УИД: 36OS0000-01-2021-000067073
Дело № 66а-2979/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 8 июля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С.,
судей Ковалёвой Ю.В., Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-261/2021 по административному исковому заявлению Кондаурова Ю.А. о признании недействующим в части приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 6 ноября 2020 г. № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области»
по апелляционной жалобе Кондаурова Ю.А. на решение Воронежского областного суда от 9 апреля 2021 г., которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С., объяснения представителя Кондаурова Ю.А. – Кардашова С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А., полагавшей судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее также – ДИЗО Воронежской области, административный ответчик) от 6 ноября 2020 г. № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 1 января 2020 г., средний уровень кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда по муниципальным районам (городским округам) Воронежской области по состоянию на 1 января 2020 г.
Нормативный правовой акт опубликован 19 ноября 2020 г. в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (http://www.govvrn.ru), а также 23 ноября 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Кондауров Ю..А. обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с даты издания приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 6 ноября 2020 г. № 2562 в части утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, расположенных на территории Воронежской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решение о проведении в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов было принято путём издания департаментом экономического развития Воронежской области приказа от 30 декабря 2019 г. № 51-13-09/212-о, то есть решение о её проведении состоялось менее чем за шесть месяцев до 1 января 2020 г.
Преамбула приказа ДИЗО Воронежской области от 6 ноября 2020 г. № 2562 содержит указание на то, что дата составления отчёта № об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, - 24 сентября 2020 г., в связи с чем нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует положениям статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 269-ФЗ), поскольку установленное данной статьёй ограничение на проведение государственной кадастровой оценки действует с 11 августа 2020 г. до 1 января 2022 г., в этот период государственная кадастровая оценка не проводится, если решение о её проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением. Составление отчёта об итогах государственной кадастровой оценки (24 сентября 2020 г.) и утверждение результатов кадастровой оценки (6 ноября 2020 г.) – это процедуры, включаемые действующим законодательством в понятие государственной кадастровой оценки, которые были реализованы в период установленных Федеральным законом № 269-ФЗ ограничений.
Нормативный правовой акт в оспариваемой части затрагивает его права и законные интересы, так как на основании договора аренды земельного участка от 30 марта 2012 г. и дополнительного соглашения к нему от 14 февраля 2013 г. он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и методика расчёта арендной платы за земельный участок предусматривает применение кадастровой стоимости земельного участка. В результате принятия нормативного правового акта в оспариваемой части неправомерно увеличивается подлежащая уплате административным истцом арендная плата за земельный участок.
Решением Воронежского областного суда от 9 апреля 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Кондаурова Ю.А. отказано.
В апелляционной жалобе Кондауров Ю.А. просит об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного иска в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные и озвученные ранее при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, указав, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал неверную оценку имеющимся в деле доказательствам и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы заинтересованными лицами и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения с просьбой оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также – Федеральный закон № 237-ФЗ).
Статьёй 6 Федерального закона № 237-ФЗ определён порядок проведения государственной кадастровой оценки, согласно которому государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации); уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
Государственная кадастровая оценка в силу части 3 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ включает в себя следующие процедуры:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчёта об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчёт);
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости (часть 4 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ).
Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчёта утверждает содержащиеся в таком отчёте результаты определения кадастровой стоимости путём принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Проанализировав положения статей 25, 44 Устава Воронежской области, статьи 4 Закона Воронежской области от 17 октября 2012 г. № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области», статей 9, 10 Закона Воронежской области от 1 февраля 1995 г. № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области», статьи 5 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 г. № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации», постановления правительства Воронежской области от 8 мая 2009 г. № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», суд сделал верное заключение о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 30 декабря 2019 г. департаментом экономического развития Воронежской области издан приказ № 51-13-09/212-О «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области в 2020 году» (далее – Приказ № 51-13-09/212-О). Пунктом 2 названного приказа государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» (далее также – ГБУ ВО «ЦГКОВО») предписано обеспечить определение кадастровой стоимости земельных участков категории земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области и предоставление отчётов об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области в департамент экономического развития Воронежской области до 27 октября 2020 г.
Департамент экономического развития Воронежской области (далее также – ДЭР Воронежской области) на момент принятия Приказа № 51-13-09/212-О являлся уполномоченным органом Воронежской области на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки в соответствии с положением о департаменте экономического развития Воронежской области, утверждённым постановлением правительства Воронежской области от 18 мая 2009 г. № 394 (в редакции, действовавшей до 26 октября 2020 г.).
Постановлением правительства Воронежской области от 22 октября 2020 г. № 996 «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Воронежской области» в положение о департаменте экономического развития Воронежской области, утверждённое постановлением правительства Воронежской области от 18 мая 2009 г. № 394, и в положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утверждённое постановлением правительства Воронежской области от 8 мая 2009 г. № 365, внесены изменения, согласно которым с 26 октября 2020 г. ДИЗО Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, и проведения государственной кадастровой оценки.
Приказ № 51-13-09/212-О полностью соответствует положениям части 3 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 г.) и в материалах административного дела имеются письменные доказательства, подтверждающие выполнение ДЭР Воронежской области требований, изложенных в части 5 названной статьи.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, исследовав, проанализировав и оценив представленные сторонами и заинтересованными лицами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу, что все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и иных нормативных правовых актов в области кадастровой оценки, включая методические указания о государственной кадастровой оценке, утверждённые приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226, а также с соблюдением установленных процедур.
Так, 30 декабря 2019 г. ДЭР Воронежской области в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление Росреестра по Воронежской области) в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 г.) направил копию Приказа № 51-13-09/212-О и запросил согласно статье 13 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 г.) перечень объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г., подлежащих государственной кадастровой оценке на основании Приказа № 51-13-09/212-О.
26 февраля 2020 г. ГБУ ВО «ЦГКОВО» получен перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный на 1 января 2020 г.
22 мая 2020 г. составлен четырёхсторонний акт о количестве объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и включённых в перечень, в отношении которых в 2020 году проводится государственная кадастровая оценка, подписанный ГБУ ВО «ЦГКОВО», Управлением Росреестра по Воронежской области, ДЭР Воронежской области и федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области.
27 мая 2020 г. в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 г.) результаты обработки перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в соответствии с Приказом № 51-13-09/212-О, размещены на официальном сайте ДЭР Воронежской области.
10 июля 2020 г. ГБУ ВО «ЦГКОВО» направило в адрес Росреестра для проверки промежуточные отчётные документы в рамках проведения в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земель.
15 июля 2020 г. Росреестр в адрес ДЭР Воронежской области направил уведомление о соответствии промежуточных отчётных документов требованиям к отчёту об итогах государственной кадастровой оценки с приложением акта проверки от 14 июля 2020 г. №.
24 сентября 2020 г. ГБУ ВО «ЦГКОВО» в адрес Росреестра направило для проверки итоговые отчётные документы на съёмном электронном носителе в рамках проведения в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земель.
30 сентября 2020 г. Росреестр в адрес ДЭР Воронежской области направил уведомление об отсутствии нарушений требований к отчёту об итогах государственной кадастровой оценки с приложением акта проверки от 28 сентября 2020 г.
5 октября 2020 г. ГБУ ВО «ЦГКОВО» направило в ДЭР Воронежской области итоговые отчётные документы на электронном носителе в форме электронного документа и копию отчёта на бумажном носителе. 27 октября 2020 г. данные документы департаментом экономического развития Воронежской области направлены в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в связи с принятием правительством Воронежской области постановления от 22 октября 2020 г. № 996 «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Воронежской области» и наделением ДИЗО Воронежской области полномочиями по утверждению результатов определения кадастровой стоимости.
Эти обстоятельства стороной административного истца не оспаривается.
Обращаясь с административным исковым заявлением в суд, Кондауров Ю.А. указал, что решение о проведении в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки состоялось менее чем за шесть месяцев до 1 января 2020 г., что противоречит статье 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 11 августа 2020 г., в связи с чем приказ ДИЗО Воронежской области от 6 ноября 2020 г. № 2562 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и подлежит признанию недействующим.
Опровергая данные доводы административного истца, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что положения пункта 3 части 7 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ к спорным правоотношениям неприменимы, поскольку решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области в 2020 году было принято ДЭР Воронежской области 30 декабря 2019 г., то есть до вступления в силу Федерального закона № 269-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2022 года в отношении земельных участков, до 1 января 2023 года в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест государственная кадастровая оценка не проводится в случае, если решение о её проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.
Вместе с тем, на день принятия Приказа № 51-13-09/212-О в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» отсутствовали какие-либо нормативные требования о предельных, ограничительных сроках принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 г.) государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Статьёй 4 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Учитывая, что Федеральный закон № 269-ФЗ вступил в силу 11 августа 2020 г., при этом в самом законе не указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, а установленное пунктом 3 части 7 статьи 6 этого Федерального закона ограничение связано с датой принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об ошибочности доводов административного истца о несоответствии приказа ДИЗО Воронежской области от 6 ноября 2020 г. № 2562 положениям приведённой нормы.
Остальные доводы Кондаурова Ю.А. в обоснование административного иска, в том числе о нарушении принципа предсказуемости расчёта арендной платы, об отсутствии экономической обоснованности утверждённой кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка, о недостаточности времени, предоставленного ГБУ ВО «ЦГКОВО» для сбора и обработки информации при осуществлении государственной кадастровой оценки земельных участков, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными по основаниям, подробно изложенным в решении, с которыми судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, они аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Кондаурова Ю.А. не имеется, поскольку они сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воронежского областного суда от 9 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондаурова Ю.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи