ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-189/2021 от 24.02.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

дело № 66а-189/2021

УИД 27OS0000-01-2020-000191-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 24 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сумачаковой Н.И.,

судей Тертишниковой Л.А., Сучковой Е.Г.,

при секретаре Ковалевой С.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-145/2020 по административному исковому заявлению Пильнова <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации города Комсомольска-на-Амуре на решение Хабаровского краевого суда от 12 ноября 2020 года, которым удовлетворены заявленные требования.

Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия

установила:

Пильнов <данные изъяты> обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости двух объектов недвижимости:

- нежилого здания (торговый центр) с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости 45 363 566 рублей 33 копейки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- нежилого здания (склад ) с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости 43 056 386 рублей 30 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указал, что является собственником данных объектов недвижимости. Приказом Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 №103, по состоянию на 01.01.2019 кадастровая стоимость объекта с кадастровым определена в размере <данные изъяты> рублей 05 копеек, а кадастровая стоимость объекта с кадастровым – в размере <данные изъяты> рубля 97 копеек. Установленная кадастровая стоимость данных объектов значительно превышает их рыночную стоимость и нарушает права истца как налогоплательщика.

Решением Хабаровского краевого суда от 12 ноября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, установлена кадастровая стоимость: - нежилого здания (торговый центр) с кадастровым , равной его рыночной стоимости в размере 45 363 566,33 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; - нежилого здания (склад ) с кадастровым , равной его рыночной стоимости в размере 43 056 386,3 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости постановлено считать ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с решением суда представителем заинтересованного лица Администрации города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, указывая на нарушения норм процессуального права, поскольку от административного истца в адрес заинтересованного лица не были направлены: административное исковое заявление, отчет об оценке объектов и другие документы, прилагаемые к заявлению. Ходатайство об обязывании административного истца направить в адрес администрации города Комсомольска-на-Амуре указанные документы, не было рассмотрено.

В судебное заседание участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно статье 22 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» согласно которому, с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец Пильнов В.А. является собственником объектов недвижимости:

- нежилого здания (торговый центр) с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

- и нежилого здания (склад ) с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

По состоянию на 01.01.2019 кадастровая стоимость объекта с кадастровым в размере <данные изъяты> рублей 05 копеек, и кадастровая стоимость объекта с кадастровым в размере <данные изъяты> рубля 97 копеек установлена приказом Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 №103 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», который принят в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», подпунктом 3.6.3 пункта 3.6 постановления Правительства Хабаровского края от 04.12.2018 №441-пр «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Хабаровского края», на основании распоряжения Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 08.09.2017 №2294 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018 и 2019 годах», распоряжения Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21.08.2018 №1981 «О внесении изменений в распоряжение Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 08.09.2017 №2294 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018 и 2019 годах», уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.10.2019 №15-01380/19 об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки.

Сведения о кадастровой стоимости объекта с кадастровым внесены в ЕГРН 10.02.2020 и применяются с 01.01.2020.

Сведения о кадастровой стоимости объекта с кадастровым внесены в ЕГРН 13.02.2020 и применяются с 01.01.2020.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 №334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец, оспаривая установленную кадастровую стоимость, представил отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО2, согласно которому рыночная стоимость объекта с кадастровым (здание торгового центра) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 45 363 566 рублей 33 копейки; также представил отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО2, согласно которому рыночная стоимость объекта с кадастровым (здание склада ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 43 056 386 рублей 30 копеек.

Разрешая спор и устанавливая кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, суд первой инстанции исходил из того, что названные отчеты являются допустимыми доказательствами и содержат достоверные расчеты итоговой рыночной стоимости объектов оценки. Доказательств об иной рыночной стоимости объектов сторонами в суд не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы не заявлялось.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и сделаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими возникшие правоотношения. В решении суда сделан подробный анализ представленных отчетов об оценке рыночной стоимости объектов. Отчеты содержат подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости; определение рыночной стоимости с использованием затратного подхода методом сравнительной единицы является мотивированным и корректным; отказ оценщика от применения сравнительного и доходного подходов имеет соответствующее обоснование и не противоречит нормам Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №297. В отчете об оценке представлена вся необходимая информация, идентифицирующая количественные и качественные характеристики объектов оценки, анализ рынка, а также имеется достаточная информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость. Все предоставленные оценщиком сведения являются проверяемыми. Отчет об оценке полностью соответствует положениям Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №297, приведенные в отчетах выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик Ли Е.А. является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, ответственность оценщика застрахована.

В указанной части об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной, судебный акт не оспаривается.

В силу части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе, уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 данного Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Из материалов дела следует, что в подтверждение направления административным ответчикам Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю и заинтересованному лицу Администрации города Комсомольска-на-Амуре, административного искового заявления и приложенных к нему документов, истцом Пильновым В.А. представлены квитанции от ДД.ММ.ГГГГ и отчеты об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами (том 1, л.д. 95-100), согласно которым вес каждого почтового отправления составлял 88 грамм.

Корреспонденция получена Администрацией города Комсомольска-на-Амуре ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 95-96).

После получения почтового отправления истца в Хабаровский краевой суд от Управления Росреестра по Хабаровскому краю поступил отзыв по делу, от Министерства имущественных отношений Хабаровского края поступили письменные возражения, из которых следует, что административные ответчики ознакомлены с содержанием административного искового заявления, отчетов об оценке объектов и других приложенных к иску документов. В своих возражениях Минимущество привело доводы о несоответствии отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Из изложенного следует, что административными ответчиками и заинтересованным лицом Администрацией города Комсомольска-на-Амуре было получено административное исковое заявление и приложенные к нему документы, в том числе отчеты об оценке объектов.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что в адрес Администрации города Комсомольска-на-Амуре не было направлено административное исковое заявление с прилагаемыми к нему документами – не состоятельны.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Комсомольска-на-Амуре получено уведомление Хабаровского краевого суда о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 10:10 часов состоится подготовка по делу (том 1, л.д. 207, 210, 219).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Комсомольска-на-Амуре получено извещение о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 14:10 часов состоится судебное заседание по данному делу (том 1, л.д. 248; том 2, л.д. 1, 3).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда от представителя Администрации города Комсомольска-на-Амуре ФИО3 поступило ходатайство в котором в целях предоставления заключения по отчету он просит обязать заявителя направить недостающие документы в адрес администрации города. Какие именно «недостающие документы» просит представитель администрации в ходатайстве не указано.

Вместе с тем в данном случае не рассмотрение ходатайства об обязании административного истца направить в адрес Администрации города Комсомольска-на-Амуре недостающие документы (в том числе административное исковое заявление, отчет об оценке объектов и другие документы, прилагаемые к заявлению), - не относится к таким нарушениям процессуального закона, которые влекут безусловную отмену решения суда первой инстанции, поскольку в деле имелись сведения о получении Администрацией города административного искового заявления.

Кроме того, получив уведомления суда о назначенной на ДД.ММ.ГГГГ подготовке по делу и назначенном на ДД.ММ.ГГГГ судебном заседании, Администрация города имела возможность заранее ознакомиться с материалами административного дела.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Не ознакомившись с материалами дела и не представив возражения относительно требований истца заинтересованное лицо распорядилось процессуальными правами по своему усмотрению.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии существенных нарушений судом норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и сами по себе не могут быть признаны достаточным основанием для отмены принятого по делу судебного акта.

Судебная коллегия также учитывает, что Администрация города Комсомольска-на-Амуре, являясь участником процесса, а также органом местного самоуправления, получив решение суда (том 2, л.д. 48, 73), в котором произведен подробный анализ отчетов об оценке, в апелляционной жалобе не привела ни одного довода о несогласии с решением суда по установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Решение суда по существу заинтересованным лицом не оспаривается.

При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Комсомольска-на-Амуре – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) путем подачи кассационной жалобы через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи