ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-928/2022 от 07.04.2022 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

60OS0000-01-2021-000163-58

Дело № 66а-928/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 7 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ковалёвой Ю.В.,

судей Корпачевой Е.С., Кудряшова В.К.

при секретаре Сахарове Р.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-42/2021 по административному исковому заявлению Демченковой Елены Петровны, Тихомирова Александра Евгеньевича, Трегубовой Елены Станиславовны, Афанасьевской Екатерины Владимировны, Пивоварчик Татьяны Васильевны, Кучеренко Сергея Николаевича о признании недействующим в части Указа Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

по апелляционной жалобе Демченковой Елены Петровны, Тихомирова Александра Евгеньевича, Трегубовой Елены Станиславовны, Афанасьевской Екатерины Владимировны, Пивоварчик Татьяны Васильевны, Кучеренко Сергея Николаевича на решение Псковского областного суда от 22 декабря 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Губернатором Псковской области 15 марта 2020 года издан Указ № 30-УГ «О мерах по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (далее также - Указ № 30-УГ), вступивший в силу с даты принятия. Указ № 30-УГ опубликован 15 марта 2020 года в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» http://www.pravo.gov.ru, 16 марта 2020 года - на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20 марта 2020 года - в газете «Псковская правда» № 11.

Указом Губернатора Псковской области от 3 апреля 2020 года № 40-УГ наименование Указа № 30-УГ изменено, с 4 апреля 2020 года и по настоящее время Указ № 30-УГ имеет наименование «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В дальнейшем Указами Губернатора Псковской области неоднократно вносились изменения в Указ № 30-УГ в части его содержания.

Административные истцы с учетом уточнения административного искового заявления оспаривают в части Указ № 30-УГ в редакции Указа Губернатора Псковской области от 8 декабря 2021 года № 189-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора области от 15 марта 2020 года № 30-УГ и Указ Губернатора области от 26 ноября 2021 года № 177-УГ», положения которого вступили в законную силу 8 и 10 декабря 2021 года (пункт 4 Указа Губернатора области от 8 декабря 2021 года № 189-УГ).

Указ Губернатора области от 8 декабря 2021 года № 189-УГ опубликован 8 декабря 2021 года в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» http://www.pravo.gov.ru, 09 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 10 декабря 2021 года в газете «Псковская правда» № 47.

Административные истцы обратились в Псковский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Указа Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Просили признать недействующими подпункт г) подпункта 20), подпункт д.2) подпункта 22), подпункт а.1) подпункта 26), подпункт д) подпункта 27), подпункты в) и г) подпункта 32), подпункт 36) пункта 2; подпункт г) пункта 2 приложения № 3 Указа № 30-УГ в части запрета на посещение совершеннолетними гражданами общественных мест и мероприятий без предъявления одного из документов: документа, подтверждающего прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) двумя компонентами двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакциной, либо документа, содержащего сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню проведения мероприятия, а у лица, имеющего медицинские противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), наличие одновременно двух документов - медицинского документа, подтверждающего наличие таких медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, выдавшей данный документ, и документа (в том числе в электронном виде), подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом ПЦР, срок действия которого составляет 48 часов от времени результата такого лабораторного исследования, а также подпункта а) подпункта 6) пункта 3; подпункта а) подпункта 7) пункта 3.1, подпункта 1) пункта 3.3 Указа № 30-УГ в части запрета на заселение в пансионат, санаторно-курортную организацию (санаторий), в объект временного проживания граждан, а также предоставления жилых помещений для временного проживания, расположенных на территории Псковской области, граждан, прибывших в Псковскую область из другого субъекта Российской Федерации, без предоставления одного из следующих документов: документа, подтверждающего прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) двумя компонентами двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакциной, либо документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, полученного не ранее чем за три календарных дня до дня заселения, либо документа, содержащего сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в течение шести месяцев (начиная с даты выздоровления), предшествующих дню заселения.

Таким образом, административными истцами оспариваются положения Указа № 30-УГ в части, обязывающей граждан при посещении общественных мест и мероприятий, заселении в санатории, объекты временного проживания, а также жилые помещения, предоставляемые гражданами для временного проживания иным гражданам, прибывшим с других регионов, предоставлять документы, подтверждающие прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо документа, содержащего сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо документа, свидетельствующего о противопоказании к вакцинации, и документа, подтверждающего отрицательный результат на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - три вида документов).

В административном иске указано, что у Губернатора области не имеется полномочий устанавливать ограничения на посещение гражданами мероприятий и перечисленных выше объектов без предоставления одного из трех видов документов.

Считают, что перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленный пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ № 68-ФЗ), является закрытым, и в соответствии с данной нормой ограничения могут устанавливаться только в соответствии с федеральными законами, которые таких ограничений как предоставление гражданами указанных трех видов документов в случае посещения мероприятий и объектов не содержат.

Ссылаясь на нормы Конституции Российской Федерации (статьи 2, 4, 18, 19, 41, 44, 55), отмечают, что свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указывают, что Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактики инфекционных болезней» предусмотрена возможность гражданам отказаться от профилактических прививок и установлен закрытый перечень ограничений в случае отсутствия у граждан профилактических прививок; расширение которого не входит в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оспариваемыми нормами Указа № 30-УГ нарушаются права административных истцов, поскольку они не могут без указанных документов посещать спортивные залы, фитнес-клубы, плавательные бассейны, кафе. Кроме того, не могут иметь доступ в культурные и общественные учреждения, места досуга и отдыха.

Частью 5 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг), связанным с состоянием его здоровья, кроме случаев, установленных законом, то есть запрещается дискриминация потребителей по состоянию здоровья, кроме как на основании закона.

В связи с указанным, административный истцы полагают, что в отсутствие установленных федеральным законом норм о запрете посещения мероприятий и организаций без названных видов документов такие обстоятельства, как наличие или отсутствие прививок, заболеваний, не могут ограничивать права потребителей услуг.

Решением Псковского областного суда от 22 декабря 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административные истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по административному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование приводит доводы о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; а также о нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Губернатором Псковской области и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились участвующие в деле лица, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.

На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам оснований для отмены решения суда не находит.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, проанализировав нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, во взаимосвязи с материалами дела, установил, что Губернатор Псковской области принял оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Оспариваемые нормативные положения соответствуют требованиям вышестоящих нормативных актов.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими установленным обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, сохранения и укрепления общественного здоровья, осуществления мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (пункты «б», «ж», «з»).

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее также Федеральный закон № 68-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ приведены основные понятия, в том числе, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среды и материальных потерь в случае их возникновения.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ).

В силу положений статьи 19 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, при этом при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты «а», «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Согласно положений подпунктов «а», «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Распоряжением Администрации Псковской области от 5 марта 2020 года № 133-р «О введении режима повышенной готовности Псковской областной - территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Псковской области» введен режим повышенной готовности.

На территории Псковской области вопросы в области защиты населения и территории Псковской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия органов государственной власти Псковской области в области защиты населения и территорий Псковской области от чрезвычайных ситуаций регулируется Законом Псковской области от 4 мая 2008 года № 762-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпунктами 3, 4, 5 пункта 1.1 статьи 12 которого к полномочиям Губернатора Псковской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Псковской области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона, право установления в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 ФЗ № 68-ФЗ, а также осуществление иных полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 6.1 Регламента Администрации Псковской области, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 15 октября 2007 года № 397 (далее - Регламент), Губернатор области наделен правом принятия правовых актов. Акты Губернатора области принимаются в форме Указов и распоряжений, которые подписываются Губернатором области или лицом, исполняющим его полномочия.

Согласно пункта 6.2 Регламента, Указы Губернатора области подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законом области.

В силу статьи 3 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года № 242-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области» официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полных текстов в газете «Псковская правда», размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Датой официального опубликования Устава, законов области о поправках в Устав и иных законов области, иных нормативных правовых актов области считается дата первой публикации их полных текстов в газете «Псковская правда» или размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Указ Губернатора Псковской области № 30-УГ и Указы о внесении в него изменений приняты и подписаны Губернатором Псковской области, в установленном порядке опубликованы, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке. Суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его опубликования, а доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельными, основанными на ошибочном толковании приведенных положений действующего законодательства.

По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.

Подпунктом г) подпункта 20), подпунктом д.2) подпункта 22), подпункт а.1) подпункта 26), подпунктом д) подпункта 27), подпунктами в) и г) подпункта 32), подпунктом 36) пункта 2; подпунктом г) пункта 2 приложения № 3 Указа № 30-УГ установлен запрет на посещение совершеннолетними гражданами общественных мест и мероприятий без предъявления одного из документов: документа, подтверждающего прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) двумя компонентами двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакциной, либо документа, содержащего сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню проведения мероприятия, а у лица, имеющего медицинские противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), наличие одновременно двух документов - медицинского документа, подтверждающего наличие таких медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, выдавшей данный документ, и документа (в том числе в электронном виде), подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом ПЦР, срок действия которого составляет 48 часов от времени результата такого лабораторного исследования.

Подпунктом а) подпункта 6) пункта 3; подпунктом а) подпункта 7) пункта 3.1, подпунктом 1) пункта 3.3 Указа № 30-УГ установлен запрет на заселение в пансионат, санаторно-курортную организацию (санаторий), в объект временного проживания граждан, а также предоставления жилых помещений для временного проживания, расположенных на территории Псковской области, граждан, прибывших в Псковскую область из другого субъекта Российской Федерации, без предоставления одного из следующих документов: документа, подтверждающего прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) двумя компонентами двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакциной, либо документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, полученного не ранее чем за три календарных дня до дня заселения, либо документа, содержащего сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в течение шести месяцев (начиная с даты выздоровления), предшествующих дню заселения.

Следовательно, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введенных оспариваемыми нормативными правовыми актами в границах территории Псковской области ограничительных мер, включая вышеназванные меры, которые оспариваются административными истцами, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Временное введение на территории Псковской области обязанности при посещении общественных мест и мероприятий, заселении в санатории, объекты временного проживания, а также жилые помещения, предоставляемые гражданами для временного проживания иным гражданам, прибывшим с других регионов, предоставления документов, подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо документа, содержащего сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо документа, свидетельствующего о противопоказании к вакцинации, и документа, подтверждающего отрицательный результат на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) направлено на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемиологического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Псковской области и тем самым направлено на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории Псковской области.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, верно руководствуясь взаимосвязанными положениями Конституции Российской Федерации и приведенных ранее нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, обоснованно отклонил как несостоятельные, не способные повлечь признание оспариваемых положений Указа Губернатора Псковской области недействующими доводы административных истцов о его противоречии данным нормативным правовым актам, а также о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Установление оспариваемыми нормами ограничений направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, включая административных истцов, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также нормами международного права и оправдано необходимостью создания условий для предупреждения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Псковской области.

Доводы административных истцов о принуждении граждан к вакцинации против новой коронавирусной инфекции также оценивались судом и отклонены как лишенные правовых оснований, поскольку в силу положений действующих норм вакцинация населения как форма профилактики заболевания с целью формирования коллективного иммунитета и исключения дальнейшего его распространения, является добровольной.

Исходя из положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статей 5, 11 Федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» вакцинация является видом медицинского вмешательства и осуществляется при добровольном согласии граждан, которые имеют право на отказ об профилактических прививок.

Оспариваемые нормы соответствует требованиям определенности, не вызывает неоднозначное и расширительное толкование. Буквальное, так и системное толкование оспариваемых норм во взаимосвязи с иными регулирующими спорные правоотношения нормативными правовыми актами, в том числе, в их истолковании Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, позволяет сделать однозначный вывод о том, что установленные ограничительные меры сформулированы ясно и четко, какого-либо неоднозначного толкования при правоприменении не допускают.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Учитывая, что отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречило оспариваемые положения, что права, свободы и законные интересы административных истцов ими не нарушены, а предусмотренные ограничительные меры носят временный характер, обусловлены введением на территории Псковской области с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции режима повышенной готовности, продиктованы необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимым целей, соответствуют принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных административными истцами требований.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Псковского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Демченковой Елены Петровны, Тихомирова Александра Евгеньевича, Трегубовой Елены Станиславовны, Афанасьевской Екатерины Владимировны, Пивоварчик Татьяны Васильевны, Кучеренко Сергея Николаевича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Копия верна

Судья