ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2096/2022 от 18.10.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Дуцева Н.Е. Дело № 66а-2096/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-28/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 18 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.

судей Батялова В.А., Красновой Н.П.

при секретаре Защитниковой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЭнерджиПро-НН» о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26; решения №54-110 от 18 декабря 2020 года о внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 10 июня 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А., объяснения представителей административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области – Уткина И.Е., Гришина А.С., представителя административного истца – Носова Р.Ю., заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации – Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

20 декабря 2019 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №65/26 «Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРДЖИПРО-НН» (ИНН ), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26).

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 27.12.2019, ему присвоен №14447-516-065/26.

Данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru) 30 декабря 2019 года.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 (в оспариваемой редакции):

установлен метод индексации тарифов (пункт 1);

установлены тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижний Новгород, с использованием закрытой системы горячего водоснабжения (пункт 2);

утверждена производственная программа ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРДЖИПРО-НН» (ИНН ), г. Нижний Новгород, в сфере горячего водоснабжения согласно Приложению к решению (пункт 3).

В пункте 2 решения графой 2 таблицы установлен тариф на горячую воду в руб./м3.

В Приложении к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды на периоды с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 0,0386 Гкал/м3, 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 0,0393 Гкал/м3.

18 декабря 2020 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №54/110 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 «Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРДЖИПРО-НН» (ИНН ), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110).

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22.12.2020, ему присвоен №16486-516-054/110.

Данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru) 24 декабря 2020 года.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110 (в оспариваемой редакции):

внесены изменения в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 в части пункта 2 решения от 20.12.2019 №65/26, внесены изменения в Приложения к решению (пункт 1).

В пункте 1.1 решения графой 2 таблицы установлен тариф на горячую воду в руб./м3.

В Приложении к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110 установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды на периоды с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 0,0386 Гкал/м3, 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 0,0384 Гкал/м3.

ООО «ЭнерджиПро-НН» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом заявлений в порядке ст. 46 КАС РФ):

о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 «Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРДЖИПРО-НН» (ИНН 5260439649), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения» в части установления однокомпонентного тарифа на горячую воду, расходы тепловой энергии для горячей воды на 1 м3;

о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 «Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРДЖИПРО-НН» (ИНН ), г. Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения» в части установления однокомпонентного тарифа на горячую воду, расходы тепловой энергии для горячей воды на 1 м3.

В обоснование заявленных требований административный истец - ООО «ЭнерджиПро-НН» - указал на то, что оспариваемое решение принято в нарушение требований действующего законодательства в сфере регулирования тарифов горячего водоснабжения, а именно: Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406), Приказа ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также – Методические указания).

Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. В оспариваемых решениях указаны как однокомпонентные, так и двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что уже является прямым нарушением законодательства.

Также указывает, что расчет утверждения удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев горячей воды рассчитан в объеме 0,0384 Гкал/м3, данная величина очень занижена. Потребители горячей воды, которым Общество поставляет горячую воду, в 98% оснащены приборами учета потребления горячей воды. Данные приборы сертифицированы и допущены к эксплуатации в соответствии Федеральным законом от 26.06.2008 №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а так же в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя". При этом в соответствии с п. 93(3) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения расчет количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. метра холодной воды, определяется в соответствии с нормативом расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме". В соответствии с пунктами 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода. Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета t потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).

Указывает, что неоднократно направляли заявления в РСТ Нижегородской области о пересмотре решения об установлении тарифа на горячую воду для ООО «ЭнерджиПро-НН», а также приведении данного решения в соответствии с требованиями действующего законодательства, направлялись копии показаний приборов учета горячей воды, установленных у потребителей. На данные обращения были получены ответы об отказе в пересмотре тарифа на горячее водоснабжение в связи, с чем ООО «ЭнерджиПро-НН» приняло решение обратиться в суд.

Кроме того, считает, что ссылка административного ответчика на отсутствие решения о том какой вид тарифа должен быть установлен однокомпонентный или двухкомпонентный считаем так же не состоятельной. Так как на момент принятия решения от 20.12.2019 №65/26 действовал пункт 109 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013г. №1746-э в редакции до 11.12.2020г. устанавливал что - Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф па горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Полагает, что указанные нормативно-правовые акты нарушают права Общества, так как в марте 2021 года административным ответчиком было вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №28, которым ООО «ЭнерджиПро-НН» был признан виновным по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, так как при расчете с потребителями Общество применяло двухкомпонентные тарифы на горячую воду, а не однокомпонентные, которые были установлены данным решением. Также в Арбитражном суде Нижегородской области рассматриваются дело об оспаривании данного постановления, дело о взыскании задолженности за поставленную горячую воду в 2020 году и иные.

Решением Нижегородского областного суда от 10 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.

Признано недействующим со дня принятия Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «ЭнерджиПро-НН» (ИНН ), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Н.Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения в части:

- п.2, графа таблицы №2 «тариф на горячую воду руб./куб.м.»;

- п.5 Приложения к решению РСТ Но от 20.12.2019 №65/26 раздел показатели энергетической эффективности в части установления удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев 1 куб. метра горячей воды на периоды: с 01.01.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.21 по 31.12.2021;

Также признано недействующим со дня принятия Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110 о внесении изменений в Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «ЭнерджиПро-НН» (ИНН ), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Н.Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения в части внесения изменений:

- в п.2 графы таблицы № 2 «тариф на горячую воду руб./куб.м.»;

- в п.5 таблицы Приложения к решению РСТ Но от 18.12.2020 №54/110 раздел показатели энергетической эффективности в части установления удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев 1 куб. метра горячей воды на периоды: с 01.01.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.21 по 31.12.2021.

Возложено на региональную службу по тарифам Нижегородской области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.

В апелляционной жалобе региональная служба по тарифам Нижегородской области просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административным истцом представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В заседании суда апелляционной инстанции представители Региональной службы по тарифам Нижегородской области доводы апелляционной жалобы поддержали, просил решение суда отменить.

Представитель административного истца просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Участвующий в деле прокурор полагал, что решение суда законно, просил оставить его без изменения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на неё, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г. № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания № 760- э).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7, статьей 8 Закона о теплоснабжении установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" во взаимосвязи с положениями Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178, Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года №97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», статьи 38 Устава Нижегородской области, статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», статей 4, 10, 22 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указа Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года №171, оценив представленные в материалы дела доказательства, включая выписки из протоколов заседаний Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на которых принимались оспариваемые акты (акты о внесении в них изменений), пришел к верному выводу, что решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 и от 18 декабря 2020 года №54/110, являющиеся нормативными правовыми актами органа исполнительной власти Нижегородской области, приняты как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, а также к процедуре их принятия.

В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).

Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.

Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.

Пунктом 109 Методических указаний №1746-э также установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Порядок расчета тарифов определен пунктами 110 - 114.

Таким образом, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и Методические указания №1746-э предусматривают установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Внесение Федеральным законом от 28 июня 2014 года №200-ФЗ в часть 9 статьи 32 Закона о водоснабжении изменения: слово "устанавливается" заменено на слова "могут быть установлены", - не может свидетельствовать о том, что тарифный орган наделен полномочиями по установлению однокомпонентного и двухкомпонентного тарифа по своему усмотрению.

Данная норма закона является отсылочной. Порядок установления тарифов на горячую воду определен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и Методическими указаниями №1746-э, которые обязывают орган регулирования тарифов устанавливать двухкомпонентный тариф.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что ООО «ЭнерджиПро-НН» является ресурсоснабжающей организацией, которая производит тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения.

Общество обратилось в Региональную службу по тарифам Нижегородской области с предложением об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения с приложением расчетных и обосновывающих материалов.

13 декабря 2019 года, уполномоченным лицом, консультантом региональной службы по тарифам Нижегородской области по предложению ООО «ЭнерджиПро-НН», было подготовлено экспертное заключение № по предложению об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Нижнего Новгорода с использованием систем закрытой системы горячего водоснабжения. ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСВЕННОСТЮ «ЭНЕРДЖИПРО-НН», г.Нижний Новгород, на долгосрочный период регулирования с 01.01.2020 по 31.12.2022.

20 декабря 2019 года состоялось заседание правления органа регулирования.

Как следует из протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65, на основании материалов дела об установлении тарифов и экспертного заключения решили:

установить метод индексации тарифов (пункт 1);

установить тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижний Новгород, с использованием закрытой системы горячего водоснабжения (пункт 2);

утвердить производственную программу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРДЖИПРО-НН» (ИНН ), г. Нижний Новгород, в сфере горячего водоснабжения согласно Приложению к решению (пункт 3).

В пункте 2 решения графой 2 таблицы установлен тариф на горячую воду в руб./м3.

В Приложении к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды на периоды с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 0,0386 Гкал/м3, 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 0,0393 Гкал/м3.

В указанной части решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 оспаривается административным истцом.

Общество также обратилось в Региональную службу по тарифам Нижегородской области с предложением о корректировке тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения с приложением расчетных и обосновывающих материалов.

11 декабря 2020 года, уполномоченным лицом, консультантом региональной службы по тарифам Нижегородской области по предложению ООО «ЭнерджиПро-НН», г.Нижний Новгород, о корректировке тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Нижнего Новгорода с использованием системы закрытой системы горячего водоснабжения на период с 01.01.2020 по 31.12.2022, установленных на долгосрочный период регулирования с 01.01.2020 по 31.12.2022.

18 декабря 2020 года состоялось заседание правления органа регулирования.

Как следует из протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110, на основании материалов дела об установлении тарифов и экспертного заключения решили:

внести изменения в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 в части пункта 2 решения от 20.12.2019 №65/26;

внести изменения в Приложения к решению (пункт 1).

В пункте 1.1 решения графой 2 таблицы установлен тариф на горячую воду в руб./м3.

В Приложении к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110 установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды на периоды с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 0,0386 Гкал/м3, 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 0,0384 Гкал/м3.

В указанной части решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110 оспаривается административным истцом.

Судом установлено, что оспариваемыми решениями, для ООО "ЭнерджиПро-НН", осуществляющего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения утвержден двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящего из компонента на холодную воду, исходя из стоимости за 1 куб. метр, и компонента на тепловую энергию, рублей/Гкал, и одновременно однокомпонентного тарифа исходя из стоимости за 1 куб. метр горячей воды.

Вопреки доводам административного ответчика суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что установление наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и однокомпонентного тарифа в рублях за 1 куб. метр горячей воды порождает неопределенность, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям. А также, что федеральным законодательством в сфере водоснабжения не предусмотрена возможность установления однокомпонентного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды.

Также ООО "ЭнерджиПро-НН" неоднократно обращалось в Региональную службу по тарифам Нижегородской области с письмами по вопросу перерасчета удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды, так как установленный размер данной величины является заниженным.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).

В соответствии с пунктом 42 Правил №354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к Правилам №354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к Правилам №354 исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При этом из пункта 26 приложения 2 к Правилам №354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14.02.2015 №129 (в ред. от 29.12.2021) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2023 г. На текущий момент в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.12.2021 №1147 с целью обеспечения соблюдения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Нижегородской области постановление Правительства Нижегородской области от 05.07.2017 № 482 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Нижегородской области» не вступило в силу.

В случае отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, возможно, учитывать объем тепловой энергии, используемый для подогрева расчетного объема холодной воды, на уровне удельных показателей, содержащихся в утвержденной Региональной службы по тарифам Нижегородской области производственной программе.

Решениями Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 и от 18 декабря 2020 года №54/110 утверждена производственная программа для ООО «ЭнерджиПро-НН» в сфере горячего водоснабжения, согласно которой установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды на периоды с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 0,0386 Гкал/м3, 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 0,0393 Гкал/м3.

Согласно дополнительным возражениям административного ответчика указанная величина определена посредством деления тепловой составляющей на объем горячей воды и на тариф на тепловую энергию (1691,87(тепловая составляющая)/24,49 (объем по предложению административного истца)/1796,175 (тариф на тепловую энергию (усредненный))=0,039). Вместе с тем, порядок и Правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 года N 162/пр.

В соответствии с подпунктом «б», пункта 8 вышеназванного Перечня удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м) относится к показателям энергетической эффективности.

Плановые значения показателя энергетической эффективности в сфере горячего водоснабжения - удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, определяется с учетом фактических значений показателей (количества тепловой энергии и объема подогретой горячей воды) за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные (пункт 14 названного Порядка).

Сторонами не оспаривалось, что показания приборов учета потребителей ООО «ЭнерджиПро-НН» направлялись в адрес административного ответчика и были приобщены к материалам тарифного дела. Согласно показаниям прибора учета дельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды составляет 0,0931 Гкал/куб. м. В соответствии с названным порядком (пункт 13, подпункт «г»), удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м) (Урп) рассчитывается по формуле:

где Ктэ - общее количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды; Vобщ - объем подогретой горячей воды.

Доказательств применения указанной формулы при расчете удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев горячей воды административным ответчиком не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями статей 14, 62 и 84 КАС РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, что решение региональной службы по тарифам в части установления тарифов на 2020 год утратило юридическую силу в связи с истечением срока, на который принимались тарифы как несостоятельные, судебная коллегия исходит из следующего.

Положениями ч.11 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

При возникновении споров в сфере тарифного регулирования необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению тарифов на соответствующие периоды. Установленные решение региональной службы по тарифам от 20.12.2019 №65/26 тарифы на горячую воду на 2020 год применялись в отношении административного истца, тем самым затрагивали его права на их определение в законно-установленном размере.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Также не состоятельны доводы апелляционной жалобы административного ответчика, что спорный нормативный акт не затрагивают права организации.

Как усматривается из материалов дела в марте 2021 года административным ответчиком было вынесено постановление о назначение административного наказания по делу об административном правонарушении №28, которым ООО «ЭнерджиПро-НН» был признан виновным по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ так как при расчете с потребителями Общество применяло двухкомпонентные тарифы на горячую воду, а не однокомпонентные, которые были установлены данным решением. 31 января 2022 года РСТ Нижегородской области так же вынесло постановление о назначение административного наказания по делу об административном правонарушении №1, которым признало виновным ООО «ЭнерджиПро-НН» по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, так как по мнении службы организация не могла производить расчеты с потребителями по двухкомпонентному тарифу на горячую воду, в силу того, что указанными выше решениями для административного истца установлен однокомпонентный тариф на горячую воду. Кроме того в Арбитражном суде Нижегородской области рассматривается дело о взыскании задолженности за поставленную горячую воду в 2020 году, дело. По данному делу ТСЖ «<данные изъяты>» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области о взыскании с ООО «ЭнерджиПро-НН» неосновательного обогащения образовавшегося в связи с тем, что расчеты за потребленную горячую воду производились по двухкомпонентному тарифу, а согласно ответу полученному из РСТ Нижегородской области, расчеты за горячую воду должны были проводится по установленному однокомпонентному тарифу 1 м3/руб.

Таким образом, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы административного истца, как ресурсоснабжающей организацией, у судебной коллегии не имеется.

В целом доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют правовую позицию заявителя жалобы при рассмотрении дела по существу, получившую надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, и отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 «Об установлении ООО «ЭНЕРДЖИПРО-НН», тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения», решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2020 года №54/110 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/26 «Об установлении ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРДЖИПРО-НН» (ИНН г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г.Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения» в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и нарушают права и законные интересы ООО «ЭнерджиПро-НН».

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Нижегородского областного суда от 10 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной службы по тарифам Нижегородской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи