевой координации в этих вопросах.
Пунктом 2.1.38 указанного Положения установлено, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия рассматривает ходатайства заинтересованных лиц о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 10 июня 2015 года № 47-ЗРХ «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в сфере земельных отношений», и готовит проекты правовых актов Правительства Республики Хакасия о переводе (об отказе в переводе) земель или земельных участков из одной категории в другую.
Из материалов дела усматривается, что 23 октября 2018 года в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия поступило ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» о переводе земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО2, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, для размещения подъездного железнодорожного пути к угольному разрезу «Аршановский» в соответствии с пунктами 4,6 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ.
10 апреля 2019 года в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия поступило ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» о переводе земельных участков, принадлежащих на праве собственности указанному юридическому лицу, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, для размещения перегрузочного пункта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ.
Как указывало Правительство Республики Хакасия в своих возражениях в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, указанные ходатайства соответствовали требованиям части 3 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ, с ходатайствами обратилось надлежащие лица, к ходатайствам были приложены необходимые документы, в связи с чем по результатам рассмотрения ходатайства Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия были подготовлены проект оспариваемых постановлений Правительства Республики Хакасия о переводе земельных участков из одной категории в другую.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что на момент рассмотрения указанных обращений организаций о переводе земельных участков из одной категорию в другую имелось несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования муниципального образования.
В обоснование законности перевода земельных участков из одной категории в другую представители общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез «Майрыхский» ссылались, в том числе, на решение Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 14 марта 2019 года № 130 «О внесении изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия», в соответствии с которым внесены изменения в отношении земельного участка в границах, установленных схемой расположения участка недр приложения № 3 к лицензии на пользование недрами общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез «Майрыхский»: зона «СХ-1-Зона сельскохозяйственного использования» изменена на «П6-Зона производственных объектов 1 класса» в целях пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» и ФИО2, а также Правительство Республики Хакасия в свою очередь, ссылались на решение Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 21 мая 2018 года № 105 «О внесении изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия», согласно которому в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:06:050707:9 зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (СХУ) изменена на зону производственных объектов II класса (П5) в целях размещения промплощадки погрузочно-сортировочного комплекса.
При этом лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что в соответствии с документами территориального планирования до внесения вышеуказанных изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия земельные участки, перевод которых из одной категории в другую был произведен на основании оспариваемых нормативных правовых актов Правительства Республики Хакасия, относились к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
На основании пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований является генеральные планы поселений.
Порядок утверждения генерального плана поселения и внесение в него изменений установлены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Как следует из частей 3 и 4 статьи 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки не относится. Эти вопросы на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В силу части 1 статьи 35 названного Федерального закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Законом Республики Хакасия от 7 ноября 2014 года № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», вступившим в силу с 1 января 2015 года, за сельскими поселениями в Республике Хакасия закреплены отдельные вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселения.
При этом данный региональный правовой акт не содержит в перечне вопросов местного значения сельских поселений полномочия, указанные в пункте 20 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Кроме того, Устав Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, определяя перечень вопросов местного значения муниципального образования, также не относит к числу таковых утверждение генерального плана сельского поселения. В то время как Устав муниципального образования Бейский район Республики Хакасия к вопросам местного значения муниципального района относит утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки.
Учитывая изложенное, на момент обращения вышеуказанных организаций с ходатайствами о переводе земель из одной категории в другую вопреки доводам их представителей и Правительства Республики Хакасия документов, подтверждающих внесение уполномоченным лицом изменений в Генеральный план, касающихся территориальных зон, представлено не было, то есть имелось несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования муниципального образования, что в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ является самостоятельным основанием для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Данному обстоятельству Правительством Республики Хакасия при принятии оспариваемых постановлений не была дана надлежащая оценка. Суд первой инстанции также не учел этого при рассмотрении административно-правового спора по существу.
С учетом изложенного, при установленных вышеуказанных фактических обстоятельствах дела судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормам федерального законодательства, устанавливающим особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В указанной части доводы апелляционной жалобы административного истца судебная коллегия находит обоснованными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в судебном заседании не нашли и основаны на неверном толковании норм права.
Ссылки административного истца на то, что изменения в Генеральный план, внесенные решением Совета депутатом от 21 мая 2018 года № 105, приняты с нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку была нарушена процедура проведения публичных слушаний, суд во внимание не принимает, поскольку является самостоятельным предметом административно-правового спора, в рамках рассматриваемого дела данное решение административным истцом не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе, в частности, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Согласно части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционную жалобу Региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» удовлетворить.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 11 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия постановление Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 года № 151 «О переводе земельных участков, расположенных в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения», постановление Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 года № 152 «О переводе земельного участка, расположенного в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения».
Сообщение о признании нормативных правовых актов недействующими подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Вестник Хакасии» в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи