ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-399/2022 от 07.04.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-399/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 7 апреля 2022 года

Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Буткова Н.А., рассмотрев административный материал № 9а-14/2022 по частной жалобе Мойсеенко М.В. на определение судьи Тюменского областного суда от 21 февраля 2022 года о возвращении административного искового заявления Мойсеенко М.В. об оспаривании действий (бездействия) начальника УМВД России по городу Тюмени Выходцева С.И., прокурора Калининского АО г.Тюмени Кондрашкина Е.В., руководителя СУ СК России по Тюменской области Кублякова А.А.

установил:

Мойсеенко М.В. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением, в котором изложил требования о признании незаконными действий (бездействия) начальника УМВД России по городу Тюмени Выходцева С.И., прокурора Калининского АО г.Тюмени Кондрашкина Е.В., руководителя СУ СК России по Тюменской области Кублякова А.А.

Определением судьи Тюменского областного суда от 21 февраля 2022 года административное исковое заявление Мойсеенко М.В. возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с выводом о неподсудности дела данному суду.

В частной жалобе Мойсеенко М.В. просит отменить указанное определение как необоснованное и не соответствующее нормам процессуального законодательства.

Частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания на основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив административный материал, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого определения с учетом следующего.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего урегулировано нормами главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статьи 218-228).

Из части 5 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что административные исковые заявления по делам указанной категории подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

Согласно части 6 этой же статьи не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 129 и части 2 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в случае, если дело неподсудно данному суду.

Согласно статье 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к подсудности районных судов относятся административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам.

Положения статей 17.1, 18, 20 и 21 названного Кодекса, определяющих подсудность административных дел мировым судьям, военным судам, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа и Верховному Суду Российской Федерации, не относят к подсудности данных судов административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных административным истцом органов государственной власти и должностных лиц.

Следовательно, административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц за исключением случаев, когда проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке, подлежат рассмотрению по первой инстанции районным судом.

При таких обстоятельствах судья Тюменского областного суда пришел к правильному выводу о наличии оснований для возвращения административного искового заявления Мойсеенко М.В. ввиду неподсудности дела данному суду.

Доводы частной жалобы о том, что споры о возмещении ущерба и компенсации морального вреда разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства, не могут быть приняты во внимание, поскольку таких требований в просительную часть административного искового заявления не включено. При этом, исходя из содержания сформулированных Мойсеенко М.В. требований, судья обоснованно расценил поданное им исковое заявление как административное, независимо от отсутствия соответствующего указания в заявлении, и при рассмотрении вопроса о его принятии правильно руководствовался нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, данные доводы Мойсеенко М.В. в любом случае не опровергают вывод о неподсудности дела Тюменскому областному суду, так как в силу положений статей 24 и 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела по спорам о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда также не относятся к подсудности областного суда.

С учетом изложенного обжалуемое определение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

Определение судьи Тюменского областного суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Мойсеенко М.В. – без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья