Дело № 66а-5158/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 12 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В.,
судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н.,
при секретаре Кузьминой К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-60/2020 по административному исковому заявлению Евсеева Александра Анатольевича о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования Брызгаловское Камешковского района, утвержденного решением Совета народных депутатов от 28 ноября 2012 года № 40 в редакции решения Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 23 декабря 2019 года № 615,
по апелляционной жалобе административного истца Евсеева Александра Анатольевича на решение Владимирского областного суда от 19 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н., объяснения представителя административного истца Стоногина С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Евсеев А.А. обратился в областной суд с административным иском о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана муниципального образования Брызгаловское Камешковского района Владимирской области, утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования Брызгаловское Камешковского района 28 ноября 2012 года № 40 (в редакции решения Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 23 декабря 2019 года № 615) (далее – Генеральный план, решение Совета народных депутатов от 28 ноября 2012 года № 40, решение Совета народных депутатов от 23 декабря 2019 года № 615) в части дополнения пунктом 2.9.1 части 2.9 главы 2 тома 1 Положения о территориальном планировании Брызгаловского поселения Камешковского района Владимирской области, следующего содержания: «Проекты решения. Схема и система водоснабжения. Предусматривается размещение объектов водозаборного узла для пос. Дружба (с у четом перспективного водоснабжения с. Эдемское) и пос. Новки с площадкой насосной станции второго подъема, на которой предусматривается разместить станцию водоочистки, резервуары чистой воды, фильтры-поглотители, насосную станцию второго подъема, расположенного на расстоянии 150 м. от северо-западной границы пос. Новки на землях администрации МО Брызгаловское»; обозначения на основном чертеже генерального плана, карте функциональных зон, карте планируемого размещения объектов капитального строительства условным обозначением «Водозабор», площадки сооружений водозаборного узла в северной части земельного участка с кадастровым номером № и обозначения данного земельного участка в экспликации условным обозначением «(20)-водозаборные сооружения»; обозначения на карте границ зон с особыми условиями использования территории условным обозначением «Проектируемый водозабор» и обозначения границ первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения – 50 м. от водозаборных сооружений (артскважин) на спорном земельном участке.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, отсутствие публикаций решений и размещения их на сайте, а также отнесение принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером № к зоне с особыми условиями использования территории (в границы первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения 50 метров от водозаборных сооружений (артскважин)), что ограничивает право ФИО1 использовать участок для сельскохозяйственного производства.
Решением Владимирского областного суда от 19 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратился в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. В жалобе приводит доводы, аналогичные доводам, приведенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Советом народных депутатов Камешковского района, администрацией Камешковского района, прокуратурой Владимирской области представлены возражения.
Евсеев А.А. в суд не явился, для участия в судебном заседании направил своего представителя.
Представители Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области, администрации Камешковского района Владимирской области, администрации муниципального образования Брызгаловское Камешковского района Владимирской области, Совета народных депутатов муниципального образования Брызгаловское Камешковского района Владимирской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовали о рассмотрении дела в апелляционном порядке без их участия.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не была признана судом обязательной.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Евсеев А.А. с 30 августа 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 44053 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская область Камешковский район, муниципальное образование Брызгаловское (сельское поселение), примерно в 300 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка (наименование ориентира: административная граница п. Новки и 500 м южнее с. Эдемское).
Муниципальное образование Брызгаловское сельское поселение Камешковского района Владимирской области (далее – Брызгаловское сельское поселение) наделено статусом сельского поселения и входит в состав территории Камешковского района. В числе прочего п. Новки, с. Эдемское входят в состав территории Брызгаловского сельского поселения, насчитывающем 18 населенных пунктов (приложение 6-1 к Закону Владимирской области от 11 мая 2005 года № 51-ОЗ «О наделении Камешковского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ»).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта – 28 ноября 2012 года) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
28 ноября 2012 года решением Совета народных депутатов Брызгаловское сельское поселение за № 40 утвержден Генеральный план данного муниципального образования. Решение № 40 опубликовано в районной газете «Знамя» от 1 февраля 2013 года № 8 (7283).
Из Генерального плана в редакции 2012 года следует, что земли в границах лесного квартала № 84, в пределах которого по направлению к северо-западу от границы п. Новки находится земельный участок, предоставленный 21 июня 2018 года администрацией Камешковского района в собственность административному истцу, были отнесены к землям администрации муниципального образования Брызгаловское и предназначались на перспективу развития данного поселения в целях использования для муниципальных нужд.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон № 131-Федерального закона, которым установлены в частности виды муниципальных образований - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения, в результате полномочия по утверждению генеральных планов (по внесению в них изменений) сельских поселений были отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Советом народных депутатов Камешковского района Владимирской области 23 декабря 2019 года принято решение № 615, которым утверждены изменения в генеральный план Брызгаловского сельского поселения. Данное решение официально опубликовано в районной газете «Знамя» 27 декабря 2019 года за № 86, размещено на официальном сайте администрации Камешковского района Владимирской области.
Часть 2.9 главы 2 тома 1 Положения о территориальном планировании Брызгаловского поселения Камешковского района Владимирской области дополнена пунктом 2.9.1 следующего содержания:
- обозначения на основном чертеже генерального плана, карте функциональных зон, карте планируемого размещения объектов капитального строительства условным обозначением «Водозабор», площадки сооружений водозаборного узла в северной части земельного участка с кадастровым номером № и обозначения данного земельного участка в экспликации условным обозначением «(20)-водозаборные сооружения;
- обозначения на карте границ зон с особыми условиями использования территории условным обозначением «Проектируемый водозабор» и обозначения границ первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения – 50 м. от водозаборных сооружений (артскважин) на спорном земельном участке.
Проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Брызгаловское Камешковского района Владимирской области выполнен в целях строительства на земельном участке с кадастровым номером 33:06:062601:13 сооружений водозаборного узла.
В частности, в связи с разработанной в 2012 году схемой водоснабжения Брызгаловского сельского поселения по результатам инженерно-геологических изысканий часть принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером № является единственно возможным вариантом для размещения водозаборного узла в целях обеспечения водоснабжением населения п. Дружба, с. Эдемское и п. Новки. В связи с чем схемой было предложено запроектировать и построить общий водозаборный узел для п. Дружба (с учетом перспективного водоснабжения с. Эдемское) и п. Новки с площадкой насосной станции второго подъема, на которой предусматривается разместить станцию водоочистки, резервуары чистой воды, фильтры-поглотители, насосную станцию второго подъема.
Постановлением администрации Камешковского района от 19 декабря 2017 года № 1833 было решено приступить к разработке изменений в Генеральный план.
Проанализировав Регламент Совета народных депутатов Камешковского района, утвержденный решением от 27 ноября 2017 года № 328, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что оспариваемое решение принято Советом народных депутатов Камешковского района в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и порядку принятия и опубликования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 5.1, 9, 23-25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний и официального опубликования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленными в материалы дела доказательствами подтверждено соблюдение порядка публикации и доведения до всеобщего сведения оспариваемого нормативного правового акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предусмотренный законом порядок проведения публичных слушаний по рассматриваемым вопросам соблюден.
Так, постановление администрации Камешковского района от 19 декабря 2017 года № 1833 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Брызгаловское Камешковского района» опубликовано в районной газете «Знамя» и размещено на официальном сайте администрации Камешковского района в сети Интернет, с учетом требований постановления администрации Камешковского района от 24 марта 2016 года № 349 «Об утверждении порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации Камешковского района и иной официальной информации».
Распоряжение главы Камешковского района от 22 октября 2019 года № 41, которым назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план, также официально опубликовано 25 октября 2019 года в газете «Знамя» с полным текстом проекта нормативного правового акта, включая его графическую часть. Данные материалы с распоряжением главы размещены на официальном сайте администрации района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - www.admkam.ru/ 6 ноября 2019 года. Оповещение о начале публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план также опубликовано в районной газете «Знамя» и размещено на сайте администрации Камешковского района в сети Интернет.
Таким образом, содержание проекта оспариваемого нормативного правового акта было доведено до широкого круга заинтересованных лиц, населения данного района, во всех населенных пунктах.
Проведя анализ содержания распоряжения главы Камешковского района от 22 октября 2019 года № 41 о назначении публичных слушаний и текста оповещения о начале публичных слушаний, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об их соответствии требованиям статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положению об организации и проведении общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросам в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Камешковский район, утвержденному решением Совета народных депутатов Камешковского района от 29 июня 2018 года № 423, отклонив доводы представителя административного истца о нарушении формы оповещения.
Публичные слушания проводились в период с 25 октября 2019 года по 29 ноября 2019 года, то есть в установленный законом срок. Имеющиеся в материалах дела протоколы публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний отражают, что замечания и предложения не поступили от участников публичных слушаний. По результатам публичных слушаний подготовлены заключения, которыми публичные слушания признаны состоявшимися. Данные заключения опубликованы в районной газете «Знамя» 6 декабря 2019 года, то есть доверены до сведения широкого круга лиц одним из установленных законом способом.
Доводы апелляционной жалобы об организационных недостатках проведения публичных слушаний, а также наличия двух заключений по результатам публичных слушаний, не опровергают выводов суда о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие официального опубликования решения об отмене распоряжения главы района от 21 августа 2019 года № 31 о назначении публичных слушаний не свидетельствует о наличии процедурных нарушений при проведении публичных слушаний, начатых на основании распоряжения главы Камешковского района от 22 октября 2019 года № 41.
При проверке оспариваемой части Генерального плана в редакции решения Совета народных депутатов от 23 декабря 2019 года № 615 на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд правильно исходил из того, что определение назначения территорий производится исходя из планов развития территории сельского поселения в целом и может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план городского округа определяет стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности в соответствующем муниципальном образовании и содержит долгосрочные ориентиры его развития. При этом генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карте границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения в области водоснабжения населения, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения объектов местного значения в области водоснабжения населения (части 3 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приведенные нормы позволяют сделать вывод о том, что объекты водоснабжения местного значения отображаются на картах генерального плана поселения не в виде функциональных зон, а как элементы функционально-планировочной структуры территории.
Таким образом, отображение в генеральном плане местоположения планируемого объекта водоснабжения само по себе не ограничивает прав административного истца на использование принадлежащего ему земельного участка в соответствии с разрешенным видом.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении положений действующего законодательства при установлении санитарно-защитной зоны охраны подземных источников водоснабжения были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты как не нашедшие подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Из фрагмента карты планируемого размещения объектов капитального строительства карты функциональных зон, а также фрагмента карты границ зон с особыми условиями использования территории графической части генерального плана (основного чертежа) внесения изменений в Генеральный план следует, что обозначения границ первого пояса зоны санитарной охраны на данных картах отсутствуют, как и в перечне условных обозначений отсутствует знак, который должен обозначать зону первого пояса зоны санитарной охраны.
По сведениям Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 16 июня 2020 года решений об утверждении проекта зоны санитарной охраны, об установлении границ режима зоны санитарной охраны для размещения общего водозаборного узла для пос. Дружба и пос. Новки Камешковского района с площадкой насосной станции второго подъема не принималось. Земельный участок с кадастровым номером № не подпадает в границу зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, в том числе и тех, которые перечислены в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Владимирского областного суда от 19 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Евсеева Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)