ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1906/2022 от 14.09.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Хамидуллина Э.М.Дело № 66а-1906/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3га-514/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород14 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующегоСорокина М.С.,

судейКрасновой Н.П., Рогачевой Ю.А.,

при секретареЗащитниковой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Производственная фирма «АСК» к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании недействующим со дня его принятия подпункта 12 пункта 2.1 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, о признании недействующим со дня его принятия приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 49П от 28 января 2021 года «О внесении изменений в порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года № 994п» по апелляционной жалобе ООО «Производственная фирма «АСК» на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «ПФ «АСК» ФИО1 представителей Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «АСК» (далее – ООО «Производственная фирма «АСК», административный истец) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия подпункта 12 пункта 2.1 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 28 января 2021 года № 49П;

о признании недействующим со дня его принятия приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 49П от 28 января 2021 года «О внесении изменений в порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года № 994п».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года № 994 п утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан (далее Порядок).

Подпунктом 12 пункта 2.1 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан предусмотрено, что для получения права пользования участком недр, включенным в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет средств собственных (в том числе привлеченных) заявитель должен подать в Минэкологии Республики Башкортостан согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на представление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.

Административный истец неоднократно подавал административному ответчику заявки на получение права пользования различными участками недр, включенных в Перечни участков недр, предлагаемых для использования геологического изучения, однако административным ответчиком были приняты решения об отказе в удовлетворении заявки в связи с отсутствием прилагаемых к заявке документов, установленных подпунктом 12 пункта 2.1 Порядка (согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользователя).

Утверждал, что положения подпункта 12 пункта 2.1. Порядка противоречат Закону Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан», обладающего большей юридической силой.

Указывал на то, что как из смысла, так и из буквального текста пункта 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года№ 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» следует, что согласие собственника земельного участка на использование его земли для целей недропользования прилагается только к заявке на включение испрашиваемого участка недр в официальный Перечень участков недр, предлагаемых Минэкологии Республики Башкортостан неограниченному кругу лиц для использования за счет собственных средств для геологического изучения. Заявки на получение участков недр, уже включенных в Перечень, законодатель не возлагает на заявителей обязанности получать согласие собственника земельного участка и прилагать его к такой заявке. Согласие собственника земельного участка, в котором оказались полезные ископаемые, уже было выражено в письменной форме и предоставлено Минэкологии Республики Башкортостан еще перед включением такого участка недр в Перечень участков недр, предлагаемыхв пользование неограниченному кругу лиц.

Обращение же другими заявителями за согласием к собственнику земельного участка после его включения в Перечень означало бы повторность выдачи согласия, а также создавало бы у собственника земельного участка иллюзию о возможности поменять свое прежнее волеизъявление.

Подпункт 12 пункта 2.1. Порядка противоречит подпункту 4 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», закрепляющего правовой принцип равенства всех для доступа к получению в пользование участков недр.

Предусмотренная же подпунктом 12 пункта 2.1 Порядка обязанность соискателей на право пользования участками недр, включенных в Перечень, прилагать к их заявкам согласие собственников земельных участков, напротив создает неравенство в доступе к получению права пользования участками, недр между подателем (заявителем) заявки на включение участка недр в Перечень и остальными соискателями (заявителями) права пользования тем же участком недр, включившихся в конкурентную борьбу за это право уже после того, как участок недр был включен в Перечень и предложен Минэкологии Республики Башкортостан неограниченному кругу лиц.

Преимущество заявителя заявки на включение участка недр в Перечень перед остальными соискателями на право использования участка, включенного в Перечень, заключается в том, что он не подает такой же заявки как все остальные соискатели этого же права и не собирает новых документов, в том числе согласия собственника земельного участка. Тогда как остальным соискателям отведен тридцатидневный срок, не позволяющий собрать необходимый перечень документов, прилагаемый к заявке.

В соответствии с пунктом 4 «Порядка получения согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 октября 2019 года № 640, срок на рассмотрение заявок на получение согласия отводится тридцать дней с момента поступления такой заявки.

Кроме этих тридцати дней соискателю требуется не менее 3-4 дней на получение выписки из ЕГРН для того чтобы достоверно узнать, кто является собственником земельного участка, кроме этого потребуется 2-3 дня выполнение некоторых кадастровых работ по изображению на бумажном или электронном носителе границ заявленного участка недр. При таких обстоятельствах совершенно очевидно, что тридцатидневный срок оказывается меньше, чем это требуется в реальности.

На основании вышеизложенного, административный истец просил признать подпункт 12 пункта 2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 28 января 2021 года № 49п, недействующим со дня его принятия, то есть с 28 января 2021 года;

признать Приказ Минэкологии Республики Башкортостан от 28 января 2021 года № 49п «О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденный Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года № 994п», недействующим со дня его принятия, то есть с 28 января 2021 года.

30 мая 2022 года ООО «Производственная фирма «АСК» подано заявление об изменении (дополнении) оснований административного искового заявления, в обоснование которого указано, что незаконность оспариваемого подпункта 12 пункта 2.1. Порядка административным истцом обосновывалась несоответствием этого подпункта пункту 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан», предусматривающему предоставление заявителем согласия от собственника земельного участка лишь для заявок на включение испрашиваемого участка недр в официальный Перечень участков недр, предлагаемых Минэкологии Республики Башкортостан неограниченному кругу лиц. Получение же согласия для подачи заявок на получение участков недр для геологического изучения ни пунктом 2 статьи 11, ни другой нормой Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года №144-з не предусмотрено.

Указывал на то, что из буквального текста пункта 2 статьи 11 Закона следует, что первым видом недропользования, для которого он предназначен, является добыча и разведка полезных ископаемых, что соответствует подпункту 3 абзаца первого статьи 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2 395-1 «О недрах» и подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з.

Вторым видом недропользования, для которого предназначен пункт 2 статьи 11 Закона, является совмещенный вид - для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, что соответствует второму абзацу Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и подпункту 1 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з.

Из пункта 2 статьи 11 Закона следует, что он предназначен только для двух видов недропользования, оба из которых связаны с разведкой и добычей полезных ископаемых. А такой вид недропользования как изучение, поиски оценка месторождений полезных ископаемых, не связан с добычейи классифицируется как самостоятельный вид пользования. Порядок административного ответчика регламентирует процедуру подачи, приемаи рассмотрения заявок на получение права пользования заявок именно на изучение и поиск общеполезных ископаемых, т.е. без цели разведки и добычи. А если это так, то пункт 2 статьи 11 Закона, предназначенный для добычи недропользования, применять к отношениям, не связанным с добычей, административный ответчик не имел права и в практической деятельности и в своем нормотворчестве.

Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года №144-з не предусмотрено никаких требований для содержания заявок на получение права пользования участками недр без целей разведки и добычи полезных ископаемых. Однако для правоотношений, не связанных с добычей полезных ископаемых, применить пункт 2 статьи 11 Закона по аналогии закона или права нельзя, поскольку законодательство о недрах относится к отрасли административного права, не имеющего такого принципа правового регулирования как аналогия закона (права).

В первоначальном иске указаны и другие основания для признания недействующим подпункта 12 пункта 2.1. Порядка, которые административный истец поддерживает наряду с данным дополнением.

На основании изложенного, административный истец просил:

признать подпункт 12 пункта 2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 28 января 2021 года № 49п, недействующим со дня его принятия, то есть с 28 января 2021 года;

признать Приказ Минэкологии Республики Башкортостан от 28 января 2021 года № 49п «О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденный Приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года № 994п», недействующим со дня его принятия, то есть с 28 января 2021 года.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявленияООО «Производственная фирма «АСК» к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании недействующим со дня его принятия подпункта 12 пункта 2.1 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 28 января 2021 года № 49П, о признании недействующим со дня его принятия приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 49П от 28 января 2021 года «О внесении изменений в порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года № 994п» - отказано.

Административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Заинтересованным лицом Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции представлен отзыв о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО3 участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в жалобе, просил отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 состоявшимся 6 сентября 2022 года, доводы апелляционной жалобы полагал необоснованными, просил оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы полагал необоснованными, просил оставить решение суда без изменения.

В заключении старший прокурор отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. полагает решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд проанализировал оспариваемую норму Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, и положения федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что Порядок принят Минэкологии Республики Башкортостан в пределах предоставленных законодательством полномочий, подпункт 12 пункта 2.1 Порядка не противоречит федеральному законодательству.

При этом исходил из того, что предусмотренное оспариваемым Порядком согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования не создает условий, которые бы ограничивали других заявителей, а направлено на защиту интересов пользователей недр, так как земельные участки и участки недр связаны неразрывно.

Само по себе согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования, является предварительным этапом перед заключением соглашения о предоставлении земельного участка в пользование, либо выдела части земельного участка для целей недропользования.

Выводы суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, не основаны на законе и являются ошибочными в силу следующего.

В соответствии с подпунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» ( далее по тексту- Закон РФ «О недрах»).

В соответствии с частью 3 статьи 1.1 Закона РФ «О недрах» субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере недропользования определены подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях.

Решение вопросов установления порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и пунктом 9 статьи 4 Закона РФ «О недрах».

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона РФ «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения.

Статьёй 18 Закона РФ «О недрах» установлено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 4 пункта 7 статьи 10.1. Закона РФ «О недрах» основаниями предоставления права пользования участками недр являются принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации: - о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

На территории Республики Башкортостан порядок получения права пользования участками недр местного значения предусмотрен Законом от 23 декабря 2004 г. № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» (далее по тексту- Закон Республики Башкортостан от 23.12.2004 г. № 144-з).

Статьей 4 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 г. № 144-з установлено, что право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление государственным фондом недр в отношении участков недр местного значения (далее - недра) является Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее-Минэкологии Республики Башкортостан).

В соответствии со статьей 11 пункта 1 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 г. № 144-з заявку на получение права пользования участком недр местного значения заявитель подает в республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Заявка на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (для включения в перечень участков недр местного значения) должна содержать, в соответствии со статьей 11 пункта 2 подпункт 5 Закона Республики Башкортостан от23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан», согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О недрах», статьей 11 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года №144-з Минэкологии Республики Башкортостан приказом от 15 октября 2019 года № 994п утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, который регламентирует процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан и устанавливает перечень документов для получения права пользования участком недр, включенным в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств и порядок их подачи в Минэкологии Республики Башкортостан.

Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 28 января 2021 года № 49п внесены изменения в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденный Приказом на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан от15 октября 2019 года № 994п» следующего содержания, в пункте 2.1 а) в подпункте 11 знак препинания «.» заменить на знак препинания «,», б) дополнить подпункт 12 следующего содержания: «12) согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядкеи сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан».

Подпунктом 12 пункта 2.1 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан предусмотрено, что для получения права пользования участком недр, включенным в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет средств собственных (в том числе привлеченных) заявитель должен подать в Минэкологии Республики Башкортостан согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на представление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.

Законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан распределены полномочия между законодательным и исполнительным органами власти.

Решение вопросов установления порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации ( пункт 9 статьи 4 Закона РФ «О недрах», подпункт 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» организационное и методическое обеспечение системы получения права пользования участками недр возлагается на республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, каковым является Минэкологии Республики Башкортостан.

При этом пунктом 4 части 4 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан установлено, что Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан устанавливается порядок рассмотрения заявок на право получения права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

С учетом изложенных положений законодательства, Минэкологии Республики Башкортостан наделено только правом устанавливать порядок рассмотрения заявок на право получения права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, то есть непосредственному порядку приема и рассмотрения заявок на получения этого права.

Следовательно, если Минэкологии Республики Башкортостан наделено только правом устанавливать порядок рассмотрения заявок на право получения права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, то оно не вправе устанавливать порядок получения права пользования участками недр, в том числе обязывать прилагать к заявке документы, установленные подпунктом 12 пункта 2.1 Порядка.

Таким образом, Минэкологии Республики Башкортостан было не вправе внести соответствующие изменения в этот Порядок путем издания нормативного правового акта в форме приказа, предусматривающего, что для получения права пользования участком недр, включенным в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет средств собственных (в том числе привлеченных) заявитель должен подать в Минэкологии Республики Башкортостан согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на представление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.

Пункт 2 статьи 15 Закона РФ «О недрах» закрепляет правовой принцип равенства всех для доступа к получению в пользование участков недр.

Так, подпунктом 4 пункта 2 статьи 15 Закона РФ «О недрах» установлено предоставление равных прав на получение права пользования недрами, ограничение которых допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также соблюдение антимонопольных требований в сфере пользования недрами.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 г. № 144-з заявка на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (для включения в перечень участков недр местного значения) должна содержать, в том числе согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 г. № 144-з Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 октября 2019 года № 640 утвержден Порядок получения согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования, который устанавливает правила получения согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования.

Пунктом 2 данного постановления рекомендовано собственникам, землепользователям или землевладельцам земельных участков, находящихся в частной собственности, руководствоваться Порядком и сроками рассмотрения заявления на получение согласия на предоставление земельного участка для целей недропользования, установленных пунктами 3 - 6 Порядка.

При этом основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в выдаче согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования указаны в пункте 7 Порядка, который не распространяется на собственников, землепользователей или землевладельцев земельных участков, находящихся в частной собственности.

Таким образом, для собственников, землепользователей или землевладельцев земельных участков, у которых земельные участки находятся в частной собственности, основания для отказа в выдаче согласия могут быть любые, то есть произвольные.

Кроме того, обязание остальных заявителей повторно получать от собственника земельного участка согласия на его использование для целей недропользования уже после включения участка недр в Перечень, способствует тому, что волеизъявление собственника может измениться и согласие заявителям может быть не выдано или обращение может быть оставлено без ответа, что особенно касается собственников, землепользователей или землевладельцев земельных участков, чьи земельные участки находятся в частной собственности, для которых положения содержат возможность неоднозначного их толкования.

Предусмотренная же подпунктом 12 пункта 2.1 Порядка обязанность соискателей на право пользования участками недр, включенных в Перечень, прилагать к их заявкам согласие собственников земельных участков, создает неравенство в доступе к получению права пользования участками, недр между подателем (заявителем) заявки на включение участка недр в Перечень и остальными соискателями (заявителями) права пользования тем же участком недр, включившихся в конкурентную борьбу за это право уже после того, как участок недр был включен в Перечень и предложен Минэкологии Республики Башкортостан неограниченному кругу лиц.

Преимущество заявителя заявки на включение участка недр в Перечень перед остальными соискателями на право использования участка, включенного в Перечень, заключается в том, что данное лицо не подает заявки как все остальные соискатели этого же права и не собирает документов, в том числе согласия собственника земельного участка. Тогда как остальным соискателям отведен тридцатидневный срок, не позволяющий собрать необходимый перечень документов, прилагаемый к заявке.

Так, в соответствии с пунктом 4 «Порядка получения согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 октября 2019 года № 640, срок на рассмотрение заявок на получение согласия отводится тридцать дней с момента поступления такой заявки.

Вместе с тем, кроме этих тридцати дней соискателю требуется время на получение выписки из ЕГРН о собственнике земельного участка и время для выполнения кадастровых работ (составление схемы границ испрашиваемых земель).

При таких обстоятельствах тридцатидневный срок оказывается меньше, чем это требуется в реальности.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности оспариваемых норм Порядка, порождающих неоднозначное их толкование и применение.

Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит может привести к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.

Определенной правовой нормой считается только та норма, которая сформулирована с достаточной точностью и позволяет лицу регулировать свои действия, руководствуясь при необходимости четкими указаниями, иметь возможность предвидеть с разумной для данных обстоятельств степенью определенности последствия, которые может повлечь за собой конкретное действие. Предсказуемость правовой нормы в значительной степени зависит от содержания текста, о котором идет речь, от той области, к которой он относится, а также от количества и статуса его получателей.

Оспоренные положения не отвечают критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивают единообразного понимания и толкования, что приводит к нарушению конституционных принципов равенства всех перед законом и верховенства закона; устанавливают для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решений.

Таким образом, поскольку оспариваемые нормы Порядка не соответствуют установленным общепризнанным конституционным принципам справедливости и равенства, носят дискриминирующие правовые установления, имелись достаточные основания для их признания не действующими.

Оспариваемые положения Порядка нарушают права административного истца, создают условия дискриминации, не соответствуют федеральному законодательству, изданы лицом, не наделенным полномочиями.

Кроме того, суд, принимая решение, ошибочно применил материальную норму права, а именно пункты 2,3,4 статьи 157.1 Гражданского кодекса РФ, при этом исходил из того, что предусмотренное оспариваемым Порядком согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на представление соответствующего земельного участка для целей недропользования не создает условий, которые бы ограничивали других заявителей, а направлено на защиту интересов пользователей недр, так как земельные участки и участки недр связаны неразрывно.

Само по себе согласие собственника, землепользователя, землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования, является предварительным этапом, перед заключением соглашения о предоставлении земельного участка в пользование, либо выдела части земельного участка для целей недропользования.

Пунктом 2 статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие.

В пункте 3,4 статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. При последующем согласии (одобрении) должна быть указана сделка, на совершение которой дано согласие. Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом.

Между тем, нормы статьи 157.1 ГК РФ, которые применил суд первой инстанции, спорное правоотношение не регулируют.

Таким образом, поскольку оспариваемые нормы Порядка не соответствуют установленным общепризнанным конституционным принципам справедливости и равенства, носят дискриминирующие, избыточные правовые установления, изданы лицом, не наделенными полномочиями, имелись достаточные основания для их признания не действующими.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, судебная коллегия, исходя из предписаний статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает, что он подлежит признанию не действующим со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2022 года – отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «АСК» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 12 пункта 2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15 октября 2019 года № 994п, в редакции приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 28 января 2021 года № 49п.

Обязать Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан опубликовать сообщение о принятом решении на официальном сайте Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан www.ecology.bashkortostan.ru в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи