ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-677/2021 от 10.03.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья: Шелахаева Е.М.

Дело №66а-677/2021 (номер дела в суде первой инстанции 3а-305/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего

Ходус Ю.А.,

судей

Бушминой А.Е., Калугина Д.М.

при секретаре

ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шелепина Владимира Александровича об оспаривании постановления Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе Шелепина Владимира Александровича на решение Пензенского областного суда от 9 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Шелепина Владимира Александровича отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

28 мая 2019 года Правительство Пензенской области издало постановление № 316-пП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» (далее также - постановление Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП).

Постановлениями Правительства Пензенской области от 17 января 2020 года № 8-пП, от 24 марта 2020 года № 162-пП, от 15 мая 2020 года № 305-пП, от 13 ноября 2020 года № 793-пП в указанное постановление вносились изменения.

Административный истец Шелепин В.А. обратился в Пензенский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что являясь инвалидом, ранее получал и должен получать государственную поддержку в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, гарантированную статьей 7 Конституции Российской Федерации, частями 1 и 6 статьи 159, частью 2 статьи 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации, исходя из региональных стандартов жилой площади и стоимости услуг, однако с принятием оспариваемого постановления действие указанных нормативных правовых актов фактически было прекращено, поскольку компенсация предоставляется исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм, с трехмесячной задержкой, зависит от срока оплаты и поступления платы получателю и «от исполнения безвозмездных обязанностей субъектом Российской Федерации».

Административный истец считает, что указанное правовое регулирование противоречит приведенным им нормам; при этом предусмотренная федеральным законодательством компенсация нацелена на устранение социального неравенства, повышение материального благополучия; являясь федеральным обязательством государства и будучи финансируемой из расходной части федерального бюджета, должна быть безусловной, ежемесячной и стабильной, неизменной в период действия регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, кроме того, полагает, что оспариваемое постановление Правительства Пензенской области не является мерой государственной поддержки лиц, имеющих право на получение федеральных льгот, регулирование которой находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а является дополнительной мерой поддержки, установленной региональным законодателем.

Административный истец Шелепин В.А. с учетом уточненных заявленных требований просил суд признать недействующим постановление Правительства Пензенской области 28 мая 2019 года № 316-пП со дня вступления в законную силу – 1 июня 2019 года

Решением Пензенского областного суда от 9 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Шелепина Владимира Александровича об оспаривании Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» - отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе Шелепин В.А. просил решение Пензенского областного суда от 9 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в заключении полагала необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней – без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положениями статей 208 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В пунктах 28, 35 Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ)

Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1). Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3).

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в числе прочих относятся инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты) (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (часть 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6).

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

При этом федеральные нормы не содержат формы и конкретного механизма предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан; полномочия по их определению федеральным законодателем переданы субъектам Российской Федерации.

Реализуя указанные положения федерального законодательства на территории Пензенской области, Законодательное Собрание Пензенской области приняло Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» (далее - Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО), статьей 1 которого установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, имеющим на это право, в том числе в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Статьей 2 Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО установлено, что компенсация предоставляется отдельным категориям граждан исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона. Порядок предоставления компенсации определяется Правительством Пензенской области.

Акты Правительства Пензенской области, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (часть 2 статьи 26 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области») (далее - Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 906-ЗПО).

Порядок принятия указанных актов определен регламентом Правительства Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2010 года № 912-пП (далее – Регламент).

Постановления Правительства Пензенской области подписываются Губернатором Пензенской области или лицом, исполняющим его обязанности. Постановления Правительства Пензенской области, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию. Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства области устанавливается Правительством Пензенской области (части 5, 7, 3 статьи 26 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 906-ЗПО).

В соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года № 1013-пП, официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете «Пензенские губернские ведомости» либо газете «Издательский дом «Пензенская правда», либо первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Порядок опубликования).

Акты Правительства и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования. Данный порядок является общим и применяется во всех случаях, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (пункт 4 Порядка опубликования).

Как правильно установил суд первой инстанции постановление Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП является нормативным правовым актом, изданным во исполнение части 2 статьи 2 Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО, подписано Губернатором Пензенской области), после проведения процедуры согласования, опубликовано в газете «Пензенские губернские ведомости» от 5 июня 2019 года № 41 (1324), размещено 31 мая 2019 года на официальном сайте Правительства Пензенской области, 3 июня 2019 года размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в соответствии с пунктом 5 оспариваемого постановления вступило в законную силу с 1 июня 2019 года.

Постановления Правительства Пензенской области от 17 января 2020 года № 8-пП, от 24 марта 2020 года № 162-пП, от 15 мая 2020 года № 305-пП, которыми вносились изменения в оспариваемое постановление, подписаны Губернатором Пензенской области, а постановление Правительства Пензенской области от 13 ноября 2020 года, временно исполняющим обязанности Губернатора Пензенской области после проведения процедуры согласования, опубликованы в газете «Пензенские губернские ведомости» от 18 января 2020 года № 7 (1382), 30 марта 2020 года № 19 (1394), 22 мая 2020 года № 33 (1408), 18 ноября 2020 года № 72 (1447), размещены 17 января 2020 года, 25 марта 2020 года, 18 мая 2020 года, 16 ноября 2020 года –на официальном сайте Правительства Пензенской области, 17 января 2020 года, 26 марта 2020 года, 18 мая 2020 года, 16 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступили в законную силу в следующем порядке: постановление от 17 января 2020 года - в соответствии с пунктами 5 и 6 постановления - по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпунктов 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1, подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2, подпункта 2.4.2 подпункта 2.4 пункта 2, подпунктов 2.5, 2.6 пункта 2, подпункта 3.1 пункта 3 данного постановления, которые вступили в силу с 1 июля 2020 года; постановления от 24 марта 2020 года № 162-пП и 15 мая 2020 года в соответствии с пунктами 3 и 2 со дня их официального опубликования; постановление от 13 ноября 2020 года в соответствии с пунктом 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области - по истечении десяти дней после дня первого его опубликования, то есть 27 ноября 2020 года.

Суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО сделал верный вывод, что постановление Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» с учетом внесенных в него изменений издано уполномоченным органом - Правительством Пензенской области в пределах компетенции, установленной приведенными выше нормами федерального и регионального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.

Из материалов дела следует, что согласно справке МСЭ-2017 № 0817056 с 1 января 2018 года административному истцу Шелепину В.А. повторно установлена первая группа инвалидности бессрочно.

Из личного дела административного истца Шелепина В.А., представленного социальным управлением г. Пензы, следует, что административный истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: Пензенская область, г. Пенза, Железнодорожный район, ул. Московская/ул. Долгова, д. 121А/2А, кв. 14. 30 января 2018 года, действуя через представителя, Шелепин В.А. обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (компенсации). Материалы личного дела содержат счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставленные в целях выплаты компенсации чеки о произведенных оплатах, решения соответствующего органа и уведомления о назначении Шелепину В.А. ежемесячных денежных выплат в связи с предоставлением мер социальной поддержки.

Как указано выше, оспариваемый Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области (далее Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации), утвержденный постановление Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП, определен Законом Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО, положения которого ранее оспаривались административным истцом Шелепиным В.А. по административному делу № 3а-160/2020, рассмотренному Пензенским областным судом.

Решением Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года по административному делу № 3а-160/2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда от 4 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований Шелепину В.А. было отказано, поскольку компенсация инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение реально понесенных гражданином затрат, определенных в части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения, что согласуется с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое разъяснение правовой природы названной меры социальной поддержки содержится в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Указанным решением Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года по административному делу № 3а-160/2020 установлено, что статья 2 оспариваемого закона не изменяет определенный федеральным законодателем объем мер социальной поддержки, право истца на получение компенсации не прекращает и фактически направлена на реализацию определённых федеральным законодателем условий.

Определение в оспариваемом Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации формы и механизма предоставления меры социальной поддержки не уменьшает объем гарантий, предусмотренных федеральным законодательством для отдельных категорий граждан, обеспечивая получение им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов (подпункт 10.2 пункта 10 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации).

Установление в пункте 11 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации конкретных сроков и порядка выплаты компенсации (в сентябре по квитанциям июня, в октябре по квитанциям июля, в ноябре по квитанциям августа, в декабре по квитанциям сентября, в январе по квитанциям октября - и далее ежемесячно за каждый последующий месяц соответственно путём перечисления средств на счёт получателя, открытый в кредитной организации, либо через организации федеральной почтовой связи (по выбору гражданина) до последнего дня текущего месяца) вопреки доводам Шелепина В.А. нормам федерального законодательства не противоречит, предусматривает ежемесячное предоставление компенсации и является прерогативой регионального законодателя, установленной частью 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Кроме того, пункт 24 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации предусматривает, что уполномоченный орган на основании сведений организаций о гражданах, получающих компенсации, имеющих задолженность, приостанавливает выплату компенсации при условии: неуплаты гражданином платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в течение двух и более месяцев; невыполнения гражданином условий соглашения по погашению задолженности.

Пунктом 25 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации установлено, что плата компенсации возобновляется с месяца предоставления гражданином в уполномоченный орган (МФЦ) документа об отсутствии у него задолженности (справка организации об отсутствии задолженности, документ о начисленных (оплаченных) платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) либо копии соглашения по её погашению. Для возобновления компенсации, приостановленной в соответствии с подпунктом 24.2. пункта 24 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации, гражданин представляет документ о выполнении условий соглашения по погашению задолженности.

Установление в пункте 24 Порядка возможности приостановления выплаты компенсации при наличии определенных условий и установление в пункте 27 возможности возобновления указанных выплат также не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую силу.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал необоснованными требования административного истца о признании недействующими Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации, содержащих правовое регулирование предоставления компенсации при отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении данными гражданами соглашений по ее погашению, а также предусматривающее возможность ее возобновления после приостановления.

Являются верными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые региональные нормы, содержащие общее правило для всех категорий граждан, нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181, поскольку отсутствие в них указания на выплату компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных в связи с погашением задолженности за прошлое время, не является препятствием для получения компенсации таких расходов в размере 50 процентов.

Право получать компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлено имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральным законом, согласно которому средства на реализацию такой меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, объем которых определяется, в первую очередь, исходя из числа лиц, имеющих право на указанную меру социальной поддержки (части 2 - 4 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта в пределах полномочий Правительства Пензенской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, обоснованно не усмотрел несоответствия пунктов 11, 24, 25 и 27 Порядка имеющим большую силу нормативным правовым актам.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что в полномочия Правительства Пензенской области не входит компетенция по установлению порядка предоставлении компенсации расходов по оплате ЖКУ, судебная коллегия отклоняет, посокльку Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации определяет механизм предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, перечисленных в действующем федеральном законодательстве, к которым отнесен административный истец, в связи с чем такой Порядок законодательству не противоречит, напротив принят в соответствии с частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и Законом Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО.

В апелляционной жалобе административный истец указал, что частью 2 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок предоставления компенсации отнесен к порядку предоставления субсидий, предусмотренному статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно порядок расчета расходов, подлежащих компенсации для предоставления субсидий и компенсаций федеральным льготникам является единым и должен соответствовать части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из региональных стандартов стоимости услуг и федеральных нормативов потребления, в то время как в оспариваемом Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации предусмотрен расчет исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм расходов.

Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации согласиться не может, поскольку указанная норма регулирует вопросы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и не связана с правоотношениями по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренной статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ региональным органам власти не предоставлены полномочия по применению санкций к федеральным мерам социальной поддержки, в то время как оспариваемый Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов регламентирует меры приостановления и прекращения предоставления мер социальной поддержки федеральным льготникам как санкцию за нарушение платежной дисциплины, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг обусловлено отсутствием у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключением и (или) выполнением гражданами соглашений по ее погашению.

Ссылка в дополнениях к апелляционной жалобе на судебные акты, принятые по другим административным делам, не может служить основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, решения других судов преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.

Другие доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пензенского областного суда от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе Шелепина Владимира Александровича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Пензенский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 19 марта 2021 года.

Председательствующий

Судьи