УИД 48OS0000-01-2023-000032-07Дело № 66а-27/2024 (66а-3354/2023) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 18 января 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В.
судей Ефремовой О.Н. и
Константиновой Ю.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Исаевой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи административное дело № 3а-59/2023 по административному исковому заявлению Мурских Алексея Владимировича к Липецкому областному Совету депутатов, Правительству Липецкой области о признании недействующими в части приложений №№ 1, 15 к закону Липецкой области от 23 сентября 2004 года №126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области», Генерального плана городского округа город Липецк, утвержденного постановлением Правительства Липецкой области от 30 декабря 2022 года № 370 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Липецк на период до 2042 года», возложении обязанности по внесению изменений в нормативные правовые акты,
по апелляционной жалобе Мурских Алексея Владимировича на решение Липецкого областного суда от 21 сентября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В., объяснения административного истца Мурских А.В. и его представителей Андросовой М.А., Кургузовой Ю.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Правительства Липецкой области Лаптевой С.А., представителя заинтересованного лица Липецкого областного Совета депутатов Николаенко Т.Б., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
23 сентября 2004 года Липецким областным Советом депутатов принят Закон Липецкой области № 126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» (далее также – Закон № 126-ОЗ).
Данный документ опубликован в изданиях «Липецкая газета», 25 сентября 2004 года, №188, «Информационный бюллетень Липецкого областного Совета депутатов», № 11 (часть 2), 2004 год.
Постановлением Правительства Липецкой области от 30 декабря 2022 года № 370 утвержден Генеральный план городского округа город Липецк на период до 2042 года (далее также – Генеральный план).
Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 6 января 2023 года, и опубликованном в издании «Липецкая газета», № 4, 17 января 2023 года.
Мурских А.В. 6 марта 2023 года обратился в Липецкий областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими:
- закона Липецкой области от 23 сентября 2004 года №126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» в части (приложения №№344, 351),
- постановления правительства Липецкой области от 30 декабря 2022 года №370 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Липецк на период до 2042 года» в части (пункт 4.1),
- возложении на административных ответчиков обязанности исправить сведения о границе населенного пункта Липецкий городской округ в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: Липецкая <адрес> путем внесения изменений в Генеральный план, включив в состав территории Липецкого городского округа всю территорию земельного участка с кадастровым номером №, площадью 30000 кв. м,
- возложении на правительство Липецкой области обязанности разработать и внести в Липецкий областной Совет депутатов проект изменений в Закон Липецкой области от 23 сентября 2004 года № 126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» с целью приведения в соответствие с действующим законодательством границ городского округа города Липецка, исключив пересечение границы городского округа города Липецка с земельным участком с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником названного выше земельного участка, расположенного по адресу: Липецкая область, г.Липецк, категория земель – земли населенных пунктов, ранее выделенного из земельного участка с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, и в силу закона располагавшегося исключительно в границах Липецкого муниципального района, поскольку был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет путем выдела из земель общей долевой собственности граждан бывшего СХПК«Подгорное» в 2008 году на основании результатов межевания.
В результате изменения местоположения земельный участок с кадастровым номером № отнесен к муниципальному образованию – город Липецк, вид разрешенного использования земельного участка изменен с «жилищное строительство» на «тяжелая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склад, объекты дорожного сервиса, железнодорожный транспорт, выставочно-ярмарочная деятельность, коммунальное обслуживание».
Границы муниципальных образований город Липецк, Липецкого муниципального района Липецкой области и сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого района Липецкой области установлены Законом № 126-ОЗ, а граница населенного пункта город Липецк – Генеральным планом.
При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка № кадастровым инженером была выявлена реестровая ошибка в местоположении границ муниципальных образований городаЛипецка и Липецкого района, а именно: часть земельного участка с кадастровым номером № находится в границах Липецкого городского округа, а часть - в границах Липецкого муниципального района.
Поскольку пересечение земельного участка с границей Липецкого муниципального района не позволяет сформировать запроектированную в месте расположения земельного участка промышленную зону в соответствии с разработанным Генеральным планом, постольку это создает и будет создавать в будущем правовую неопределенность в разрешенном (целевом) использовании земельного участка с кадастровым номером №, а замечания административного истца при подготовке Генерального плана не были приняты во внимание.
Полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
19 апреля 2023 года административный истец свои требования уточнил и заявил требования о признании недействующими: Закона №126-ОЗ в части утверждения описания местоположения границ в системе координат Липецкого городского округа Липецкой области от 2009 года (приложение № 351), а также описания местоположения границ поселений, расположенных на территории Липецкого района Липецкой области (приложение № 344) в части пересечения границ с границами земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Мурских А.В.; пункта 4.1 Генерального плана в части описания и установления местоположения границ Липецкого городского округа Липецкой области, пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером 48:13:1550901:19, принадлежащего Мурских А.В.
Поскольку приложения №№ 344, 351 к Закону №126-ОЗ утратили силу, административный истец в порядке стать 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в письменном заявлении об уточнении требований от 20 июля 2023 года просил признать недействующими:
- Закон №126-ОЗ, а именно: приложение № 1 в части описания границы городского округа город Липецк Липецкой области в текстовом виде и координатном виде в точках с 1802 по 1812, приложение № 15 в части описания границы Липецкого муниципального района Липецкой области в текстовом виде и координатном виде в точках с 1477 по 1487, в части пересечения границ городского округа город Липецк Липецкой области и границ Липецкого муниципального района Липецкой области с границами земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Мурских А.В.,
- пункт 4.1 Генерального плана в части описания и установления местоположения границ Липецкого городского округа Липецкой области, пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Мурских А.В.
В письменном заявлении от 17 августа 2023 года административный истец в порядке статьи46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вновь уточнил требования и просил:
- признать недействующим Закон №126-ОЗ в части утверждения описания местоположения границ в текстовом виде и координатном виде приложение № 1 в части описания границы городского округа город Липецк Липецкой области в текстовом виде и координатном виде:
1802 | 417801,62 | 1313884,41 |
1803 | 417842,02 | 1313939,37 |
1804 | 417862,93 | 1313933,51 |
1805 | 417897,27 | 1313940,88 |
1806 | 417931,75 | 1313967,30 |
1807 | 417968,26 | 1314010,86 |
1808 | 418006,56 | 1314039,16 |
1809 | 418037,10 | 1314046,56 |
1810 | 418096,13 | 1314044,22 |
1811 | 418159,24 | 1314078,06 |
1812 | 418213,64 | 1314118,26 |
- признать недействующим приложение № 15 в части описания границы Липецкого муниципального района Липецкой области в текстовом виде и координатном виде:
1477 | 418213,64 | 1314118,26 |
1478 | 418159,24 | 1314078,06 |
1479 | 418096,13 | 1314044,22 |
1480 | 418037,10 | 1314046,56 |
1481 | 418006,56 | 1314039,16 |
1482 | 417968,26 | 1314010,86 |
1483 | 417931,75 | 1313967,30 |
1484 | 417897,27 | 1313940,88 |
1485 | 417862,93 | 1313933,51 |
1486 | 417842,02 | 1313939,37 |
1487 | 417801,62 | 1313884,41 |
в части пересечения границ с частью границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Мурских А.В.,
- внести изменения в Закон №126-ОЗ в части координат и верными считать в указанной части координаты, указанные в приложении к постановлению Правительства Липецкой области от 30 декабря 2022 года № 370 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Липецк на период до 2042 года»:
2326 | 417707.11 | 1313996.96 |
2327 | 417754.28 | 1313940.14 |
2328 | 417788.61 | 1313899.61 |
2329 | 417809.58 | 1313874.86 |
2330 | 417817.26 | 1313878.23 |
2331 | 417829.80 | 1313893.28 |
2332 | 417892.82 | 1313923.98 |
2333 | 417966.96 | 1313978.90 |
2334 | 418020.75 | 1314030.27 |
2335 | 418093.89 | 1314021.83 |
2336 | 418147.13 | 1314043.05 |
2337 | 418163.05 | 1314045.60 |
2338 | 418180.75 | 1314093.91 |
с целью приведения границ г. Липецка в соответствие с границами, отображенными в Генеральном плане города Липецка,
- возложить на Липецкий областной Совет депутатов обязанность внести изменения в части утверждения описания местоположения части границы Липецкого муниципального района и городского округа городЛипецк относительно земельного участка с кадастровым номером № в текстовом и координатном виде в Закон №126-ОЗ в срок до одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу;
- возложить на Правительство Липецкой области обязанность привести пункт 4 раздела II «Графические материалы» в соответствие с пунктом 4.1 раздела I «Положения о территориальном планировании» и направить в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области постановление Правительства Липецкой области от 30 декабря 2022 года № 370 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Липецк на период до 2042 года» с приложением Генерального плана для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), указав также, что требования о признании недействующим Генерального плана в части – пункт 4.1 Генерального плана в части описания и установления местоположения границ Липецкого городского округа Липецкой области, пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Мурских А.В., не поддерживает.
В письменном заявлении от 7 сентября 2023 года административный истец в порядке статьи46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дополнил объем заявленных требований и просил признать недействующим в части пункт 4 раздела II «Графические материалы» Генерального плана, и возложить на Правительство Липецкой области обязанность привести в соответствие с пунктом4.1 раздела I пункт 4 раздела II указанного Генерального плана.
Таким образом, с учетом уточнения требований, Мурских А.В. просил признать недействующими приложение № 1 к Закону №126-ОЗ в части описания границы городского округа город Липецк Липецкой области в текстовом виде и координатном виде в точках с 1802 по 1812, приложение № 15 к Закону №126-ОЗ в части описания границы Липецкого муниципального района Липецкой области в текстовом виде и координатном виде в точках с 1477 по 1487, указав в части пересечения границ указанных муниципальных образований с частью границы земельного участка с кадастровым номером 48:13:1550901:19, принадлежащего Мурских А.В., вместо указанных в Приложениях №№ 1, 15 к Закону №126-ОЗ одиннадцати парных точек координат тринадцать парных точек координат в соответствии с Генеральным планом в точках с 2326 по 2338, возложить на Липецкий областной Совет депутатов обязанность внести изменения в части утверждения описания местоположения части границы Липецкого муниципального района и городского округа город Липецк относительно земельного участка с кадастровым номером № в текстовом и координатном виде в Закон №126-ОЗ, признать недействующими пункт 4.2 раздела I и пункт 4 раздела II Генерального плана в части описания и установления местоположения границ Липецкого городского округа Липецкой области, пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером 48:13:1550901:19, принадлежащего Мурских А.В., возложить на Правительство Липецкой области обязанность привести пункт 4 раздела II «Графические материалы» в соответствие с пунктом 4.1 раздела I «Положения о территориальном планировании» и направить в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области постановление Правительства Липецкой области от 30 декабря 2022 года № 370 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Липецк на период до 2042 года» с приложением Генерального плана для внесения сведений в ЕГРН.
Определениями Липецкого областного суда к участию в деле привлечены: 20 апреля 2023 года в качестве административного ответчика Липецкий областной Совет депутатов, в качестве заинтересованного лица - Управление строительства и архитектуры Липецкой области; 30 мая 2023 года в качестве заинтересованного лица - администрация сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области; 15 июня 2023 года администрация город Липецка и Липецкий городской Совет депутатов исключены из числа административных ответчиков с их привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц; 20 июля 2023 года в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.
Решением Липецкого областного суда от 21 сентября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 5 октября 2023 года.
Не согласившись с постановленным решением, 3 ноября 2023 года административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции.
Кроме того, в обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Закон № 126-ОЗ не содержал координат границ муниципальных образований, координаты были внесены только в 2007 году в отношении Косыревского сельского поселения, границы города Липецка были внесены в 2017 году, а границы Липецкого городского округа город Липецк были изменены Генеральным планом; в настоящее время границы, установленные Генеральным планом, не пересекают границы принадлежащего ему земельного участка.
Вопреки выводам суда, кадастровый инженер в 2008 году не мог учитывать координаты границ поселений, так как они не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости в связи с чем реестровой ошибки не допущено, а судом не был применен Федеральный закона от 24 июля 2022 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ).
Представленным в дело сводным ответом на обращение Мурских А.В. от 10 декабря 2019 года, в котором содержится рекомендация о способе устранения нарушенного права в области землепользования, опровергается вывод суда о том, что административный истец за получением официальных ответов от всех заинтересованных органов местного самоуправления о целесообразности изменения границ муниципальных образований не обращался.
Поскольку изменения в документы территориального планирования (Генеральный план, Правила землепользования и застройки сельского поселения Косыревский сельсовет) внесены, следуя рекомендациям, следующим шагом для восстановления нарушенного права необходимо внесение изменений в Закон № 126-0З в части приложений № 1 и № 15, в чем административным ответчиком (Совет депутатов Липецкой области) было отказано.
Также судом первой инстанции не дана оценка представленным в дело: решению № 117 от 23 декабря 2022 года «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области», утвержденного Советом депутатов сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 26 декабря 2012 года № 143 (далее - Решение № 117); письменному сообщению главы администрации Липецкого муниципального района № 307 от 28 января 2022 года о том, что «Администрация Липецкого муниципального района согласовывает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию «Генеральный план городского округа города Липецк»; схеме совместного построения границы Липецкого муниципального района, границы городского округа город Липецк с координатами, отраженными в приложении № 15 и № 1 Закона № 126-03 в редакции от 2 мая 2023 года играницы населенного пункта город Липецк с координатами, отраженными в Генеральном плане по отношению к границе земельного участка с кадастровым номером № по данным ЕГРН, выполненной кадастровым инженером Седых С.В. 21 августа 2023 года.
Податель жалобы выражает несогласие с оценкой в судебном акте ссылок на смежные земельные участки, так как земельный участок с кадастровым номером № при его формировании в 2008 году не граничил с населенным пунктом город Липецк, а граничил и граничит с земельным участком с кадастровым номером №, образованным также в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером № (земли сельхозназначения СХПК «Подгорное»), что следует из землеустроительного дела по описанию местоположения границы г. Липецка, проведенного по заказу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка в 2017 году кадастровым инженером Водопьяновым А.А.
Со ссылкой на пункт 3 статьи 1 Устава городского округа город Липецк Липецкой области, принятый решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 24 февраля 2015 года № 990, автор жалобы считает, что понятия «городской округ город Липецк» и «населенный пункт город Липецк» являются идентичными, соответственно, граница, независимо от названия, одна, и ни что никуда не входит, и не выходит.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Липецким областным Советом депутатов и Липецким городским Советом депутатов, Правительством Липецкой области поданы письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 213 (часть 5), 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, Мурских А.В. с 13 марта 2019 года является собственником земельного участка с кадастровым №.
Как было указано ранее, часть названного земельного участка находится в границах Липецкого городского округа, а часть - в границах Липецкого муниципального района.
Границы муниципальных образований установлены оспариваемыми в части нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что административный истец обладает правом на обращение с настоящим административным иском в суд.
Согласно пунктам «б», «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, статьи 12 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе № 131-ФЗ общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Проанализировав положения части 2 статьи 10, пункта 12 части 1 статьи 11, частей 1, 2.1 и 2.2 статьи 12, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, статей 84, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 5, 7 Закона Липецкой области от 22 декабря 2020 года 485-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области», части 1 статьи 9, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Липецкой области от 26 декабря 2014 года № 357-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области», Закона Липецкой области от 25 декабря 2019 года № 349-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области», пункта 2 постановления Правительства Липецкой области от 4 августа 2022 года №67 «Об осуществлении органами государственной власти Липецкой области перераспределенных полномочий», суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования.
Названные обстоятельства административным истцом не оспариваются и решение суда в данной части участвующими лицами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты не противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается ввиду следующего.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83); границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83); границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3 статьи 11.9).
Судом первой инстанции было установлено, что статьей 1 Закона № 126-ОЗ в первоначальной редакции были установлены границы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. При этом данная редакция предусматривала только текстовое описание границ муниципальных образований Липецкой области в приложениях к данному закону, в частности, описание границы Липецкого городского округа Липецкой области (приложение № 1), описание границ территории Липецкого района Липецкой области (приложение № 15), описание границы сельского поселения Косыревского сельсовета Липецкого района Липецкой области (приложение № 221), и границ муниципальных образований в координатном виде не содержала.
Оспариваемые административным истцом приложения №№ 344, 351 к Закону №126-ОЗ были введены законами Липецкой области от 3 июля 2007 года №69-ОЗ и от 31 декабря 2009 года №348-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» и содержали информацию о страницах землеустроительных дел по описанию границ поселений, расположенных на территории Липецкого района Липецкой области (приложение № 344), и описанию границы Липецкого городского округа Липецкой области от 2009 года (приложение № 351) в координатном виде.
Поскольку в Законе № 126-ОЗ границы муниципальных образований Липецкой области имелись только в виде описательной части, а координаты и графическое их прохождение указывались в приложениях к нему в виде ссылки на листы землеустроительных дел, постольку в 2023 году структура Закона №126-ОЗ претерпела изменения, и на дату вынесения обжалуемого судебного акта описание границы городского округа город Липецк Липецкой области, установленное приложением № 1 к Закону №126-ОЗ, а также описание границ территории Липецкого района Липецкой области, установленное приложением № 15 к Закону №126-ОЗ, стали содержать не только текстовое, но и графическое, а также координатное описания.
В связи с этим Законом Липецкой области от 10 марта 2023 года № 293-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» приложение № 351 к Закону №126-ОЗ признано утратившим силу.
Указанный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 16 марта 2023 года, в издании «Липецкая газета» 17 марта 2023 года.
2 мая 2023 года Липецким областным Советом депутатов был принят Закон Липецкой области № 328-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области», которым приложение № 344 к Закону № 126-ОЗ также признано утратившим силу в связи с интеграцией в приложения, содержащие описательную часть границ поселений Липецкого района Липецкой области, их координатного и графического описания.
Данные закон Липецкой области вступил в силу со дня его официального опубликования, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 10 мая 2023 года, в издании «Липецкая газета», №50, 16 мая 2023 года (начало), № 52, 19 мая 2023 года (продолжение), № 53, 23 мая 2023 года (продолжение), № 55, 26 мая 2023 года (продолжение), № 56, 30 мая 2023 года (продолжение), № 58, 2 июня 2023 года (окончание).
Также судом первой инстанции по материалам настоящего административного дела и истребованного из Липецкого районного суда Липецкой области гражданского дела № 2-376/2008 было установлено, что решением Липецкого районного суда Липецкой области от 21 апреля 2008 года за Филатовой Н.В. признано право собственности в порядке наследования на земельный пай в СХПК«Подгорное» площадью 4,5 га.
Решением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 5 октября 2008 года №Ф13/08-6297 осуществлен кадастровый учет объектов недвижимости, получаемых в результате выдела земельных участков в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер земельного участка, из которого осуществляется выдел: №) и присвоены кадастровые номера №.
27 октября 2008 года кадастровым инженером ООО «Вертикаль» Андреевым И.Д. составлена схема расположения земельного участка № 1, выделенного в счет земельной доли Филатовой Н.В. у с. Косыревка на территории сельского поседения Косыревский сельсовет Липецкого района Липецкой области, общей площадью 30000 кв. м с кадастровым номером № и составлено описание земельного участка с указанием координат характерных точек.
10 декабря 2008 года Филатовой Н.В. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 30000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (местоположение) Липецкая область, Липецкий район, сельское поселение Косыревский сельсовет, у с.Косыревка (СХПК«Подгорное»).
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно указал, что земельный участок с кадастровым номером № был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет путем выдела из земель общей долевой собственности граждан бывшего СХПК «Подгорное» в 2008 году на основании результатов межевания.
Далее, на основании договора купли-продажи от 24 января 2009 года право собственности на земельный участок перешло к Шальневу М.В.
При этом земельного участка имел те же характеристики, которые приведены выше.
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 12 февраля 2009 года № 177 «О включении земельных участков сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта» земельный участок с кадастровым номером 48:13:1550901:19 был включен в границы населенного пункта с. Косыревка сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого района Липецкой области, и отнесен к категории земель населенных пунктов; вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» изменен на вид разрешенного использования «для жилищного строительства».
Решением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25 февраля 2009 года №13/09-1516 внесены кадастровые сведения в ГКН в части правообладателя на земельный участок с кадастровым номером №
Решением того же органа учета и о той жен даты №13/09-1538 внесены изменения в характеристики земельного участка в части категории земель и разрешенного использования.
18 марта 2009 года ФИО21 было выдано повторное свидетельство на земельный участок с указанием измененной категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, площадь 30000 кв. м, адрес (местоположение) Липецкая область, Липецкий район, с. Косыревка; кадастровый номер №.
На основании договора купли-продажи от 9 октября 2010 года право собственности на спорный земельный участок перешло Трушиной Е.В., а по договору купли-продажи от 27 февраля 2013 года - ООО «Дагс».
В адресованном директору ООО «Дагс» ответе департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 19 февраля 2014 года №562-01-21 по вопросу предоставления информации о том, в каких административных границах расположен земельный участок с кадастровым номером №, заявителю сообщено, что данный земельный участок расположен в административных границах города Липецка, а в ответе
от 18 апреля 2014 года №1414-01-21 - что данный земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений специального назначения (С-2).
Мурских А.В. приобрел право собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи от 15 февраля 2019 года.
По инициативе административного истца кадастровым инженером ФИО20 в 2021 году было подготовлено заключение, согласно выводам которого земельный участок пересекают границы трех муниципальных образований: сельское поселение Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, Липецкий муниципальный район Липецкой области и город Липецк. Установленные границы муниципальных образований разрезают земельный участок на две части: одна часть земельного участка относится к муниципальному образованию сельское поселение Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, а вторая часть - к городу Липецку. Кадастровый инженер указал, что фактически данный земельный участок расположен в границах муниципального образования муниципального образования сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, так как земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером №, имевшего адрес: Липецкая область, Липецкий муниципальный район, сельское поселение Косыревский сельсовет (СХПК «Подгорное»), и образованный земельный участок должен был располагаться в границах данного муниципального образования. Кадастровым инженером сделан вывод о наличии реестровой ошибки в определении границ муниципальных образований, которые согласно пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации не могут пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Тем же кадастровым инженером было составлено заключение специалиста от 17 апреля 2023 года, в котором сделан вывод о том, что при проведении повторного исследования земельного участка на предмет наличия или отсутствия пересечения земельного участка с кадастровым номером № с границами муниципальных образований ситуация не изменилась, и границы муниципальных образований разрезают земельный участок на 2 части: одна часть земельного участка относится к муниципальному образованию Липецкий муниципальный район Липецкой области – 8496 кв. м, а вторая часть – к муниципальному образованию город Липецк – 21504 кв. м.
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункта 13 статьи 1.2 Закона № 126-ОЗ (в редакции от 2 мая 2023 года) в состав территорий сельских поселений Липецкого муниципального района наряду с иными сельсоветами входит Косыревский сельсовет.
Поскольку Косыревский сельсовет является частью Липецкого муниципального района, постольку граница указанных муниципальных образований в месте пересечения с земельным участком Мурских А.В. является общей.
В свою очередь, граница Липецкого муниципального района является общей с границей города Липецка.
При изложенных обстоятельствах следует согласиться с судом первой инстанции в том, что граница муниципальных образований, пересекающая земельный участок с кадастровым номером №, фактически является общей границей трех муниципальных образований: сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, Липецкого муниципального района Липецкой области и города Липецка.
При этом факт прохождения части границы указанных муниципальных образований по территории принадлежащего Мурских А.В. земельного участка с кадастровым номером № участниками процесса не оспаривается и подтверждается письменными материалами дела, в частности, представленной административным истцом выкопировкой с публичной кадастровой карты по состоянию на 16 апреля 2023 года, то есть часть названного земельного участка действительно находится в границах Липецкого городского округа, а часть – в границах Липецкого муниципального района.
Из материалов дела следует, что 10 декабря 2019 года департаментом градостроительства и архитектуры администрации городаЛипецка на имя заместителя начальника управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в целях подготовки сводного ответа на обращение Мурских А.В. дан ответ №6846-01-08 о том, что анализ сложившейся ситуации показал, что внесение изменений в границы Липецкого городского округа, Липецкого муниципального района, сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района с учетом границ земельного участка с кадастровым номером № является нецелесообразным, а также отмечено, что изменение границ населенного пункта города Липецка невозможно без внесения изменений в документы территориального планирования смежных муниципальных образований и населенных пунктов. При этом необходимо внесение изменений в Закон № 126-ОЗ в границах Липецкого городского округа, Липецкого муниципального района, сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района.
Судом первой инстанции обозревалось истребованное из Советского районного суда г.Липецка гражданское дело № 2-675/2021, согласно материалов которого 4 апреля 2020 года Мурских А.В. обращался в суд с иском к администрации г. Липецка о признании реестровой ошибки, возложении обязанности исправить реестровую ошибку в местоположении границ муниципальных образований г. Липецка и Липецкого района, поскольку часть земельного участка истца находится в границах г. Липецк, часть в границах Липецкого района.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 3 марта 2021 года требования Мурских А.В. были удовлетворены, однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 28 июня 2021 года решение суда было отменено и постановлено новое, которым в удовлетворении исковых требованийо признании реестровой ошибки, исключении сведений о пересечении границ земельного участка, установлении местоположения границ земельного участка отказано.
Из содержания апелляционного определения от 28 июня 2021 года следует, что основанием для отмены решения суда послужило то обстоятельство, что в соответствии с положениями Федерального закона №131-ФЗ установление и изменение границ территорий муниципальных образований осуществляется посредством издания актов того же уровня, которыми осуществляется наделение муниципальных образований соответствующим статусом, то есть законами субъектов Российской Федерации. Поскольку границы города Липецка, Липецкого муниципального района, а также сельского поселения Косыревский сельсовет установлены законом Липецкой области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что внесение изменений в них возможно только путем внесения соответствующих изменений в Закон № 126-ОЗ, вследствие чего предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
21 октября 2021 года Мурских А.В. обращался в Советский районный суд г.Липецка с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, в котром просил признать незаконным отказ ответчика в изменении категории земельного участка с кадастровым №, возложить обязанность по внесению сведений о категории данного земельного участка «земли промышленности» и повторному рассмотрению заявления истца о внесении изменений вида разрешенного использования данного участка, а также признать несоответствующей запись в ЕГРН о категории земельного участка и виде разрешенного использования. После уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не приведение в соответствие дополнительных сведений о земельном участке истца, содержащихся в ЕГРН, со сведениями, содержащимися в актах органов местного самоуправления, органов исполнительной власти.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 8 декабря 2021 года по делу № 2а-5366/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 14 марта 2022 года, в удовлетворении требований Мурских А.В. отказано.
Судом было установлено, в частности из объяснений участвующих в деле лиц, что в дальнейшем вид разрешенного использования земельного участка был изменен во внесудебном порядке. Из выписки из ЕГРН от 31 мая 2023 года следует, что Мурских А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №; дата присвоения кадастрового номера: 8 декабря 2008 года; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Липецкая область, городской округ город Липецк, город Липецк; кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости: №; категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: тяжелая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склад, объекты дорожного сервиса, железнодорожный транспорт, выставочно-ярмарочная деятельность, коммунальное обслуживание».
Из материалов административного дела № 2а-5366/2021, обозревавшимся в суде первой инстанции, следует, что в адресованном Мурских А.В. сообщении от 21 ноября 2021 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области разъяснено, что решением № 48/14-56573 от 25 августа 2014 года в сведения ГКН были внесены изменения о дополнительных сведениях (указании муниципального образования) на основании представленных документов (письмо №562-01-21 от 19 февраля 2014 года, письмо №1414-01-21 от 18 апреля 2014 года, письмо б/н от 21 августа 2014 года). Согласно заключению кадастрового инженера в землеустроительном деле по описанию границы муниципального образования Липецкого муниципального района Липецкой области, хранящемся в Государственном фонде данных, полученном при проведении землеустройства, указано, что по результатам проверки сведений ЕГРН выявлено пересечение границы муниципального образования с земельным участком с кадастровым номером №, то есть при проведении кадастровых работ в отношении данного земельного участка была допущена реестровая ошибка. Устранение реестровой ошибки земельного участка, находящегося на территории двух муниципальных образований, возможно путем учета двух земельных участков в разных муниципальных образованиях. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана на раздел (выдел) данного земельного участка по границе муниципальных образованиях.
Согласно сообщению Управления строительства и архитектуры Липецкой области от 20 декабря 2022 года на имя Мурских А.В. при проведении работ по межеванию принадлежащего ему земельного участка кадастровым инженером не были учтены установленные Законом №126-ОЗ границы муниципальных образований, в связи с чем часть земельного участка с кадастровым номером № находится в административных границах Липецкого городского округа, а часть в границах Липецкого муниципального района (сельского поселения Косыревский сельсовет). Со ссылкой на положения статей 10 – 12 Федерального закона №131-ФЗ заявителю разъяснены необходимость внесения изменений в Закон №126-ОЗ в части изменения границ городского округа город Липецк, Липецкого муниципального района, сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района, процедура и правовые основания для изменения границ муниципальных образований, а также рекомендовано обратиться за получением официальных ответов всех задействованных органов местного самоуправления о целесообразности изменения границ данных муниципальных образований на основании его обращения.
Из объяснений административного истца и его представителей, данных как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, следует, что за получением официальных ответов всех задействованных органов местного самоуправления о целесообразности изменения границ муниципальных образований Мурских А.В. не обращался.
При этом сторона административного истца указывает именно на то, что кадастровым инженером была выявлена реестровая ошибка в местоположении границ муниципальных образований города Липецка и Липецкого района, полагая, что неверно установленные границы муниципальных образований повлекли за собой нарушение прав и законных интересов Мурских А.В., и, следовательно, возникшее пересечение необходимо исключить посредством признания недействующими в части приложений №№ 1, 15 к Закону №126-ОЗ, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на наличие у административного ответчика Липецкого областного Совета депутатов обязанности по внесению изменений в оспариваемый нормативный правовой акт.
В рассматриваемом случае, границы трех муниципальных образований: сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, Липецкого муниципального района Липецкой области и города Липецка пересекают земельный участок с кадастровым номером № в одиннадцати парных точках координат, зафиксированных в приложениях №№ 1, 15, 221 к Закону №126-ОЗ (в редакции от 2 мая 2023 года) в виде обозначения характерных точек границы, то есть порядкового номера данных характерных точек и координат Х и Y, соответственно:
приложение № 1 «Описание границы городского округа город Липецк Липецкой области в координатном виде»:
1802 | 417801,62 | 1313884,41 |
1803 | 417842,02 | 1313939,37 |
1804 | 417862,93 | 1313933,51 |
1805 | 417897,27 | 1313940,88 |
1806 | 417931,75 | 1313967,30 |
1807 | 417968,26 | 1314010,86 |
1808 | 418006,56 | 1314039,16 |
1809 | 418037,10 | 1314046,56 |
1810 | 418096,13 | 1314044,22 |
1811 | 418159,24 | 1314078,06 |
1812 | 418213,64 | 1314118,26 |
приложение № 15 «Описание границы Липецкого муниципального района Липецкой области в координатном виде»:
1477 | 418213,64 | 1314118,26 |
1478 | 418159,24 | 1314078,06 |
1479 | 418096,13 | 1314044,22 |
1480 | 418037,10 | 1314046,56 |
1481 | 418006,56 | 1314039,16 |
1482 | 417968,26 | 1314010,86 |
1483 | 417931,75 | 1313967,30 |
1484 | 417897,27 | 1313940,88 |
1485 | 417862,93 | 1313933,51 |
1486 | 417842,02 | 1313939,37 |
1487 | 417801,62 | 1313884,41 |
приложение № 221 «Описание границы сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в координатном виде»:
128 | 418213,64 | 1314118,26 |
129 | 418159,24 | 1314078,06 |
130 | 418096,13 | 1314044,22 |
131 | 418037,10 | 1314046,56 |
132 | 418006,56 | 1314039,16 |
133 | 417968,26 | 1314010,86 |
134 | 417931,75 | 1313967,30 |
135 | 417897,27 | 1313940,88 |
136 | 417862,93 | 1313933,51 |
137 | 417842,02 | 1313939,37 |
138 | 417801,62 | 1313884,41 |
Проанализировав приведенные выше координаты характерных точек границ муниципальных образований, суд первой инстанции правомерно отметил, что границы трех муниципальных образований: сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, Липецкого муниципального района Липецкой области и города Липецка в месте пересечения территории земельного участка с кадастровым номером № полностью совпадают, следовательно, граница данных муниципальных образований в данной части является общей.
Также судом первой инстанции бала дана оценка истребованному по запросу суда землеустроительному делу по описанию границ сельских поселений, расположенных на территории Липецкого района Липецкой области 2006 года, согласно которому в 2006 году было составлено координатное описание границ сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого района Липецкой области, которые в месте пересечения с земельным участком с кадастровым номером № полностью совпадают с координатами сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в приложении 221 к Закону №126-ОЗ (в редакции от 2 мая 2023 года):
161 | 418213,64 | 1314118,26 |
162 | 418159,24 | 1314078,06 |
163 | 418096,13 | 1314044,22 |
164 | 418037,10 | 1314046,56 |
165 | 418006,56 | 1314039,16 |
166 | 417968,26 | 1314010,86 |
167 | 417931,75 | 1313967,30 |
168 | 417897,27 | 1313940,88 |
169 | 417862,93 | 1313933,51 |
170 | 417842,02 | 1313939,37 |
171 | 417801,62 | 1313884,41 |
Следует признать, что приведенные выше координаты характерных точек достоверно подтверждают то обстоятельство, что координаты границы сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в месте пересечения с принадлежащим Мурских А.В. земельным участком с 2006 года до настоящего времени не изменялись.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что координаты границ Липецкого муниципального района Липецкой области и города Липецка в месте пересечения с принадлежащим Мурских А.В. земельным участком с кадастровым номером № также не менялись с 2006 года до настоящего времени, поскольку граница сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, Липецкого муниципального района Липецкой области и города Липецка в месте пересечения территории земельного участка с кадастровым номером № является общей ввиду полного совпадения координат последних, что, помимо приведенного выше, также подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 26 мая 2023 года, из содержания которого следует, что на момент проведения кадастровых работ по земельному участку с кадастровым номером № (2008 год) границы Косыревского сельсовета Липецкого муниципального района в координатном описании были утверждены Законом №126-ОЗ. Указанные границы муниципального образования Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района внесены в ЕГРН 8 ноября 2010 года (реестровый номер 48:13-3.13). Границы муниципального образования Липецкого муниципального района Липецкой области внесены в ЕГРН 12 декабря 2017 года (реестровый номер границы 48:00-3.395). Границы населенного пункта города Липецка Липецкой области (координаты границ) внесены в ЕГРН 28 декабря 2017 года (реестровый номер границы 48:00-4.10). В результате проведенного управлением анализа установлено, что на данном промежутке границ сведения о координатах поворотных точек и местоположении границ всех вышеуказанных муниципальных образований совпадают (то есть координаты на отрезках границ в месте пересечения с земельным участком с кадастровым номером № одинаковы). Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № сформирован на территории двух муниципальных образований: города Липецка и Липецкого муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 169 КАС РФ специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.
В соответствии с приведенными в разъяснениями в целях разрешения вопросов, связанных с установлением и толкованием содержания положений нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, норм иностранного права, технических норм, суд вправе привлечь к участию в деле специалиста (ч. 2 ст. 50 КАС РФ).
С учетом положений части 1 статьи 169 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», судом первой инстанции в качестве специалиста допрошена сотрудник Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области Артюх С.Н., являющаяся ведущим специалистом-экспертом отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости, пояснившая, что содержащаяся в землеустроительном деле 2006 года информация о координатах Липецкого района Липецкой области была введена в Закон №126-ОЗ Законом Липецкой области от 3 июля 2007 года № 69-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» в виде ссылки на листы землеустроительного дела по описанию границ поселений, расположенных на территории Липецкого района Липецкой области, которое хранилось в Государственном фонде данных, указав, что при проведении в 2008 году работ по выделу земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый инженер был обязан учитывать координаты границ Липецкого района Липецкой области и обратиться в Государственный фонд данных, однако этого не сделал, в связи с чем реестровая ошибка имеет место в результате действий кадастрового инженера по формированию границ земельного участка с кадастровым номером № в 2008 году, а не в результате формирования границ муниципальных образований, координаты которых были оформлены в 2006 году и внесены в Закон № 126-ОЗ в 2007 году.
Каких-либо оснований не доверять пояснениям данного специалиста не имеется.
Суд первой инстанции также правомерно принял во внимание сообщение управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 23 мая 2023 года, согласно которому описание границ муниципальных образований сельских поселений, в том числе сельского поселения Косыревский сельсовет в системе координат утверждено в 2007 году законом Липецкой области от 3 июля 2007 года № 69-ОЗ на основании землеустроительных дел, подготовленных ООО «НПО «Геоинформационные Системы и Технологии» в 2006 году. Землеустроительные дела хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства. Указанные муниципальные границы в координатном режиме внесены в ЕГРН в 2010 году. В 2017 году были проведены землеустроительные работы в отношении границ Липецкого муниципального района Липецкой области. Координаты границ Липецкого муниципального района Липецкой области в районе расположения земельного участка с кадастровым номером № не изменялись и совпадают с координатами границы сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого района Липецкой области, утвержденными законом в 2007 году. При проведении землеустроительных работ по границам Липецкого муниципального района Липецкой области кадастровым инженером была выявлена реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №. Данный земельный участок был сформирован в 2008 году путем выдела из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей долевой собственности граждан на основании результатов межевания, подготовленных ООО «Вертикаль». При проведении работ по межеванию указанного земельного участка кадастровым инженером ООО «Вертикаль» не были учтены установленные законом границы муниципальных образований в координатном режиме.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и проанализировав приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что именно формирование земельного участка с кадастровым номером № в 2008 году, то есть после установления границ муниципальных образований в координатном виде, без учета установленных Законом № 126-ОЗ границ между городским округом город Липецк и Липецким муниципальным районом, являющихся смежными с границей сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района, повлекло за собой нарушение земельного законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств, опровергающих данный вывод суда, в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления Мурских А.В. как в части требований о признании недействующими приложения № 1 к Закону №126-ОЗ в части описания границы городского округа город Липецк Липецкой области в координатном виде в точках с 1802 по 1812, приложения № 15 к Закону №126-ОЗ в части описания границы Липецкого муниципального района Липецкой области в координатном виде в точках с 1477 по 1487, в части пересечения границ указанных муниципальных образований с частью границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Мурских А.В., так и в части возложения на Липецкий областной Совет депутатов в соответствии с частью 4 статьи216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности внести изменения в части утверждения описания местоположения части границы Липецкого муниципального района и городского округа город Липецк относительно земельного участка с кадастровым номером № в текстовом и координатном виде в Закон №126-ОЗ.
Доводам административного истца, повторяющимся в апелляционной жалобе, судом первой инстанции была дана надлежащая оценка.
Так, судом было верно указано, что то обстоятельство, что выделяемый земельный участок с кадастровым номером № был образован из земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, не опровергает вывод суда о возникновении реестровой ошибки в результате действий кадастрового инженера по формированию границ земельного участка с кадастровым номером № в 2008 году и не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку, как следует из пояснений участвующих в деле лиц, на момент выдела земельного участка с кадастровым номером № из земельного участка с кадастровым номером № последний не был сформирован и не имел конкретных координат характерных точек, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от 31 мая 2023 года, из содержания которой следует, что сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Доказательств, опровергающих приведенные сведения, в материалы дела не представлено и о их наличии в ходе рассмотрения дела не заявлялось.
Судебная коллегия соглашается с тем, что доводы представителей административного истца относительно местонахождения земельных участков, смежных с земельным участком с кадастровым номером №, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку предметом рассмотрения настоящего административного дела является нарушение прав Мурских А.В. в части использования земельного участка с кадастровым номером №, а иных земельных участков.
Вместе с тем, судом апелляционное инстанции, с учетом доводов апелляционной жалобы, предлагалось сторонам представить доказательства, свидетельствующие о нарушении прав административного истца расположением смежных земельных участков в границах городского округа город Липецк. Напротив, из представленных Мурских А.В. выписок из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № следует, что они расположены в Липецком муниципальном районе, с/п Косыревский сельсовет, с. Косыревка.
Отсутствие на момент формирования границ земельного участка с кадастровым номером № в 2008 году в ЕГРН координат муниципальных образований на существо принятого решения повлиять не могут, поскольку, как верно указал суд в обжалуемо судебном акте, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 года №396 и действовавшего на момент формирования принадлежащего Мурских А.В. земельного участка, работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации, однако, как установлено судом, содержащаяся в государственном фонде данных информация о координатах границ муниципальных образований кадастровым инженером не была истребована.
Действия либо бездействия должностных лиц по вопросам, связанным с земельным участком с кадастровым номером № с учетом прохождения по его территории границ муниципальных образований, предметом рассмотрения настоящего административного дела не являются, поэтому связанные с ними доводы административного истца правомерно не были приняты судом во внимание.
Ссылка представителей административного истца на установление кадастровым инженером при подготовке землеустроительного дела по описанию местоположения границы города Липецка Липецкой области 2017 года реестровой ошибки при формировании границы территории города Липецка также обоснованно отклонена, поскольку кадастровым инженером Водопьяновым А.А. сделан вывод о том, что сформированная граница территории города Липецка Липецкой области не должна пересекать границы других муниципальных образований, населенных пунктов, земельных участков на основании статей 11.9, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства», а также указано, что для устранения пересечений необходимо уточнить местоположение конкретных земельных участков, а не границы муниципальных образований.
Проверяя оспариваемый в части Генеральный план на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу, что он не противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в частности, положениям статей 11.9, 83 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 10 – 13 Федерального закона №131-ФЗ, и не нарушает прав административного истца.
Судебная коллегия с данным выводом суда также соглашается ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему кодексу (часть 4 статьи 3); территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9); документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе генеральные планы городских округов (пункт 3 часть 1 статьи 18), который содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); карту функциональных зон (часть 3 статьи 23); обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Органы местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов (часть 5.1 статьи23); к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23); материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23); материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, границы существующих населенных пунктов (пункт 2 части 8 статьи 23), особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения (пункт 5 части 8 статьи 23); генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 названного Кодекса (часть 1 статьи 24).
Из содержания Генерального плана следует, что пункт 4.1 раздела I представляет собой описание местоположения границ населенного пункта город Липецк в координатном виде – в виде обозначения характерных точек границы, то есть порядкового номера данных характерных точек и координат Х и Y, соответственно; пункт 4 раздела II – «Графические материалы» – карту функциональных зон городского округа, размещенную на официальном интернет-портале правовой информации ttp://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4800202301060016?index=212.
Первоначально административный истец просил признать недействующим пункт 4.1 Генерального плана в части описания и установления местоположения границ Липецкого городского округа Липецкой области, пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером №
В ходе рассмотрения дела Мурских А.В. требования о признании недействующим пункта 4.1 раздела I Генерального плана не поддержал. Поскольку указанные в пункте 4.1 раздела I Генерального плана координаты границы населенного пункта город Липецк не пересекают земельный участок с кадастровым номером №, а проходят по границе данного земельного участка в тринадцати парных точках координат и подлежат внесению в Закон №126-ОЗ вместо указанных в законе одиннадцати парных точек, административный истец указал, что поскольку пункт 4 раздела II «Графические материалы» Генерального плана соответствует Закону №126-ОЗ, но не соответствует пункту 4.1 раздела I Генерального плана, постольку подлежат признанию недействующим в части пункт 4 раздела II «Графические материалы» Генерального плана и возложить на Правительство Липецкой области обязанность привести в соответствие с пунктом4.1 раздела I пункт 4 раздела II указанного Генерального плана Генерального плана и направить в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области постановление правительства Липецкой области от 30 декабря 2022 года № 370 «Об утверждении Генерального плана городского округа город Липецк на период до 2042 года» с приложением Генерального плана для внесения сведений в ЕГРН.
Учитывая, что в процессе рассмотрения дела административный истец пояснил, что не намерен отказываться от административного иска в части признания недействующим пункта 4.1 раздела I Генерального плана, данное требование рассмотрено судом первой инстанции по существу.
Как установлено судом первой инстанции, на обращения административного истца в его адрес направлялись соответствующие ответы.
Решением заместителя председателя департамента градостроительства и архитектуры от 2 декабря 2019 года № 41 Мурских А.В. отказано в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером № на основании подпункта «г» пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1221, в связи с отсутствием случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
По сообщению департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 14 января 2022 года на имя Мурских А.В. в действующем генеральном плане города Липецка, утвержденном решением Липецкого городского Совета депутатов от 9 февраля 2016 года № 73, не отражены сведения о границах земельных участков, входящих в границы муниципального образования город Липецк. В настоящее время по заказу управления строительства и архитектуры Липецкой области разработан проект нового Генерального плана муниципального образования город Липецк, общественные обсуждения по которому будут проходить с 14 января 2022 года по 18 февраля 2022 года.
8 февраля 2022 года Мурских А.В. в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка представлены предложения в рамках проведения общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа города Липецка о приведении в соответствие границ муниципальных образований город Липецк и Липецкий муниципальный район в месте расположения земельного участка с кадастровым номером № и формировании вместо запланированной коммунально-складской зоны КС – промышленной зоны П-2.
Согласно сообщению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 9 марта 2022 года предложения и замечания Мурских А.В., поступившие в период проведения общественных обсуждений по проекту Генерального плана, включены в протокол общественных обсуждений и заключение о результатах общественных обсуждений.
25 ноября 2022 года Мурских А.В. в администрацию г. Липецка подано заявление с просьбой об устранении нарушения земельного законодательства, на которое департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка в адрес заявителя направлен ответ от 20 декабря 2022 года, из содержания которого следует, что изменение границы городского округа город Липецк в соответствии с законом Липецкой области от 26 декабря 2014 года №357-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» отнесено к полномочиям органов государственной власти. Постановлением Правительства Липецкой области от 4 августа 2022 года № 67 установлено осуществление указанных полномочий управлением строительства и архитектуры Липецкой области.
25 ноября 2022 года Мурских А.В. также подано заявление в Правительство Липецкой области с просьбой об устранении нарушения земельного законодательства, на которое управлением строительства и архитектуры Липецкой области направлен ответ от 20 декабря 2022 года с разъяснением необходимости внесения изменений в Закон №126-ОЗ в части изменения границ городского округа город Липецк, Липецкого муниципального района, сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района, процедуры и правовых оснований для изменения границ муниципальных образований, а также рекомендовано обратиться за получением официальных ответов всех задействованных органов местного самоуправления о целесообразности изменения границ данных муниципальных образований на основании его обращения, поскольку при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером № кадастровым инженером не были учтены установленные Законом №126-ОЗ границы муниципальных образований.
Правительство Липецкой области ссылается на то, что Генеральным планом определены границы населенного пункта город Липецк, входящего в состав городского округа город Липецк, а не границы муниципального образования городской округ город Липецк Липецкой области, указав также, что у Генерального плана совершенно иные цели и задачи, которые указаны в пункте 1.1 Генерального плана.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела I Генерального плана последним определены:
- границы населенного пункта город Липецк, входящего в состав городского округа;
- планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, определяющие характер развития сети транспортной, инженерной, социальной и иных инфраструктур;
- функциональное зонирование территории городского округа. При подготовке Генерального плана учтены социально-экономические, демографические и иные показатели развития города Липецка.
В Генеральном плане отображены планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, к которым относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления города Липецка полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, Законом Липецкой области от 9 апреля 2009 года № 262-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере градостроительной деятельности на территории Липецкой области», Уставом города Липецка и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальное образование представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения, а городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Согласно статьи 4 Закона Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 382-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения» населенным пунктом является место постоянного или временного проживания людей, имеющее сосредоточенную застройку и приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха.
Следовательно, Генеральным планом определены границы населенного пункта город Липецк, входящего в состав городского округа город Липецк, в то время как границы муниципального образования городской округ город Липецк Липецкой области, как указано ранее, установлены Приложением №1 к Закону №126-ОЗ.
Действительно, исходя из буквального толкования пункта 4 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границы населенного пункта не могут пересекать границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны.
Вместе с тем, судом было установлено, что Закон № 126-ОЗ, о признании которого недействующим в части отказано, устанавливающий границы муниципальных образований и являющийся нормативным правовым актом, имеет большую юридическую силу по отношению к Генеральному плану, ввиду чего правовых оснований для признания недействующими пункта 4.1 раздела I «Положения о территориальном планировании» и пункта 4 раздела II «Графические материалы» Генерального плана у суда не имелось, равно как не имелось предусмотренных частью 4 статьи216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для возложения на Правительство Липецкой области обязанности по приведению пункта 4 раздела II «Графические материалы» в соответствие с пунктом 4.1 раздела I «Положения о территориальном планировании» и направлению соответствующей информации в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.
При этом судом учтено, что Генеральный план является документом перспективного планирования, и им лишь потенциально допускается возможность осуществления определенной деятельности, что не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца.
Поскольку предполагаемое административным истцом нарушение его прав возникло в результате наличия реестровой ошибки при формировании кадастровым инженером границ земельного участка с кадастровым номером №, и не находится в прямой причинно-следственной связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта, постольку доводы Мурских А.В. о невозможности сформировать запроектированную в месте расположения земельного участка промышленную зону в соответствии с разработанным Генеральным планом городского округа город Липецк на существо принятого решения повлиять не могут.
Вопреки додам административного истца, из материалов дела следует, что согласно протоколу общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Липецк № 1 от 18 февраля 2022 года письменное обращение № М-1208 от 8 февраля 2022 года от Мурских А.В. принято к учету.
Суд первой инстанции верно отметил, что публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Публичные слушания, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта документации по планировке территории, их результаты носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.
В данном случае, применительно к административному истцу соблюдение его прав подтверждается самим фактом обеспечения возможности участия в открытых обсуждениях в рамках публичных слушаний и свидетельствует о соблюдении уполномоченным органом порядка организации и проведения публичных слушаний.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционных жалобах не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Липецкого областного суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурских Алексея Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи